бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в о... бесплатно рефераты

                "Сначала из воды слышен хор,  потом звон колоколов.Город начинает подниматься из  воды.Музыка становится торжественной.В этот момент го­род вновь погружается в пучину.Потом музыка успокаивается,  как  будто успокаивается вода,  покрывшая  город.Нет  ряби,  даже не дует ветер и вновь звучит та же музыка, как и в начале, будто не было ничего."

Конечно это не все детские работы, но и они показывают, что такое

сложное по музыкальному языку произведение,  как  "Затонувший  собор", было воспринято учениками и создало в их воображении своеобразные кар­тины.

                                             Следующий урок  был  посвящён  богатой красочной палитре оркестровой музыки композиторов-импрессионистов:

                У.-Сейчас я  сыграю  четере фрагмента из сочинений К.Дебюсси.Свои впечатления о них композитор определил следующим образом:

1."Картина неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут

облака, постепенно погружаясь в серое небытие.

 2.Сирена парохода, плывущего по Сене.

3.Воспоминания о старых народных увеселениях в Булонском лесу,  иллю-

минированном и наводнённом толпой.

 4.Воспоминание об оркестре республиканской гвардии, играющем отбой." Ваша задача  -  определить  соответствия  музыкальных  фрагментов

прозвучавшим авторским описаниям.

                У. играет несколько раз следующие примеры: тему тарантеллы и тему шествия из симфонического ноктюрна "Празднества",  тему облаков и тему английского рожка из симфонического ноктюрна "Облака".Ученики выполня­ют задание письменно.Проверка показала, что при незначительных разног­ласиях, у  большинства учеников ответы совпали.Соответствия были опре­делены в целом верно.

                У.-Эти фрагменты  из  двух произведений К.Дебюсси - ноктюрнов для симфонического оркестра "Облака"  и  "Празднества".Примечательно,  что для композитора симфонический оркестр здесь не столько средство созда­ния звуковой мощи,  сколько богатая палитра красок.Попытаемся  опреде­лить, какими из них композитор рисует "Облака"?Что примечательно в те­мах этого произведения?

                (Слушание ноктюрна "Облака")

                Д.-Композитор здесь использует различные оттенки белой,  серой  и голубой краски.Первая  тема  -  тема облаков.Она звучала в верхнем ре­гистре неторопливо и спокойно.Мне  кажется,  что  она  проникнута  пе­чалью.После темы облаков звучит тема сирены парохода.Она проходит нес­колько раз не изменяясь на фоне зыбкой темы облаков.

                У.-Что вы можете сказать о ритме этого произведения?

                Д.-Ритм нечёткий .В оркестре отсутствуют ударные инструменты, по­этому он не выходит на первый план.Ровный и спокойный он помогает соз-

дать картину мерного и плавного движения облаков.

                У.-Сейчас мы  прослушаем произведение,  которое называется"Празд­нества".Какие впечатления возникнут у вас? Какие краски вы здесь услы­шите?

                (Слушание ноктюрна "Празднества".)

                Д.-Сперва возникает ощущение темноты, и музыка, доносящаяся изда­лека, воспринимается как шорох.Но постепенно  вырисовывается  мелодия, так как  праздник  подходит всё ближе.И вот он уже рядом,  и его вихрь захватывает нас.Вдруг музыка смолкает, и все начинают прислушиваться ­слышны далёкие  звуки марша.Издалека трубы играют мелодию,  но шествия пока ещё не видно.Музыка всё громче и громче -  шествие  приближается. Вот оно  проходит мимо нас и тоже оказывается во власти зажигательного танца - тема шествия и тема танца звучат вместе.В отличие от "Облаков" настроение здесь  очень  жизнерадостное,всё  искрится  и сверкает.Ритм здесь - как пульс - не прекращается ни  на  секунду.Он  как  стержень, вокруг которого вьются мелодия и гармония.

