Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников
3.
Всемирное
развитие и содействие детскому спорту.
4.
Создание
оздоровительного микроклимата, соответствующей фитосреды, предметной среды,
стимулирующей двигательную активность ребенка.
5.
Организация
консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и
оздоровления детей.
Мероприятия, проводимые
для реализации физкультурно-оздоровительных здоровьесберегающих технологий:
1.
Углубление
совместной работы преподавателей ФИЗО и медицинских работников по укреплению
здоровья детей средствами физической культуры.
2.
Широкая
пропаганда опыта работы по организации физкультурного досуга детей с
родителями.
3.
Индивидуализация
спортивной нагрузки детей на занятиях по физической культуре, в соответствии с
их группой здоровья.
4.
Систематическое
проведение «Дней здоровья», разработка соответствующего положения [23, с.28].
Информационные
здоровьесберегающие технологии – это технологии направленные на формирование
положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена,
посредством просветительской работы, проведенной с учениками их родителями и
учителями.
Таким образом,
информационные здоровьесберегающие технологии в образовании охватывают, как
минимум, трех участников, на которых необходимо воздействовать: педагоги,
родители, учащиеся.
Валеологию следует
начинать с обучения педагогов умению поддерживать факторы образовательной среды
значимых для сохранения здоровья учащихся на оптимально гуманном уровне.
Н.К. Смирнов
сформулировал понятие «валеологизация образовательной среды и учебного
процесса», в которое, по его мнению, входит валеологизация культуры здоровья и
формирования здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении [23,
с.7].
Каждый педагог должен
знать и учитывать это в своей работе, что отличительными чертами педагогики
оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:
1.
Представление о
здоровом ребенке, который является не только идеальным эталоном, но и
практически достижимой нормой детского развития.
2.
здоровый ребенок
рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
3.
Оздоровление
трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма
развития расширения психофизиологических возможностей.
4.
Ключевым
системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является
индивидуально-дифференцированный подход.
Кратко охарактеризуем
каждую черту педагогики оздоровления.
1.
Здоровье ребенка
можно считать достижимой нормой, если он:
- в физическом плане -
умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном
режиме;
- в интеллектуальном
плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность,
воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане –
честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане –
коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане –
уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
2 и 3. Целостность психического
состояния можно считать основой и предпосылкой саморазвития личности в
последовательности этапов: самопознание, самовоспитание, саморазвитие.
Саморазвитие возможно при
наличии творческого воображения, то есть происходит развитие творчества. Отрасль
медицины – креативная медицина трактует не только лечебные меры, но и развитие
возможностей детей через систему развития воображения (имитация, позы
активности и др.).
4. При
индивидуально-дифференцированном подходе, как мы уже отмечали выше в нашей работе,
учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта и др. Нет общих
и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку [23, с.8].
Одно из серьезных, пока
до конца еще не решенных задач является подготовка педагогов к работе по
внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. В Шуйском Государственном
университете разработана программа последипломного совершенствования знаний по
теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании», которая обобщает опыт
научно-практической деятельности ученых университета в сфере непрерывного
педагогического образования в области здоровья [7, с.78].
Таким образом, появилась
острая необходимость в самообразовании педагогов в этой области, которое
представляется возможным только в условиях информационной насыщенности. Тогда
информационными здоровьесберегающими технологиями, способствующими
валеологизации учебного процесса можно считать: разработанный цикл лекций,
методических рекомендаций для медицинского и педагогического персоналов ОУ;
разработанные теоретические, методические, технологические системы основ
мониторинга здоровья и личностного развития ребенка, внедрение их в
педагогический процесс; сборник научно-методических материалов по вопросам
формирования валеологической культуры; периодические средства печати, журналы:
«Начальная школа», «Здоровье школьника» и др. [16, с.2].
