Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников
2. Создание
программ социально-психологической помощи обучающимся и семьям субъектами
воспитательного взаимодействия: организация работы по профилактике злоупотребления
ПАВ и ВИЧ/СПИД; по профилактике безнадзорности и правонарушений.
3. Создание
программы «Культура здоровья», внедрение в образовательный процесс новых
здоровьесберегающих технологий.
Результат: выпускник с высоким уровнем воспитанности; с ярко выраженными
качествами гражданина – патриота, профессионала-работника, семьянина- родителя;
обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения.
Воспитание
учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и
упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый
урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического)
большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в
воспитании отводят педагогу.
В наше время перед любым
педагогом, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания,
причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Поэтому изучение
ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и
необходимым шагом обновления воспитательной работы.
Воспитательная работа
должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса:
администрации, классными руководителями, педагогами, учащимися и родителями.
В
результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит
формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества,
творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям
и всему миру.
Результативность
организации воспитательного процесса во многом зависит от создания
педагогически целесообразных программ, методик и технологий, использования
потенциала семьи, средств массовой информации.
1.2 Совместная
деятельность педагогов и медицинских работников в начальной школе, как основа
реализации здоровьесберегающего подхода в образовании
По определению
Министерства образования России «…под здоровьесберегающими технологиями следует
понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую
важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка,
воздействующие на здоровье» (письмо Министерства образования России от
26.08.2002 №13 – 51 – 104/13 «О работе экспериментальных общеобразовательных
учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии») [7, с. 75].
Классификация
здоровьесберегающих технологий в образовании.
Здоровьесберегающие
технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как
минимум три составляющие: санитарно-гигиенические; медико-профилактические и
педагогические технологии [7, с. 77].
Здоровье и образование –
это два взаимосвязанных и взаимозависимых компонента в формировании личности,
то есть здоровье человека оказывает влияние на уровень образованности, а
правильность построения образовательного процесса, в свою очередь, оказывает
влияние на здоровье человека. Таким образом, системой, регулирующей это
взаимодействие, являются здоровьесберегающие технологии в образовании.
Сущность видов
здоровьесберегающих технологий в образовании и мероприятия, проводимые для их
реализации.
Санитарно-гигиенические
здоровьесберегающие технологии направлены на улучшение санитарных условий и
совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.
Основные задачи
санитарно-гигиенических здоровьесберегающих технологий:
1.
Укрепление
материально-технологической базы образовательного учреждения с целью
профилактики и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста;
2.
Создание
оптимального режима функционирования образовательного учреждения [16, с.6].
Мероприятия, проводимые
для реализации санитарно-гигиенических здоровьесберегающих технологий:
1.
Пополнение
образовательного учреждения, необходимым медицинским и спортивным оборудованием,
ростовой ученической мебелью.
2.
Осуществление
ремонта медицинских, учебных помещений, спортивных залов, площадки, бассейна и
т.д.
3.
Осуществление
контроля над расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки в школе.
4.
изготовление
памяток о режиме дня учащихся и рекомендаций для родителей по организации
учебной деятельности на дому (уголки здоровья).
5.
Осуществление
контроля над тепловым режимом в учебном заведении. С целью предотвращения
переохлаждения или перегрева учащихся в образовательном учреждении [16, с.7].
Медико-профилактические
здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на диагностику,
укрепление, профилактику и коррекцию здоровья детей.
Мероприятия, проводимые
для их реализации:
1.
Проведение
углубленных медицинских осмотров с привлечением узких специалистов.
2.
Разработка цикла
бесед и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персоналов
по проблемам здоровья учащихся.
3.
Проведение
наблюдения за физическим и нервно-психологическим развитием детей.
4.
Составление, по
результатам осмотров, индивидуальных планов оздоровления выявленной патологии.
5.
Профилактические
прививки по индивидуальным планам и эпидпоказаниям.
6.
Оздоровительные
мероприятия: режим дня; полноценное питание; поливитамины; кислородные
коктейли; минеральная вода; утренняя гимнастика; ЛФК; массаж; водные процедуры;
ионизация воздуха; лечебный свет (Дюна – 7); фитотерапия.
7.
Профилактика
близорукости детей: работа с метками; гимнастика для глаз; выполнение
санитарных правил по освещенности; назначение препаратов черники.
8.
Преодоление
иммунодефицита; мобилизация защитных сил организма.
9.
Профилактика
заболеваний (ОРВ, нарушение осанки и др.): клинические часы; прогулки;
физкультминутки; дыхательная гимнастика; точечный массаж; психогимнастика;
кружок ритмики; игры: «Лечимся сами», «Я – доктор», «Для улучшения самочувствия
детей склонных к частым простудам» [16, с.8].
Педагогические
здоровьесберегающие технологии:
1.