                У.-К.Дебюсси охарактеризовал эту музыку следующими  словами:"Дви­жение, пляшущий  ритм  атмосферы со взрывами внезапного света...эпизод шествия - ослепительное  и  химерическое  видение,  проходящее  сквозь праздник и сливающееся с ним.Фон звучит беспрерывно это...смешение му­зыки со светящейся пылью"(цит.по 9,с.76).Как вы думаете, что за средс­тва помогают композитору создать в музыке обоих произведений настоящие звуковые картины?

                Д.-Тембр.В симфонический  оркестр  входят  разные  инструменты и, благодаря их тембрам, создаются различные цветовые ощущения.

                У.-В этих  произведениях  К.Дебюсси  разнообразнейшее по приёмам, совершенно оригинальное красочное  оркестровое  письмо,  которое  пол­ностью выражает его утончённое и специфическое понимание колористичес­ких возможностей оркестра.Как импрессионисты-живописцы,  достигшие по­разительных эффектов  на  основе теории чистых,  "разделённых" цветов, так и К.Дебюсси стремится,  чтобы на его оркестровой палитре перелива­лись краски  без смешения тембров.Почти постоянно композитор указывает в нотах особые приёмы изменения тембра инструментов,  требующие специ­ального звукоизвлечения.

                Сейчас я предлагаю ещё раз  определить  соответствия  музыкальных фрагментов описаниям композитора.

                После прослушивания примеров в оригинальном исполнении все учени­ки благополучно справились с заданием.

                У.-Почему в начале урока возникли разногласия,  а сейчас  вы  все пришли к единому мнению?

                Д.-Фрагменты в начале урока звучали на фортепиано,  а в конце - в исполнении симфонического оркестра.Тембры его инструментов помогли нам правильно выполнить задание.

                                                Последний урок  был итоговым.Пытаясь создать у учеников цельное представление об импрессионизме,  мы предложили им  определить его особенности  не  только  в  музыке,но  и в живописи.Урок начался с просмотра репродукций картин импрессионистов:"Уголок сада  в  Монжеро­не", "Бульвар  Капуцинок  в  Париже",  "Руанский  собор вечером" К.Мо­не,"Бульвар Монмартр в Париже" К.Писсарро, "Берега реки в Сан-Маммесе" А.Сислея.

                У.-На прошлом занятии вы сказала,что главенствующую роль в карти­нах художников-импрессионистов играет сопоставление красок, отсутству­ет чёткая прорисовка линий.Что ещё общего между этими полотнами?

Д.-Действие всех картин происходит на природе - на улице,  на бе-

регу моря,то есть на открытом воздухе.

                У.-Художники- авторы  увиденных  вами произведений - любили рабо­тать на открытом воздухе.Выход из мастерской на  пленэр  навёл  их  на мысль, что  живописец  должен  улавливать и передавать образы природы, возникающие только на основе впечатления.Суть нового творческого мето­да точно выразил Э.Мане:"Не создаётся пейзаж,  марина(море),  лицо,  а создаётся впечатление от пейзажа, марины, лица".А что обращает на себя внимание в общей цветовой гамме этих картин?

                Д.-В одних картинах цветовая гамма довольно скромна,  в других  ­очень насыщена, но в каждой есть ощущение воздуха, его прозрачности.

У.-Это ощущение создаётся благодаря  новой  технике  живописи.Она

возникла из наблюдений импрессионистов над игрой света на воде:  на её

дрожащей поверхности они заметили разложение и  соединение  красок.Так родилась идея класть их на полотно одну к другой,  не смешивая предва­рительно на палитре.Художники предпочитали  пользоваться  только  теми цветами, которые имеются в солнечном спектре.На полотне красочные пят­нышки вызывают у зрителя впечатление вибрации,  прозрачности,  воздуш­ности.

                Д.-Ещё картины  объединяет  присутствие  солнечного  света.Самого солнца на  картинах нет,  но о степени его яркости можно догадаться по теням: они то бледные, едва заметные, то сочные, насыщенные.

