бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в о... бесплатно рефераты

                Дебюсси почти не говорит о чувствах. Он "поэт ощущений"(33 с.19). Равель, напротив предпочитает настоящие человеческие чувства - яркие и страстные: Трио, "Балеро", концерт ре мажор для фортепиано с оркестром - достаточно убедительные тому примеры.

                Дебюсси, как истинный импрессионист, передавал в своей музыке по­этические впечатления от действительности с неизбежным привкусом субъ­ективизма, Равель же предпочитает логическую переработку уже существу­ющих музыкальных жанров (народная песня,  народный танец, вальсы эпохи Штрауса) и,  следовательно  выступает как более объективный и вместе с тем менее непосредственный художник"(3 с.35).  В  данном  высказывании верно подмечено коренное различие стилей и индивидуальностей,  опреде­ляющее сомобытность искусства двух мастеров.  Оно проявляется в  целом ряде компонентов  их  музыкального  языка.  Так,достаточно  отличается трактовка композиторами музыкальной формы. У Дебюсси логика ее выстра­ивается скорее  не  по принципу динамического нарастания,  а сообразно изящному и продуманному распределению материала. Главное внимание ком­позитора сосредоточено  на  передаче оттенков основного образа (точнее впечатления), аналогичным деталям картины. Другими словами, здесь гос­подствует принцип зрительного,  а не слухового восприятия.  Стремление Дебюсси запечатлеть все мимолетное и переменчивое приводит к  преобла­дающей роли интонации,  детали над логикой всего целого,  к подчинению первому второго. Непосредственность, естественность каждого отдельного момента стали  для него важнее,  чем процессуальность развития мысли и эмоций. Это приводит к усилению в музыке Дебюсси картинности, статики. Она почти  всегда  выражает то или иное эмоциональное состояние,  а не его становление ("Облака",  "Море"). Форма, в целом сохраняя соразмер­ность и  стройность  пропорции,  в определенной степени теряет рельеф­ность, напряжение, упругость.

                Равель же стремится к ясности формы:  "Сначала я намечаю горизон­тали и вертикали,  а потом, выражаясь языком живописцев, начинаю мале­вать" (цит.21 по с.19). Формирование Равеля явственно тяготеет к клас­сическому. Его музыка разверстывающаяся соответственно канонам  тради­ционных форм поражает живостью своего темперамента, собранностью и це­леустремленностью. Если цель Дебюсси -  скрыть  форму  во  имя  поэзии "чистого чувства",  то стремление Равеля - дисциплинировать сферу эмо­ций. Оно пораждает совершенные отточенные контуры.

                Мелодика Дебюсси очень разнообразна и не укладывается в рамки ка­кой-либо обобщающей формулы.  Но его темы всегда пластичны и тщательно отшлифованы. Мелодия Дебюсси стремится не к четким, завершенным перио­дам и пропорциональным структурам, а к бесконечности и нерасчлененнос­ти. Таковы,  например, контуры темы флейты из прелюдии "Послеполуден­ный отдых фавна" полной неги и истомы, хроматически изощренной и ладо­во неопределенной.

ПРИМЕР  N 3.

                Тип мелодики, созданный Дебюсси совершенно оригинален: в ней гиб­кая система вариантов основной интонации, как бы переливающихся один в другой преобладает  над ясностью рисунка,  изменчивость - над устойчи­востью. Важнейшие качества тем Дебюсси - хрупкость, капризность, зату­шеванность контуров, что отвечает задачам выражения изменчивых настро­ений, ускользающих оттенков эмоций ("Паруса", "Шаги на снегу"). Лучшие страницы музыки  Дебюсси  покаряют непрерывностью и плавностью мелоди­ческого потока,  хотя внутреннее строение отличается "микровыразитель­ностью" (определение Мазеля) (цит.  по 9,с.  ). В противовес этому для

Равеля мелодия была ведущим фактором мышления.  Уже в сочинениях  20-х годов протяженная  мелодическая линия все чаще приходит на смену преж­ней игре коротких мотивов.  Это можно наблюдать в начальнойтеме  трио, главной партии скрипичной сонаты, в теме медленной части концерта соль мажор, начальной теме "Балеро".

ПРИМЕР  N 4

                В основу "Балеро" легла яркая,  оригинальная тема,  сочетающая  в себе неповторимо индивидуальный колорит,  мелодическую пластику и кра­соту с характерными чертами испанского народного танца. Особое вырази­тельное значение  имеет метроритмическая сторона.  Все время смещаемые акценты и синкопированные остановки на разных долях такта придают теме большую гибкость  и  внутреннюю непрерывную устремленность.  В ладовой организации привлекает внимание "белая" До мажорная диатоника, подчер­кивающая особую ясность, первозданность звучания квази-народного напе­ва.

