бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования бесплатно рефераты

5) учреждения дополнительного образования являются в большинстве своем государственными учреждениями. Возникнув по общественно-педагогической инициативе, данный вид воспитательных организаций с 1918 г. и по настоящее время остается преимущественно государственным.

6) различное ведомственное подчинение, например: Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму.

7) специфика субъектов социального воспитания. Своеобразие состоит в том, что открытие учреждения дополнительного образования по тому или иному профилю связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией. Многие педагоги дополнительного образования, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно.

Взаимодействие воспитателя и воспитанника в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, например, в методах требования и наказания. Поэтому ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом. Для управления деятельностью воспитанников педагог устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Образ педагога дополнительного образования отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Таким образом, специфика социального воспитание старших подростков в учреждении дополнительного образования определяется следующим: добровольным вхождением ребенка в воспитательную организацию, удовлетворением индивидуально-групповых образовательных потребностей, содействием в профессиональном самоопределении учащихся, опосредованностью социального воспитания в силу принципа дополнительности, принадлежностью к государственным учреждениям, спецификой субъектов социального воспитания.


1.2 Обучение групповому взаимодействию старших подростков


В общем виде взаимодействие - это организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу.

Содержательной основой взаимодействия являются ценности: интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом или организацией, в которой осуществляется взаимодействие,а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности [32:140].

Организуется взаимодействие в контактных группах – в коллективе, в микрогруппах, входящих в его состав; между группами – в воспитательных организациях, а также в различных формах массового взаимодействия, когда в него вовлекаются большая группа членов организации либо специально собираемые дети, подростки, юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо организации (так называемая толпа).

Отсюда выделяют несколько видов взаимодействия: групповое, межгрупповое, массовое.

Межгрупповое взаимодействие организуется между первичными коллективами, каждому из которых обеспечивается позиция группового субъекта жизнедеятельности. Объективной предпосылкой организации продуктивного межгруппового взаимодействия является феномен соотнесения групп друг с другом, в ходе которого возникает чувство "мы - группа" как результат соотнесения своей группы с другими.

Следующий вид взаимодействия – массовое. Организация массового взаимодействия в воспитательной организации предполагает вовлечение всех или большей части членов организации в совместное участие, восприятие и переживание какого-либо зрелища.

В соответствии с темой работы подробнее мы рассмотрим групповое взаимодействие и условия обучения старших подростков групповому ввзаимодействию.

Групповое взаимодействие организуется в жизнедеятельности первичных коллективов (обычно до 30-50 человек) между всеми его членами, внутри микрогрупп (2-7 человек) и между ними. Это взаимодействие, как правило, имеет функционально-ролевой характер, т.е. организуется для того, чтобы решить задачи, адекватные функциям воспитательной организации, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнедеятельности в определенный период времени.

Организация группового взаимодействия предполагает включение членов коллектива и отдельных микрогрупп в процессы выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, планирования необходимой для этого работы, реализации намеченного плана, анализа проделанной работы.

Этап выдвижения целей происходит в ходе групповой дискуссии. Групповая дискуссия включает в себя следующие этапы: постановка проблемы, прояснение вопроса, обсуждение вариантов решения, выбор варианта решения, обсуждение, принятие или снятие варианта, обсуждение шагов по реализации найденного решения, планирование процесса реализации принятого решения [32:142].

Этап планирование взаимодействия в процессе реализации принятого в результате решения предполагает определение того, что нужно сделать и распределить обязанности между членами коллектива [32:143].

Реализация спланированной работы осуществляется в соответствии с определенными нормами взаимодействия [32:144].

Нормы взаимодействия, с одной стороны, изначально сообщаются его организатором, с другой стороны, вырабатываются самими партнерами в процессе взаимодействия, а кроме того, они определяются нормами коллектива и характером сложившихся в нем отношений.

Ценности и нормы, принимаемые и вырабатываемые партнерами, определяют их поведение и характер процесса взаимодействия (кооперативный или конкурентный). Основное различие между кооперативным и конкурентным характером взаимодействия лежит в области его целей.

