бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в о... бесплатно рефераты

                Развитие материала  в  "Колыбельной  Джимбо"  осуществляется   по сквозному принципу:  каждое новое мелодическое образование подготавли­вается предшествующим и появляется незаметно. В целом эта пьеса богата тонкими оттенками  настроения,  очень  живописна по колориту и пленяет удивительно мастерским использованием скромной  палитры  выразительных средств.

                Очень изящна и грациозна третья часть сюиты -  "Серенада  кукле". На ее жанровую принадлежность указывает уже само название. Как извест­но, серенада приветственная или любовная песня,  исполняемая под окном возлюбленой. Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия и аккомпонимент, подражающии звучанию гитары или мандолины.

                В "Детском уголке" героиней серенады,  Дебюсси сделал куклу, поэ­тому перечисленные жанровые признаки заключают в себе  нечто  игрушеч­ное. Уже первая авторская ремарка,  предписывающая исполнять всю пьесу на левой педали подчеркивает  прозрачность  и  некоторую  иллюзорность звучания музыки. Весь комплекс музыкально-выразительных средств харак-

теризует "кукольное" звучание серенады:  облегченная фактура, забавная "прыгающая" мелодия,  построенная на широких интервалах и предворяемая форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых кварт и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного и отрывистого движения:

ПРИМЕР  N 11.

                В "Серенаде кукле" особенно наглядно проявилось умение композито­ра выводить  один мотив из другого,  благодаря чему получается что, вся ткань как бы соткана из материала единого  происхождения.  Впечатления от поэтичной  миниатюры  Дебюсси очень точно сформировал И.И.Мартынов: "В этой, казалось бы, непритязательной детской пьесе композитор дости­гает изысканности стиля,  создавая очаровательную картинку, вводящую в мир ребенка,  увлеченно играющего с куклой. Здесь нет искусственности, подделки под  детскую психологию,  есть настоящая музыка для маленьких слушателей, равно интересная и для взрослых".(20, с.218).

                Словно тонкой  акварельной  кистью написана четвертая пьеса цикла "Снег танцует". Круг родственных ей образов позже еще детализированнее будет воплощен в прелюдии "Шаги на снегу". Однако и здесь Дебюсси дос­тигает необычайной колористичности звучания и яркой  образной  вырази­тельности. Пьеса  "Снег танцует" выделяется из всех частей сюиты своей импрессионистической окраской. Она не просто пейзаж, картинка природы. Однообразно падающии  снег  вызывает у человека чувство грусти и собс­твенного одиночества.  В музыке эти настроения переданы  монотонностью движения, единообразия фигурального рисунка,  служащего живописным то­ном для выразительных мелодических построении.

ПРИМЕР  N 12.

                Для пьесы "Снег танцует" Дебюсси избрал жанр токкаты.  (К нему он неоднократно обращался  в  своем  фортепианном творчестве:  Токката из сборника "Для фортепиано",  пьеса "Движение" из I-й тетрады "Образов", "Сады под  дождем"  из "Эстампо").  В основе токкаты лежит характерный исполнительскии прием - быстрое чередование обеих рук, которое создает ощущение моторности, непрерывности течения музыки. В данном же сочине­нии токкатный жанр отличен фактурным многообразием,  очень  интересным гармоническим языком,  благодаря которому создается особый колорит не­устойчивости, недосказанности и зыбкости.  Дебюсси обращается к верту­ознному не  ради  решения технических задач.  Его импрессионистическая токката примечательна прежде всего своим необычным образным содержани­ем, которое  позволяет  отнести "Снег танцует" к наиболее интересным и новаторским страницам "Детского уголка".

                Большой поэтичностью  и теплотой чарует пьеса "Маленькии пастух". В ней композитор воспроизводит звучание свирельных наигрышей, но сооб­щает им  большую  реальность и эмоциональную насыщенность по сравнению наприме, с оркестровой Прелюдией к "Послеполуденному отдыху Фавна".  В основе пьесы - два тематических элемента, имитирующих наигрыши малень­кого пастуха:  созерцательно-печальный и хороводно-танцевальный.  Нес­мотря на различие характера,  оба напева имеют общие черты:  выделение звучания тритона, причудливый и капризный ритмическии рисунок, которо­му триоли придают ощущение свободы и непренужденности.  Можно отметить

интонационные связи наигрышей с музыкальными темами более ранних   _про­ _изведении Дебюсси .:  первый  наигрыш близок флейтовому лейтмотиву Фавна (Прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна"),  а также  основной  теме Сиринкс "пьеса для флейты соло "Сиринкс").