                В других  произведениях Равель в мелодии избегает вводнотоновости (Павана, Картет,  Сонатина, "Игра воды"). Корни ее секундово-квартово­го, пентатонического строения уходят в архаичные пласты народной песни.

В отдельных сочинениях Дебюсси обнаруживает стремление к четкой и

строгой  _ритмической . организации путем многократного повторения некоего ритмического "ядра" на протяжении всего произведения  или  его  разде­ла.(Прелюдия из  цикла "Для фортепиано",  "Сады под дождем",  "Вечер в Гренаде", "Ворота Амгамбры",  где ритм  хабанеры  является  "стержнем" всего сочинения,  "Кукольный  кэк-уок",основанный  на  характерном для этого танцевального жанраритме ).  В сочинениях с народно-жанровым те­матизмом композитор  охотно  применяет  импульсивные  регулярные ритмы (хабанеры, тарантеллы,  кэк-уока, мартамествия), и непрерывно подхлес­тывающие остинатные движения. Помимо уже названных произведений, ярки-

ми примерами подобного рода  являются  крайние  разделы  "Празднеств", "Холмы Анакапри", "Шествие из "Маленькой сюиты" для фортепиано.

ПРИМЕР  N 5

                В других случаях ритмика Дебюсси зыбка и неопределенна, она бога­та ньюансами,  поэтическими капризами оттенков, стремлением преодолеть власть тактовой черты, темповой свободы:

ПРИМЕР  N 6

                Ритмику Равеля  отличают  четкость,  строгость  и "классичность". Так, Трио пронизано характерной ритмикои баскских  народных  танцев  ­ритм первой части,  8/8 отчетливо членится на 3/8, 2/8 и 3/8, придавая музыкальной ткани гибкость и особую "эластичность", в финале использу­ются прихотливо чередующиеся нечетные ритмы 5/4 и 7/4.  В "Хабанере"из "Испанской рапсодии" ритмический лейтмотив проходит через всю пьесу. В "Болеро" ритмическая фигура                            является единым стержнем всего произведения и создает оригинальные полиритмические со­четания со свободной и гибкой в ритмическом отношении темой.

                В области  _гармонии . никому до Дебюсси не удавалось  в  такой  мере выделить "цвет"  и "вкус" разнообразных ладовых структур и гармоничес-

ких комплексов. "Принцип гармонического мышления Дебюсси - чередование

или контрастирование  гармоний  согласно  свойствам их "тусклости" или "яркости", гулкости или звонкости, "терпкости" или "сладости","сочнос­ти" или "сухости". Именно так сопоставлял он и гармонические комплексы (например, мажорные и увеличенные трезвучия) и целые гармонически  ла­довые системы  (целотоновость и пентатонику)...  Между устоями тоники, субдоминанты и доминанты Дебюсси вклинил столько переходов  и  перели­вов, что нейтрализовал и растворил их.  В итоге все стало тоникой,  но имеющее бесконечное число более ясных и более  смутных  вариантов"(17, с.225). Эта  цитата,  на  наш взгляд,  очень точно характеризует сферу гармонии Дебюсси.

                Интересно, что в ряде его произведении с темой-мелодией теснейшим образом взаимодействует гармония,  в некоторых эпизодах приобретая ве­дущее значение.  Например в прелюдии к "Послеполуденному отдыху фавна" показ богатейших возможностей колористической трактовки гармонии  ста­новится основным  способом  развития темы (использование разнообразных последовательностей септаккордов и нонаккордов,  сочетание хроматики и диатоники. Живописная  атмосфера в подобных произведениях воссоздается

красочными сочетаниями темброво-гармонических созвучии,  в которых ак­корд усложняется до восьмизвучия введением необычайных ладовых образо­ваний, параллелизмов, вторгающихся "случайных" нот. Все это приводит к многоплановости музыкальной фактуры.

ПРИМЕР  N 7

                Приведенный фрагмент явно свидетельствует о тонкости, изысканнос­ти гармонического  мышления  Дебюсси.  Обращает на себя внимательность тщательность голосоведения,  благодаря которому музыкальная ткань ста­новится прозрачной и ясной даже там, где сталкиваются резко диссониру­ющие звучания.

                Сочинения Равеля приковывают к себе внимание часто благодаря иск­лючительному богатству,  настоящей роскоши гармонической палитры. Ком­позитор мастерски подбирает нужные ему краски - порой ослепительно яр­кие, солнечные ("Альборада"),  чаще теневые,  сумеречные, приглушенные ("Долина звонов",  "Печальные  птицы").  В некоторых сочинениях именно гармониявыделяется как главное средство  музыкальной  выразительности. Так, в  Первой  части  "Испанской рапсодии" - "Прелюдии ночи" основную роль играет не тема - мелодия,  гармонический комплекс: "капельки" се­кунд у флейт,  кларнетов и арф на фоне остинатной,"застывшей" последо­вательности у скрипок и альтов:

ПРИМЕР  N 8.