Одной из причин низкого
уровня валеологической грамотности учащихся, того, что дети не задумываются,
какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение, является
низкий уровень валеологической активности в семье. Отсюда вытекает
необходимость ее повышения, а именно: упорядочить и улучшить работу с
родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, то есть
разработать программу по вопросам ознакомления родителей с заболеваниями в
целях оказания предупредительной помощи; подготовить памятки о режиме дня
учащихся и рекомендации для родителей по организации учебной деятельности на
дому; организовать работу постоянно действующего семинара для родителей по
вопросам валеологии, валеологической культуры семьи, ЗОЖ, физической культуры,
естественных средств оздоровления; проведение санитарно-просветительской работы
для родителей по темам: «Режим дня часто болеющих детей», «Закаливание ребенка
дома», «Режим и полноценное питание», «Профилактика глистных заболеваний»,
«Вредные привычки родителей и их влияние на детей», «Организация зрительного
режима в вечернее время и в выходные дни» [16, с.8].
К информационным
здоровьесберегающим технологиям, направленным на детей, относятся: беседы по
технике безопасности (пожаробезопасность, правила дорожного движения и др.);
игровые ситуации по технике безопасности; праздники здоровья по различным темам
(гигиена, питание и т.д.); беседы и тренинги по профилактике вредных привычек;
уроки здоровья.
Данные методы несут в
себе информацию, направленную на формирование здорового образа жизни. Известно,
что проблема формирования ЗОЖ может решаться с разных позиций посредством:
просветительской деятельности; изучения особенностей своего организма; изучения
установки по отношению к себе и к окружающей действительности; формирования
позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.
Идея формирования ЗОЖ
находит отражение в методическом пособии учителей, разработанной к программе
Г.К. Зайцева.
Рекомендации состоят из
тематического планирования и примерных поурочных разработок, в которых педагогу
предлагается ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и
представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического
поведения, реализация усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном
поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего
организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную,
оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы строится
в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается
акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих
детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Занятия содержат
познавательные материал соответствующий возрастным особенностям детей,
сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки –
упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми
для развития навыков ребенка.
Содержание занятий
желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение
игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются
другие специфические для дошкольника виды деятельности: изобразительная,
театрализованная и др. при обучении. При этом обеспечивается развитие
свойственных возрасту видов деятельности и познания, через них постепенно
формируются у первоклассников качества, присущие школьнику.
Программа включает не
только вопросы физического, но духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить
зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с
раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек,
живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Уроки здоровья могут
планироваться с учетом возможности педагога и возможностей детей, количество
выделенных часов для занятий и времени проведения занятий, а также условий, в
которых они проводятся. Данное планирование рассчитано на 30 часов, по одному
часу в неделю.
Уроки здоровья требуют
творческого подхода. Занятия с детьми могут быть разными: беседа,
оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы»,
«Вопросы – ответы»), комплекс упражнений общения с природой и др.
Беседы включают вопросы
гигиены, питания, закаливания, строение человека, введение индивидуальной
программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и
разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или
несколько направлений.
Оздоровительные минутки
включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» («Сотвори
солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические
упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д.
Задача оздоровительных пауз – дать знания, сформировать умения и навыки
необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для
красивой осанки, снятия усталости, обретения способности и равновесия и т.д.
Занятия о пище, питании
можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория
закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются
здоровые принципы (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему
жидкости, в том числе воды).
Занятие важно строить
так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье,
приобретали навыки самосовершенствования.
На этих уроках оценок
нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы
дети без страха включались в обсуждение разных вопросов нельзя реагировать
отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность,
неуверенность в себе, рождает неискренность. Следует быть доброжелательным,
выслушивать ответы, не показывая свое отрицание даже мимикой, взглядом. Ребенок
вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит.
Педагогу необходимо иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. В
конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости,
радости и желание прийти на занятие снова [13, с.102].
Анализируя все выше
сказанное, можно утверждать, что мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ
у детей, должны отвечать всем дидактическим и валеологическим принципам
построения учебного процесса, то есть: воспитывающего и развивающего обучения;
научности; связи теории с практикой; наглядности; доступности; систематичности;
самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения; сознательности и
прочности усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленности и мотивации
обучения и сохранения здоровья; индивидуального подхода.
Информационные
здоровьесберегающие технологии являются основными в сфере воспитания
валеологически грамотной личности.
Медико-педагогические
технологии повышения работоспособности учащихся.
Данные технологии были
разработаны в Оренбурге, к ним относятся:
1.
технология
адаптивного учебного материала, естественная познавательная деятельность
учащихся с использованием игротренинговых методик.