                У.-Именно поэтому  картины импрессионистов называют "поэмами све­та". Как вы уже заметили, его проявления многообразны - от яркого сия­ния до мягких радужных бликов, от тонких трепещущих мерцании до легкои жемчужной дымки.

                Интересно, что  сперва  новое искусство художников было встречено скептически и враждебно,  но постепенно завоевало признание. Оно стало новым художественным  направлением в живописи,  получив название "имп­рессионизм". Слово "Импрессионизм" произошло от названия картины К.Мо­не "Впечатление.Восход  солнца"  (по французски impression - впечатле­ние).

                Музыкальный импрессионизм  возник  несколько  позже,  на "почве", подготовленной живописью. Что же общего между живописным импрессиониз­мом и музыкальным?

                Д.-У композиторов  основным  выразительным  средством  становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобла­дает над линией.

                Музыкальное произведение,  как и картина,  создается под воздейс­твием какого-либо впечатления. При этом автор не навязывает свои пере­живания, а дает большой простор воображению зрителя и слушателя. В му­зыке К.Дебюсси интересно помещение названии произведении не в  начале, а вконце.

                Тембры симфонического оркестра трактуются как краски, композиторы не смешивают разные группы инструментов, а показывают возможности каж­дой из них в отдельности.

                Далее ученикам предлагается прослушать фрагменты двух частей "Ис­панской рапсодии" М.Равеля :"Прелюдии ночи",  и "Народного праздника". Во время слушания учитель просит письменно попытаться ответить на воп­рос: "Почему К.Дебюсси и М.Равеля называют композиторами импрессионис­тами?"

                Ответы детей:

                - С  первои  ноты  произведении  Дебюсси  и  Равеля перед глазами предстает какая-то картина.  Слушая "Прелюдию ночи" я ясно представила темную ночь,  звездное глубокое небо. Слышны шорохи и звуки долетающей откуда-то музыки. Композитор тембрами музыкальных инструментов нарисо­вал картину Испанскои ночи.

                - Композиторов К.Дебюсси и М.Равеля относят к композиторам - имп­рессионистам, потому что они как и художники - импрессионисты, выража­ют в музыке свои впечатления.  Эти люди пишут сердцем - музыка исходит из глубины их души.  И надо суметь услышать,  почувствовать ее, следуя за ведением композитора. В музыке Дебюсси, как и в картинах художников импрессионистов, нет четких линии,  контуров.  Только гармония цвета и света.

                Композиторы - это тоже художники,  только они рисуют свои чувства музыкой, а художники - красками и кисточкой. Мелодия, ноты - вот крас­ка и  кисточка композиторов.  Я считаю,  что Дебюсси и Равеля называют импрессионистами, потому что они сочиняли музыку по своим  впечатлени­ям, чувствам.  Поэтому музыка у них немного непривычная. Я открыла для себя эту музыку. Она изображает различные картины (природы, или народ­ного праздника) и в то же время несет в себе чувства,  побуждающие со­переживать ей. Слушая "Облака" Дебюсси и представляя картину пасмурно­го неба,  я мысленно уносилась в высь и меня охватывало безразличие ко всему происходящему,  то вдруг становилось  тоскливо  и  грусно.  А  в "Празднествах" я  будто-бы была участником ночных гулянии в лесу и ви­дела таинственное шествие.

                Дебюсси и Равель, подобно художникам-импрессионистам, накладывают штрихи то одной краской,  то другой. Эти штрихи - ноты в произведении, а краски - тембры музыкальных инструментов. Их сумма позволяет увидеть

что-то в дымке, в тумане. Вообще звуки подобны атомам, вместе они сос­тавляют молелулу,  которая  является ничтожно малой частью чего-то ог­ромного и прекрасного.

В результате опытной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Введение музыки импрессионистов в школьную программу  возможно осуществить по следующим принципам:

а) от простого к сложному

б) от  фортепианных  сочинении  к  музыке  для симфонического оркестра (возможно, и к вокально-хоровым жанрам)

в) возвращение к пройденному

г) сквозной характер рассмотрения материала.

