Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в о...
"Сначала из воды слышен
хор, потом звон колоколов.Город начинает подниматься из воды.Музыка
становится торжественной.В этот момент город вновь погружается в пучину.Потом
музыка успокаивается, как будто успокаивается вода, покрывшая город.Нет
ряби, даже не дует ветер и вновь звучит та же музыка, как и в начале, будто не
было ничего."
Конечно это не все
детские работы, но и они показывают, что такое
сложное по музыкальному языку произведение,
как "Затонувший собор", было воспринято учениками и создало в их
воображении своеобразные картины.
Следующий
урок был посвящён богатой красочной палитре оркестровой музыки
композиторов-импрессионистов:
У.-Сейчас я сыграю четере
фрагмента из сочинений К.Дебюсси.Свои впечатления о них композитор определил
следующим образом:
1."Картина
неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут
облака, постепенно погружаясь в серое небытие.
2.Сирена парохода, плывущего по Сене.
3.Воспоминания
о старых народных увеселениях в Булонском лесу, иллю-
минированном и наводнённом толпой.
4.Воспоминание об оркестре республиканской гвардии, играющем
отбой." Ваша задача - определить соответствия музыкальных фрагментов
прозвучавшим авторским описаниям.
У. играет несколько раз
следующие примеры: тему тарантеллы и тему шествия из симфонического ноктюрна
"Празднества", тему облаков и тему английского рожка из
симфонического ноктюрна "Облака".Ученики выполняют задание
письменно.Проверка показала, что при незначительных разногласиях, у
большинства учеников ответы совпали.Соответствия были определены в целом
верно.
У.-Эти фрагменты из двух
произведений К.Дебюсси - ноктюрнов для симфонического оркестра
"Облака" и "Празднества".Примечательно, что для
композитора симфонический оркестр здесь не столько средство создания звуковой
мощи, сколько богатая палитра красок.Попытаемся определить, какими из них
композитор рисует "Облака"?Что примечательно в темах этого
произведения?
(Слушание ноктюрна
"Облака")
Д.-Композитор здесь использует
различные оттенки белой, серой и голубой краски.Первая тема - тема
облаков.Она звучала в верхнем регистре неторопливо и спокойно.Мне кажется,
что она проникнута печалью.После темы облаков звучит тема сирены
парохода.Она проходит несколько раз не изменяясь на фоне зыбкой темы облаков.
У.-Что вы можете сказать о
ритме этого произведения?
Д.-Ритм нечёткий .В оркестре
отсутствуют ударные инструменты, поэтому он не выходит на первый план.Ровный и
спокойный он помогает соз-
дать картину мерного и плавного движения
облаков.
У.-Сейчас мы прослушаем
произведение, которое называется"Празднества".Какие впечатления
возникнут у вас? Какие краски вы здесь услышите?
(Слушание ноктюрна
"Празднества".)
Д.-Сперва возникает ощущение
темноты, и музыка, доносящаяся издалека, воспринимается как шорох.Но
постепенно вырисовывается мелодия, так как праздник подходит всё ближе.И
вот он уже рядом, и его вихрь захватывает нас.Вдруг музыка смолкает, и все
начинают прислушиваться слышны далёкие звуки марша.Издалека трубы играют
мелодию, но шествия пока ещё не видно.Музыка всё громче и громче - шествие
приближается. Вот оно проходит мимо нас и тоже оказывается во власти
зажигательного танца - тема шествия и тема танца звучат вместе.В отличие от
"Облаков" настроение здесь очень жизнерадостное,всё искрится и
сверкает.Ритм здесь - как пульс - не прекращается ни на секунду.Он как
стержень, вокруг которого вьются мелодия и гармония.
У.-К.Дебюсси охарактеризовал
эту музыку следующими словами:"Движение, пляшущий ритм атмосферы со
взрывами внезапного света...эпизод шествия - ослепительное и химерическое
видение, проходящее сквозь праздник и сливающееся с ним.Фон звучит
беспрерывно это...смешение музыки со светящейся пылью"(цит.по 9,с.76).Как
вы думаете, что за средства помогают композитору создать в музыке обоих
произведений настоящие звуковые картины?
Д.-Тембр.В симфонический
оркестр входят разные инструменты и, благодаря их тембрам, создаются
различные цветовые ощущения.
У.-В этих произведениях
К.Дебюсси разнообразнейшее по приёмам, совершенно оригинальное красочное
оркестровое письмо, которое полностью выражает его утончённое и
специфическое понимание колористических возможностей оркестра.Как
импрессионисты-живописцы, достигшие поразительных эффектов на основе теории
чистых, "разделённых" цветов, так и К.Дебюсси стремится, чтобы на
его оркестровой палитре переливались краски без смешения тембров.Почти
постоянно композитор указывает в нотах особые приёмы изменения тембра
инструментов, требующие специального звукоизвлечения.
