Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников
Знания о факторах,
влияющих на здоровье человека, после проведенной воспитательной, у испытуемых
достаточные для их возраста (они еще будущие четвероклассники). Только Олег
Белоголов, ограничился одной личной ответственностью за свое здоровье, но по
сравнению с предыдущими результатами его успехи являются значительными.
Таблица 10. Познавательная
активность и отношение к ЗОЖ у младших школьников экспериментальной группы
после формирующего эксперимента
Имена
испытуемых
|
Познавательная активность
|
Отношение к ЗОЖ
|
Низкий
|
средний
|
высокий
|
Активное
|
Пассивное
|
Марина П.
|
|
|
+
|
+
|
|
Дима К.
|
|
|
+
|
+
|
|
Ваня П.
|
|
|
+
|
+
|
|
Даша З.
|
|
+
|
|
+
|
|
Денис О.
|
|
|
+
|
+
|
|
Кирилл Ш.
|
|
+
|
|
+
|
|
Ваня Г.
|
|
+
|
|
+
|
|
Таня С.
|
|
+
|
|
+
|
|
Зоя Ч.
|
|
+
|
|
+
|
|
Олег Б.
|
|
+
|
|
+
|
|
Итого:
|
|
6
|
4
|
10
|
|
Познавательная активность
к теме «Здоровье» повысилась у четверых испытуемых. У Даши З. снизилась, но
вести разговоры на эту тему ей нравится. У остальных уровень познавательной
активности остался на том же уровне. Следует отметить, что низкий уровень
отсутствует в группе испытуемых, а на предыдущем этапе исследования таковой
наблюдался у двоих ребят (Кирилл Ш. и Ваня Г.).
Для наглядного
изображения динамики валеологической грамотности детей по результатам
анкетирования представим диаграмму 1.
Диаграмма 1. Характеристика
валеологической грамотности младших школьников экспериментальной группы до и после
формирующего эксперимента
Восемь испытуемых имеют
достаточно высокий уровень валеологической грамотности. Так как понимают
здоровье как совокупность трех составляющих (психического, физического и
социального компонентов). Знание методов сохранения и поддержания здоровья, а
также факторов, влияющих на него также достаточно объемные. Познавательная
активность по данной теме - от высокого до среднего уровня. А также все они
занимают активную позицию по отношению к ЗОЖ.
Двое детей (Ваня П.,
Денис О.) имеет средний уровень валеологических знаний, так как нет полного
представления о сущности термина здоровье. Но знают достаточно много методов
сохранения и укрепления своего здоровья, а также факторов, влияющих на него.
Проявляют активность в сохранении и поддержании своего здоровья, что также
подтверждается анализом тематики их рисунков на тему «Как я провожу свое
свободное время?». Имеют адекватную познавательную активность к теме здоровье.
Таким образом, в таблице
10. сравним достижение уровня валеологической грамотности младших школьников до
и после формирующего эксперимента.
Таблица 11. Сравнительный
анализ уровня валеологической грамотности младших школьников до и после
формирующего эксперимента
Имена испытуемых
|
Уровень валеологической грамотности
|
Динамика развития
|
До формирующего эксперимента
|
После формирующего эксперимента
|
Марина П.
|
н
|
в
|
|
Дима К.
|
н
|
в
|
|
Ваня П.
|
н
|
с
|
|
Даша З.
|
с
|
в
|
|
Денис О.
|
н
|
с
|
|
Кирилл Ш.
|
н
|
в
|
|
Ваня Г.
|
н
|
в
|
|
Таня С.
|
н
|
в
|
|
Зоя Ч.
|
н
|
в
|
|
Олег Б.
|
н
|
в
|
|
Выводы по второй главе
Из описания данного
исследования, можно сделать следующий вывод, что уровень валеологической
грамотности испытуемых значительно увеличился за счет проведенной совместной
работы педагогов и медиков по формированию у детей младшего школьного возраста
положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена. Причем
данная работа строилась с учетом всех дидактических и валеологических задач, с
применением системы здоровьесберегающих технологий. Детям давались знания о здоровье
и его сбережении и одновременно эти знания применялись на практике, что
способствовало формированию навыков и умений заботиться о своем здоровье.
Также хочется отметить,
что данная программа способствовала не только осознанию детей, что такое
здоровье и как его сохранять, но и повысила уровень социализации детей. К
такому заключению мы пришли, основываясь на результаты анализа продуктов
деятельности испытуемых, так как в первичном исследовании дети в основном
изобразили себя единственным человеком на рисунке, по результатам вторичного
исследования на каждом рисунке испытуемых присутствует как минимум два человека.
Заключение
Целью данного
исследования было: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в организации
воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших
школьников в условиях временного коллектива.
Мы предположили, что
здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими
школьниками в условиях временного коллектива, как реализация здоровьесберегающих
технологий в совместной деятельности педагогов и медицинских работников,
положительно влияет на формирование валеологической грамотности младших
школьников.
Теоретический анализ
литературы показал, что основными возрастными психологическими и
валеологическими особенностями являются: социальная ситуация развития; ведущий
вид деятельности в младшем школьном возрасте; новообразования младшего
школьного возраста; особенности развития внимания в младшем школьном возрасте;
особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте; особенности
развития памяти в младшем школьном возрасте; особенности развития воображения в
младшем школьном возрасте; особенности развития мышления в младших школьников;
усвоение моральных требований и валеологические потребности младших школьников;
мотивационная сфера личности младшего школьника по отношению к здоровью;
эмоциональная сфера личности; валеологическая грамотность как понимание и
положительное отношение к здоровью. Изучив основные возрастные психологические
и валеологические особенности младших школьников, мы предложили рекомендации по
их учету в педагогическом процессе (Приложение 6).
