бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования бесплатно рефераты

Для того чтобы выявить уровень готовности подростков к взаимодействию в группе во время проведения игры, осуществляется наблюдение. Критерии наблюдения разработаны нами на основе анализа теории по организации обучения группового взаимодействия (см. 1.2.). Также необходимо было проследить, присутствуют ли во взаимодействии все этапы.


Таблица 1

 Критерии

Уровень взаимодействия

Интеллектуальная готовность воспитанника

Психологическая готовность воспитанника

Социальная готовность воспитанника

Этап выдвижения целей

Высокий уровень взаимодействия

- широкий круг знаний;

- богатая выразительная речь;

- высокий уровень познавательной активности;

- умение устанавливать контакт;

- интерес к совместной деятельности;

- умение договариваться со сверстниками;

- организация совместной деятельности;

- согласование своих действий с действиями товарищей;

Средний уровень взаимодействия

- широкий круг знаний;

- выразительная речь;

- средний уровень познавательной активности;

- интерес к совместной деятельности;

- поддерживает контакт со сверстниками;

- умение договариваться со сверстниками;

- согласование своих действий с действиями товарищей;

Низкий уровень взаимодействия

- ограниченный круг знаний;

- эмоциональная речь;

- низкий уровень познавательной активности;

- отсутвие интереса к совместной деятельности;

- отсутвие контакта со сверстниками;

-не умение договариваться со сверстниками;

- не согласование своих действий с действиями товарищей;

Этап планирования взаимодействия

Высокий уровень взаимодействия

- широкий круг знаний;

- богатая выразительная речь;

- высокий уровень познавательной активности;

- самостоятельное разрешение конфликтов;

- адекватная оценка результата своей деятельности;

- умение устанавливать контакт;

- интерес (мотивация) к совместной деятельности.

- умение договариваться со сверстниками;

- организация совместной деятельности;

-согласование своих действий с действиями товарищей;

- оказание помощи сверстникам.

Средний уровень взаимодействия

- широкий круг знаний;

- выразительная речь;

- средний уровень познавательной активности;

- не участие в конфликтах;

- интерес к совместной деятельности;

- оценка результата своей деятельности;

- умение договариваться со сверстниками;

- оказание помощи сверстникам;

- согласование своих действий с действиями товарищей.

Низкий уровень взаимодействия

- широкий круг знаний;

- выразительная речь;

- средний уровень познавательной активности;

- отсутствие интереса к совместной деятельности;

- отсутствие контакта со сверстниками;

- неадекватная оценка своей деятельности;

- инициатор конфликтов, отсутствие самостоятельного их разрешения.

- не умение договариваться со сверстниками;

- не согласование своих действий с действиями товарищей.

Этап достижения цели.

Высокий уровень взаимодействия

- широкий круг знаний;

- богатая выразительная речь;

- высокий уровень познавательной активности;

- самостоятельное разрешение конфликтов;

- адекватная оценка результата своей деятельности;

- умение устанавливать контакт;

- стимулирование своих товарищей при выполнении деятельности;

- умение договариваться со сверстниками;

- организация совместной деятельности;

-согласование своих действий с действиями товарищей;

- оказание помощи сверстникам.

Средний уровень взаимодействия

- широкий круг знаний;

- выразительная речь;

- средний уровень познавательной активности;

- не участие в конфликтах;

- интерес к совместной деятельности;

- поддерживает контакт со сверстниками.

- умение договариваться со сверстниками;

- оказание помощи сверстникам;

- согласование своих действий с действиями товарищей.

Низкий уровень взаимодействия

- широкий круг знаний;

- выразительная речь;

- средний уровень познавательной активности;

- отсутствие интереса к совместной деятельности;

- отсутствие контакта со сверстниками;

- неадекватная оценка своей деятельности;

- инициатор конфликтов, отсутствие самостоятельного их разрешения.

- не умение договариваться со сверстниками;

- не согласование своих действий с действиями товарищей.

Подведение итогов

Высокий уровень взаимодействия

Обладает высоким уровнем знаний, богатым словарным запасом, высокой готовностью к овладениям знаниям;

- анализ деятельности;

Обладает умением разрешать конфликты, адекватно оценивать результат своей деятельности, умение устанавливать контакт, интерес к совместной деятельности.

Обладает умением договариваться со сверстниками, организовывать совместную деятельность, согласовывать свои действия с действиями товарищей, умение оказать помощь

Средний уровень взаимодействия

Обладает достаточным для возраста уровнем знаний, средним словарным запасом

- анализ деятельности;

Не участвует в конфликтах, проявляет интерес к совместной деятельности, идет на контакт со сверстниками.