Сейчас я предлагаю ещё раз
определить соответствия музыкальных фрагментов описаниям композитора.
После прослушивания примеров в
оригинальном исполнении все ученики благополучно справились с заданием.
У.-Почему в начале урока
возникли разногласия, а сейчас вы все пришли к единому мнению?
Д.-Фрагменты в начале урока
звучали на фортепиано, а в конце - в исполнении симфонического оркестра.Тембры
его инструментов помогли нам правильно выполнить задание.
Последний
урок был итоговым.Пытаясь создать у учеников цельное представление об
импрессионизме, мы предложили им определить его особенности не только в
музыке,но и в живописи.Урок начался с просмотра репродукций картин
импрессионистов:"Уголок сада в Монжероне", "Бульвар
Капуцинок в Париже", "Руанский собор вечером" К.Моне,"Бульвар
Монмартр в Париже" К.Писсарро, "Берега реки в Сан-Маммесе"
А.Сислея.
У.-На прошлом занятии вы
сказала,что главенствующую роль в картинах художников-импрессионистов играет
сопоставление красок, отсутствует чёткая прорисовка линий.Что ещё общего между
этими полотнами?
Д.-Действие всех
картин происходит на природе - на улице, на бе-
регу моря,то есть на открытом воздухе.
У.-Художники- авторы
увиденных вами произведений - любили работать на открытом воздухе.Выход из
мастерской на пленэр навёл их на мысль, что живописец должен улавливать
и передавать образы природы, возникающие только на основе впечатления.Суть
нового творческого метода точно выразил Э.Мане:"Не создаётся пейзаж,
марина(море), лицо, а создаётся впечатление от пейзажа, марины, лица".А
что обращает на себя внимание в общей цветовой гамме этих картин?
Д.-В одних картинах цветовая
гамма довольно скромна, в других очень насыщена, но в каждой есть ощущение
воздуха, его прозрачности.
У.-Это ощущение
создаётся благодаря новой технике живописи.Она
возникла из наблюдений импрессионистов над
игрой света на воде: на её
дрожащей поверхности они заметили разложение
и соединение красок.Так родилась идея класть их на полотно одну к другой, не
смешивая предварительно на палитре.Художники предпочитали пользоваться
только теми цветами, которые имеются в солнечном спектре.На полотне красочные
пятнышки вызывают у зрителя впечатление вибрации, прозрачности, воздушности.
Д.-Ещё картины объединяет
присутствие солнечного света.Самого солнца на картинах нет, но о степени
его яркости можно догадаться по теням: они то бледные, едва заметные, то
сочные, насыщенные.
У.-Именно поэтому картины
импрессионистов называют "поэмами света". Как вы уже заметили, его
проявления многообразны - от яркого сияния до мягких радужных бликов, от
тонких трепещущих мерцании до легкои жемчужной дымки.
Интересно, что сперва новое
искусство художников было встречено скептически и враждебно, но постепенно
завоевало признание. Оно стало новым художественным направлением в живописи,
получив название "импрессионизм". Слово "Импрессионизм"
произошло от названия картины К.Моне "Впечатление.Восход солнца"
(по французски impression - впечатление).
Музыкальный импрессионизм
возник несколько позже, на "почве", подготовленной живописью. Что
же общего между живописным импрессионизмом и музыкальным?
Д.-У композиторов основным
выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как
у художников краска преобладает над линией.
Музыкальное произведение, как
и картина, создается под воздействием какого-либо впечатления. При этом автор
не навязывает свои переживания, а дает большой простор воображению зрителя и
слушателя. В музыке К.Дебюсси интересно помещение названии произведении не в
начале, а вконце.
Тембры симфонического оркестра
трактуются как краски, композиторы не смешивают разные группы инструментов, а
показывают возможности каждой из них в отдельности.
Далее ученикам предлагается
прослушать фрагменты двух частей "Испанской рапсодии" М.Равеля
:"Прелюдии ночи", и "Народного праздника". Во время
слушания учитель просит письменно попытаться ответить на вопрос: "Почему
К.Дебюсси и М.Равеля называют композиторами импрессионистами?"
Ответы детей:
- С первои ноты
произведении Дебюсси и Равеля перед глазами предстает какая-то картина.
Слушая "Прелюдию ночи" я ясно представила темную ночь, звездное
глубокое небо. Слышны шорохи и звуки долетающей откуда-то музыки. Композитор
тембрами музыкальных инструментов нарисовал картину Испанскои ночи.
