бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников бесплатно рефераты

2. Создание программ социально-психологической помощи обучающимся и семьям субъектами воспитательного взаимодействия: организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ и ВИЧ/СПИД; по профилактике безнадзорности и правонарушений.

3. Создание программы «Культура здоровья», внедрение в образовательный процесс новых здоровьесберегающих технологий.

Результат: выпускник с высоким уровнем воспитанности; с ярко выраженными качествами гражданина – патриота, профессионала-работника, семьянина- родителя; обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения.

Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в воспитании отводят педагогу.

В наше время перед любым педагогом, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы.

Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, классными руководителями, педагогами, учащимися и родителями.

В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру.

Результативность организации воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий, использования потенциала семьи, средств массовой информации.


1.2 Совместная деятельность педагогов и медицинских работников в начальной школе, как основа реализации здоровьесберегающего подхода в образовании


По определению Министерства образования России «…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье» (письмо Министерства образования России от 26.08.2002 №13 – 51 – 104/13 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии») [7, с. 75].

Классификация здоровьесберегающих технологий в образовании.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические; медико-профилактические и педагогические технологии [7, с. 77].

Здоровье и образование – это два взаимосвязанных и взаимозависимых компонента в формировании личности, то есть здоровье человека оказывает влияние на уровень образованности, а правильность построения образовательного процесса, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье человека. Таким образом, системой, регулирующей это взаимодействие, являются здоровьесберегающие технологии в образовании.

Сущность видов здоровьесберегающих технологий в образовании и мероприятия, проводимые для их реализации.

Санитарно-гигиенические здоровьесберегающие технологии направлены на улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.

Основные задачи санитарно-гигиенических здоровьесберегающих технологий:

1.        Укрепление материально-технологической базы образовательного учреждения с целью профилактики и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста;

2.        Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения [16, с.6].

Мероприятия, проводимые для реализации санитарно-гигиенических здоровьесберегающих технологий:

1.        Пополнение образовательного учреждения, необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой ученической мебелью.

2.        Осуществление ремонта медицинских, учебных помещений, спортивных залов, площадки, бассейна и т.д.

3.        Осуществление контроля над расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки в школе.

4.        изготовление памяток о режиме дня учащихся и рекомендаций для родителей по организации учебной деятельности на дому (уголки здоровья).

5.        Осуществление контроля над тепловым режимом в учебном заведении. С целью предотвращения переохлаждения или перегрева учащихся в образовательном учреждении [16, с.7].

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на диагностику, укрепление, профилактику и коррекцию здоровья детей.

Мероприятия, проводимые для их реализации:

1.        Проведение углубленных медицинских осмотров с привлечением узких специалистов.

2.        Разработка цикла бесед и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персоналов по проблемам здоровья учащихся.

3.        Проведение наблюдения за физическим и нервно-психологическим развитием детей.

4.        Составление, по результатам осмотров, индивидуальных планов оздоровления выявленной патологии.

5.        Профилактические прививки по индивидуальным планам и эпидпоказаниям.

6.        Оздоровительные мероприятия: режим дня; полноценное питание; поливитамины; кислородные коктейли; минеральная вода; утренняя гимнастика; ЛФК; массаж; водные процедуры; ионизация воздуха; лечебный свет (Дюна – 7); фитотерапия.

7.        Профилактика близорукости детей: работа с метками; гимнастика для глаз; выполнение санитарных правил по освещенности; назначение препаратов черники.

8.        Преодоление иммунодефицита; мобилизация защитных сил организма.

9.        Профилактика заболеваний (ОРВ, нарушение осанки и др.): клинические часы; прогулки; физкультминутки; дыхательная гимнастика; точечный массаж; психогимнастика; кружок ритмики; игры: «Лечимся сами», «Я – доктор», «Для улучшения самочувствия детей склонных к частым простудам» [16, с.8].

Педагогические здоровьесберегающие технологии:

1.        Организационно-педагогические здоровьесберегающие технологии – это технологии правильной организации валеологически обоснованного процесса, а именно:

- строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена; каникулы – нагрузка);

- построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;

- обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и др.);

- благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор);

- индивидуально-дифференцированный подход, выработанный посредством диагностики [23, с.9].

