бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в о... бесплатно рефераты

                Следующее соприкосновение  с  творчеством  К.Дебюсси возникает во II-ой четверти 3 класса.  Тема этой четверти - "Симфоническая  музыка. Симфонический оркестр,  группы  его  инструментов".  Для прослушивания вновь предлагается "Лунный свет" К.Дебюсси,  но уже в переложении  для арфы. И  здесь нам кажется удачным момент обращения к знакомой музыке, звучащей в другом исполнении.  Так же в рамках тематики II-ой четверти можно добавить  больше оркестровой музыки импрессионистов в виде фраг­ментов (например, "Облака" К.Дебюсси, "Балеро" М.Равеля и др.)

                В средних                    и   старших  классах  центральной  задачей  программы

Ю.Б.Алиева становится формирование у учащихся представлений о  различ­ных историко-художественных стилях. После рассмотрения в 5 классе сти­ля русской композиторской школы,  в 6 классе учащиеся приступают к ос­воению понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях.

                В 7 классе учащиеся получают представление о таких стилевых  нап­равлениях в искусстве конца XIX - начало XXв.в.  (и соответственно му­зыкальных стилей),  как импрессионизм,  эксприссионизм, неоклассицизм. Среди тем I-ой четверти,  посвещенных этим направлениям встречаем тему "Импрессионизм в музыке". Она раскрывается на примерах следующих музы­кальных произведении:  для  слушания  - "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", прелюдии для фортепиано "Девушка с волосами цвета льна" и "Са­ды под дождем",  прелюдия "Послеполуденному отдыху Фавна",  К.Дебюсси: "Игра воды",  "Красавица и чудовище" и "Волшебный сад" из  сюиты  "Моя матушка гусыня",  "Болеро" М.Равеля. Для пения - "Песня дитя" из оперы "Дитя и волшебство" М.Равеля:  романсы "Чудный вечер", "Рождественская песня бездомных детей" К.Дебюсси.

                Круг произведений предложенных Ю.Б.Алиевым,  на наш взгляд доста­точно сложен  для  учеников  7  класса (особенно вокальные сочинения). Данный выбор музыкального  материала,  автор  программы  обуславливает важностью образовательной линии, т.к. в прямой зависимости от получен­ных знаний сказывается уровень художественного  вкуса  подростка,  его идеалы, убеждения,  эстетические потребности и творческие способности.

Хотелось бы отметить, что первоначально данная Программа была рассчита­на на 10 лет обучения по 2 (два) часа в неделю, затем тот же объем ма­териала был "уложен" в 8 лет по одному часу в неделю.  Следовательно к импрессионизму ребята  бы обращались в 9 - 10 классах,  и при занятиях музыкой 2 часа в неделю знакомство с кругом музыкальных  произведений, определенных Ю.Б.Алиевым,  было бы вполне продуктивным. Но ввиду огра­ниченного количества часов и сравнительно небольшого возраста учеников следовало бы несколько изменить выбор предлагаемых для изучения произ­ведении и выгодно дополнить его детской музыкой К.Дебюсси и  М.Равеля. Нам кажется,  что вокальные сочинения импрессионистов можно оставить в стороне, как и прелюдию к "Послеполуденому отдыху Фавна"  К.Дебюсси  и "Игру воды" М.Равеля, т.к. в этих произведениях музыкальный язык очень сложен, и ученикам будет трудно понять и принять его.

                Автор Программы  не  останавливается на методах подачи материала, целиком полагаясь на творческии подход учителем музыки.

                Следует отметить, что тема "О стилях в музыке" впервые вводится в школьную программу. И еще один положительный момент - привлечение про­мизведении К.Дебюсси  на  уроках  музыки в начальной школе,  что будет способствовать постепенному овладеванию основами столь  сложного  нап­равления как импрессионизм.

Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для обще образовательной школы. М.: Просвещение, 1983г.

                В  _Программе  по музыке . для общеобразовательных школ  _Д.Б.Кабалевс­ _кии . на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера.

                Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема "Можем ли мы услышать  живо­пись?") в качестве музыки для слушания предлагается "Хабанера" из "Ис­панской рапсодии" М.Равеля. Д.Б. Кабалевскии делает акцент на слуховом анализе тембрового оформления основной.  Это вполне закономерно,  пос­кольку импрессионистам своиственно подчеркнутое внимание  к  тембровым краскам. Многие  произведения  К.Дебюсси и М.Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В "Хабанере" автор Программы советует пе­дагогу обратить  внимание  ребят  на необычно мягкое,  нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как воинственный,  боевой,  призывный инс­трумент и  открытие ими новых звуковых качеств хорошо известного музы­кального инструмента способствует возрастанию интереса,  как к  тембру самого инструмента,  так  и к музыке,  которую он исполняет.  В данном случае не секрет,  что богатство возможностей разных инструментов  ор­кестра нередко "выпадает" из поля зрения детей, и знакомство с музыкой импрессионистов - чрезвычайно благодатный материал для восполнения по­добных потерь.

                Как произведение для слушанья используется один из  симфонических ноктюрнов К.Дебюсси - "Праздненства" (4 класс,  IV четверть). По мысли Д.Б.Кабалевского, музыка "Праздненств" должна "вызывать яркие зритель­ные образы - картины народного гуляния" (прогр.  К. с.37). Но в данном случае авторская программа К.Дебюсси,  от которой явно отталкивался  в постановке своей  педагогической задачи Д.Б.Кабалевскии,  не только не проясняя ситуацию содержания в музыке , а на оборот - усложняет ее. По словам композитора, "Праздненства" запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в Булонском лесу в виде "ослепительных и  химерических видении" (цит. по 9, с.76). Нам думается судить о таких образах школь­никам чрезвычайно трудно.  Это касается и возникновения у них зритель­ных ассоциации ночного народного праздника во Франции,  для чего нужно быть осведомленными о культуре этой страны.  На наш взгляд неподготов­ленным слушателям,  какими  являются  ученики ...  класса,  достаточно сложно адекватно  воспринять  ярко-импрессионистическое  произведение. Для этого требуется богатый опыт общения с импрессионистами.

                Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение  та­кого сложного произведения как "Болеро" М.Равеля. Оно фигурирует в ка­честве музыки для слушания на уроках I-ой четверти в  6  классе  (тема "Музыкальный образ").  Д.Б.Кабалевскии  видит  задачу  педагога в том, чтобы помочь детям воспринять это произведение как  единый,  развиваю­щийся образ танца.  По нашему мнению,  такая задача может быть успешно

решена при следующих условиях:  _во-первых .,  при наличии положительного опыта предыдущего общения учеников с крупными,  масштабными произведе­ниями  _во-вторых .,  при умении учащихся не только различать тембры музы­кальных инструментов,  но  и  слышать тембровое развитие симфонической партитуры,  _наконец .,  важна способность педагога увлечь детей,  повести их за собой.

                В предварительных замечаниях автор говорит,  что одной  из  задач учителя на уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля, которое формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот опыт, который  приобретают учащиеся,  обратившись к музыке К.Дебюсси и М.Равеля, очень мал для достижения поставленной цели.  И сам Д.Б.Каба­левскии не отрицает возможности расширения круга избранных им произве­дении.

Сочинения К.Дебюсси  и М.Равеля можно очень органично включить во

многие темы, заявленные в программе.

                Например, в теме "Между музыкой разных народов мира нет неперехо­димых границ" можно использовать любую часть из "Детского  уголка"  (в особенности "Кукольный кэк-уол"), или "Моей матушки гусыни".

В 4 классе в каждой четверти также возможно  обращение  к  музыке

импрессионистов - в темах "Что стало бы с музыкой, если бы не было ли­тературы" ("Моя матушка гусыня") и "Можем ли мы увидеть музыку и услы­шать живопись?" (Здесь нужно включать произведения более показательные

в плане импрессионистического стиля:  "Облака",  "Паруса", "Затонувшии собор" К.Дебюсси с привлечением репродукции живописцев Э.Моне, Э.Дега, О.Ренуара).

                В теме  "Музыкальный  образ" сочинений импрессионистов могут быть представлены в различных вариантах.  Предлагается как обращение к  уже знакомым ("Маленькии пастух" К.Дебюсси,  "Разговор Красавицы и Чудови­ща", "Мальчик с пальчик",  "Принцесса дурнушка" М.Равеля) так и к нез­вучавшим ранее произведениям "Девушка с волосами цвета льна", Прелюдия

к "Послеполуденному отдыху Фавна" К.Дебюсси, "Уиндина" М.Равеля)

Мы предлагаем включить произведения импрессионистов и в 8 класс в

тему "Что значит современность в музыке". Здесь лучше привлекать сочи­нения, в которых претворяются элементы современного музыкального языка

- в частности,  джаза ("Кукольный кэк-уок",  "Генерал Лявин - эксцент­рик", "Менестрели" К.Дебюсси).