Обладает умением договариваться со сверстниками, умением оказывать помощь. Согласовывает свои действия с действиями товарищей.

Низкий уровень взаимодействия

Обладает средним уровнем знаний, недостаточным словарным запасом.

Отказ от анализа совместной деятельности.

Не проявляет интерес к совместной деятельности, не идет на контакт со сверстниками, неадекватно оценивает результат своей деятельности. Выступает инициатором конфликтов, разрешает их лишь с посторонней помощью.

Не обладает умением договариваться со сверстниками, не оказывает помощь другим. Не согласовывает свои действия с действиями товарищей.


Каждый критерий мы ранжируем по следующим параметрам 2 балла – высокий уровень, 1балл – средний уровень, 0 баллов – низкий уровень. По каждому этапу считаем средний балл уровня взаимодействия.

Высокий уровень – ребенок заинтересован во взаимодействии; умеет договариваться со сверстниками, организовывать совместную деятельность, согласовывая при этом свои действия с действиями других детей; оказывает помощь партнеру по взаимодействию, как правило, по своей инициативе; в конфликты вступает очень редко и старается разрешить их самостоятельно, адекватно оценивает общий результат.

Средний уровень – ребенок проявляет заинтересованность во взаимодействии, но не всегда может договориться с другими детьми, редко выступает инициатором взаимодействия, затрудняется самостоятельно организовать совместную деятельность; помогает товарищам в основном по просьбе взрослого; в конфликты вступает редко, разрешает их самостоятельно или при помощи взрослого; не всегда адекватно оценивает результат совместной деятельности (чаще замечает только свои действия).

Низкий уровень – ребенок часто не заинтересован во взаимодействии с другими детьми, не умеет договариваться, организовывать совместную деятельность; помогает партнеру по взаимодействию только по просьбе взрослого или вообще отказывает в помощи; часто выступает инициатором конфликтов, разрешает которые при помощи взрослого; неадекватно оценивает общий результат (замечает только собственные действия).

Данная методика позволяет выявить уровень готовности группового взаимодействия у старших подростков в учреждении дополнительного образования.

Таким образом, при поведении констатирующего эксперимента мы изучим условия обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования: выявим уровень готовности педагогов дополнительного образования к обучению групповому взаимодействию воспитанников и выявим уровень готовности к взаимодействию в группе старших подростков.


2.2 Ход и результаты исследования


Констатирующий эксперимент проводился на базе МОУДОД "Детского морского центра "Североморец" г. Северодвинска Архангельской области, педагогический коллектив состоит из 18 человек, из них 16 человек, работают с такой возрастной группой как старшие подростки. Поэтому в анкетировании участвовали 16 педагогов дополнительного образования. Исследование проводилось в первой половине дня, так как во второй педагоги проводили занятия. Анкетирование и наблюдение проводилось в течение двух недель, с каждым педагогом индивидуально.

Для проведения методики констатирующего эксперимента были выбраны 2 группы подростков объединения "Морское дело" МОУДОД "Детского морского центра "Североморец" г. Северодвинска, учащиеся 1-го года обучения, возраст 13-15 лет. Исследование проводилось в течение двух недель, во второй половине дня, когда учащиеся приходили на занятия в Детский морской центр.

Группа, далее представленная под №1, состоит из 15 человек, из них 9 человек – мальчики, 6 человек – девочки. Воспитанники обучаются в объединении " Морское дело", изучают морское и шлюпочное дело, основы стрельбы из пневматической винтовки и основы туризма. Начали свое обучение в Детском морском центре с сентября 2008 года. Группа состоит из учащихся разных школ г. Северодвинска. В течение учебного года в центре состав группы не менялся. Воспитанники обучаются морскому и шлюпочному делу.

Группа, далее представленная под №2, состоит из 15 человек, из них 8 человек – мальчики, 7 человек – девочки. Воспитанники обучаются в объединении " Морское дело", изучают морское и шлюпочное дело, основы стрельбы из пневматической винтовки и основы туризма. Начали свое обучение в Детском морском центре с сентября 2008 года. Группа состоит из учащихся одной школы г. Северодвинска. В течение учебного года в центре состав группы не менялся. Воспитанники обучаются морскому и шлюпочному делу.