2.        Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на диагностику, развитие, при необходимости коррекцию развития психических процессов и поведенческих реакций учащихся. А также технологии позволяющие выработать индивидуальный подход к каждому ребенку и прослеживать динамику его развития.

К ним относятся:

·          Диагностика психологической готовности к школе: «Двойной тест» А.С. Мучника и В.М. Смирнова (1969); «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; тест «Художник» О.М. Дьяченко; «Урок – диагностика П.Г.Д.к.Ш.» И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер.

Психологическое обследование детей при поступлении в школу проводится для распределения детей по классам с разной степенью интенсивности обучения – от классов выравнивания до классов, где дети учатся по ускоренной программе (Черникова Т.В., 1996) [11, с.42-44].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что данные здоровьесберегающие технологии позволяют валеогизировать учебный процесс, а именно, распределив детей по классам с разной степенью интенсивности обучения, становится возможным организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей: развитие психических процессов; повысить уровень адаптации детей в новом учреждении и коллективе; снизить уровень тревожности детей связанный с пониманием себя как слабого ученика и стремлением быть как все и соответственно избежать выработки у такого ребенка синдрома неудачника.

Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившееся заболевание, быстрее выздоравливает [23, с.12]. А также таковая диагностика позволяет не допустить снижения познавательной активности у учеников с высоким уровнем развития (одаренные дети).

Выработать и осуществить индивидуально-дифференцированный подход, что само по себе является ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми. При индивидуально-дифференцированном подходе учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта и др. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку [23, с.8].

·          Текущая диагностика и коррекция психического, морального и умственного развития.

В данную группу здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий входят: методики, посредством которых выделяется зона ближайшего развития, эффективности выбранных методов работы с данным учеником; методики, посредством которых производится коррекция отклонений в развитии ребенка. Это арт-технологии комплексного развития познавательных процессов и когнитивных свойств личности ребенка, развитие мышления посредством управляемого диалога, технологии развития и изучения познавательной сферы детей, методики коррекции соматических проявлений вытеснения, методики выявления и коррекции защитного механизма подавления, психопрофилактическая методика коррекции и развития эмоциональной сферы детей, тренинги предупреждения вредных привычек и др.; индивидуальные валеокарты воспитанников (ВКВ), которые являются формой фиксации состояния валеосферы ребенка по наблюдениям педагогов. В карту вносятся экспертные оценки педагогов по исследуемым факторам валеосферы на начало и на конец учебного года. Предыдущие данные являются диагностическими для последующих, на основании которых разрабатываются индивидуальные коррекционные мероприятия. Экспертиза проводится в трех уровнях (высокий, средний, низкий). Во избежание субъективизма экспертов предлагаются краткие психологические характеристики по факторам: I.2; II.1; III; IV.

Комментарии в последовательности ВКВ.

I.1. Состояние здоровья переносится из медицинских карт: группа здоровья, диагноз.

I.2. Физический энергопотенциал:

- высокий уровень – физически развит, подвижен до гиперактивности, никогда не устает, энергичен; работоспособность на высоком уровне эффективности на всем протяжении занятий;

- средний уровень – процесс работоспособности скачкообразный, зависит от настроения и содержания работы; активность не стабильна; внешняя стимуляция (похвалы, порицания) действуют кратковременно;

- низкий уровень – динамика снижена, скорее статичен; энергопотенциал охотнее реализуется в делах не учебного характера.

I.3. Психомоторика. Вносятся данные «Теппинг – теста». Уровень определяется по сравнению с усредненным представителем.

II.1. Социальная адаптивность:

- высокий уровень – адаптация к коллективу произошла быстро, легко, успешно; ребенок очень общителен, интуитивно умеет поддерживать хорошее отношение со всеми;

- средний уровень – общение избирательно, общается по настроению, имеются проявления негативных поведенческих реакций;

- низкий уровень – негативные поведенческие реакции часты (ссоры, драки, плаксивость, жалобы и др.); общение с таким ребенком затруднено, и он зачастую остается без партнеров, изолирован.

II.2. Социометрический статус. Вносятся данные социометрического опроса в процентах.