Организационно-педагогические
здоровьесберегающие технологии – это технологии правильной организации
валеологически обоснованного процесса, а именно:
- строгое соблюдение
режима школьных занятий (урок – перемена; каникулы – нагрузка);
- построение урока с
учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств
наглядности;
- обязательное выполнение
гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и
цветовое оформление и др.);
- благоприятный
эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор);
- индивидуально-дифференцированный
подход, выработанный посредством диагностики [23, с.9].
2.
Психолого-педагогические
здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на диагностику,
развитие, при необходимости коррекцию развития психических процессов и поведенческих
реакций учащихся. А также технологии позволяющие выработать индивидуальный
подход к каждому ребенку и прослеживать динамику его развития.
К ним относятся:
·
Диагностика
психологической готовности к школе: «Двойной тест» А.С. Мучника и В.М. Смирнова
(1969); «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; тест «Художник» О.М. Дьяченко;
«Урок – диагностика П.Г.Д.к.Ш.» И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер.
Психологическое
обследование детей при поступлении в школу проводится для распределения детей
по классам с разной степенью интенсивности обучения – от классов выравнивания
до классов, где дети учатся по ускоренной программе (Черникова Т.В., 1996) [11,
с.42-44].
Исходя из вышесказанного,
можно утверждать, что данные здоровьесберегающие технологии позволяют валеогизировать
учебный процесс, а именно, распределив детей по классам с разной степенью
интенсивности обучения, становится возможным организация учебного процесса с
учетом индивидуальных особенностей: развитие психических процессов; повысить
уровень адаптации детей в новом учреждении и коллективе; снизить уровень
тревожности детей связанный с пониманием себя как слабого ученика и стремлением
быть как все и соответственно избежать выработки у такого ребенка синдрома
неудачника.
Испытывая стрессы,
ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают
И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с
его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в
спокойном уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившееся
заболевание, быстрее выздоравливает [23, с.12]. А также таковая диагностика позволяет
не допустить снижения познавательной активности у учеников с высоким уровнем
развития (одаренные дети).
Выработать и осуществить
индивидуально-дифференцированный подход, что само по себе является ключевым
системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми. При
индивидуально-дифференцированном подходе учитываются особенности психомоторики,
тревожности, интеллекта и др. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к
любому ребенку [23, с.8].
·
Текущая
диагностика и коррекция психического, морального и умственного развития.
В данную группу
здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий входят: методики,
посредством которых выделяется зона ближайшего развития, эффективности
выбранных методов работы с данным учеником; методики, посредством которых
производится коррекция отклонений в развитии ребенка. Это арт-технологии комплексного
развития познавательных процессов и когнитивных свойств личности ребенка, развитие
мышления посредством управляемого диалога, технологии развития и изучения
познавательной сферы детей, методики коррекции соматических проявлений
вытеснения, методики выявления и коррекции защитного механизма подавления,
психопрофилактическая методика коррекции и развития эмоциональной сферы детей,
тренинги предупреждения вредных привычек и др.; индивидуальные валеокарты
воспитанников (ВКВ), которые являются формой фиксации состояния валеосферы
ребенка по наблюдениям педагогов. В карту вносятся экспертные оценки педагогов
по исследуемым факторам валеосферы на начало и на конец учебного года.
Предыдущие данные являются диагностическими для последующих, на основании
которых разрабатываются индивидуальные коррекционные мероприятия. Экспертиза
проводится в трех уровнях (высокий, средний, низкий). Во избежание
субъективизма экспертов предлагаются краткие психологические характеристики по
факторам: I.2; II.1; III; IV.
Комментарии в
последовательности ВКВ.
I.1. Состояние здоровья переносится из
медицинских карт: группа здоровья, диагноз.
I.2. Физический энергопотенциал:
- высокий уровень –
физически развит, подвижен до гиперактивности, никогда не устает, энергичен;
работоспособность на высоком уровне эффективности на всем протяжении занятий;
- средний уровень –
процесс работоспособности скачкообразный, зависит от настроения и содержания
работы; активность не стабильна; внешняя стимуляция (похвалы, порицания)
действуют кратковременно;
- низкий уровень –
динамика снижена, скорее статичен; энергопотенциал охотнее реализуется в делах
не учебного характера.
I.3. Психомоторика. Вносятся данные
«Теппинг – теста». Уровень определяется по сравнению с усредненным
представителем.
II.1. Социальная адаптивность:
- высокий уровень –
адаптация к коллективу произошла быстро, легко, успешно; ребенок очень
общителен, интуитивно умеет поддерживать хорошее отношение со всеми;
- средний уровень –
общение избирательно, общается по настроению, имеются проявления негативных
поведенческих реакций;
- низкий уровень –
негативные поведенческие реакции часты (ссоры, драки, плаксивость, жалобы и
др.); общение с таким ребенком затруднено, и он зачастую остается без
партнеров, изолирован.
