Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте
Данные по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность: у
учащихся школы искусства с увеличением возраста детей (от 8 до 16 лет),
наблюдается некоторый рост показателей.
У учащихся общеобразовательной школы показатели по фактору
Беглость, Гибкость и Оригинальность, Разработанность имеют приблизительно один
и тот же уровень, что свидетельствует о том, что нет значительных возрастных
изменений по количеству идей, разнообразию категорий и изображению рисунка в
разных местах внутри заданного пространства, т. е. нет прироста по этим
показателям с возрастом.
Эти данные, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными,
хорошо согласуются с данными, полученными с помощью образной батареи тестов
Творческого мышления Торренса [7], где наблюдается аналогичная закономерность –
показатели по факторам образного творческого мышления имеют приблизительно
одинаковые уровневые характеристики в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет (нет
их роста с ростом возраста).
По Разработанности у учащихся школы искусства, с увеличением
возраста увеличивается среднее значение по этому фактору (t-критерий Стьюдента, различия
достоверны на 0,01 уровне значимости).
По Названию: средний сырой балл в двух группах увеличивается
с увеличением возраста, что может свидетельствовать о развитии с возрастом
вербального компонента, о развитии речи, увеличении словарного запаса, умении
образно выражать скрытый смысл рисунка с помощью слов (различия статистически
значимы на уровне 0,01).
По общему суммарному показателю творческого мышления также
наблюдается рост с возрастом (различия статистически значимы): отмечается
увеличение суммарного показателя при изменении возраста (данное увеличение
происходит за счет разработанности-асимметрии и названия).
В таблице 2 представлены средние значения для различных
факторов творческого мышления, стандартные отклонения, уровень достоверности
критерия и разница между среднеарифметическим значением сравниваемых групп для
объединенной выборки детей 8-16 лет. Средние значения для обеих групп, объединенных
разновозрастных выборок изображены также в таблицах 3,4. Достоверность различий
анализировалась с помощью t-критерия
Стьюдента для независимых выборок.
Данные исследования показали наличие более высоких результатов
у учащихся школы искусства по факторам Беглость (0,01 уровень значимости), Гибкость
(0,05 уровень значимости), Оригинальность (0,01 уровень значимости), Разработанность
(0,05 уровень значимости). В целом по тесту творческого мышления общий
суммарный показатель учащихся «ДШИ» соответствует норме. Общий суммарный
показатель учащихся общеобразовательной школы находится ниже нормы. Это подтверждается
в представленных диаграммах для каждой возрастной группы и показателями внутри
каждой группы.
Сравнивая данные по тесту личностных характеристик, можно
отметить следующее:
·
у детей
обучающиеся в школе искусства по факторам Любознательность, Воображение и суммарный
балл средние (М) показатели выше, за исключением фактора Сложность, где
показатели у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистически
значимы, t-критерий Стьюдента).
·
По
фактору Склонность к риску показатели примерно равны.
Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом
различных видов погрешностей можно предположить, что различия не столь существенны
по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные двух сравниваемых
групп детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети,
обучающие в «ДШИ» выше оценивают свои творческие личностные характеристики,
чем дети из общеобразовательной школы.
По фактору Сложность показатели детей «СОШ№5» выше
показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель
помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик
ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко всему),
что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе из неблагополучных
или неполных семей.
Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки
выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений детей
в данной выборке.
На последнем этапе мы проанализировали возрастные изменения
познавательных процессов личности. В данном случае мы берем два показателя: это
воображение и внимание. Нам необходимо было выяснить, влияют ли творческие
способности на развитие познавательных процессов личности. В данном случае мы
рассматривали два показателя познавательных процесса внимание и воображение,
как наиболее «востребованные» как в процессе творческой деятельности, так и в
процессе деятельности учебной.
Рассматривая полученные данные, можно отметить, что у учащихся
«ДШИ» во всех трех выборках по возрастам показатели выше, чем у учащихся «СОШ
№5».
На следующем этапе мы сравнивали показатели внутри каждой
группы между собой, чтобы определить, наблюдается ли с возрастом рост этих
показателей.
Результаты исследования показали, что у учащихся «ДШИ» с
возрастом показатели незначительно, но выросли, у учащихся «СОШ №5» с
возрастом показатели стали незначительно ниже.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что при развитии
творческих способностей наблюдается рост показателей ребенка в познавательной
сфере, в данном случае мы рассмотрели внимание и воображение школьников.
Выводы
экспериментальной части
Качественный и количественный анализ данных теста личностных
характеристик, показал следующее:
·
у детей
обучающихся в школе искусства по факторам Любознательность, Воображение и
суммарный балл средние (М) показатели выше, за исключением фактора Сложность,
где показатели у учащихся общеобразовательной школы выше (различия
статистически значимы, t-критерий Стьюдента).
·
По
фактору Склонность к риску показатели примерно равны.
Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом
различных видов погрешностей можно предположить, что различия не столь существенны
по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные двух сравниваемых
групп детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети,
обучающие в «ДШИ» выше оценивают свои творческие личностные характеристики,
чем дети из общеобразовательной школы.