С педагогами дополнительного образования по вышеописанной методике "Готовность педагога к обучению взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования детей" была проведена анкета и наблюдение, обработка результатов позволила получить определенные данные, представленные в таблице 2 (см. Приложение 5).

Общий результат готовности педагогов к обучению взаимодействия:

Высокий уровень- 38,5% (6 человек), средний уровень- 56,1 (8человек), низкий уровень- 5,4% (1 человек). Преобладает показатель среднего уровня готовности педагогов к обучению взаимодействию, данный результат говорит о том, что педагогический коллектив в большинстве своем в процессе обучения решает следующие задачи: формирование и развитие интеллектуальной, социальной и психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии.

Для выявления уровня сформированности коммуникативных умений мы обследовали 2 группы старших подростков (№1,№2). Учащимся был предложен опросник, состоящий из 20 вопросов (см. Приложение 2). Исследование проводилось в каждой группе отдельно. Испытуемым раздавались бланки для ответов. Перед проведением методики, зачитывалась инструкция (см. Приложение 2).

При проведении методики, выявляющей уровень сформированности коммуникативных умений, мы получили, следующие данные:

Результаты уровня сформированности коммуникативных умений в группах № 1 и №2 (количество детей указано в процентах - %)


Таблица 3

Группа

Уровень сформированности коммуникативных навыков

высокий

средний

низкий

№1

13

67

20

№2

30

70

-


Сравнивая представленные данные, можно сказать, что уровень сформированности коммуникативных навыков в группе № 2 выше, чем в группе № 1.

Для того чтобы выявить уровень готовности к групповому взаимодействию старших подростков мы обследовали группу №1 и №2. Мы проводили диагностическую игру "Шторм" отдельно с каждой группой. Результаты по оценке уровня готовности к групповому взаимодействию старших подростков, группа №1 представлены в таблице 4 (см. Приложение 6). Результаты по оценке уровня готовности к групповому взаимодействию старших подростков, группа №2 представлены в таблице 5 (см. Приложение 7).

Мы наблюдали за воспитанниками на разных этапах взаимодействия:

1.Этап выдвижения целей. На данном этапе учащиеся группы №1 предлагали различные варианты решения проблемы, не выслушав все имеющиеся предложения. В результате этого Б. Т. потеряла интерес к продолжению игры. Участники постоянно уточняли у ведущего условия игры, не спрашивая об этих условиях товарищей. Участники спланировали процесс реализации принятого решения, распределили роли между собой.

На данном этапе группа №2 в более быстрый срок обсудила варианты решения проблемы, но выбрала не самый оптимальный вариант. Заинтересованность к совместной деятельности в группе присутствовала.

2. Этап планирования взаимодействия. На данном этапе участники группы №1 реализовали спланированные действия. Распределили роли, но Б.Т. полученная ей роль не понравилась, она отказалась от участия в игре. Остальные участники группы выполнили роли в соответствии с заявленными правилами.

На данном этапе участники группы № 2 реализовали спланированные действия. Распределили роли так, что капитан – Д.О. не смог определить очередность спасения пассажиров, но скорректировал его деятельность радист А.Д.

3. Этап достижения цели. На данном этапе группа № 1 достигла цели решения проблемы. Б.Т., отказавшаяся от своей роли позже заинтересовалась и согласилась быть пассажиром. Капитан и радист стимулировали деятельность участников игры. Распределение ролей игры соответствовало уровню умений и знаний участника. Цель игры достигнута, все участники спаслись от кораблекрушения.

На данном этапе группа №2 достигла цели. С помощью взаимодополняемости партнеров, их готовности помогать друг другу. Роли были распределены не в соответствии со знаниями и умениями участника. Цель игры достигнута, все участники спаслись от кораблекрушения.

4. Подведение итогов. На этом этапе участница Б.Т. группы №1 участвовать в анкетировании отказалась. Остальные участники участвовали в обсуждении хода игры и анализе своих действий.

На данном этапе участники группы №2 ответили на вопросы анкеты, выразили свое мнение и отношение к ходу игры.

Сравнение результатов полученных в двух группах при выявлении уровня группового взаимодействия представлены в таблице 6.

Результаты по оценке уровня готовности к групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования группа № 1 и № 2 (количество детей указано в процентах - %)


Таблица 6

№ группы

Этап выдвижения целей

Этап планирования взаимодействия

Этап достижения цели

Подведение итогов

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Группа№1

20

73

7

33

60

7

40

60

0

40

53

7

Группа№2

40

60

0

47

53

0

47

53

0

47

53

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8