                Оригинальна контрапунктическая  техника  сочетания  консонансов и диссонансов, приемы параллелизмов интервалов и  аккордов,  "утолщение" мелодической линии в пьесе "Виселица".  В целом в области гармонии Ра­вель является одним из крупнейших новаторов XX  века.  Композитор  сам иногда определяет  свои художественные задачи как поиски нового в гар­моническом языке.  Так,  например,  произошло в случае с пьесами цикла "Отражения". В "Автобиографии" Равель пишет:  "Отражения" представляют собой цикл пьес,  намечающих в моем  гармоническом  развитии  довольно значительные изменения" (цит.  по 33,  с.29). Максимально расширяя су­ществовавшие представления о гармонии,  композитор, однако, никогда не разрушал естественных основ музыкальной речи. Богатым, изысканно расц­веченным гармониям Равеля всегда свойственна функциональная определен­ность, ясность функциональных связей.

                Клод Дебюсси и Морис Равель - наиболее яркие  представители  имп­рессионизма в музыке. Их тверческая деятельность в течение двух десят­ков лет протекала параллельно, поэтому в композиторских стилях Дебюсси и Равеля есть общее: опора на французские народные традиции, интерес к современной им литературе и живописи, круг образов, изысканность музы­кального языка.  Хотя  творческие  пути Дебюсси и Равеля пересекались, они во многом оставались непохожи,  прежде всего в отношении к класси­ческим традициям.  Различия видны также при рассмотрении таких средств музыкальной выразительности как форма,  мелодия, ритм, гармония. Но на определенном отрезке  времени  и  Дебюсси и Равель стремились к единой цели - передать мимолетные ощущения,  чувства,  образы.  Поэтому обоих композиторов относят к одному направлению - импрессионизму.

ГЛАВА II. Детская фортепианная музыка импрессионистов

в практике музыкального образования.

1. ОБЗОР УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ.

                Эта глава посвящена  рассмотрению  места  сочинений  композиторов - импрессионистов в трех программах по музыке,  по которым в настоящее время проводятся занятия в школах.  Это программы  следующих  авторов: Н.А.Терентьевой, Ю.Б.Алиева и Д.Б.Кабалевского.  У каждого из них свои подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки:

- с  какои музыкой импрессионистов следует знакомить детей (музы­кальный материал),

                - как это делать (метды),

                - когда (тематика и возраст детей).

                Мы постарались максимально подробно разобраться в этих вопросах и в опоре на них выстроить обзор программ.

Программа "Музыка" Н.А.Терентьевой.

                Н.А.Терентьева в программе "Музыка" (музыкально-эстетическое вос­питание I - IV классы.  М.: Просвещение, 1994 г.) акцентирует актуаль­ность идеи комплексного подхода к музыкально-эстетическому  воспитанию детей. Формирование  и  воспитание  эстетического  чувства  у  младших школьников осуществляется при знакомстве и овладении основами трех ви­дов искусств - музыки, живописи, литературы (с фрагментарным подключе­нием театра, кино, архитектуры). При этом стержневым видом искусства в данной программе является музыка. В отборемузыкального материала автор не обходит вниманием и творчество композиторов-импрессионистов.  Обра­щение к  нему  не слечайно,  т.к.  музыка импрессионистов предполагает рассмотрение во взаимосвязи с другими видами искусств.

                Так, занятие по теме "Поет зима, аукает" (2 класс) в качестве му­зыки для слушания предлагается пьеса "Снег танцует" из цикла  "Детский уголок" К.Дебюсси. Для большей глубины восприятия музыки детям предла­гается прослушать стихотворение Е.Трутневой "Зима".  Цель урока -  ос­мысление понятия "образ".  Поэтому после звучания музыки и стихов учи­тель задает следующий круг вопросов:

1. Какои  образ  возник перед вами при прослушивании музыкального и

                   поэтического произведений?

2. Что является отличительной чертой художественного образа?

3. Что общего между образами,  воплощенными в пьесе К.Дебюси и сти-

                   хотворении Е.Трутневой?

   4. Вчем различие между ними?

                После дети получают задание красками нарисовать свои впечатления, сымпровизировать движение под музыку К.Дебюсси.