Кооперация предполагает, что каждый партнер или микрогруппа достигают своей цели только в том случае, когда все остальные также достигают своей цели. Т. е. кооперативное взаимодействие предполагает координацию индивидуальных усилий участников (упорядочивание, комбинирование, стимулирование их усилий), дифференциацию сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия, взаимодополняемость партнеров, и готовность помогать друг другу и брать на себя при необходимости выполнение функций друг друга.

В случае конкурентного взаимодействия достижение цели одним из партнеров или одной из микрогрупп исключает достижения ее всеми другими, что обычно приводит к конфликту.

Поведение партнеров по взаимодействию и его продуктивность во многом зависят от ряда их личностных характеристик: развитости и направленности социальных потребностей; сформированности социальных установок на себя как субъекта взаимодействия, на позитивное отношение к партнерам и к процессу взаимодействия как ценности;сформированности коммуникативных и инструментальных умений; меры креативности.

После этапа завершения запланированной работы в коллективе проводится ее анализ. Итоги анализа обычно подводит руководитель ведущий, акцентируя внимание на общем результате работы, на отношении к делу членов коллектива, на достоинствах и недостатках процесса реализации работы [32:146].

Далее в данном разделе целесообразно рассмотреть понятие обучения взаимодействию и условия обучения групповому взаимодействию старших подростков.

Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности (определение А.В. Мудрика).

Из определения можно выделить задачи, которые необходимо решить педагогу при обучении взаимодействию старших подростков:

- формирование и развитие интеллектуальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;

- формирование и развитие психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;

- формирование и развитие социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии.

При обучении групповому взаимодействию педагог должен знать: способы информирования воспитанников о конструктивных методах взаимодействия с окружающими людьми; конкретные приемы и способы отработки гуманного, демократического взаимодействия в различных коммуникативных связках; возрастные особенности старших подростков;

различные формы обучения взаимодействию. Уметь организовывать совместную деятельность так, чтобы воспитанник приобретал когнитивный, эмоциональный и поведенческий опыт взаимодействия, организовывать педагогические ситуаций, направленные на обучение взаимодействию и формировать положительные мотивы и установки на взаимодействие.

Задачи обучения взаимодействию осуществляются с помощью следующих средств.

Первое средство - совместная деятельность, ребята приобретают знания, способы и потребности, связанные с взаимодействием, в процессе совместной деятельности, т. е. в быту и жизнедеятельности своей группы.

Следующее средство, играющее не менее важную роль в формировании опыта взаимодействия - педагогические ситуации, организованные в группе. А возникать они могут двумя путями: во-первых, педагог придает воспитательную направленность стихийно сложившейся в группе ситуации (например, вспыхнувший конфликт с помощью педагога разрешается вполне конструктивно, при этом ребята приобретают опыт "договора" или "компромисса"); во-вторых, ситуация создается педагогом специально.

Третье средство обучения взаимодействию учащихся – организация их самоуправления, трактуемого А. В.Мудриком как решение вопросов жизнедеятельности коллектива его полномочными представителями — постоянным (официальным) и сменным (инициативным) активом.

Следующее средство обучения старших подростков взаимодействию

— это организованное общение, т. е. специально планируемые и органи- зуемые педагогом формы коллективного общения, направленные на "окультуривание" коммуникативного опыта воспитанников.

Выделяют два вида условий обучения взаимодействию:

1) внешние:

- благоприятный психологический климат в группе;

- готовность педагога к обучению взаимодействию;

- наличие совместной деятельности и цели;

2) внутренние:

-интеллектуальная, психологическая, социальная готовность воспитанников к взаимодействию;

- мотивация воспитанников;

- принятие групповых норм и ценностей участниками группы [56: 144].

Эффективности обучения групповому взаимодействию старших подростков способствует:

1) готовность и компетентность педагога к обучению взаимодействию воспитанников;

2) мотивационный интерес к совместной деятельности, общению, коммуникации с другими людьми, к предмету деятельности;

3) осознания ситуации взаимодействия (понимание целей взаимодействия и ясное представление его результатов);

4) развитие интеллектуальной, психологической, социальной готовности воспитанников к взаимодействию.

При организации и обучению взаимодействию необходимо учитывать возрастные особенности старших подростков. Подростковый возраст – это период развития детей от 11—12 до 15—16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся средней ступени общеобразовательной школы (учащиеся 5—9-х классов) [15:18]. В данной работе мы рассматриваем обучение взаимодействию старших подростков – это период примерно от 12 до 15 лет (учащиеся 7-9-х классов).

