Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования
Приложение
6
Таблица
4 Распределение результата по оценке уровня готовности к групповому взаимодействию
старших подростков в учреждении дополнительного образования в группе № 1
(проявление критериев взаимодействия, данные указанные в баллах)
Критерии
Учащиеся
|
Этап выдвижения целей
|
Этап планирования взаимодействия
|
Этап достижения цели
|
Подведение итогов
|
1(ИГВ)
|
2 (ПГВ)
|
3 (СГВ)
|
Средний балл
|
1(ИГВ)
|
2(ПГВ)
|
3(СГВ)
|
Средний балл
|
1(ИГВ)
|
2 (ПГВ)
|
3 (СГВ)
|
Средний балл
|
1(ИГВ)
|
2 (ПГВ)
|
3 (СГВ)
|
Средний
балл
|
1. А.А.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2. А.О
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3. А.М.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
4. Б.Т.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5. Г.И.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6. В.О.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
7. Ж.Н.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
8. Ж. С.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
9. К.С.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1,6
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10. П.В.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11.Р.Д
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
12. С.М.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13. Т.Р.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
14.Ш.Д.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
15.Ш.Е.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Приложение
7
Таблица
5 Распределение результата по оценке уровня готовности к групповому
взаимодействия старших подростков в учреждении дополнительного образования в группе
№ 2 (проявление критериев взаимодействия, данные указанные в баллах)
Критерии
Учащиеся
|
Этап выдвижения целей
|
Этап планирования взаимодействия
|
Этап достижения цели
|
Подведение итогов
|
1(ИГВ)
|
2 (ПГВ)
|
3 (СГВ)
|
Средний балл
|
1(ИГВ)
|
2 (ПГВ)
|
3 (СГВ)
|
Средний балл
|
1(ИГВ)
|
2 (ПГВ)
|
3 (СГВ)
|
Средний балл
|
1(ИГВ)
|
2 (ПГВ)
|
3 (СГВ)
|
Средний
балл
|
1. А.Д.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2. Б.М.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3. В.М.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
4. Г. Т.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
5. Д.И.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6. Д.О.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
7. Ж.Н.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
8. Ж. С.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
9. К.С.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
10. К.В.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11.Р.Д
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
12. С.М.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13. Т.Р.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
14.Ш.Д.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
15.Я.Е.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Приложение
8
Результаты
по оценке уровня готовности к групповому взаимодействию старших подростков в
учреждении дополнительного образования экспериментальная и контрольная группа (количество
детей указано в процентах - %)
Таблица 8
№ группы
|
Этап выдвижения целей
|
Этап планирования взаимодействия
|
Этап достижения цели
|
Подведение итогов
|
Уровень
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Экспериментальная группа
|
40
|
60
|
0
|
40
|
60
|
0
|
40
|
60
|
0
|
40
|
60
|
0
|
Контрольная группа
|
40
|
60
|
0
|
47
|
53
|
0
|
47
|
53
|
0
|
47
|
53
|
0
|
Приложение
9
Система
занятий организованного общения.
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
1)
формирование и развитие интеллектуальной готовности воспитанников к
эффективному участию во взаимодействии;
2)
формирование и развитие психологической готовности воспитанников к эффективному
участию во взаимодействии;
3)
формирование и развитие социальной готовности воспитанников к эффективному
участию во взаимодействии.
Методы:
Беседы,
мини-лекции, игры, тренинги, дискуссии.
1.
Вводный этап
Занятие
1
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать умению устанавливать контакт;
-
развивать познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-развивать
интерес к совместной деятельности;
Содержание:
1)Упражнение
"Приветствие". Ритуал приветствия.
2)
Мини-лекция "Что такое общение?"
3)Упражнение
" Что я вижу на картине".
4)
Беседа " Зачем уметь общаться?".
5)
Игра "Липучка".
6)
Подведение итогов. Планирование деятельности на следующую встречу.
Занятие
2
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать умению устанавливать контакт;
-развивать
познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-
развивать интерес к совместной деятельности;
-
воспитывать желание сотрудничать, уважать и учитывать интересы других.
Содержание:
1)Ритуал
приветствия.
2) Мини-
лекция "Виды общения""
3)
Упражнение "Представление".
4)
Игра "Интонация"
5)
Подведение итогов.
Занятие
3.
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать организации совместной деятельности;
-
развивать коммуникативные навыки воспитанников;
-
развивать интерес к совместной деятельности;
-
формировать умение договариваться со сверстниками, согласовывать свои действия
с действиями товарищей;
Содержание:
1)
Ритуал
приветствия участников группы.
2)
Игра "
Почетный караул":
Упражнение
"Разминка"
Упражнение
"Радист"
Упражнение
" Смена караула".
3)
Подведение
итогов. Обсуждение.
Основной
этап
Занятие
4
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать организации совместной деятельности;
-
развивать познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-
развивать коммуникативные навыки воспитанников;
-
формировать умение договариваться со сверстниками, согласовывать свои действия
с действиями товарищей;
Содержание:
1)
Ритуал приветствия участников.