                2. Использование  музыки импрессионистов на уроках в школе позво­ляет выйти на проблему знакомства со стилями и направлениями в искусс­тве (в частности, с музыкальным ипрессионизмом).

                Но в нашей работе мы сознательно останавливаемся на первом  этапе реализации темы  "Импрессионизм в музыке" - формирование представлении

о творчестве К.Дебюсси и М.Равеля на примере их  детских   _фортепианных  _сочинении ..

                3. С первого до последнего урока мы  наблюдали  все  возрастающии интерес к музыке этих композиторов: ребята внимательно слушали, актив­но отвечали на вопросы,  причем каждый стремился высказать свои мысли, фантазии. А  это  значит,  что образы "Детского уголка" и "Моей матуш­ки-гусыни" вызывают у ребят знакомые жизненные ассоциации, а также же­лание сопереживать и размышлять. Подтверждение этому - письменные впе­чатления детей о музыке К.Дебюсси и М.Равеля, а также данные музыкаль­ной викторины.  Из  впечатлении,  высказанных  учениками следует,  что сложный музыкальный язык импрессионистов не стал преградой на пути по­нимания ребятами музыки.  Занятия второго цикла показали, что возможно

и специально рассматривать  особенности  импрессионистического  стиля. Если это делать в доступной и интересной для детского понимания формы.

4. В дальнейшем опираясь на полученные результаты можно организо-

вать более  углубленный вариант изучения музыки импрессионистов в виде различных внеклассных мероприятий:  тематического классного часа,  фа­культатива и т.п.

 _ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                1. Рассмотрев  понятие стиля в разных видах искусств,  более под­робно мы остановились на его трактовке в музыке.  Проанализировав тол­кование музыкального стиля у разных музыковедов,  мы убедились в слож­ности и неоднозначности этого термина.  Наиболее обещающим  характером обладает подход к стилю, как к историческому явлению.

                С этих позиции принято говорить о так  называемых  историко-худо­жественных стилях, один из которых - импрессионизм.

                2. Пытаясь выявить сущность мы выделяем следующие его особенности: а) использование композиторами гармонии как звуковой краски.

б) уход гармонии на второй план

в) прихотливость ритмики.

                Проверяя сравнительную характеристику композиторских стилей К.Де­бюсси и М.Равеля мы выделили следующие общие качества их музыки:

а) соприкосновение образного содержания

б) тяготение к програмности, живописности

в) преобладание колористической трактовки большинства музыкально-выра­зительных средств.

                3. Анализ детских фортепианных циклов  К.Дебюсси  ("Детскии  уго­лок") и М.Равеля ("Моя матушка-гусыня) показал что именно с этих сочи­нении желательно начинать знакомство школьников с  музыкой  импрессио­нистов, поскольку будучи достаточно яркими, они в то же время доступны детям по своему музыкальному языку.  Некоторые моменты музыкально-тео­ритического разбора могут быть интересно использованы на уроках музыки.

4. Проанализировав программы с точки зрения использования  в  них музыки импрессионистов, мы предлагаем их несколько дополнить:

а) расширить круг произведении К.Дебюсси и М.Равеля,  изучаемых в шко­ле, так  как  на  наш  взгляд,  учащимся  необходимо дать более четкое представление о таком важном явлении в искусстве как импрессионизм.

б) начать  знакомство детей с импрессионизмом на примерах детской фор-

тепианной музыки К.Дебюсси и М.Равеля.

в) систематически  обращаться к сочинениям этих авторов с целью форми­рования целостного представления о стиле.

                5. В  результате  опытной  работы мы пришли к выводу,  что музыка К.Дебюсси и М.Равеля, в предложенных нами произведениях, интересна де­тям. Сложный  музыкальный  язык этих композиторов не стал барьером для них, т.к.  круг образов детских фортепианных произведении тесно сопри­касается с внутренним миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.

