бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования бесплатно рефераты

На первом и втором этапах обсуждения наблюдатели отмечают особенности поведения каждого из участников, обращают внимание на их взаимоотношения, владение культурой спора, умение установить контакт друг с другом. Эксперты оценивают правильность, сбалансированность принятого решения.

При подведении итогов занятия ведущий, наблюдатели и эксперты оценивают деятельность его участников, все присутствующие высказывают свое мнение о проделанной работе.

Групповые дискуссии — дискуссии, ориентированные на проблемные нравственные вопросы, близкие к традиционным диспутам или более сложным проблемным групповым формам в духе организационно-деятельностных игр [37: 33].

Занятие-дискуссия. В процессе организации учебной дискуссии важно найти интересный предмет спора, актуальный и социально значим для группы. Тема дискуссии обязательно должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение.

При подготовке к дискуссии необходимо разработать вопросы для обсуждения. В формулировках вопросов могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки, и т. п. Подобные вопросы заставляют мыслить, втягивают аудиторию в активный обмен мнениями. Сама формулировка вопроса должна включать в себя возможность становления различных точек зрения, быть поводом для размышления. Это необходимое условие для проведения публичного спора.

В процессе подготовки разрабатывается сценарий дискуссии. Он включает:

- вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность);

-вопросы, вынесенные на обсуждение;

-приемы активизации слушателей.

В сценарии определяются задачи, стоящие перед участниками обсуждения, уточняются условия спора, формулируются отдельные положения, которые необходимо обосновать коллективными усилиями, указывается, какие технические средств, наглядные пособия будут использованы в ходе дискуссии.

Для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа. Полемисты должны знать заранее тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию. Следует обязательно познакомиться с основными требованиями культуры спора, ответственно подойти к выбору ведущего[35: 114].

Следующей формой организованного общения является - игра. Игра может быть коммуникативная, ролевая, деловая и т. д. [35:117]. Мы рассмотрим коммуникативную игру, основной целью, которой является создать условия для развития коммуникации воспитанников.

Коммуникативная игра. Игра предполагает столкновение людей с противоположными взглядами и установками [35:118]. Задача — столкнуть в споре стороны, стоящие на принципиально разных позициях.

Цель игры - формирование навыков и умений ведения полемики, оказание помощи в овладении культурой спора и совершенствовании полемического мастерства.

Игра проводится в четыре этапа. В ней принимают участие преподаватель и учащиеся одного или двух классов. На разных этапах игры они выполняют определенные роли: организатора, руководителя, участника, специалиста по теме, специалиста по логике, специалиста по культуре речи, специалиста по культуре спора, критика.

Первый этап является организационным. На консультации рассказывается о назначении и цели игры, о порядке ее проведения, о задачах участников игры, о методике подготовки. Выделяется группа организаторов, выбирается ее лидер. Участники игры определяют тему.

На втором этапе осуществляется подготовка. Организаторы решают все методические вопросы, назначают руководителя, "специалистов", продумывают оформление аудитории. Участники деловой игры изучают тему предстоящего спора, знакомятся с соответствующей литературой, консультируются по всем вопросам со специалистами.

На третьем этапе проводится игра по избранной теме. Ведет ее руководитель, назначенный организаторами. Он представляет обе группы, говорит о цели данной встречи, предлагает принять активное участие в работе. Каждая группа кратко рассказывает о себе. Участники, независимо от "должностей", обсуждают предложенные проблемы, соблюдая правила ведения публичного спора, используя полемические приемы и уловки.

Четвертый этап - заключительный. На этом этапе организуется обсуждение проведенного мероприятия, критически анализируется деятельность всех участников деловой игры. Последовательно предоставляется слово "специалистам". В заключении подводятся итоги всех этапов игры.

Таким образом, мы выявили, что организованное общение – это взаимодействие воспитанников, которое осуществляется под руководством педагога в различных формах. Ведущей задачей организованного общения является обучение взаимодействию. Осуществляется в таких формах, как тренинги общения, групповые дискуссии, коммуникативные, ролевые и деловые игры.