                                                                                   ПРИМЕРЫ N 13, 14.

Один из  вариантов второго наигрыша обнаруживает сходство с глав-

ной темой фортепианнои пьесы "Остров радости".

ПРИМЕРЫ  N 15, 16.

                Однако при интонационном родстве тематизма "Маленького пастуха" с приведенными сочинениями  образная сфера пьесы достаточно сильно отли­чается от светлых пейзажей оркестровей прелюдии и  "Острова  радости". Музыка носит  здесь серьезный характер,  навевает мысли о затерянности маленького человека в огромном мире.  Такой оттенок образного содержа­ния явно  выделяет "Маленького пастуха" среди остальных пьес сюиты как лирическое отступление перед последней частью цикла.

                ЕЙ является "Goll:wogg,s cake walk".  Заключительный номер  имеет весьма оригинальный заголовок - "Кэк-уок Голливога".  Голливог - кукла - негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами, а также од­но из  прозвищ  "комедииного"  негра  в  менестрельных представлениях. Кэк-уок (что дословно означает "шествие за пирожным") - бытовой амери­канскии танец,  обращение к которому отражает огромный интерес Дебюсси к зарождавшемуся искусству джаза. Ксикопированным ритмам Дебюсси обра­щается позднее:  в  пьесе "Маленькии негритенок",  в прелюдии "Генерал Лавин-эксцентрик", в марше английского солдата из первои картины бале­та "Ящик  с игрушками".  В "Кукольной кэк-уоке" композитор использовал наиболее яркие признаки этого жанра -  четкую,  механистически  точную ритмику с  синкопами,  острые  секундовые  звучания в аккордах,  резко контрастную динамику. Ироническии контекст последней пьесы сюиты выра­зился в  том,  что  Дебюсси  ввел в ее среднюю часть знаменитый "мотив томления" из "Тристана и Изольды" Р.Вагнера. Ставшии в свое время сво­еобразным лозунгом  вагнеристов,  у  Дебюсси  он звучит как остроумная шутка. Мотив из "Тристана",  сопровождаемый ремаркой "с большим  чувс­твом", появляется в окружении аккордов, имитирующих смех:

ПРИМЕР  N 17.

Эта пьеса чрезвычайно привлекает своим современным звучанием.

                В год создания Дебюсси "Детского уголка" М.Равель написал прелест­ную серию  музыкальных  "иллюстрации" к сказкам под названиям "Моя ма­тушка - гусыня".  Равель страстно любил детей. Никогда не зная отцовс­тва, он  всю силу своей нерастраченной любви перенес на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его давних приятелей. Для них и было сочинено это произведение,  причем сперва предполагалось, что "маленькие друзья композитора" станут первыми исполнителями  на  публичном  концерте.(Но дети были очень застенчивы, и пьесы были сыграны маленькими пианистка­ми - Женевьевой Дюрок и Жанной Лёле).

                Работая над циклом "Моя матушка - гусыня",  Равель писал:"мое на­мерение воспроизвести в этих пьесах поэзию детства,  естественно, при­вело меня к очищению моего почерка".(цит. по 21,с.84). Равель поясняет форму каждой из пьес,  используя двух- и трехчастные схемы. При доста­точно развитой мелодии на страницах "Моей матушки - гусыни" нет ни ос­лепительных пассажей,  ни сложных для исполнения аккордовых массивов ­фактура здесь  прозрачна и легка.  Экономичность в пользовании вырази­тельными средствами говорит о желании композитора достичь  простоты  и безискусстности повествования.  В тоже время остается сложным гармони­ческии язык, богатый динамическими ньюансами, передающие тонкие звуко­вые градации.

                Обращает на себя внимание весьма необычное название цикла  проис­ходит оно от имени персонажа французского фольклора, старой сказочницы - Матушки - гусыни.  Часто ее образ связывают с королевой Педок, кото­рая изображалась  с  перепончатыми лапами.  Да и само ее имя - Педок ­означает "гусиная кожа".  Сказки Матушки - гусыни вошли во французскую литературу с  незапамятных  времен.  В  XVII  веке  Ш.Перро так назвал "Сказками Матушки - гусыни" свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях. М.Равель, очень любившии литературу и искусство XVII - XVIII веков,  в 1908г.,  написал фортепианные пьесы  на  сюжеты Ш.Перро (чей  сборник  определил  название цикла) и других французских писателей - сказочников тех времен. Перед пьесами NN 2,3,4 Равель, ис­пользовал в качестве эпиграфа Ш.Перро, М.К.д"Онуа и Л.де Бомон для об­легчения восприяти музыки детьми.  Все пьесы - "Павана спящей красави­цы", "Принцеса  -  дурнушка",  "Красавица и Чудовище",  "Мальчик - с ­пальчик" и "Сказочный сад" - картины, просты по фактуре и содержат ин­тереснейшие музыкальные находки.

