Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования
Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
"Поморский
государственный университет имени М.В. Ломоносова"
Северодвинский
филиал
Факультет педагогики и психологии
Специальность
050706 – Педагогика и психология
социальный воспитание подросток общение
Возможности
организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших
подростков в учреждениях дополнительного образования
Выпускная квалификационная работа
студентки 6 курса
отделение заочного обучения
Кошкиной Елены Васильевны
Научный руководитель –
старший преподаватель
Михеева Галина Владимировна
Северодвинск
2009
Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретические основы проблемы обучения
групповому взаимодействию старших подростков посредством организованного
общения в учреждениях дополнительного образования
1.1 Социальное воспитание
старших подростков в учреждении дополнительного образования
1.2 Обучение групповому
взаимодействию старших подростков
1.3 Характеристика
организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию
Выводы по первой главе
Глава 2. Условия обучения групповому взаимодействию
старших подростков в учреждении дополнительного образования детей
2.1 Цель, задачи,
методика исследования условий обучения групповому взаимодействию старших
подростков в учреждении дополнительного образования детей
2.2 Ход и результаты
исследования
2.3 Анализ полученных
результатов
Выводы по второй главе
Глава 3. Возможности
организованного общения в обучении старших подростков групповому взаимодействию
3.1 Цель, задачи и
методика организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших
подростков в учреждении дополнительного образования
3.2 Ход и результаты
формирующего эксперимента
3.3 Оценка эффективности
обучения групповому взаимодействию старших подростков посредством
организованного общения в учреждении дополнительного образования
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
Современные концепции и
национальные проекты в различных областях науки требуют от педагогики как науки
разработки и анализа концептуально новых подходов к образовательному процессу. В
последнее время является значимым обучение учащихся эффективному
взаимодействию. Посредством взаимодействия происходит обмен между взаимодействующими
сторонами, их взаимное изменение и развитие, формирование гуманистических
качеств личности. Благодаря эффективному взаимодействию возникает комфортное
состояние ребенка в группе, принятие, взаимное уважение. Не всегда в общеобразовательных
учреждениях целенаправленно обучают групповому взаимодействию. В таком случае
возникает множество проблем в обучении учащихся, не желание посещать
общеобразовательные учреждения, низкая успеваемость, высокий уровень конфликтности
в группе.
Для дополнительного
образования существует проблема привлечения школьников, так как процесс
обучения построен на принципе добровольности. Успешность обучения в учреждении
дополнительного образования во многом определяется тем, насколько комфортно
ощущает себя подросток в группе, какие отношения у него сложились со
сверстниками. Поэтому в учреждении дополнительного образования необходимо
обучать групповому взаимодействию.
Развитие идей, концепций,
целей взаимодействия нашло широкое отражение в научных исследованиях и
представлено в различных аспектах: философском (И.И. Жбанкова, В.П.
Огородников, А.Г. Спиркин и др.); психологическом (К.А. Абульханова-Славская,
В.С. Агеев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Е.И. Рогов и др.); социально-педагогическом
(А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.А. Зимняя, М.И. Рожков, А.В. Мудрик, М.В.
Шакурова, В.Р. Ясницкая и др.); педагогическом (Л.В. Байбородова, Б.В.
Куприянов, В.А. Караковский, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.).
Цель данной выпускной
квалификационной работы - изучить возможности организационного общения как
средства обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении
дополнительного образования детей.
Объектом исследования
является процесс социального воспитания подростков в учреждении дополнительного
образования.
Предметом исследования – процесс
обучения групповому взаимодействию старших подростков посредством организованного
общения в учреждении дополнительного образования детей.
Гипотеза: мы
предполагаем, что обучать старших подростков групповому взаимодействию можно в
процессе организованного общения в учреждениях дополнительного образования, при
соблюдении условий:
– готовности педагога к обучению
взаимодействию;
–формирование у старших
подростков интеллектуальной, психологической и социальной готовности к
взаимодействию;
– наличия мотивации у
воспитанников на обучение взаимодействию;
– наличия системы занятий
организованного общения;
Достичь цели выпускной квалификационной
работы возможно благодаря решению поставленных задач:
1. Изучить теоретические основы обучения
групповому взаимодействию старших подростков.