                В ходе опытной работы были показаны следующие результаты:  из об­щего количества учащихся (100%),  65% детей определили на слух авторов и названия прозвучавших произведении,  остальные ученики выполнили за­дание не полностью, отрицательный результат отсутствует.

                Гипотеза о том, что представления о стиле музыкального импрессио­низма у школьников средних классов формируется в процессе постепенного приобщения к этому искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Абрагина Е.Е. Музыка К.Дебюсси в художественном постижении ми­ра школьниками.  Повышение педагогического мастерства по пред­мету "музыка". Учебно-метадические материалы, 1992.

                2. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.:Изд-во МГУ,1980.

3. Алыиванг А.  Произведения К.Дебюсси и М.Равеля. М.:Музыка, 1963. 4. Астафьев Б.В. О музыке XX века. М.:Музыка,1982.

5. Браудо Е.М. Всеобщая история музыки. М.:Прометей, 1927.

6. Горюнова  Л.  На  пути  к педагогике искусства.  Музыка в шко-

                          ле, 1987 N 4.

                7. Дебюсси и музыка XX века.  Сб.ст. Л.: Музыка, 1983.

8. Импрессионисты,  их современники и соратники: живопись. Графи-

ка. Литература.  Музыка.  Под ред.  А.Д.Чегодаева.  М.:Искусс­тво, 1976.

9. История зарубежной музыки.  Под ред.  И.Нестыва.  М.:  Музыка,

                          1988, В 5.

10. Кабалевскии  Д.Б.  Программа по музыке для общеобразовательной

                          школы. М.:Просвещение, 1983.

11. Кабалевскии Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.:Просвеще-

                          ние, 1989.

12. Кабалевскии  Д.Б.  Про  трех  китов  и  многое другое.  Пермь:

                          Кн. изд-во, 1975.

    13. Кабалевскии  Д.Б.  Ровесники. М.:Музыка, 1987, В.1.

14. Книга по эстетике для музыкантов Под  ред.  И.А.Константинова.

                          М.:Музыка, 1983.

15. Копчевскии Н. "Детскии уголок" К.Дебюсси М.:Музыка, 1976.

16. Краткии словарь по эстетике.  Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.:По-

                          литиздат,1963.

    17. Кремлев Ю.  Избранные статьи.  Л.:Музыка, 1976.

18. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность.

                          М.:Сов.композитор, 1990.

19. Малларме С.  Собрание стихотворении.  М.:Худ.литература, 1990.

    20. Мартынов И.И. Клод Дебюсси. М.:Музыка, 1964.

    21. Мартынов И.И. Морис Равель. М.:Музыка, 1979.

    22. Маслова Л. Как мы слышим живопись?  Музыка в школе.1. 1987 N4.

    23. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л.:Музыка, 1981.

24. Музыка XX века.  Под ред. Д.В.Житомирского. М.:Музыка, 1977.

    25. Музыкальная литература зарубежных стран.  Под  ред.  Б.Левика. М.:Музыка, 1980.

    26. Музыкальная энциклопедия.  Под ред.Ю.В.Келдыша. М.:Сов. энцик­лопедия, 1981, т.5.

    27. Программа Музыка 1 - 8 классы. Под ред. Ю.Алиева. М.:Просвеще­ние, 1993.

    28. Розеншильд К.  Молодой Дебюсси и его современники.  М.:Музгиз, 1963.

    29. Скребков  С.С.  Художественные  принципы  музыкальных  стилей. М.:Музыка, 1973.

30. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление. Вопросы теории и эстети­ки музыки. М.:Музыка, 1965. В.4.

31. Ступель А.М.  Морис Равель. Очерк жизни и творчества. Л.:Музы­ка, 1975.

32. Терентьева Н.А.  Музыка  (музыкально-эстетическое  воспитание) 1 - 4 классы. М.:Просвещение, 1994.

33. Цыпин Г.М.  Морис Равель.  М.:Музгиз, 1953.

34. Яроциньскии С.  Дебюсси,  импрессионизм и символизм.  М.:Прог­ресс, 1978.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7