Центральным и специфичным новообразованием этого периода является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Именно поэтому, в этом возрасте наиболее эффективно и актуально обучение взаимодействию. Данному возрасту привлекательна совместная деятельность, особенно если она сочетается с широким групповым общением.

Ведущей деятельностью подростков является личностное общение [53: 17]. Обучение взаимодействию подростков помогает решить коммуникативные проблемы, вызванные недостатком опыта в общении [53:17] и способствует развитию межличностных (внутригрупповых) отношений [11: 121].

Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка, в том числе на умения устанавливать межличностные отношения, участвовать во взаимодействии [11:129].

Таким образом, обучение групповому взаимодействию предполагает включение членов коллектива в процессы выдвижения целей, планирование работы, реализации намеченного плана, анализ проделанной работы. Эти составляющие обучения взаимодействия осуществляются несколькими путями: обучение в процессе совместной деятельности, создание обучающих ситуаций, организация самоуправления и организованное общение.

Выделяют внешние и внутренние условия обучения групповому взаимодействию. Внешние условия - это благоприятный психологический климат в группе, готовность педагога к обучению взаимодействию и наличие совместной деятельности и цели; внутренние – интеллектуальная, психологическая и социальная готовность воспитанников к взаимодействию, мотивация воспитанников и принятие групповых норм и ценностей участниками группы. При наличии данных условий обучение взаимодействию становится эффективным.


1.3 Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию старших подростков


В данном разделе рассмотрим понятие "организованное общение".

Организованное общение - такое взаимодействие воспитанников, которое осуществляется под руководством педагога в специальных формах и имеет своей целью обучение детей гумманному взаимодействию [56:185].

Основной отличительной особенностью организованного общения от общения вообще является - обязательное руководство педагога, наличие цели общения, задач и специально организованных форм.

Одной из основных задач организованного общения является обучение ребят взаимодействию, которое должно осуществляется целенаправленно, энергично и интенсивно, через различные формы.

Формами организованного общения могут быть дискуссии, тренинги, игры и другие, каждая из этих форм имеет и другие воспитательные задачи, кроме обучения воспитанников взаимодействию: гуманизация микроклимата группы, развитие в объединении интрагрупповой активности, эмоциональная насыщенность жизнедеятельности как в группе, так и каждого учащегося в отдельности и т.д.

Рассмотрим формы организованного общения, которые мы будем использовать при проведении формирующего эксперимента данной работы.

Тренинг общения — доступная воспитателям, непрофессиональным психологам, форма групповой работы [35:112]. Например, Тренинг "Диалог". Цель тренинга — обучение навыкам ведения конструктивного диалога. Под конструктивным диалогом понимается такая форма общения в группе, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности, способствующие эффективному общественному развитию.

Тренинг рекомендуется проводить в группе, состоящей из 12—15 человек. Предварительно определяется актуальная проблема, представляющая интерес для данной группы. Ставится задача — найти наиболее приемлемое для всех решение этой проблемы.

Ведущий выделяет группу участников обсуждения, назначает экспертов (1—2 человека) и наблюдателей (2—3 человека). Участникам, имеющим сходные взгляды на проблему, предлагается объединиться в подгруппы.

Обсуждение проблемы проводится в два этапа. Сначала работают подгруппы. Они вырабатывают оптимальное решение проблемы. Это так называемый внутриструктурный диалог. Характерные особенности такого диалога: наличие банка идей у его участников, полнота используемой информации, ее достоверность и разносторонность, четкая аргументированность суждений.

После обсуждения каждая подгруппа сообщает свое решение экспертам и выделяет авторитетного представителя для второго этапа обсуждения — межструктурного диалога. Представители подгрупп должны выработать единое решение проблемы с учетом мнения своих единомышленников. Цель такого диалога — нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Не менее существенным является понимание, до какой степени возможен компромисс, каковы его границы и взаимные выгоды. Важнейшее условие эффективности межструктурного диалога — соблюдение баланса интересов обеих сторон. При нарушении этого баланса проблему нельзя считать решенной. Она неизбежно возникнет вновь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8