- Композиторов К.Дебюсси и
М.Равеля относят к композиторам - импрессионистам, потому что они как и
художники - импрессионисты, выражают в музыке свои впечатления. Эти люди
пишут сердцем - музыка исходит из глубины их души. И надо суметь услышать,
почувствовать ее, следуя за ведением композитора. В музыке Дебюсси, как и в
картинах художников импрессионистов, нет четких линии, контуров. Только
гармония цвета и света.
Композиторы - это тоже
художники, только они рисуют свои чувства музыкой, а художники - красками и
кисточкой. Мелодия, ноты - вот краска и кисточка композиторов. Я считаю,
что Дебюсси и Равеля называют импрессионистами, потому что они сочиняли музыку
по своим впечатлениям, чувствам. Поэтому музыка у них немного непривычная. Я
открыла для себя эту музыку. Она изображает различные картины (природы, или
народного праздника) и в то же время несет в себе чувства, побуждающие сопереживать
ей. Слушая "Облака" Дебюсси и представляя картину пасмурного неба,
я мысленно уносилась в высь и меня охватывало безразличие ко всему
происходящему, то вдруг становилось тоскливо и грусно. А в
"Празднествах" я будто-бы была участником ночных гулянии в лесу и видела
таинственное шествие.
Дебюсси и Равель, подобно
художникам-импрессионистам, накладывают штрихи то одной краской, то другой.
Эти штрихи - ноты в произведении, а краски - тембры музыкальных инструментов.
Их сумма позволяет увидеть
что-то в дымке, в тумане. Вообще звуки подобны
атомам, вместе они составляют молелулу, которая является ничтожно малой
частью чего-то огромного и прекрасного.
В
результате опытной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Введение музыки импрессионистов в школьную программу возможно
осуществить по следующим принципам:
а) от простого к сложному
б) от фортепианных сочинении к музыке для
симфонического оркестра (возможно, и к вокально-хоровым жанрам)
в) возвращение к пройденному
г) сквозной характер рассмотрения материала.
2. Использование музыки
импрессионистов на уроках в школе позволяет выйти на проблему знакомства со
стилями и направлениями в искусстве (в частности, с музыкальным
ипрессионизмом).
Но в нашей работе мы сознательно
останавливаемся на первом этапе реализации темы "Импрессионизм в
музыке" - формирование представлении
о творчестве К.Дебюсси и М.Равеля на примере
их детских _фортепианных _сочинении ..
3. С первого до последнего
урока мы наблюдали все возрастающии интерес к музыке этих композиторов:
ребята внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, причем каждый
стремился высказать свои мысли, фантазии. А это значит, что образы
"Детского уголка" и "Моей матушки-гусыни" вызывают у ребят
знакомые жизненные ассоциации, а также желание сопереживать и размышлять.
Подтверждение этому - письменные впечатления детей о музыке К.Дебюсси и
М.Равеля, а также данные музыкальной викторины. Из впечатлении,
высказанных учениками следует, что сложный музыкальный язык импрессионистов
не стал преградой на пути понимания ребятами музыки. Занятия второго цикла
показали, что возможно
и специально рассматривать особенности
импрессионистического стиля. Если это делать в доступной и интересной для
детского понимания формы.
4. В дальнейшем
опираясь на полученные результаты можно организо-
вать более
углубленный вариант изучения музыки импрессионистов в виде различных
внеклассных мероприятий: тематического классного часа, факультатива и т.п.
_ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Рассмотрев понятие стиля в
разных видах искусств, более подробно мы остановились на его трактовке в
музыке. Проанализировав толкование музыкального стиля у разных музыковедов,
мы убедились в сложности и неоднозначности этого термина. Наиболее обещающим
характером обладает подход к стилю, как к историческому явлению.
С этих позиции принято
говорить о так называемых историко-художественных стилях, один из которых -
импрессионизм.
2. Пытаясь выявить сущность мы
выделяем следующие его особенности: а) использование композиторами гармонии как
звуковой краски.
б) уход гармонии на второй план
в) прихотливость ритмики.
Проверяя сравнительную
характеристику композиторских стилей К.Дебюсси и М.Равеля мы выделили
следующие общие качества их музыки:
а) соприкосновение образного содержания
б) тяготение к програмности, живописности
в) преобладание колористической трактовки
большинства музыкально-выразительных средств.
3. Анализ детских фортепианных
циклов К.Дебюсси ("Детскии уголок") и М.Равеля ("Моя
матушка-гусыня) показал что именно с этих сочинении желательно начинать
знакомство школьников с музыкой импрессионистов, поскольку будучи достаточно
яркими, они в то же время доступны детям по своему музыкальному языку.