III.1. Понимательная способность:

- высокий уровень – ребенок понимает все с первого предъявления, иногда схватывает с первого слова; интуитивен, способен додумывать мысль говорящего;

- средний уровень – понимание ребенка затруднено, легко и быстро понимает то, о чем был ранее осведомлен, для понимания новой информации требуется повтор;

- низкий уровень – ребенок, как правило, все понимает с трудом, требуется дополнительное разъяснение, повторы, наглядность.

III.2. Усвоение программного материала:

- высокий уровень – ребенок пытлив, любознателен, знает и излагает намного больше программы, способен к самообразованию;

- средний уровень – ребенок имеет фрагментарные знания из того, что ему легко дается, в кратковременной памяти могут удерживаться сведения последнего занятия, изложение мыслей затруднено;

- низкий уровень – знаний нет, помнит обрывочные слова, фразы без их взаимосвязи, излагать не умеет.

IV.1. Волевые навыки.

- высокий уровень саморегуляции, самодисциплины – ответственен, начатые дела доводит до конца, в том числе и начатые дела по собственной инициативе;

- средний уровень – самоконтроль проявляется только в отношении интересных для него дел или развлекательных мероприятий, дела, требующие терпения и интеллектуального напряжения, быстро бросает;

- низкий уровень – явно выражено безволие, нетерпеливость даже в легких делах, с трудом выдерживает нагрузку, даже в пределах непроизвольного внимания (20 – 30 минут).

IV.2. Самооценка – вносятся данные тестирования по лабиринтам Курека.

V.1. Эмоциональные потребности вплотную зависят от познавательной активности и волевых навыков. Указывается, какими сферами деятельности (кроме учебной) серьезно увлечен ребенок и какие имеет достижения. Например: танца, пение, рисование, конструирование, лепка, вышивка, шитье, вязание, выпиливание, спорт и др.

V.2. Эмоциональная расположенность к ОУ.

- высокий уровень – ребенок любит приходить в ОУ, неохотно уходит домой, дружен со сверстниками и взрослыми, всегда в хорошем настроении;

- средний уровень – ребенок в основном безразличен к ОУ, ходит по тому, что так надо, иногда воодушевляется, например, на праздничном мероприятии;

- низкий уровень – ребенок откровенно неохотно приходит в ОУ, радуется любому случаю, чтобы остаться дома или с друзьями.

VI. Валеометрия. Расчет валеологических факторов производится на основе информации о пропусках:

U – количество учебных дней за год, например, 175;

О – количество пропущенных ребенком дней, например, 100;

Б – из них по болезни, например, 30.

VI.1. Индекс здоровья

(ИЗ)=1-Б:U, то есть 1-30:175=1-0,17=0,83.

VI.2. Индекс психологического благополучия

(ИПБ)=1-((О-Б):U)=1-70:175=1-0,4=0,6

Текстовый комментарий дается психологом, валеологом [4, с.16-19].

Из комментариев в последовательности ВКВ следует, что для заполнения ВКВ необходимо ознакомится с медицинскими картами воспитанников, проводить постоянное наблюдение за физическими, психическими, личностным развитием учеников и эмоциями каждого из них; проводить «Теппинг - тесты», социометрические опросы, тестирование по лабиринтам Курека и валеометрические исследования.

Лонгитюдность исследования, в течение нескольких лет позволяет наблюдать за валеологическим развитием ребенка. Валеокарта компактно и наглядно отражает валеосферу ребенка, все «плюсы» и «минусы» в его развитии. На основании этих данных разрабатываются индивидуальные коррекционные мероприятия.

ВКВ позволяет внепланово сменившемуся педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в учебном процессе без предварительного исследования учащихся, что сэкономит время и ускорит процесс развития валеосферы детей [23, с.23].

Исследование гигиенической грамотности и образа жизни младших школьников осуществляется посредством: наблюдения, тестирования, рисуночных методик, беседы, интервью (о данных методиках подробнее в главе 2.1. наше работы). Диагностика проводится с целью выявления сформированности у детей младшего школьного возраста положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена.

Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии – это технологии направленные на решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта, а также на формирование у детей понимания того, что спорт является одним из методов сбережения здоровья [16, с.3].

Основные задачи:

1.        Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями, формирование у них валеологически обоснованного режима труда и отдыха.

2.        Формирование реабилитационной базы в образовательном учреждении на основе внедрения спортивно-оздоровительных, а не медикаментозных средств и методов снятия стресса различной этиологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10