бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников бесплатно рефераты


Знания о факторах, влияющих на здоровье человека, после проведенной воспитательной, у испытуемых достаточные для их возраста (они еще будущие четвероклассники). Только Олег Белоголов, ограничился одной личной ответственностью за свое здоровье, но по сравнению с предыдущими результатами его успехи являются значительными.


Таблица 10. Познавательная активность и отношение к ЗОЖ у младших школьников экспериментальной группы после формирующего эксперимента

Имена

испытуемых

Познавательная активность

Отношение к ЗОЖ

Низкий

средний

высокий

Активное

Пассивное

Марина П.



+

+


Дима К.



+

+


Ваня П.



+

+


Даша З.


+


+


Денис О.



+

+


Кирилл Ш.


+


+


Ваня Г.


+


+


Таня С.


+


+


Зоя Ч.


+


+


Олег Б.


+


+


Итого:


6

4

10



Познавательная активность к теме «Здоровье» повысилась у четверых испытуемых. У Даши З. снизилась, но вести разговоры на эту тему ей нравится. У остальных уровень познавательной активности остался на том же уровне. Следует отметить, что низкий уровень отсутствует в группе испытуемых, а на предыдущем этапе исследования таковой наблюдался у двоих ребят (Кирилл Ш. и Ваня Г.).

Для наглядного изображения динамики валеологической грамотности детей по результатам анкетирования представим диаграмму 1.


Диаграмма 1. Характеристика валеологической грамотности младших школьников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента


Восемь испытуемых имеют достаточно высокий уровень валеологической грамотности. Так как понимают здоровье как совокупность трех составляющих (психического, физического и социального компонентов). Знание методов сохранения и поддержания здоровья, а также факторов, влияющих на него также достаточно объемные. Познавательная активность по данной теме - от высокого до среднего уровня. А также все они занимают активную позицию по отношению к ЗОЖ.

Двое детей (Ваня П., Денис О.) имеет средний уровень валеологических знаний, так как нет полного представления о сущности термина здоровье. Но знают достаточно много методов сохранения и укрепления своего здоровья, а также факторов, влияющих на него. Проявляют активность в сохранении и поддержании своего здоровья, что также подтверждается анализом тематики их рисунков на тему «Как я провожу свое свободное время?». Имеют адекватную познавательную активность к теме здоровье.

Таким образом, в таблице 10. сравним достижение уровня валеологической грамотности младших школьников до и после формирующего эксперимента.


Таблица 11. Сравнительный анализ уровня валеологической грамотности младших школьников до и после формирующего эксперимента

Имена испытуемых

Уровень валеологической грамотности

Динамика развития

До формирующего эксперимента

После формирующего эксперимента

Марина П.

н

в

Дима К.

н

в

Ваня П.

н

с

Даша З.

с

в

Денис О.

н

с

Кирилл Ш.

н

в

Ваня Г.

н

в

Таня С.

н

в

Зоя Ч.

н

в

Олег Б.

н

в


Выводы по второй главе

Из описания данного исследования, можно сделать следующий вывод, что уровень валеологической грамотности испытуемых значительно увеличился за счет проведенной совместной работы педагогов и медиков по формированию у детей младшего школьного возраста положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена. Причем данная работа строилась с учетом всех дидактических и валеологических задач, с применением системы здоровьесберегающих технологий. Детям давались знания о здоровье и его сбережении и одновременно эти знания применялись на практике, что способствовало формированию навыков и умений заботиться о своем здоровье.

Также хочется отметить, что данная программа способствовала не только осознанию детей, что такое здоровье и как его сохранять, но и повысила уровень социализации детей. К такому заключению мы пришли, основываясь на результаты анализа продуктов деятельности испытуемых, так как в первичном исследовании дети в основном изобразили себя единственным человеком на рисунке, по результатам вторичного исследования на каждом рисунке испытуемых присутствует как минимум два человека.

Заключение


Целью данного исследования было: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников в условиях временного коллектива.

Мы предположили, что здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива, как реализация здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности педагогов и медицинских работников, положительно влияет на формирование валеологической грамотности младших школьников.

Теоретический анализ литературы показал, что основными возрастными психологическими и валеологическими особенностями являются: социальная ситуация развития; ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте; новообразования младшего школьного возраста; особенности развития внимания в младшем школьном возрасте; особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте; особенности развития памяти в младшем школьном возрасте; особенности развития воображения в младшем школьном возрасте; особенности развития мышления в младших школьников; усвоение моральных требований и валеологические потребности младших школьников; мотивационная сфера личности младшего школьника по отношению к здоровью; эмоциональная сфера личности; валеологическая грамотность как понимание и положительное отношение к здоровью. Изучив основные возрастные психологические и валеологические особенности младших школьников, мы предложили рекомендации по их учету в педагогическом процессе (Приложение 6).