Выводы по первой главе


Рассматривая теоретические основы обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования, мы выявили, что специфика социального воспитания старших подростков в учреждении дополнительного образования определяется следующим: добровольным вхождением ребенка в воспитательную организацию, удовлетворением индивидуально-групповых образовательных потребностей, содействием в профессиональном самоопределении учащихся, опосредованностью социального воспитания в силу принципа дополнительности, принадлежностью к государственным учреждениям, спецификой субъектов социального воспитания.

Специфика учреждений дополнительного образования создает благоприятные условия для обучения групповому взаимодействию. Особенностями обучения групповому взаимодействию являются: 1)функционально-ролевой характер; 2) организуется для того, чтобы решить задачи, адекватные функции воспитательной организации. Обучение групповому взаимодействию предполагает включение членов коллектива в процессы выдвижения целей, планирование работы, реализации намеченного плана, анализ проделанной работы. Эти составляющие обучения взаимодействия осуществляются несколькими средствами: обучение в процессе совместной деятельности, создание обучающих ситуаций, организация самоуправления и организованное общение.

При обучении групповому взаимодействию необходимо наличие внешних и внутренних условий. Внешние условия - это благоприятный психологический климат в группе, готовность педагога к обучению взаимодействию и наличие совместной деятельности и цели. Внутренние – интеллектуальная, психологическая, социальная готовность воспитанников, мотивация воспитанников, принятие групповых норм и ценностей участниками группы. При соблюдении данных условий обучение взаимодействию становится более эффективным.

Одним из средств обучения взаимодействию старших подростков является организованное общение. Организованное общение – это специально планируемые и организуемые педагогом формы коллективного общения, направленные на развитие коммуникативного опыта воспитанников. Одной из основных задач которого является обучение взаимодействию. Осуществляется в таких формах, как тренинги общения, групповые дискуссии, коммуникативные, ролевые и деловые игры и др.


2. Условия обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования детей


2.1 Цель, задачи, методика исследования условий обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования детей


В данном разделе представлена методика констатирующего эксперимента, цель которого - изучение условий обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования.

Для достижения цели были определены следующие задачи: 1) разработать и апробировать методики исследования внутренних и внешних условий группового взаимодействия старших подростков в учреждении дополнительного образования детей; 2) выявить уровень развития группового взаимодействия старших подростков в учреждении дополнительного образования; 3) описать экспериментальные данные; 4) выполнить анализ и интерпретацию данных.

Для исследования из условий обучения взаимодействию мы выбираем только два условия - готовность педагога к обучению взаимодействию старших подростков и готовность воспитанников к взаимодействию. Так как остальные условия (благоприятный психологический климат, наличие совместной деятельности, мотивация к взаимодействию, принятие групповых норм и ценностей участниками группы) присутствуют в процессе обучения в учреждении дополнительного образования и обусловлены спецификой дополнительного образования.

Для выявления особенностей внешних условий обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования детей, мы исследуем готовность педагога к обучению взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования. Из внешних данное условие является основным, так как при отсутствии готовности педагога к обучению групповому взаимодействию, само обучение не возможно.

Методика "Готовность педагога к обучению взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования детей"

Цель: выявить готовность педагога к обучению взаимодействию. Метод исследования – анкетирование и наблюдение. Для данного метода был разработан бланк анкеты (см. Приложение 1). Готовность педагога определяется знанием задач, которые необходимо решать педагогу при обучении взаимодействию старших подростков и знанием и умением организации этапов взаимодействия (см. 1.2.).

Наличие готовности педагогов, определяем с помощью следующих критериев:

1) формирование и развитие интеллектуальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии - вопросы №1,2;

2) формирование и развитие психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии – вопросы № 3, 4;

3) формирование и развитие социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии - вопросы № 5,6;

4) знания об этапах организации взаимодействия – вопросы № 7,8;

5) умения обучать групповому взаимодействию в соответствии с этапами (определяется с помощью наблюдения):

А) применение различных форм обучения групповому взаимодействию;

Б) симулирование интереса учащихся к совместной деятельности;

В) развитие познавательной активности учащихся;

Г) информировать воспитанников о способах конструктивного взаимодействия;

Д) стимулировать учащихся к согласованию своих действий с действиями товарищей, к оказанию им помощи, поддержанию контакта.