                Первая пьеса называется "Павана спящей красавицы".  Павана -  это церемонный танец XVI - начала XVII вв.;  под медленную музыку которого шествовали кавалеры и дамы в пышных нарядах.  Еще в старые времена та­нец покинул  балы  и  "поселился" в старинных танцевальных сюитах.(Они назывались танцевальными,  хотя были предназначены просто  для  слуша­ния). Равель  впервые обратился к этому танцу в 1899 году в произведе­нии "Павана на смерть инфанты" ставшей одной из популярнейших фортепи­анных пьес Равеля.  Ее исполнение вполне доступно не только искушенным пианистам, но и любителям. Пьеса привлекает благородным сдержанным ли­ризмом. Она  пленяет прежде всего своей мелодией - ясно диатонической, уходящей корнями во французскую народную  (бретонскую)  музыку  песен­ность. Тема изложена в среднем регистре - регистре человеческого голо­са, овеяна его дыханием и эмоциональным теплом. Ее напевность оттеняет аккомпонемент, воспроизводящии тихое и мягкое звучание лютны. В каданс Равель вплетает "убаюкивающие" обороты.  Пьеса развертывается как инс­трументальная поэма - сказка или легенда;  в ней порывы, мечты, возни­кающие "нездешние" видения чередуются с первоначальным образом, прохо­дящим как  некии  рефрен три раза и каждый раз расцвечивающимся новыми фактурными и гармоническими красками.

                "Павана спящей красавицы" из "Моей матушки - гусыни" еще одно чу­до лирической простоты и  изящества.  Главное,  гибкая,  трогательная, чуть грусная мелодия написана в характере колыбельной.  Она лишена ук­рашении и изложена в прозрачной фактуре.  Музыка выдержана  в  строгом двух- и трехголосии (за исключением тех тактов, где появляется ограни­ченный пункт).

ПРИМЕР  N 18.

                Пьеса "Мальчик-с-пальчик" привлекает внимание своей тонкой звуко­изобразительностью. Мелодия  выделяется вернонайденой интонацией наив­ности персонажа сказки.  Непрерывное, неспешное движение параллельными терциями, составляющее  фон,  словно  рассказывает о несканчаемом пути бредущего домой мальчика-с-пальчика:

ПРИМЕР  N 19.

                Форшлаги в высоком регистре - изображение птиц, поедающих разбро­санные по  пути хлебные крошки (о них говорится в словесном эпиграфе). Когда мальчик-с-пальчик не находит хлебных крошек, он в отчаянии опус­кается на колени.  В музыке это передано повторением интонации "падаю­щей" квинты.  Мальчик-с-пальчик печально удаляется - снова звучат вос­ходящие ряды терции.

                Следующая пьеса - "Принцеса - дурнушка" -  играет  в  сюите  роль скерцо. Изящная  миниатюра  целиком основана на той форме пентатоники, которая в Европе считается китайскои.  Начало пьесы звучит  на  черных клавишах: fis,gis,ais,cis,dis,  что предает марионеточность,  игрушеч­ность звучанию.  Обилие диезов и высокие регистры  усиливают  светлый, блестящии характер музыки:

ПРИМЕР  N 20.

                Пентатонические секунды  создают  ритмическую  основу  для легкой очерченой, как бы переливчатой мелодии.  Она порхает в верхнем регист­ре, иногда уступая место перезвону колокольчиков.

                Пьеса "Разговор Красавицы и Чудовища" возвращает слушателя в  ли­рическую сферу. Эта часть сюиты написана в жанре медленного грациозно­го вальса. Изысканная, широко развернутая мелодия Красавицы сочетается с тяжеловесными, звучащими в низком регистре репликами Чудовища.

ПРИМЕРЫ  N 21, 22.

                Превращение Чудовища  в Прекрасного принца передано "перерождени­ем" басовых неуклюжих ходов в красивую мелодию в верхнем  регистре.  В заключении пьесы темы Красавицы и Прекрасного принца (Чудовища) слива­ются в выразительном дуэте.