2. Описать специфику
социального воспитания в учреждении дополнительного образования.
3. Охарактеризовать организованное
общение как средство обучения групповому взаимодействию.
4. Выявить особенности обучения групповому взаимодействию
старших подростков в учреждении дополнительного образования детей.
5. Разработать и
апробировать систему занятий организованного общения как средства обучения
групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного
образования.
6.Экспериментально
проверить доступность и эффективность разработанной системы занятий,
направленных на обучение старших подростков групповому взаимодействию
посредством организованного общения.
1. Теоретические основы обучения
групповому взаимодействию старших подростков посредством организованного
общения в учреждениях дополнительного образования
1.1 Социальное воспитание
старших подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание
осуществляется обществом и государством в учреждениях как спецально создаваемых
для этой цели, так и занимающихся им наряду со своими основными функциями. В современной
педагогике существуют разные подходы к определению сущности социального
воспитания. В работе нами принят подход А. В. Мудрика.
Социальное воспитание -
это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в
процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного
позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [32:111]. Социальное
воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных
(конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных
организаций и органов управления).
Под понятием "воспитательная
организация", мы понимаем, специально организованные государственные и
негосударственные организации, основной задачей которых является социальное
воспитание определенных возрастных групп населения [32:104].
В воспитательных организациях
воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно
автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов
процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания
им индивидуальной помощи.
Социальный опыт - в широком смысле -
единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и
стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённых ощущений и
переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания,
самоопределения, самореализации [32:105].
Организация социального опыта
осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности формализованных
групп (коллективов); организацию взаимодействия, а также обучение ему; стимулирование
самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы
(неформальные объединения) [32:105].
Образование включает в себя:
систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и
дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры
(неформальное образование); стимулирование самообразования [32:105].
Индивидуальная помощь реализуется в
процессе: содействия человеку в решении проблем; создания специальных ситуаций
в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного
самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования
саморазвития [32:105].
Учреждения
дополнительного образования являются воспитательными организациями, так как специально
создаются государством и негосударственными структурами, и имеют своей основной
задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
Выделяют
особенности учреждений дополнительного образования как воспитательной
организации:
1) специфика
вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения
дополнительного образования является для ребенка добровольным, так как связано
с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности,
длительностью участия в жизни того или иного детского объединения. Учреждения дополнительного образования предлагают различные
услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его
родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. И в данном
случае возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного
образования, как постоянная ориентированность на привлечение детей, от этого
зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу [46:45].
Такой
принцип комплектования воспитательной организации, как добровольность, создает
необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся.
Добровольность
вхождения в воспитательную организацию в данном случае обеспечивается:
а)
предоставлением возможности выбора различных форм реализации себя, того или
иного объединения, соответствующего интересам и наклонностям подростков;
б)
созданием возможностей перехода из одного объединения в другое и переключением
с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения;
в)
применением индивидуальных сроков и темпов выполнения программ.
Такие
объективные факторы, как отсутствие жестких образовательных стандартов в
учреждениях дополнительного образования и заинтересованность педагога в том,
чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов,
определяют следующие особенности образования в учреждениях дополнительного
образования:
-
креативность жизнедеятельности детских объединений;
-
дифференциацию воспитательного процесса;
-
индивидуализацию воспитательного процесса (регулирование времени, темпа и
организации пространства при освоении содержания образования);
-
обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка;
-
стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между
педагогом и воспитанниками.
Креативность
функционирования детских
сообществ в учреждениях дополнительного образования выражается в развитии
элементов исследовательской работы, конструирования, опытничества, в первых
пробах в области искусства и литературы.