II.2. Социометрический статус. Вносятся
данные социометрического опроса в процентах.
III.1. Понимательная способность:
- высокий уровень –
ребенок понимает все с первого предъявления, иногда схватывает с первого слова;
интуитивен, способен додумывать мысль говорящего;
- средний уровень –
понимание ребенка затруднено, легко и быстро понимает то, о чем был ранее
осведомлен, для понимания новой информации требуется повтор;
- низкий уровень –
ребенок, как правило, все понимает с трудом, требуется дополнительное
разъяснение, повторы, наглядность.
III.2. Усвоение программного материала:
- высокий уровень –
ребенок пытлив, любознателен, знает и излагает намного больше программы,
способен к самообразованию;
- средний уровень –
ребенок имеет фрагментарные знания из того, что ему легко дается, в
кратковременной памяти могут удерживаться сведения последнего занятия, изложение
мыслей затруднено;
- низкий уровень – знаний
нет, помнит обрывочные слова, фразы без их взаимосвязи, излагать не умеет.
IV.1. Волевые навыки.
- высокий уровень
саморегуляции, самодисциплины – ответственен, начатые дела доводит до конца, в
том числе и начатые дела по собственной инициативе;
- средний уровень –
самоконтроль проявляется только в отношении интересных для него дел или
развлекательных мероприятий, дела, требующие терпения и интеллектуального напряжения,
быстро бросает;
- низкий уровень – явно
выражено безволие, нетерпеливость даже в легких делах, с трудом выдерживает
нагрузку, даже в пределах непроизвольного внимания (20 – 30 минут).
IV.2. Самооценка – вносятся данные
тестирования по лабиринтам Курека.
V.1. Эмоциональные потребности
вплотную зависят от познавательной активности и волевых навыков. Указывается,
какими сферами деятельности (кроме учебной) серьезно увлечен ребенок и какие
имеет достижения. Например: танца, пение, рисование, конструирование, лепка,
вышивка, шитье, вязание, выпиливание, спорт и др.
V.2. Эмоциональная расположенность к
ОУ.
- высокий уровень –
ребенок любит приходить в ОУ, неохотно уходит домой, дружен со сверстниками и
взрослыми, всегда в хорошем настроении;
- средний уровень –
ребенок в основном безразличен к ОУ, ходит по тому, что так надо, иногда
воодушевляется, например, на праздничном мероприятии;
- низкий уровень –
ребенок откровенно неохотно приходит в ОУ, радуется любому случаю, чтобы
остаться дома или с друзьями.
VI. Валеометрия. Расчет валеологических
факторов производится на основе информации о пропусках:
U – количество учебных дней за год,
например, 175;
О – количество
пропущенных ребенком дней, например, 100;
Б – из них по болезни,
например, 30.
VI.1. Индекс здоровья
(ИЗ)=1-Б:U, то есть 1-30:175=1-0,17=0,83.
VI.2. Индекс психологического
благополучия
(ИПБ)=1-((О-Б):U)=1-70:175=1-0,4=0,6
Текстовый комментарий
дается психологом, валеологом [4, с.16-19].
Из комментариев в
последовательности ВКВ следует, что для заполнения ВКВ необходимо ознакомится с
медицинскими картами воспитанников, проводить постоянное наблюдение за
физическими, психическими, личностным развитием учеников и эмоциями каждого из
них; проводить «Теппинг - тесты», социометрические опросы, тестирование по
лабиринтам Курека и валеометрические исследования.
Лонгитюдность
исследования, в течение нескольких лет позволяет наблюдать за валеологическим
развитием ребенка. Валеокарта компактно и наглядно отражает валеосферу ребенка,
все «плюсы» и «минусы» в его развитии. На основании этих данных разрабатываются
индивидуальные коррекционные мероприятия.
ВКВ позволяет внепланово
сменившемуся педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в
учебном процессе без предварительного исследования учащихся, что сэкономит
время и ускорит процесс развития валеосферы детей [23, с.23].
Исследование
гигиенической грамотности и образа жизни младших школьников осуществляется
посредством: наблюдения, тестирования, рисуночных методик, беседы, интервью (о
данных методиках подробнее в главе 2.1. наше работы). Диагностика проводится с
целью выявления сформированности у детей младшего школьного возраста положительного
отношения к здоровью и самого понимания этого феномена.
Физкультурно-оздоровительные
здоровьесберегающие технологии – это технологии направленные на решение
оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта, а также на
формирование у детей понимания того, что спорт является одним из методов
сбережения здоровья [16, с.3].
Основные задачи:
1.
Обеспечение
условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в
соответствии с их психофизиологическими возможностями, формирование у них
валеологически обоснованного режима труда и отдыха.
2.
Формирование
реабилитационной базы в образовательном учреждении на основе внедрения
спортивно-оздоровительных, а не медикаментозных средств и методов снятия
стресса различной этиологии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|