2.
технология развития
познавательной активности, учебной мотивации.
3.
технология
моделирования содержания обучения для учащихся с различными уровнями
работоспособности.
4.
личностно-ориентированные
технологии психотерапевтической направленности для формирования комфортных
способов взаимоотношений между учащимися [7, с.76].
Совместная деятельность
педагогов и медицинских работников в начальной школе направленная на реализацию
здоровьесберегающи технологий.
Из определения
здоровьесберегающих технологий в образовании данного в начале пункта 1.2
следует, что педагогические здоровьесберегающие технологии являются сферой
деятельности педагогов, а медико-профилактические здоровьесберегающие
технологии являются прерогативой медиков, но для полноценной реализации
здоровьесберегающих технологий необходимо взаимодействие между этими
ведомствами.
Взаимосвязь может быть
двух видов, а именно косвенная и непосредственная.
Косвенная взаимосвязь не
подразумевает прямого контакта педагогов и медиков. К ней относится
одновременное воздействие на один и тот же объект – дети, с единой целью –
сохранить и укрепить их здоровье.
Непосредственная
взаимосвязь – подразумевает прямой контакт педагогов и медиков при достижении
общей и единой цели – воспитать валеологически грамотную личность.
К видам косвенной
взаимосвязи относятся все педагогические и медико-профилактические виды и формы
здоровьесберегающих технологий, которые перечислены ранее в данной главе.
К видам непосредственной
взаимосвязи относятся: контроль медиков за выполнением санитарно-гигиенических
норм в учебном процессе; участие медиков в классных и школьных занятиях,
мероприятиях, направленных на улучшение качества ЗУН учащихся по здоровью и его
сохранению; совместные проверки и анализы качества проделанных работ по
улучшению ЗУН учащихся в сфере здоровья и его сбережения; совместное планирование
дальнейшей работы, направленной на воспитание валеологически грамотных
личностей [16, с. 11.].
Косвенная взаимосвязь
хотя бы частично осуществляется в каждой школе, а непосредственная взаимосвязь
либо совсем отсутствует, либо ограничивается единичными посещениями классных
часов, посвященных здоровью.
Показатели и критерии
эффективности в организации здоровьесберегающей воспитательной работы.
Показателями и критериями
эффективности в организации здоровьесберегающей воспитательной работы являются
результаты педагогических исследований динамики становления личностных
установок и уровня грамотности учащихся начальных классов в области здоровья и
его сбережения.
В программе «Валеология»
для общеобразовательных школ под редакцией Терещевой О.Л., определены следующие
требования, предъявляемые к ЗУН выпускников начальных классов:
1.
должны знать
определение здоровья; факторы, оказывающие влияние на здоровье; о методах
сохранения и укрепления своего здоровья; о необходимости о нем заботиться;
2.
должны знать о
значении физических упражнений для здоровья человека; выполнять комплекс
утренней гимнастики;
3.
должны знать о
значении закаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры и
правила их выполнения.
4.
должны знать о
питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о
"полезных" и "вредных" продуктах; значение режима питания;
правила приема пищи. Уметь различать "полезные" и "вредные"
продукты.
5.
должны знать о
некоторых заболеваниях (о причинах возникновения и способах профилактики):
простудные заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение
осанки, плоскостопие), нарушение зрения, заболевание зубов; о влиянии вредных
привычек на здоровье человека. Уметь использовать средства профилактики
некоторых заболеваний [5, с.35].
Опираясь на
данные требования, мы определили следующие критерии оценки уровня
валеологической грамотности воспитанников:
·
Высокий уровень:
испытуемый осознает здоровье как совокупность физической, психической и
социальной составляющих; знает методы его укрепления и сохранения, а так же
факторы, влияющие на него. Занимает активную позицию по отношению к ЗОЖ, то
есть в реальной жизни применяет свои знания и проявляет познавательный интерес
к данной теме. Осознает личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
·
Средний уровень:
осознание феномена «Здоровье» частичное, но обладает некоторыми знаниями о
факторах, оказывающих воздействие, на здоровье и методах его сбережения и
укрепления. Занимает активную позицию по отношению к ЗОЖ и проявляет
заинтересованность к данной теме.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|