                В своей Программе Д.Б.Кабалевскии ограничивается очень узким кру­гом произведении импрессионистов: "Праздненства" К.Дебюсси, "Хабанера" и "Болеро" М.Равеля. К тому же, если учитывать сложность выразительных средств в этих произведениях,  то вероятность их полноценного восприя­тия детьми очень мала.

                Нам видятся  по  крайней  мере  два  пути  решения этой проблемы: 1)систематическое обращение к сочинениям импрессионистов  по  принципу "от простого к сложному", прдводящее к пониманию многокрасочных, насы­щенных звучании и выстроенной совершенно  по-особому  логики  развития образов в "Праздненствах",  "Болеро" и др. подобным им крупных оркест­ровых произведении, 2)при отсутствии первой возможности вероятно необ­ходима замена  столь  сложных  образов  музыкального импрессионизма на более доступные для восприятия школьниками (как по тематике,  так и по композиторскому языку).

                Анализ тематического плана Программы убедил нас, что некоторые из тем очень  органично  могут  включать  в себя произведения К.Дебюсси и М.Равеля.В целом Программа Д.Б.Кабалевского дает весьма  широкие  воз­можности привлечения сочинений импрессионистов на уроках музыки в шко­ле.

                                Подробно проанализировав    программы    Н.А.Терентьевой   , Ю.Б,Алиева,Д.Б.Кабалевского, мы убедились,  что у каждого из них  свой подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки.

Н.А.Терентьева в Программе музыкально-эстетическое воспитание уже

во втором  классе включает в уроки музыку К.Дебюсси и М.Равеля,привле­кая на помощь другие виды искусств.Темы уроков очень органично включа­ют в себя предложенные автором произведения.

                Ю.Б.Алиев в  своей Программе знакомство с музыкой импрессионистов осуществляет в 7 классе в контексте изучения стилей  и  художественных направлений.Он предлагает  произведения  не только для слушания,  но и для пения.

                Сочинения композиторов-импрессионистов  включены  и  в  Программу Д.Б.Кабалевского.Он привлекает  их  в качестве материала для слушания.

Мы предложили некоторые  варианты  дополнений  проанализированных

программ,которые заключаются  в  более  раннем  обращении к сочинениям К.Дебюсси и М.Равеля,в расширении репертуара засчет детской фортепиан­ной музыки этих авторов и последовательном изучении импрессионистичес­ких сочинений.

                                             АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ

                                             К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

                             К.Дебюсси и  М.Равель  - самые яркие представители импрессио­низма в музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг раз­ножанровых произведений,  предназначенных  для  разных исполнительских составов.Музыкальный язык  импрессионистов  яркий,насыщенный,но  очень сложный.Мы решили,что  лучше осуществить знакомство школьников с музы­кой импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей:"Детс­кий уголок"  К.Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М.Равеля,поскольку в них музыкальный язык достаточно упрощен.И даже один из авторов  (М.Равель) говорил, что "намерение воспризвести в этих пьесах поэзию детства при­вело ... к упрощению моего стиля и очищению моего почерка".(цит.по 21,

с.84).Хотя мы  не исключаем возможности использования других сочинений этих композиторов (как целиком,так и в  виде  фрагментов).Предлагаемый материал может  служить пособием для учителя музыки,желающего познако­мить учеников с детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.

                                В 1908 году К.Дебюсси написал цикл из 6 пьес для  фортепиано под названием  "Детский уголок".Это произведение он посвятил своей го­рячо любимой дочери Эмме :"моей дорогой маленькой Шушу с нежными изви­нениями отца за то, что последует".Все пьесы "Доктор Gradus ad Parnas­sum","Колыбельная Джимбо","Серенада  кукле","Снег  танцует","Маленький пастух","Кукольный кэк-уок" - это небольшие зарисовки,  в которых ком­позитор мастерски создал образы и картины детства.