                В урок по теме "Музыка леса" (2 класс) включен фрагмент из балета "Дафнис и Хлоя" М.Равеля,  ("Восход солнца"). Учитель предлагает детям совершить мысленную прогулку по лесу, полюбоваться его красочными кар­тинами, услышать лесные голоса. Основная цель вызвать в сознании у ре­бенка мысль о том,  что человек, способный проникнуться чудесным миром природы, несомненно будет заботиться и оберегать ее,  восхищаться  ею. Учитель просит ответить на вопрос: какое настроение, чувство пробужда­ет в вас прозвучавшая музыка? К постижению образа этого сочинения сле­дует подвести учащихся через анализ средств музыкальной выразительнос­ти, в частности,  отметить своеобразные изгибы мелодической линии, об­ратить внимание  на  музыкальные инструменты,  использованные Равелем. После анализа музыкально-выразительных средств эпизода "Восход солнца" педагог просит рассказать о том,  что происходит с природой в утренние часы.Для усиления выразительности красочной звуковой картины просыпаю­щейся природы в произведении М.Равеля,  Н.А.Терентьева использует сти­хотворение С.Есенина "Синий май.Заревая теплынь." Далее следует  срав­нение изображения  звуками  картины  утреннего  леса  в музыке "Восход солнца" М.Равеля и к увертюре к опере  "Вильгельм  Телль"  Дж.Россини. Выявляются общие  моменты - спокойное,  слегка покачивающееся движение музыки, ассоциирующееся с дуновением ветра,  усиление динамики, обога­щение звучности  за  счет  включения новых инструментов,  напоминающее пробуждение птиц и зверей.  Интересно следующее после этого задание  ­красками на листе бумаги изобразить оттенки настроения,  передать эмо­циональные впечатления от прослушанной музыки, показать смену характе­ра состояния.

                К сожалению этим произведениями ограничивается обращение автора к творчесту К.Дебюсси  и  М.Равеля:  в  последующих 3 - 4 классах музыка импрессионистов не используется.  Вероятно,  ограничение  это  Н.А.Те­рентьевой сделано сознательно.  Поскольку Программа расчитана на млад­ших школьников,  она не должна быть перегружена столь сложной в  плане языка музыкой (какой является музыка импрессионистов).

                Хотелось бы отметить,  что темы "Поет зима, аукает" и "Музыка ле­са" очень органично вплетают в себя произведения импрессионистов.

Музыкальный материал,  предложенный Н.А.Терентьевой вполне досту-

пен детям  младшего школьного возраста.  Но,  на наш взгляд,  не стоит сравнивать музыку Дж.Россини (Увертюра к опере  "Вильгельм  Телль")  и М.Равеля ("Восход  солнца"),  творивших в разные исторические периоды.

Для детей  _младшего . школьного возраста такое  сравнение  очень  сложная задача. Следует  отметить  то,  что  картина просыпающегося леса в ув.

Дж.Россини - лишь фон,  на котором  разворачиваются  сюжетные  события оперы, а у Равеля она - самоценный эпизод балета,  где красочный музы­кальный язык составляет саму суть музыки. Более удачным на наш взгляд, будет сравнение эпизода "Восхода солнца" М.Равеля с "Утром" Э.Грига из сюиты "Пер Гюнт".

                Автор программы на своих уроках широко использует принцип целост­ности, т.к.  для детей младшего школьного возраста особенно характерно синкретическое восприятие мира. Для более полного понимания предложен­ной музыки, ученикам прослушать стихи, изобразить в красках настроения музыки, пластически проинтонировать ее. Но стихи, предложенные Н.А.Те­рентьевой, а точнее их эмоциональный строй, на наш взгляд не соответс­твует миру  чувств  той  музыки,  для  усиления восприятия которой они предназначены. Более удачным было бы  привлечение  образов  из  поэзии символистов.

                                                   Программа Музыка 1 - 8 классыпод ред.

Ю.Б.Алиева М.: Просвещение, 1993 г.

                Программа "Музыка" под редакцией Ю.Б.Алиева предусматривает нача­ло знакомства детей с музыкой импрессионистов уже  во  2-м  классе.  В контексте темы  года  "Выразительные возможности музыки" во II-ой чет­верти (тема "Музыка выразительная") автор предлагает в качестве  мате­риала для  слушания  фортепианную миниатюру К.Дебюсси "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", а в III-й четверти (тема "Кто исполняет музыку") - пьесу  для  флейты соло "Сиринкс" того же автора.  Достоточно раннее приобщение детей к музыке импрессионистов (в частности К.Дебюсси) выг­лядит вполне логичным в цвете центральной идеи Программы - постепенное постижение учениками характерных особенностей  историко-художественных направлений в музыке (в том числе импрессионизма).  Но как нам кажется предложенная музыка несколько сложна для детского восприятия  (в  осо­бенности это  касается пьесы для флейты соло "Сиринкс") и на начальном этапе знакомства с импрессионизмом целесообразнее  использовать  более доступные сочинения.  Таковыми вполне могли бы быть произведения К.Де­бюсси и М.Равеля, адресованные детской аудитории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7