бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников бесплатно рефераты

Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников

Введение

Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива подтверждается как многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения, так и социально-экономическими условиями, влияющими на общее снижение здоровья нации.

Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормальное, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие [3, с.3].

В наше время наряду с этим определением следует рассматривать и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к проявлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Все эти явления, как в зеркале, находят отражение и на здоровье детей. Сегодня мы говорим в школах о предупреждении наркомании, бродяжничества, суицида, как о результатах неумения детей найти свое место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, учителей и непонимания ценности своей жизни и здоровья. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации, а без здорового подрастающего поколения этот вопрос так и останется неразрешенным. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе как социальному институту. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Выдвижение проблемы здоровьесбережения в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и укреплению.

По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 – 25 процентов [1, с.75].

К третьему классу число практически здоровых детей резко снижается. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

В каждом ребенке, как ростки заложены телесные, психические и духовно-нравственные силы. Именно из них вырастает человеческое здоровье во всем многообразии понимания этого слова. Правильное воспитание и обучение раскрывают и преумножают эти резервы жизнеспособности. Нарушение природосообразности в процессе обучения и воспитания приводят к разрушению здоровья человека. Таким образом, здоровье становится областью исследования для педагогики, о чем много говорится в современной периодической печати.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие технологии. Несмотря на существование разнообразных форм и методов реализации их результат не достигает поставленной цели. Причин этому может быть много: некомпетентность педагогов в планировании занятий; отсутствие психологов в школах; консервативное отношение к процессу обучения администрации, которое загоняет педагогов в жесткие временные рамки; безразличие педагогов по отношению к детям и их здоровью; отсутствие работы педагогов с родителями по вопросу здоровья; отсутствие постоянного взаимодействия педагогов и медицинских работников в работе с детьми и еще много других причин.

Особое внимание следует уделять здоровьесбережению уже в младшем школьном возрасте, на который приходится резкое увеличение нагрузки, в связи с изменением социальной ситуации развития – поступление в школу.

Педагогическая среда обладает широким спектром возможностей для здоровьесбережения. В частности, здоровьесберегающий подход может быть реализован в ходе организации воспитательной работы с младшими школьниками.

В нашем исследовании мы будем рассматривать воспитательную работу как основное направление деятельности педагогического коллектива, так как именно в воспитательной работе формируется положительное отношение к собственному здоровью, что является психологической основой для укрепления здоровья человека.

В данной работе планируется изучить особую ситуацию реализации воспитательной деятельности в условиях временного для детей коллектива, а именно в Вельском детском туберкулезном санатории «Глинница», где коллектив педагогов и медицинские работники имеют возможности для организации уникальной по содержанию и формам воспитательной работы.

Таким образом, тема нашего исследования: «Здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива».

Цель исследования: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников в условиях временного коллектива.

Объект исследования – организация воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование валеологической грамотности.

Предмет исследования – критерии эффективности реализации здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива.

Гипотеза исследования – здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива, как реализация здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности педагогов и медицинских работников, положительно влияет на формирование валеологической грамотности младших школьников.

Задачи:

1.        Дать характеристику возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников.

2.        Раскрыть сущности и социально-психологические аспекты организации воспитательной работы с младшими школьниками.

3.        Классифицировать здоровьесберегающие технологии, как сущность здоровьесберегающего подхода.

4.        Рассмотреть роль и место совместной деятельности педагогов и медицинских работников в начальной школе, направленной на формирование валеологической грамотности младших школьников.

5.        Выделить критерии эффективности здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

6.        Выявить уровень валеологической грамотности младших школьников, а именно уровень сформированности у испытуемых положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена.

7.        Проанализировать и определить эффективность системы воспитательной работы в Вельском детском туберкулезном санатории «Глинница», построенной на основе здоровьесберегающего подхода в отношении младших школьников.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, обобщение и анализ, методы количественной и качественной обработки данных.

База исследования: Вельский детский туберкулезный санаторий «Глинница»; группа детей, поступивших в санаторий для прохождения лечения и оздоровления из обычных начальных школ в количестве десяти человек в период с мая по октябрь 2008 года.

Глава 1. Психолого-педагогические основы реализации здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками

1.1  Характеристика возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников


Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно. Его не было у тех, которые вообще не посещали школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью в образовании. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В.В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста [12, с. 320].

