бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте бесплатно рефераты

Данные по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность: у учащихся школы искусства с увеличением возраста детей (от 8 до 16 лет), наблюдается некоторый рост показателей.

У учащихся общеобразовательной школы показатели по фактору Беглость, Гибкость и Оригинальность, Разработанность имеют приблизительно один и тот же уровень, что свидетельствует о том, что нет значительных возрастных изменений по количеству идей, разнообразию кате­горий и изображению рисунка в разных местах внутри заданного пространства, т. е. нет прироста по этим показателям с возрастом.

Эти данные, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными, хорошо согласуются с данными, полученными с помощью образ­ной батареи тестов Творческого мышления Торренса [7], где на­блюдается аналогичная закономерность – показатели по факторам образного творческого мышления имеют приблизительно одина­ковые уровневые характеристики в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет (нет их роста с ростом возраста).

По Разработанности у учащихся школы искусства, с увеличением возраста увеличивается среднее значение по этому фактору (t-критерий Стьюдента, раз­личия достоверны на 0,01 уровне значимости).

По Названию: средний сырой балл в двух группах увеличивается с увеличени­ем возраста, что может свидетельствовать о развитии с возрастом вербального компонента, о развитии речи, увеличении словарно­го запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с по­мощью слов (различия статистически значимы на уровне 0,01).

По общему суммарному показателю творческого мышления также наблюдается рост с возрастом (различия статистически значимы): отмечается увеличение суммарного показателя при изменении возраста (данное увеличение проис­ходит за счет разработанности-асимметрии и названия).

В таблице 2 представлены средние значения для различных факторов творческого мышления, стандарт­ные отклонения, уровень достоверности критерия и разница между среднеарифметическим значением сравниваемых групп  для объединенной выборки де­тей 8-16 лет. Средние значения для обеих групп, объеди­ненных разновозрастных выборок изображены также в таблицах 3,4. Достоверность различий анализировалась с помощью t-кри­терия Стьюдента для независимых выборок.

Данные исследования показали наличие более высоких ре­зультатов у учащихся школы искусства по факторам Беглость (0,01 уровень значимости), Гиб­кость (0,05 уровень значимости), Оригинальность (0,01 уровень значимости), Разработанность (0,05 уровень значимости). В целом по тесту творческого мышления общий суммарный показатель учащихся «ДШИ» соответствует норме. Общий суммарный показатель учащихся общеобразовательной школы находится ниже нормы. Это подтверждается в представленных диаграммах для каждой возрастной группы и показателями внутри каждой группы.

Сравнивая данные по тесту личностных характеристик, можно отметить следующее:

·                   у детей обучающиеся в школе искусства по факторам Любознательность,  Воображение и суммарный балл средние (М) показатели выше, за ис­ключением фактора Сложность, где показатели  у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).

·                   По фактору Склонность к риску показатели примерно равны.

Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом различных ви­дов погрешностей можно предположить, что различия не столь су­щественны по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные  двух сравниваемых групп  детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети, обучающие в «ДШИ» выше оценива­ют свои творческие личностные характеристики, чем дети из общеобразовательной школы. 

По фактору  Сложность  показатели детей  «СОШ№5» выше показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко всему), что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе из неблагополучных или неполных семей.

Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений детей в данной выборке.

На последнем этапе мы проанализировали возрастные изменения познавательных процессов личности. В данном случае мы берем два показателя: это воображение и внимание. Нам необходимо было выяснить, влияют ли творческие способности на развитие познавательных процессов личности. В данном случае мы рассматривали  два показателя познавательных процесса внимание и воображение, как наиболее «востребованные» как в процессе творческой деятельности, так и в процессе деятельности учебной.

Рассматривая полученные данные, можно отметить, что у учащихся «ДШИ» во всех трех выборках по возрастам показатели выше, чем у учащихся «СОШ №5». 

На следующем этапе мы сравнивали показатели внутри каждой группы между собой, чтобы определить, наблюдается ли с возрастом рост этих показателей.

Результаты исследования показали, что у учащихся «ДШИ» с возрастом  показатели незначительно, но выросли, у учащихся «СОШ №5»  с возрастом  показатели стали незначительно ниже.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что при развитии творческих способностей наблюдается рост показателей ребенка в познавательной сфере, в данном случае мы рассмотрели внимание и воображение школьников.

Выводы экспериментальной части

Качественный и количественный анализ данных теста личностных характеристик, показал следующее:

·                   у детей обучающихся в школе искусства по факторам Любознательность,  Воображение и суммарный балл средние (М) показатели выше, за ис­ключением фактора Сложность, где показатели  у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).

·                   По фактору Склонность к риску показатели примерно равны.

Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом различных ви­дов погрешностей можно предположить, что различия не столь су­щественны по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные  двух сравниваемых групп  детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети, обучающие в «ДШИ» выше оценива­ют свои творческие личностные характеристики, чем дети из общеобразовательной школы. 

По фактору  Сложность  показатели детей  «СОШ№5» выше показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко всему), что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе из неблагополучных или неполных семей.

Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений детей в данной выборке.

Проанализировав возрастные изменения познавательных процессов личности мы выяснили влияют ли творческие способности на развитие познавательных процессов личности. В данном случае мы рассматривали  два показателя познавательных процесса: внимание и воображение, как наиболее «востребованные» как в процессе творческой деятельности, так и в процессе учебной деятельности.