Некоторые моменты музыкально-теоритического разбора могут быть интересно
использованы на уроках музыки.
4. Проанализировав
программы с точки зрения использования в них музыки импрессионистов, мы
предлагаем их несколько дополнить:
а) расширить круг произведении К.Дебюсси и
М.Равеля, изучаемых в школе, так как на наш взгляд, учащимся необходимо
дать более четкое представление о таком важном явлении в искусстве как
импрессионизм.
б) начать знакомство детей с импрессионизмом
на примерах детской фор-
тепианной музыки К.Дебюсси и М.Равеля.
в) систематически обращаться к сочинениям
этих авторов с целью формирования целостного представления о стиле.
5. В результате опытной
работы мы пришли к выводу, что музыка К.Дебюсси и М.Равеля, в предложенных
нами произведениях, интересна детям. Сложный музыкальный язык этих
композиторов не стал барьером для них, т.к. круг образов детских фортепианных
произведении тесно соприкасается с внутренним миром детей, вызывает у них
желание сопереживать и размышлять.
В ходе опытной работы были
показаны следующие результаты: из общего количества учащихся (100%), 65%
детей определили на слух авторов и названия прозвучавших произведении,
остальные ученики выполнили задание не полностью, отрицательный результат
отсутствует.
Гипотеза
о том, что представления о стиле музыкального импрессионизма у школьников
средних классов формируется в процессе постепенного приобщения к этому
искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Абрагина Е.Е. Музыка К.Дебюсси в художественном постижении мира
школьниками. Повышение педагогического мастерства по предмету
"музыка". Учебно-метадические материалы, 1992.
2. Андреев Л.Г. Импрессионизм.
М.:Изд-во МГУ,1980.
3. Алыиванг А.
Произведения К.Дебюсси и М.Равеля. М.:Музыка, 1963. 4. Астафьев Б.В. О музыке
XX века. М.:Музыка,1982.
5.
Браудо Е.М. Всеобщая история музыки. М.:Прометей, 1927.
6.
Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в шко-
ле, 1987 N 4.
7. Дебюсси и музыка XX века.
Сб.ст. Л.: Музыка, 1983.
8. Импрессионисты,
их современники и соратники: живопись. Графи-
ка. Литература.
Музыка. Под ред. А.Д.Чегодаева. М.:Искусство, 1976.
9.
История зарубежной музыки. Под ред. И.Нестыва. М.: Музыка,
1988, В 5.
10.
Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной
школы.
М.:Просвещение, 1983.
11.
Кабалевскии Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.:Просвеще-
ние, 1989.
12.
Кабалевскии Д.Б. Про трех китов и многое другое. Пермь:
Кн. изд-во, 1975.
13. Кабалевскии Д.Б. Ровесники.
М.:Музыка, 1987, В.1.
14.
Книга по эстетике для музыкантов Под ред. И.А.Константинова.
М.:Музыка, 1983.
15.
Копчевскии Н. "Детскии уголок" К.Дебюсси М.:Музыка, 1976.
16.
Краткии словарь по эстетике. Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.:По-
литиздат,1963.
17. Кремлев Ю. Избранные статьи.
Л.:Музыка, 1976.
18.
Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность.
М.:Сов.композитор,
1990.
19.
Малларме С. Собрание стихотворении. М.:Худ.литература, 1990.
20. Мартынов И.И. Клод Дебюсси. М.:Музыка,
1964.
21. Мартынов И.И. Морис Равель. М.:Музыка,
1979.
22. Маслова Л. Как мы слышим живопись?
Музыка в школе.1. 1987 N4.
23. Михайлов М.К. Стиль в музыке.
Л.:Музыка, 1981.
24.
Музыка XX века. Под ред. Д.В.Житомирского. М.:Музыка, 1977.
25. Музыкальная литература зарубежных стран. Под ред. Б.Левика.
М.:Музыка, 1980.
26. Музыкальная энциклопедия. Под ред.Ю.В.Келдыша. М.:Сов. энциклопедия,
1981, т.5.
27. Программа Музыка 1 - 8 классы. Под ред. Ю.Алиева. М.:Просвещение,
1993.
28. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. М.:Музгиз,
1963.
29. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.
М.:Музыка, 1973.
30. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление. Вопросы теории и эстетики
музыки. М.:Музыка, 1965. В.4.
31. Ступель А.М. Морис Равель. Очерк жизни и творчества. Л.:Музыка,
1975.
32. Терентьева Н.А. Музыка (музыкально-эстетическое воспитание) 1 -
4 классы. М.:Просвещение, 1994.
33. Цыпин Г.М. Морис Равель. М.:Музгиз,
1953.
34.
Яроциньскии С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.:Прогресс, 1978.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|