Дифференциация
воспитательного процесса
в учреждении дополнительного образования детей определяется следующим. В большинстве
воспитательных организаций детские объединения создаются с учетом интересов,
входящих в них подростков. Кроме того, положенное в основу объединения
воспитанников увлечение может быть достаточно узким, а при последующем
уточнении круга интересов участников могут изменяться как состав группы, так и
содержание деятельности. Дифференциация связана не только с желаниями
воспитанников, но и с их возможностями. Учреждения дополнительного образования
детей и детско-подростковые объединения могут существенно различаться по уровню
сложности реализуемых программ.
Индивидуализация
воспитательного процесса
выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при
освоении содержания социального опыта и образования воспитанников.
Обращенность
к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка обеспечивается включением ребенка в
деятельность. Результатом включения является состояние включенности —
своеобразное начало субъектного отношения к деятельности.
В
учреждениях дополнительного образования благодаря личностно-ориентированному
информированию, помощи в самоопределении происходит проектирование ребенком
вариантов участия в совместной деятельности, которая становится для него
деятельностью в полном смысле слова, то есть приобретает необходимые атрибуты:
собственные для личности цель, предмет, объект, средства.
Подлинный диалоговый
характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками в учреждении
дополнительного образования обусловлен соотнесенностью с внешней реальностью,
то есть с предметом деятельности, по поводу которой и проистекает
сотрудничество взрослого и ребенка. Отсюда возникает следующее требование:
подростку должен быть понятен смысл совместной деятельности. Диалоговый
характер отношений воспитанника с педагогом может приводить к "переворачиванию
субъектности", когда ребенок сам выступает в роли инициатора,
организатора, контролера [46:43]. Подлинный
диалог в межличностном взаимодействии базируется на коммуникативной
толерантности педагога дополнительного образования, которая проявляется в стремление понять и
принять особенности учащихся. Проявляя коммуникативную толерантность,
воспитатель не старается немедленно переделать воспитанника, сделать его "удобным".
2) взаимоотношения
с общеобразовательной школой.
Дополнительное
образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для
всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов и
по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей
ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения
насущно необходимого.
Дополнительное
образование ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности
в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни
страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных
потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового
образования. Противопоставление дополнительного образования унификации массовой
школы проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Примером
является дополнительная образовательная программа, которая создается как
методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой
определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может
быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной,
этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.
Учреждения
дополнительного образования в государственной системе социального воспитания
объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в
определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в
регулировании порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.
3) содействие
в профессиональном самоопределении учащихся.
Эта
особенность обеспечивается
предоставлением возможности воспитанникам выбирать сферу деятельности из
предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и
методов социального воспитания. В учреждениях дополнительно образования профессиональная
ориентация становится длительным процессом постепенного уточнения интересов
ребенка, восхождения его к профессии путем многочисленных проб в сфере
практической деятельности через углубление и расширение содержания образования,
а также через освоение ребенком способов деятельности. Обучение отличается
прикладной направленностью, в его содержании относительно большую долю
составляет освоение приемов и способов деятельности не только учебной, но и
практической, что создает возможности для профессионализации воспитанника.
4) опосредованность
социального воспитания. Рассмотрение социального воспитания в
учреждении дополнительного образования происходит через принцип
дополнительности в социальной педагогике. Если воспитание (относительно
социально-контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в
воспитательной организации, призванной "дополнять воспитание", акцент
может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Характерной чертой
учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание
стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой
социализации и сознательного самоизменения человека.
Общение
и межличностные отношения, занимая значительное место в жизнедеятельности
учреждений дополнительного образования, характеризуются интенсивностью и
насыщенностью. Воспитанники стремятся реализовать себя в этой сфере, часто не
обладая соответствующими навыками. Поэтому содействие в установлении
взаимопонимания с окружающими, преодоление стереотипов воспитанника,
перенесенных им из других ситуаций, имеют характер индивидуальной помощи. Индивидуальная
помощь в учреждениях дополнительного образования направлена на решение таких
проблемных ситуаций, как: саморегуляция ребенка при участии в выступлениях,
соревнованиях и т.д.; несформированность навыков самообслуживания (туристический
поход, выезды спортивной команды на соревнования); нежелание или неготовность
ребенка разделять нормы и ценности клубного сообщества; некомпетентность в
межличностном взаимодействии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|