Обработка данных: ответ на вопросы анкеты с 1 по 8 а– 2 балла, б – 1 балл, в– 0 баллов, проявление критериев наблюдения – каждый А, Б, В, Г, Д – 2 балла.

По результатам обработки определяется уровень готовности педагогов к обучению взаимодействию.

Высокий уровень (18 – 26 баллов) - Педагог в процессе обучения решает следующие задачи: формирование и развитие интеллектуальной, социальной и психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии. Формирует у воспитанников знания и умения по организации и осуществлению всех этапов взаимодействия.

Средний уровень (6- 18 баллов) - Педагог в процессе обучения решает следующие задачи: формирование и развитие интеллектуальной, социальной и психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии.

Низкий уровень (0 – 6 баллов)- Педагог в процессе обучения частично решает следующие задачи: формирование и развитие интеллектуальной, социальной и психологической готовности воспитанников к эффективному учению во взаимодействии.

Важнейшей составляющей интеллектуальной готовности воспитанников к взаимодействию является сформированность коммуникативных умений. Следовательно, при проведении констатирующего эксперимента мы исследуем сформированность коммуникативных умений учащихся.

Методика выявления уровня сформированности коммуникативных умений [40:374].

Цель методики выявить уровень сформированности коммуникативных умений у старших подростков. Методика состоит из 20 вопросов, предполагающих ответ "да" или "нет" (см. Приложение 2).

При обработке результатов, следует сопоставить ответы испытуемого с ключом:

Ответ "да" – на вопросы с 1 по 10 – оценивается в 1 балл.

Ответ "нет" - на вопросы с 11 по 20- оценивается в 1 балл.

Максимальное количество 20 баллов. Необходимо вычислить оценочный коэффициент коммуникативных умений (Кк ) как отношения количества совпадающих ответов (Х) к максимально возможному числу совпадений (20), по формуле Кк = х/20. Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (см. Приложение 3).

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем сформированности коммуникативных умений.

2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные умения сформированы на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень сформированности коммуникативных умений. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их навыков не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных навыков.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем сформированности коммуникативных умений. Они испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимают самостоятельные решения, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации.

Данная методика поможет выявить сформированность коммуникативных умений у воспитанников в группе, определить процентное соотношение данного уровня в группе.

При проведении констатирующего эксперимента необходимо выявить уровень группового взаимодействия в объединении учащихся, для того чтобы определить наиболее важные задачи обучения взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования.

Методика выявления уровня готовности к групповому взаимодействию старших подростков.

Для того чтоб выявить уровень группового взаимодействия, нами была разработана диагностическая игра "Шторм". Игра разработана в соответствии с этапами организации взаимодействия:

Группе заявлена проблема – спасение при кораблекрушении.

1.Этап выдвижения целей. На данном этапе участники выдвигают цели совместной деятельности в процессе групповой дискуссии. Группе заявлена проблема – организация спасения при кораблекрушении, таким образом, чтобы все участники игры спаслись. Участники обсуждают варианты решения проблемы, принимают оптимальный вариант, соответствующий условиям игры.

2. Этап планирования взаимодействия. Планируют процесс реализации принятого решения, распределяют роли: капитана, радиста, гребцов, пассажиров. Капитан определяет очередность спасения пассажиров и команды, радист передает информацию с берега на берег, гребцы осуществляют движение шлюпки.

3. Этап достижения цели. На данном этапе группа достигает цели, в соответствии с определенными нормами взаимодействия. На данном этапе участники реализуют спланированные действия, с учетом распределенных ролей. В идеале такое взаимодействие предполагает упорядочивание, комбинирование, стимулирование усилий участников игры, распределение ролей игры в соответствии с уровнем умений и знаний участника, взаимодополняемость партнеров, их готовность помогать друг другу. Цель достигается, если каждый участник игры спасается от кораблекрушения.

4. Подведение итогов. На этом этапе подводятся итог игры. На данном этапе с детьми проводится анкетирование участников (см. Приложение 4), в ходе которого выясняется мнение каждого участника о ходе игры, что явилось самым сложным, а что напротив наиболее интересным, достигнута ли цель: получилась ли игра близкой к реальности, чьи достижения хотелось бы отметить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8