Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников
беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
- укрепление взаимодействия с семьями учащихся;
- поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска,
детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [24, с.24].
Основные направления
воспитательной деятельности: [22, с.145].
1. Здоровье - организация
деятельности по формированию здорового образа жизни, организация деятельности
по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической и
спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела,
духа, разума.
2. Семья - организация
работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по
половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.
3. Интеллект -
формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие
познавательных способностей.
4. Знание и умение –
формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к
самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем
мире.
5. Отечество -
гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций,
деятельности детских общественных организаций.
6. Природа – организация
деятельности по защите природы, экологическому воспитанию, организация
природосообразной деятельности.
7. Труд - организация
трудовой и профориентационной деятельности учащихся, воспитание трудолюбия,
культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в
рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность,
своеобразие, по-своему влияет на личность.
Главная задача педагогического коллектива – создать условия
для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах
деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.
Техника планирования
воспитательной работы.
Говоря о планировании
воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода
программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и
выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность [14,
с.201].
Планирование
воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя,
которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач.
Принципами планирования
воспитательной работы являются:
-
целеустремленность,
систематичность (воспитательный процесс как система);
-
конкретность
(конкретные дела, направленные на реализацию цели);
-
оптимистичность
(наилучший вариант организации жизнедеятельности);
-
диалогичность
(учет мнения всех);
-
индивидуальность
(целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его
самоактуализации);
-
научность
(научное понимание процессов воспитания);
-
непрерывность,
последовательность;
-
разнообразие
содержания форм и методов.
В плане воспитательной
работы отражаются:
-
результаты и
оценки достигнутого;
-
цели,
стратегические ориентиры будущей деятельности;
-
программа
действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей;
-
реальные сроки
реализации намеченного;
-
ответственные за
выполнение конкретных дел [9, с.206].
На основании цели
выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:
1.
Организация
внеучебной деятельности учащихся;
2.
Стимулирование
здорового образа жизни;
3.
Приобщение
учащихся к культуре;
4.
Создание
учебно-производственного коллектива;
5.
Воспитание
культуры общения;
6.
Привлечение
учащихся к планированию.
Анализ результатов и
оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем
воспитательных мероприятий за прошедший учебный год.
Важно оценить и осмыслить
итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно
привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.
Объективную
картину достигнутого уровня деятельности помогут получить следующие источники
информации: итоговые материалы диагностики учебно-воспитательного процесса,
показатели психологических обследований детей, их родителей, педагогов;
результаты проверки документации, статистические данные [9, с.208].
При
составлении планов воспитательной работы определяются требования, следование
которым обеспечивает качество планирования.
В
учебном заведении следует соблюдать следующие условия, способствующие самовоспитанию:
1)
проводить
диспуты, беседы, конференции по вопросам самовоспитания, пропагандировать
образцы работы над собой передовиков производства;
2)
обсуждать
проблемы самовоспитания при подведении итогов дня и определение задач на
следующий день;
3)
развивать критику
и самокритику, поддерживать взаимную требовательность учащихся друг другу;
4)
вовлекать
учащихся в различные кружки, секции, т.е. в конкретные виды деятельности;
5)
организовывать
выставки, стенды и прочие наглядные средства, раскрывающие сущность
самовоспитания.
Все требования
предполагают использование в воспитательной работе широкого круга факторов,
формирующих личность ребенка.
Составляя годовой
план, педагог определяет, как будут привлечены к учебно-воспитательному
процессу дети, их родители, педагоги, а также будут использоваться
культурно-просветительные учреждения города.
Только
при таком подходе план становится важным условием успеха педагогической
деятельности [19, с.30].
Воспитательная
работа как необходимое условие становления личности.
Воспитание,
как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом
представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и
участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды
деятельности.
Для
успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых.
Под
субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения
индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный
потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность
субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание
субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность
состоит одна из основных специфических особенностей воспитания [2, с.111].
Воспитательная
работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника
воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный
авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной
работы.
Главным
объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В
свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду
находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных,
внутриколлективных, межличностных отношений.
Воспитательная работа
призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь
удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с
другими людьми, с обществом, совсем окружающим миром.