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдорова, А.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) [12, с. 320].

Рассматривая возрастные особенности младших школьников по отношению к здоровью необходимо охарактеризовать:

·          Психологические особенности младших школьников: социальная ситуация развития; ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте; новообразования младшего школьного возраста; особенности развития внимания в младшем школьном возрасте; особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте; особенности развития памяти в младшем школьном возрасте; особенности развития воображения в младшем школьном возрасте; особенности развития мышления в младших школьников;

·          Валеологические особенности развития личности младших школьников: усвоение моральных требований и валеологические потребности младших школьников; мотивационная сфера личности младшего школьника по отношению к здоровью; эмоциональная сфера личности.

Психологические особенности младших школьников

Социальная ситуация развития младших школьников.

В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающей его действительностью. Согласно Д.Б. Эльконину, с поступлением ребенка в школу возникает новая система отношений, то есть система «ребенок - взрослый» дифференцируется и образует две системы отношений: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель».

Система «ребенок – родитель» определяет отношение ребенка к родителям. Система «ребенок – учитель» занимает центральное место в жизни младшего школьника [15, с. 80-81].

От системы «ребенок – учитель» зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий, то есть впервые отношения «ребенок - учитель» становится отношение «ребенок – общество». В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступал как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки [12, с. 321].

Родитель и учитель являются для младшего школьника не только наставниками, но и примером, своеобразным образцом отношений к окружающим и к самому себе. От отношения родителей к своему ребенку и его учителю формируется отношение ребенка к самому себе и к учителю и в то же время отношения учителя к детям – формирует отношение каждого ученика к себе и к его одноклассникам. Это с одной стороны, а с другой стороны – взрослый наставник рассказывает ребенку о факторах негативно влияющих на здоровье человека, а сам живет среди этих факторов и не собирается избавляться от вредных привычек. Что думает в такой ситуации ребенок? Конечно же, что это вредно, но иногда можно, если очень хочется или постоянно, но когда станешь взрослым.

Таким образом, необходимо социально ориентировать ребенка на эталон взаимоотношений и эталон отношения человека к своему здоровью, путем совершенствования отношений к себе и окружающим, прежде всего взрослых, близких к ребенку людей (родители, учитель).

Перейдем к характеристике ведущего вида деятельности младших школьников. С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение [15, с. 81].

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Также как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться [12, с. 322].

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность, внутренний план действий и рефлексия.

Благодаря ним, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого не только для дальнейшего обучения в среднем звене школы, но и для реализации сохранения своего здоровья.

Появление новых качеств обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизмеряющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал» [23, с.324]. В ходе учебной деятельности формируется произвольность как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средство их достижения, преодоления трудности и препятствия [15, с. 82].

В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.

Важным требованием учебной деятельности является то, что школьник должен уметь развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает учитель. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагают формирование у младших школьников умение как бы со стороны рассматривать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности [15, с. 82].

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно, слушать учителя и следовать его указаниям, так как без этого невозможен и процесс усвоения знаний. У детей, приходящих в школу, преобладает непроизвольное внимание. Ребенок в большой степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на ее содержание, он обращает внимание на то, что ему непосредственно интересно. В ходе учебной деятельности ребенок учится управлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах, формируется произвольное внимание [15, с. 82].

Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. К семи годам у ребенка отмечается достаточно развитый процесс восприятия (наблюдается высокая острота зрения и слуха, ориентирование на различные формы и цвета), но восприятие младшего школьника в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников присутствуют недостатки дифференцированности восприятия, так как еще не сформирована способность к систематическому анализу своих воспринимаемых свойств и качеств предмета. Возможности ребенка анализировать и дифференцировать, воспринимаемые предметы, связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формирует задачи восприятия тех или иных предметов и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием и памятью), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения [15, с. 91].

В процессе становления в младшем школьном возрасте находится память. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменение в области памяти связаны со следующими явлениями:

·          Ребенок начинает осознавать особую, мнемническую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Такая задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом;

·          В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала [15, с. 92].

К особенностям памяти младших школьников относят:

·          Наглядный материал запоминается лучше, чем словесный;

·          Название предметов запоминается лучше, чем абстрактные понятия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10