             В "Детском  уголке" К.Дебюсси обратился к форме сюиты,возрожденной композиторами-романтиками.Новая "романтическая" сюита существенно  от­личалась от  старинной  своим  содержанием и композиционными чертами.В сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы,как:

а) стремление к конкретности музыкальных образов,к программности,кото­рое проявляется у К.Дебюсси в названии не только цикла,но и каждой ми­ниатюры;

б) свободное тональное сопоставление частей:все пьесы написаны в  раз­ных тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur),с явным преобладанием мажорного лада.Сочетание мажорных тональностей  с  ожив­ленными темпами  не  случайно - оно явно отражает жизнерадостность,лю­бознательнось,подвижность,свойственные поведению детей.С этим  связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть жанровые сцен­ки-"Серенада кукле","Кукольный кэк-уок","Колыбельная  Джимбо";портрет­ные зарисовки-"Маленький  пастух";волшебный пейзаж,  рожденный детской фантазией-"Снег танцует").

                Одной из  характерных черт сочинения стала его юмористическая ок­раска.Музыковед Н.Копчевский пишет,  что тонкий авторский "юмор заклю­чен уже  в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутли­вое обращение отца к ребенку,  который воспитывается под  руководством английской "мисс""(15,с.171).Юмористическое настроение создает пароди­рование этюдов М.Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к  Пар­насу") и известной музыки Р.Вагнера ("Тристан и Изольда").Переосмысле­ние тем и музыкальных образов этих сочинений ярко проявилось в  первой и последней пьесах цикла.

                Фортепианная сюита К.Дебюсси "Детский уголок" - призведение,в ко­тором воплощен  наивный  и  мудрый,  сказочный и реальный,  забавный и грустный, а целом чудесный и добрый мир детства.И хотя сочинение  было создано в начале века,  главные герои сюиты - кукла,  игрушечный слон, пастушок - любимы, близки и понятны современным детям.

                                      Первая пьеса цикла называется "Доктор  Gradus  ad  Parnas­sum". Ее  заглавие связано со знаменитым циклом этюдов М.Клементи.Сис­тематические упражнения в технике  игры  на  фортепиано,  предлагаемые М.Клементи в виде этюдов - один из путей, постепенно приближающих юно­го пианиста к вершинам исполнительского мастерства.Сочинение же  К.Де­бюсси "Доктор  Gradus ad Parnassum" охарактеризована самим автором как "род гигиенической и прогрессивной гимнастики,  следовательно подобает играть эту пьесу каждое утро натощак,  начиная умеренно,  чтобы закон­чить оживленно"(цит.по 17,с.68).В  словах  композитора  звучит  тонкая ирония в адрес всевозможных технических упражнений.Ее подчеркивают ав­торская ремарка "ровно и без  сухости",мягкость  фигураций,  созвучия, насыщенные секундовыми сочетаниями.Фактура основана на ровном и непре­рывном движении шестнадцатых, прекращающемся ненадолго - в центральном эпизоде, где композитор изображает рассеянность ученика:

                                                                                ПРИМЕР N 9.

                Живому непосредственному развитию художественного образа способс­твует отказ  композитора  от  схемаичных,  квадратных структур,  столь свойственных этюду. Иронизируя таким образом над инструктивным жанром, Дебюсси одновременно значительно опоэтизировал его.

                "Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего,  немного тяжеловесного существа, вызывающего однако,  самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает  показать образ с легким оттенком юмора.  Ведь звучание колыбельной чаще всего ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и нежным. У  Дебюсси же этот жанр характеризует пусть и игрушечного,  но всетаки слона.  Отсюда - и нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей  пьессы  низкого регистра,  и нетрадиционный для колы­бельной аккомпанемент в виде чередующихся больших  секунд.  Тяжеловес­ная, несколько  угловатая мелодия колыбельной построена по звукам пен­татонического звукоряда,  что придает музыке некоторый восточный коло­рит:

ПРИМЕР  N 10

                Основным,"строительным" материалом пьесы являются секунды,  кото­рые то "колышутся", то "топчутся" на месте, образуя вместе с сопровож­дением целотоновое звучание. Использование столь необычных выразитель­ных средств  -  одно  из  проявлении связей Дебюсси с русской музыкой. Вчастности, можно провести аналогию с  романсом  А.П.Бородина  "Спящая княжна", в  котором  композитор широко применил целотоновые последова­ния, мерцающие секунды в сопровождении и пентатоническое строение  ме­лодии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7