Разностороннее общение
является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности,
формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом
человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с
ним чувства.
Повышение
эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры
оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности
воспитанников.
Вовлеченность
воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на
самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития.
Самовоспитание
— это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика.
Задача
воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в
эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое
ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам
самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с
ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания [4,
с.3].
Самовоспитание - это
сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального
опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в
соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство
обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.
В процессе самовоспитания
учащиеся должны осуществлять следующие действия: анализировать свой внутренний
мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать
оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться; ставить
цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и
устранению других качеств; участвовать в деятельности - трудовой, учебной,
профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с
помощью волевых усилий; осуществлять саморегуляцию этой деятельности:
самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости
корректировать, т.е. уточнять цели.
Регулярно занимаются
самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных
успехов добиваются лишь единицы.
Самовоспитание
большинства учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что
предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и
самовоспитания.
Педагог решает целый
комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки,
включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в
которых они выполняют социальные роли [17, с.71].
Стимулирование связано с
разрешением основного противоречия - между достигнутым уровнем развития
учащихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс
стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания,
организацию разносторонней жизнедеятельности учащихся.
Диагностика
самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно,
разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их
к этому побуждает или, что мешает этому процессу.
Диагностика позволяет
педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к
учащимся.
Формирование установки на
самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности учащихся:
учении, игре, труде и др.
Педагоги должны
пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия учащихся
незначительны, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и
предъявляемыми к ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные
цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы
над собой.
В каждом учебном
заведении должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию.
(Приложение 1).
Самовоспитание
осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация
совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении общих
задач. В дружном коллективе у учащихся развиваются основные морально-волевые
качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность,
аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга [17, с.75].
В последнее время
значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения.
Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем
организованности и др. Степень влияния учащихся друг на друга внутри
неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Будущие молодые
рабочие, я считаю, должны быть включены в систему разнообразных коллективистских
отношений.
Таким образом,
самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и
внеучебную работу, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности
и самокритичного отношения к себе.
Основные формы и методы
организации воспитательного процесса.
Организация
воспитательного процесса осуществляется посредством разнообразных форм и
методов.
Форма воспитания - это:
·
вид организации
воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися;
·
совокупность
методов и приемов решения учебно-воспитательных задач.
В настоящее время
основными формами учебно-воспитательного деятельности являются - коллективные и
индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия
учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров
производственного обучения и наставников и т.д.
Формы
учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не
соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического
процесса [2, с.427].
Выделяют
три основных типа форм воспитательной работы:
·
представления;
(Приложение 2)
·
созидание-гуляние;
Тип
«созидание-гуляние» может быть разделен на два класса:
1)
совместное
созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
2)
развлечение-коммуникация
(продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения).
·
путешествия.
В
типе «путешествия» можно выделить также два класса:
1)
путешествие-развлечение
(поход, прогулка);
2)
путешествие-исследование
(экскурсия, экспедиция).
Приоритетность
данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти
формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности
учащихся [8, с.22].
Проблема форм
воспитательного процесса является исключительно актуальной, и заслуживает
самого пристального внимания со стороны практиков.
Метод воспитания - способ
совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у
последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения,
положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему
организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального
образования, можно выделить следующие группы методов воспитания:
1.
Методы
организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и
самоуправление (Приложение 3)
2.
Группа методов,
содействующих формированию сознания:
2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и
взаимное просвещение (Приложение 4)
2.2. Методы педагогического
стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное
мнение (Приложение 5)
Методам воспитания
сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с
воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством
мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.
Социально-психологическое обеспечение воспитательной
деятельности общеобразовательных учреждений
Цель: взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности,
социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей
с окружающим социумом, природой, самим собой;
1.
Использование потенциала основных и дополнительных образовательных программ и
включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным
индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека; опыта
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами; приобщение к системе культурных ценностей, трудолюбия;
готовности к осознанному выбору профессии; экологической культуры,
предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
эстетическое отношение к окружающему миру; потребности самовыражения в
творческой деятельности; организационной культуры, активной жизненной позиции,
опыта руководства; социальными группами, навыков самоорганизации,
проектирования собственной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|