Воспитательная работа в педагогическом исследовании понимается как целенаправленное формирование у личности отношений к людям и окружающей его действительности.

Изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы.

Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, классными руководителями, педагогами, учащимися и родителями, медицинскими работниками учреждения.

В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру.

Здоровьесберегающий подход в образовании рассматривается через систему здоровьесберегающих технологий, а именно: санитарно-гигиенические; медико-профилактические; педагогические (организационно-педагогические, психолого-педагогические, информационные, физкультурно-оздоровительные). Для их реализации требуется совместная деятельность педагогов и медицинских работников.

На основании данного исследования мы можем констатировать такой факт, как пребывание в санатории «Глинница» способствует повышению уровня валеологической грамотности учащихся начальных классов, так как прогресс в осознании детьми феномена «здоровье» и в положительном отношении к нему у испытуемых очевиден. То есть программа «Здоровье» Вельского детского туберкулезного санатория, подразумевающая совместную деятельность педагогов и медиков, направленную на повышение уровня сформированности валеологической грамотности учащихся начальных классов, является эффективной.

Хочется добавить, что дети поступают в оздоровительные учреждения, и педагогам приходится затратить много драгоценного времени на исследование их психологических и физиологических особенностей. Мы предлагаем вести каждому учебному заведению на каждого ученика валеокарту, так как данная методика упрощает и способствует повышению уровня учебного и оздоровительного процесса.

Данное исследование может послужить хорошим поводом для проведения дальнейших исследований в этой области, а так же представляет научный интерес и может быть использовано при разработке программ здоровьесбережения для обычных и санаторного типа начальных школ.

Библиографический список


1.            Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания//Психология здоровья/под ред. Г.С. Никифирова – С.Пб.2000 г.

2.            Батышев С.Я. Педагогика. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2008.

3.            Бобрицова Е.С., Маракушина И.Г. Курсовая работа на тему «Проблема здоровьесбережения в детских рисунках».- ПГУ, 2005.

4.            Бутко Е.Я. Образование: новый этап развития. // Педагогика, № 10, 2003.

5.            Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ/ под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999.

6.            Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога. // Педагогика, № 10, 2002.

7.            Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий/Начальная школа №11, 2005.

8.            Куприянов Б.С. Классификация форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, № 4, 2002.

9.            Маленкова Л.И. Методика и техника планирования воспитательной работы. // Народное образование, № 1, 2006.

10.        Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. и др. Возрастная и педагогическая психология. Уч. Пособие/под ред М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984.

11.        Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., дополн. И перераб. – С.Пб.: Речь, 2004.

12.        Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд.4. – М.: Пед. Общество России, 2004. – 442 с.

13.        Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья//Начальная школа №6, 2002.

14.        Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2008.

15.        Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций. 2-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

16.        Программа здоровья вельского детского туберкулезного санатория «Глинница».

17.        Рахимов А.З. Роль самовоспитания в формировании личности. // Классный руководитель, № 6, 2001.

18.        Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

19.        Секретёв М.А. Опыт и проблемы воспитания учащихся. // Педагогика, № 2, 2006.

20.        Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников. – М.:Просвещение, 2005.

21.        Степанов Е.Н. Воспитательная система образовательного учреждения. // Классный руководитель, № 8, 2001.

22.        Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2000.

23.        Чупаха И.В., Путаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса; Ставрополь, 2001.

24.        Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель, № 3, 2001.


Приложение 1


Условия, способствующие самовоспитанию

1. Соответствие содержания плана положениям основных нормативных документов (закон РФ «Об образовании» государственные образовательные стандарты, Устав учебного заведения и т.д.)

2. Актуальность плана предусматривает отражение в нем важных событий в жизни государства и общества, реакцию на существующие сегодня острые проблемы. План должен учитывать такие наиболее важные проблемы, вмещающиеся в деятельность учебного заведения.

3. Развитость направлений и форм плана предполагает, что в него включены основные направления содержания воспитания, при составлении предусмотрено разумное соотношение словесных и практических дел.

4. Целесообразность плана предлагает педагогическую обоснованность всех проводимых мероприятий: для чего, ради чего и для кого проводится то или иное дело, как учтены особенности развития коллектива, его традиции.

5. Конкретность плана означает, что в него включены практические дела, за которые первоначальную ответственность несут те или иные лица и которые проводятся в строго определенные сроки. Общие формулировки (например, оказание помощи активу, повышение качества трудовой деятельности, беседа об успеваемости и дисциплине и т.д.), никого и ни к чему не обязывающие, являются серьезным недостатком плана и должны решительно корректироваться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10