Воспитательная работа в
педагогическом исследовании понимается как целенаправленное формирование у
личности отношений к людям и окружающей его действительности.
Изучение ценностных
ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым
шагом обновления воспитательной работы.
Воспитательная работа
должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса:
администрации, классными руководителями, педагогами, учащимися и родителями,
медицинскими работниками учреждения.
В
результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит
формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества,
творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям
и всему миру.
Здоровьесберегающий
подход в образовании рассматривается через систему здоровьесберегающих
технологий, а именно: санитарно-гигиенические; медико-профилактические;
педагогические (организационно-педагогические, психолого-педагогические,
информационные, физкультурно-оздоровительные). Для их реализации требуется
совместная деятельность педагогов и медицинских работников.
На основании данного
исследования мы можем констатировать такой факт, как пребывание в санатории
«Глинница» способствует повышению уровня валеологической грамотности учащихся
начальных классов, так как прогресс в осознании детьми феномена «здоровье» и в
положительном отношении к нему у испытуемых очевиден. То есть программа
«Здоровье» Вельского детского туберкулезного санатория, подразумевающая
совместную деятельность педагогов и медиков, направленную на повышение уровня
сформированности валеологической грамотности учащихся начальных классов,
является эффективной.
Хочется добавить, что
дети поступают в оздоровительные учреждения, и педагогам приходится затратить
много драгоценного времени на исследование их психологических и физиологических
особенностей. Мы предлагаем вести каждому учебному заведению на каждого ученика
валеокарту, так как данная методика упрощает и способствует повышению уровня
учебного и оздоровительного процесса.
Данное исследование может
послужить хорошим поводом для проведения дальнейших исследований в этой
области, а так же представляет научный интерес и может быть использовано при
разработке программ здоровьесбережения для обычных и санаторного типа начальных
школ.
Библиографический
список
1.
Ананьев В.А.
Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания//Психология
здоровья/под ред. Г.С. Никифирова – С.Пб.2000 г.
2.
Батышев С.Я.
Педагогика. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2008.
3.
Бобрицова Е.С.,
Маракушина И.Г. Курсовая работа на тему «Проблема здоровьесбережения в детских
рисунках».- ПГУ, 2005.
4.
Бутко Е.Я.
Образование: новый этап развития. // Педагогика, № 10, 2003.
5.
Валеология:
Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ/ под общ. ред.
О.Л. Трещевой. Омск, 1999.
6.
Демакова И.Д.
Воспитательная деятельность педагога. // Педагогика, № 10, 2002.
7.
Карасева Т.В.
Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий/Начальная школа
№11, 2005.
8.
Куприянов Б.С.
Классификация форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, № 4, 2002.
9.
Маленкова Л.И.
Методика и техника планирования воспитательной работы. // Народное образование,
№ 1, 2006.
10.
Матюхина М.В.,
Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. и др. Возрастная и педагогическая психология. Уч.
Пособие/под ред М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984.
11.
Никольская И.М.,
Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., дополн. И перераб. –
С.Пб.: Речь, 2004.
12.
Обухова Л.Ф.
Возрастная психология. Учебник. Изд.4. – М.: Пед. Общество России, 2004. – 442
с.
13.
Обухова Л.А.,
Лемяскина Н.А. Уроки здоровья//Начальная школа №6, 2002.
14.
Педагогика. / Под
ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2008.
15.
Петрова О.О.,
Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций. 2-е изд. – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2005.
16.
Программа
здоровья вельского детского туберкулезного санатория «Глинница».
17.
Рахимов А.З. Роль
самовоспитания в формировании личности. // Классный руководитель, № 6, 2001.
18.
Рожков М.И.,
Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2000.
19.
Секретёв М.А.
Опыт и проблемы воспитания учащихся. // Педагогика, № 2, 2006.
20.
Соковня И.И.
Социальное взросление и здоровье школьников. – М.:Просвещение, 2005.
21.
Степанов Е.Н.
Воспитательная система образовательного учреждения. // Классный руководитель, №
8, 2001.
22.
Харламов И.Ф.
Педагогика. - М.: Гардарики, 2000.
23.
Чупаха И.В.,
Путаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в
образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса; Ставрополь, 2001.
24.
Шилова М.И.
Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель, № 3, 2001.
Приложение 1
Условия, способствующие
самовоспитанию
1. Соответствие
содержания плана положениям основных нормативных документов (закон РФ «Об
образовании» государственные образовательные стандарты, Устав учебного заведения
и т.д.)
2.
Актуальность плана предусматривает отражение в нем важных событий в жизни
государства и общества, реакцию на существующие сегодня острые проблемы. План должен
учитывать такие наиболее важные проблемы, вмещающиеся в деятельность учебного
заведения.
3.
Развитость направлений и форм плана предполагает, что в него включены основные
направления содержания воспитания, при составлении предусмотрено разумное
соотношение словесных и практических дел.
4.
Целесообразность плана предлагает педагогическую обоснованность всех проводимых
мероприятий: для чего, ради чего и для кого проводится то или иное дело, как
учтены особенности развития коллектива, его традиции.
5. Конкретность плана
означает, что в него включены практические дела, за которые первоначальную
ответственность несут те или иные лица и которые проводятся в строго определенные
сроки. Общие формулировки (например, оказание помощи активу, повышение качества
трудовой деятельности, беседа об успеваемости и дисциплине и т.д.), никого и ни
к чему не обязывающие, являются серьезным недостатком плана и должны решительно
корректироваться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|