Рассматривая полученные данные, можно отметить, что у учащихся «ДШИ» во всех трех выборках по возрастам показатели выше, чем у учащихся «СОШ №5». 

Сравнив показатели внутри каждой группы между собой, чтобы определить, наблюдается ли с возрастом рост этих показателей, выявили, что у учащихся «ДШИ» с возрастом  показатели незначительно, но выросли, у учащихся «СОШ №5»  с возрастом  показатели стали незначительно ниже.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что при развитии творческих способностей наблюдается рост показателей ребенка в познавательной сфере.

Таким образом, анализ и сравнение полученных в ходе эксперимента данных подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, а именно, что у детей с высоким уровнем развития творческих способностей будет наблюдаться более высокий уровень возможностей в познавательной сфере (воображение и внимание) в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Целью настоящей работы являлось исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности.

Для достижения цели были выдвинуты и реализованы задачи: подобрана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература по проблеме зависимости уровня познавательных процессов от наличия творческих способностей детей; составлен теоретический обзор по данной теме; подобраны репрезентативные методики для исследования уровня творческих способностей, объема внимания и воображения; проведены исследования, относящиеся к творческим способностям человека, а также их влияние на познавательные процессы личности; провели обработку и анализ полученных результатов, сделаны выводы.

По результатам теоретического исследования была выдвинута гипотеза: у детей, обладающих высоким уровнем творческих способностей будет наблюдаться и больший уровень возможностей в развитии познавательных процессов (воображения и внимания) в сравнении с детьми с низким уровнем способностей.

Предметом исследования выступили: уровень творческих способностей, когнитивно - интеллектуальные творческие факторы (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления) и личностно-индивидуальные творческие факторы (способность пойти на риск, сложность /исследовать неизвестное - быть готовым/, любознательность, воображение) и их влияние на познавательные процессы личности (воображение, внимание).

Использовались методы: метод анализа, научной литературы, психодиагностическое обследование и методы сравнительного анализа. Были использованы следующие методики: набор креативных тестов Ф. Вильямса созданный на основе тестов Гилфорда и Торренса и адаптированный вариант опростника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности:

1.                 Тест дивергентного (творческого) мышления. Цель исследования когнитивно - индивидуальных способностей учащихся (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления).

2.                 Тест личностно-творческих характеристик (способность пойти на риск, сложность /исследовать неизвестное - быть готовым/, любознательность, воображение)

3.                 Методика «Запомни и расставь точки» (цель- исследование объема внимания)

Экспериментальная база: МОУ ДОТ «Детская школа искусств» г. Воркуты и МОУ «СОШ № 5». Возраст испытуемых 8-16 лет, учащиеся начального и среднего звена. Сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года.

По итогам экспериментально – психологического исследования были сделаны выводы:

Уровень творческих способностей  оказывает влияние на  уровень развития познавательных процессов. У детей, обладающим высоким уровнем творческих способностей, наблюдается и больший уровень  познавательных процессов в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей. 

Все задачи реализованы. Цель достигнута. Таким образом, выдвинутая гипотеза получила подтверждение: действительно, дети, имеющие высокий уровень творческих способностей также имеют высокие результаты  по другим аспектам в познавательных процессах, нежели дети с более низким уровнем творческих способностей, в частности по показателям  внимания и воображения. Таким образом, развивая творческий потенциал ребенка, его творческие способности, мы также развиваем и  познавательные процессы личности.

Литература


1.                 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т 1.

2.                 Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. Л., 1968.

3.                 Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функцио-­
нальной системы // Принципы системной организации функций.
М.: Наука, 1973. С. 10-21.

4.                 Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.

5.                 Библер В.С.   Мышление как творчество. М.,1975.

6.                 Богомолов В.Тестирование детей.  Ростов-на –дону «Феникс», 2003.

7.                 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

8.                 Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-
во Моск. ун-та, 2002, 336 с.

9.                 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,1991.

10.            Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Овладение вниманием: с. 205—239.)

11.            Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989. (психологическое описание творчества: 64—102.)

12.            Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное фор­мирование внимания. — М., 1974.

13.            Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.

14.            Грановская Р. М.  Психологический   практикум  М.,  1998.

15.            Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 104-108.

16.            Ермолаев О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 1987. (Виды внимания: 30—37,   69—80.).

17.            Занковский А. И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

18.            Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.:   Просвещение, 1986.

19.            Иевлев Б. В.Проблема способностей в советской психологии // Межвузов. сб. науч. тр. Л ЛГПИ, 1984. С. 44-48.

20.            Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987.  (психология представлений и проблемы творчества: 5—13.)

21.            Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979.

22.            Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональ­ность. Опыт методологического анализа познавательной функ­ции воображения. — М., 1989. (Психологический подход к вообра­жению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение и мышление: 122—138.)

23.            Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа. 1990. №3. С. 33.

24.            Лейтес Н. Возрастная одаренность // Семья и школа. 1990. №9. С. 31.

25.            Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М.: Просвещение,1960.

26.            Лейтес Н.Судьба вундеркиндов // Семья и школа. 1990. №12.  С. 27.

27.            Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

28.            Лук А.Н. Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 1978.

29.            Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975.(Внимание: 4—41.).

30.            Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребен­ка: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — 272 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10