                Последняя пьеса - "Волшебный сад" - спокойный четырехполосный хо-

рал. Здесь царит ясная диатоника белых клавишь.  Светлый характер гос­подствует и в коде, построенной на сопоставлении тризвучии субдоминан­товой итонической групп, звучащих на фоне органного пункта и глиссандо в верхнем регистре:

ПРИМЕР  N 23.

                Это апофиоз волшебной сказки,  заканчивающейся торжеством доброго светоносного начала.

                Разнообразие тембровых  и гармонических красок этой внешне скром­ной фортепианной сюиты побудило М.Равеля к созданию ее оркестровой ре­дакции. Один  из  ведущих  деятелей  французского  музыкального театра Ж.Руше подал композитору идею небольшого балета. Увлекшись таким пред­ложением, Равель,  сочинив дополнение к пяти пьесам цикла, написал ба­лет "Сон Флорины".

                Способность проникаться  сказочным  духом  проявилась в вокальном сочинении "Рождественские сказки" и в опере "Дитя и волшебство". Детс­кие фортепианные  сочинения М.Равеля и К.Дебюсси - еще один пример пе­реклички двух мастеров.  Стремление раскрыть в музыке мир глазами  ре­бенка привело этих композиторов к упрощению музыкального языка,  кото­рый в тоже время не утратил своей оригинальности. Образы этих произве­дении близки и понятны детям.

                Но в "Детском уголке" царит  атмосфера  реальности,  иногда  даже современности ("Кукольный  кэк-уок" один из первых отзвуков танцеваль­ных ритмов XX века в европейской музыке).  В "Моей  Матушке-гусыне"  ­сказки (пьесы поражают своей простотой, соединением лукавой прелести с утонченной необычайностью в музыке, что роднит М.Равеля со сказочника­ми прошлых веков).

                К.Дебюсси и М.Равель - одни из немногих композиторов по настояще­му понимавших  детей  и  умевших писать для них доступным и интересным языком. В этом отношении их можно поставить в один ряд с Шуманом иЧай­ковским.

                                                             ГЛАВА III. Некоторые результаты

самостоятельной опытной работы.

 1. ЗАНЯТИЯ  ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

                Основой содержания данной главы является характеристика некоторых результатов опытной работы в общеобразовательной школе  N  7  г.Перми. Эта работа проводилась в 6-7 классе. Было проведено 12 уроков.

Проанализировав самостоятельные детские музыкальные  циклы  К.Де-

бюсси и  М.Равеля и ознакомившись с разбором их музыки в музыковедчес­кой (специальной и популярной) литературе, а также в методических раз­работках мы попытались использовать пьесы "Детского уголка" и "Матушки -гусыни" на уроках музыки в качестве материала для  слушания.  Ведущая цель, которую  мы  преследовали  - в доступной для детского восприятия форме осуществить первое знакомство школьников с музыкальным импресси­онизмом, с творческой манерой композиторов.  В связи с этим не случай­ным оказался выбор сочинений посвященных детской тематике: она во мно­гом способствует более успешному достяжению цели уроков.  В дальнейшей работе мы попытались выйти на обобщающую  характеристику  музыкального импрессионизма.

                В настоящей главе  мы  описываем  фрагменты  занятий,  знакомящих школьников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля.

                Несколько первых  уроков  были посвящены музыке "Детского уголка" К.Дебюсси. В виду достаточной сложности и непривычности для школьников музыкального языка этого произведения, основной формой работы была бе­седа. Вот один из ее вариантов:

                 _Учитель . -  Сегодня я хочу познакомить вас с крупнейшим композито-

ром конца XIX - начала XX вв.  его имя - Клод Дебюсси.  Мы обратимся к одному из  его фортепианных произведении,  которое называется "Детскии уголок". Как вы думаете,  о чем может рассказать нам  музыка  с  таким названием?

                 _Дети . - Об играх, детях, игрушках.

                 _Учитель . - Действительно, музыка расскажет нам о добром мире свет­лой фантазии, который окружает человека в детстве.

                К.Дебюсси посвятил это произведение своеи маленькой четырехлетней дочери Эмме.  В семье ее ласково называли Шушу. Девочка была очень ве­селой, подвижной, и, не как все дети, любила играть со своими игрушка-

ми. Когда родители брали ее с собой в цирк или маленькии кукольный те­атр, Шушу  хохотала  от забавных гримасс кукол и клоунов,  танцевавших модные тогда танцы.  Вернувшись домой,  она разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка.  В этом маленьком театре Шушу зас­тавляла страдать и смеяться,  петь и танцевать своих любимых  кукол  и зверушек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7