2)Мини-лекция
"Эффективное общение".
3)Упражнение
"Эффективное общение".
4)
Беседа " Вербальные средства общения".
5)
Игра "Защита вождя краснокожих"
4) Подведение
итогов. Обсуждение.
Занятие
5
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать организации совместной деятельности;
-
развивать познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-
развивать коммуникативные навыки воспитанников;
-
воспитывать желание сотрудничать, уважать и учитывать интересы других.
Содержание:
1)
Ритуал
приветствия участников.
2)
Мини-лекция "Фильтры
слушания". Педагог обсуждает с участниками причины неэффективного слушания
в процессе общения.
3)
Упражнение "Интересные
новости".
4)
Беседа "
Типы слушателей и техники активного слушания"
5)
Упражнение "Мудрый
слушатель".
6)
Коллективное
рисование "Страна Х".
7)
Подведение
итогов.
Занятие
6
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
развивать коммуникативные навыки воспитанников;
-
развивать познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-
формировать умение договариваться со сверстниками, согласовывать свои действия
с действиями товарищей;
-
воспитывать желание сотрудничать, уважать и учитывать интересы других.
Содержание:
1)
Ритуал приветствия участников.
2)
Мини-лекция педагога на тему " Невербальные средства общения".
3)
Упражнение " Телеграмма".
4)
Упражнение " Пойми меня правильно".
5)
Упражнение "Маски"
6)
Подведение итогов.
Занятие
7
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать организации совместной деятельности;
-
развивать коммуникативные навыки воспитанников;
-
развивать познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-
воспитывать желание сотрудничать, уважать и учитывать интересы других.
Содержание:
1)
Ритуал
приветствия участников.
2)
Мини- лекция "
Этапы взаимодействия".
3)
Упражнение "Мозговой
штурм".
4)
Игра "
Вместе дом построим".
5)
Подведение
итогов.
Занятие
8
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать умению устанавливать контакт;
-
обучать организации совместной деятельности;
-
формировать умение договариваться со сверстниками, согласовывать свои действия
с действиями товарищей;
-
воспитывать желание сотрудничать, уважать и учитывать интересы других.
Содержание:
1)
Ритуал
приветствия участников.
2)
Мини- лекция.
Педагог сообщает участникам некоторые правила этикета.
3)
Упражнение "Правила
этикета". Участники разыгрывают ситуации правил поведения в автобусе, в
магазине, в театре, в школе и т. д.
4)
Игра "Большой
пазл"
5)
Подведение
итогов.
Занятие
9
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать навыкам конструктивного разрешения конфликтов.
-
развивать коммуникативные навыки воспитанников;
-
развивать познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-
воспитывать желание сотрудничать, уважать и учитывать интересы других.
Форма:
групповая дискуссия
Содержание:
1)
вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее
актуальность);
2) сообщение
участников о понятии "конфликт", классификация конфликтов
3)
вопросы, вынесенные на обсуждение;
4)
приемы активизации слушателей.
5)
Подведение итогов.
Занятие
10 Тема: " Конфликты со сверстниками".
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
Задачи:
-
обучать навыкам конструктивного разрешения конфликтов.
-
развивать коммуникативные навыки воспитанников;
-
развивать познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-
воспитывать желание сотрудничать, уважать и учитывать интересы других.
Содержание:
1)
Ритуал приветствия участников клуба общения.
2)
Мини- лекция "Конструктивные способы выхода из конфликта".
3)Упражнение
"Письмо губернатору".
4)
Упражнение "Коробка с конфликтами".
5)
Подведение итогов.
Заключительный
этап.
Занятие
11
Цель:
создать условия для обучения групповому взаимодействию подростков.
-
обучать организации совместной деятельности;
-
развивать коммуникативные навыки воспитанников;
-
развивать познавательную сферу воспитанника, его интеллектуальной коммуникативности;
-
развивать интерес к совместной деятельности;
-
формировать умение договариваться со сверстниками, согласовывать свои действия
с действиями товарищей;
-
воспитывать желание сотрудничать, уважать и учитывать интересы других.
Содержание:
1)
Ритуал приветствия участников.
2) Игра
"Вести с полей".
3)
Представление с отчета в творческой форме о проделанной работе.
4)
Подведение итогов.
Занятие
12
Диагностическая игра "Шторм".
1. Цель: выявить уровень взаимодействия
группы.
1.
Этап Выдвижение
целей.
Условия: Ваш корабль
попал в шторм, команда экипажа 15 человек. В вашем распоряжении 2 шлюпки, вам
необходимо определить путь спасения, распределить между группой следующие
обязанности:
- капитан,
- помощник капитана,
- гребцы,
- пассажиры,
- радист.
1) наметить путь спасения
и распределить роли, четко придерживаться их.
2 Этап. Спланировать
действия работы, так, чтоб в течении 10 минут с помощью лишь 2-х стульев не
вставая на пол, вся команда оказалась спасена, перевезена на другой берег.
3 этап. Достигают цели,
только если вся команда спасена.
4 этап. Подведение
итогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|