Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте
31.
Милославова
И. А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и
социальная психология: Науч. докл. — Л., 1979. — С. 132-136.
32.
Мнацаканин Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников.
М., Просвещение 1991. С. 191.
33.
Моляко В.
А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности
// Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86-95.
34.
Москаленко
О.Л. Развитие познавательных способностей. Л., 1983.
35.
Небылицын
В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий – М.: Наука,
1976.
36.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических
учебных заведений. М.: Владос. 1998.
37.
Никифорова
О.И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972.
(Образное мышление. Воображение: 4-50.)
38.
Одаренные
дети. Перевод с англ. / Под ред. Л. Бурменской, М. Слуцкого. М.,1991.
39.
Психология.
Учебник для экономических вузов / под редакцией
В.Н. Дружинина.
СПб., 2000.
40.
Райс Ф.
Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.
41.
Росина
Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Киров: КФ
МГЭИ, 2003, 68 с.
42.
Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — т. 1. — М., 1989. (воображение:
344—360.)
43.
Рубинштейн
С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР. 1959. 355 с.
44.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
45.
Сазонтьева
Н. Б. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990.
(Представление и воображение: 80—100.)
46.
Словарь практического психолога. Минск: Харвест. 1998. С. 373, с.
755.
47.
Собкин В.С. Динамика познавательных процессов в старшем
школьном возрасте. Докт. дисс. в виде на-учн. докл. М., 1997. 88 с.
48.
Такман
Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. – 602 с.
49.
Творогова
Н.Д. Общая психология. — М., 1996. 465 с.)
50.
Теплов М.
Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М.: Просвещение,1971.
51.
Теплов Б.
М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН
РСФСР, 1961, 535 с.
52.
Туник
Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Питер Ком. 2003.
53.
Туник
Е.Е. Опростник креативности Джонсона. СПб.: УПМ.1997.
54.
Туник
Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: УПМ,1997.
55.
Туник
Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.
56.
Уланова
Л.Н. Зависимость процессов роста и развития детей школьного возраста от уровня
функциональной активности коры надпочечников и гонад. – В кн.: Гормональная
регуляция эндокринных функций детского организма в норме и патологии. – М.,
1979
57.
Хрестоматия
по вниманию. — М., 1976. (Сознание и внимание (В.Вундт): 3—25. Внимание (Э.Б.
Титченер): 26—46. Внимание (У. Джемс): 50—65. Психология внимания (Т. Рибо):
66—102. Внимание (Н.Н. Ланге): 107—144. О теории и воспитании внимания (Н.Ф.Добрынин): 243—259. Установка у человека (Д.Н. Узнадзе): 260-270.)
58.
Чуфарофский
Г.А. Общие основы психологии. 4-е издание. М.: Владос, 2000.
59.
Эфроимсон
В. П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ
Инструкция. Порядок проведения
Проводится в группе, ограничен по времени:
20 минут для старших классов (4—11 классы), 25 минут
для младших классов (1—3 и детей детского сада). В младших классах дети могут
устно называть подписи к рисункам. А учителя или ассистенты могут записывать
их.
Инструкция
Перед началом тестирования нужно прочитать
инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать,
насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков.
Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько
необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20
(25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку,
не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку,
используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей
картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того,
что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были
интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком
подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под
картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального
названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать
о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Инструкция.
Это задание поможет вам выяснить, насколько
творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы
найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует
отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят
вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения
не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном
неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете придти к решению,
нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не
задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте
первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено
во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к
каждому предложению, вы должны отмечать то, что вы действительно чувствуете в
отношении себя. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый
вопрос выберите только один ответ.
Вам выдана тестовая тетрадь, в которой содержатся
все утверждения и лист ответов. Пожалуйста, отмечайте свои ответы только на
листе ответов, ничего не пишите в тестовой тетради. Номера заданий тестовой
тетради соответствуют номерам на листе ответов.
Способ проведения
Как уже отмечалось, мы рекомендуем проводить
данный этап тестирования для детей, начиная с 5 класса школы. При этом возможен
такой способ проведения. Ребенку выдается тестовая тетрадь, содержащая
инструкцию и вопросы опросника. Также выдается лист ответов, на котором ребенок
отмечает свои ответы. Следует предупредить детей, что ставить свои ответы
можно только на листе ответов. Нельзя ничего писать в тестовой тетради. Причем
оптимально, когда психолог зачитывает утверждения опросника вслух, а ребенок
читает их про себя и самостоятельно отмечает свой ответ.
Форма проведения тестирования — групповая. Время
заполнения опросника не ограничено. Требуется около 20—30 минут, в зависимости
от возраста детей.
ОПРОСНИК
«Самооценка творческих характеристик личности»
1. Если я не знаю правильного ответа, то я
пытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и
подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не
знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен
убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно
будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается мне с первого раза, я
буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не
знакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать
новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной
никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что
когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом или поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что
я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на
космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают
другие люди.
20. Мне нравятся рассказы, или телевизионные
передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании
друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю
что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или
совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все
привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не
устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему,
которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне
хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду
придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед классом.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я
представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200
лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и
коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя
делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить,
прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в
которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно
посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если
это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих
местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на
вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть,
что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто
ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном,
о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен
кто-либо незнакомый, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того,
чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов
существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о
которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел в школе и
дома.
47. Я люблю листать книги и журналы для того,
чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует
один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о
которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел в школе и
дома.
Лист ответов опросника
«Самооценка творческих характеристик личности»
ФИО
|