По фактору Сложность показатели детей «СОШ№5» выше
показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель
помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик
ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко
всему), что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе
из неблагополучных или неполных семей.
Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки
выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений
детей в данной выборке.
Проанализировав возрастные изменения познавательных процессов
личности мы выяснили влияют ли творческие способности на развитие
познавательных процессов личности. В данном случае мы рассматривали два
показателя познавательных процесса: внимание и воображение, как наиболее
«востребованные» как в процессе творческой деятельности, так и в процессе учебной
деятельности.
Рассматривая полученные данные, можно отметить, что у
учащихся «ДШИ» во всех трех выборках по возрастам показатели выше, чем у
учащихся «СОШ №5».
Сравнив показатели внутри каждой группы между собой, чтобы
определить, наблюдается ли с возрастом рост этих показателей, выявили, что у
учащихся «ДШИ» с возрастом показатели незначительно, но выросли, у учащихся
«СОШ №5» с возрастом показатели стали незначительно ниже.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что при развитии
творческих способностей наблюдается рост показателей ребенка в познавательной
сфере.
Таким образом,
анализ и сравнение полученных в ходе эксперимента данных подтвердили выдвинутую
гипотезу исследования, а именно, что у детей с высоким уровнем развития
творческих способностей будет наблюдаться более высокий уровень возможностей в
познавательной сфере (воображение и внимание) в сравнении с детьми с низким
уровнем творческих способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью настоящей
работы являлось исследование влияния творческих способностей на познавательные
процессы личности.
Для достижения
цели были выдвинуты и реализованы задачи: подобрана и проанализирована
специальная психолого-педагогическая литература по проблеме зависимости уровня
познавательных процессов от наличия творческих способностей детей; составлен
теоретический обзор по данной теме; подобраны репрезентативные методики для
исследования уровня творческих способностей, объема внимания и воображения;
проведены исследования, относящиеся к творческим способностям человека, а также
их влияние на познавательные процессы личности; провели обработку и анализ
полученных результатов, сделаны выводы.
По результатам
теоретического исследования была выдвинута гипотеза: у детей, обладающих
высоким уровнем творческих способностей будет наблюдаться и больший уровень
возможностей в развитии познавательных процессов (воображения и внимания) в
сравнении с детьми с низким уровнем способностей.
Предметом
исследования выступили: уровень творческих способностей, когнитивно -
интеллектуальные творческие факторы (беглость мышления, гибкость мышления,
оригинальность мышления, разработанность мышления) и личностно-индивидуальные
творческие факторы (способность пойти на риск, сложность /исследовать
неизвестное - быть готовым/, любознательность, воображение) и их влияние на
познавательные процессы личности (воображение, внимание).
Использовались методы:
метод анализа, научной литературы, психодиагностическое обследование и методы
сравнительного анализа. Были использованы следующие методики: набор креативных
тестов Ф. Вильямса созданный на основе тестов Гилфорда и Торренса и
адаптированный вариант опростника креативности Джонсона, направленный на оценку
и самооценку характеристик творческой личности:
1.
Тест
дивергентного (творческого) мышления. Цель исследования когнитивно -
индивидуальных способностей учащихся (беглость мышления, гибкость мышления,
оригинальность мышления, разработанность мышления).
2.
Тест
личностно-творческих характеристик (способность пойти на риск, сложность
/исследовать неизвестное - быть готовым/, любознательность, воображение)
3.
Методика
«Запомни и расставь точки» (цель- исследование объема внимания)
Экспериментальная
база: МОУ ДОТ «Детская школа искусств» г. Воркуты и МОУ «СОШ № 5». Возраст
испытуемых 8-16 лет, учащиеся начального и среднего звена. Сроки проведения
исследования апрель – июль 2007 года.
По итогам
экспериментально – психологического исследования были сделаны выводы:
Уровень
творческих способностей оказывает влияние на уровень развития познавательных
процессов. У детей, обладающим высоким уровнем творческих способностей,
наблюдается и больший уровень познавательных процессов в сравнении с детьми с
низким уровнем творческих способностей.
Все задачи реализованы.
Цель достигнута. Таким образом, выдвинутая гипотеза получила подтверждение:
действительно, дети, имеющие высокий уровень творческих способностей также
имеют высокие результаты по другим аспектам в познавательных процессах, нежели
дети с более низким уровнем творческих способностей, в частности по
показателям внимания и воображения. Таким образом, развивая творческий
потенциал ребенка, его творческие способности, мы также развиваем и
познавательные процессы личности.
Литература
1.
Ананьев Б.
Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т 1.
2.
Ананьев
Б. Г Человек как предмет познания. Л., 1968.
3.
Анохин П.
К. Принципиальные вопросы общей теории функцио-
нальной системы // Принципы системной организации функций.
М.: Наука, 1973. С. 10-21.
4.
Беркинблит
М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
5.
Библер
В.С. Мышление как творчество. М.,1975.
6.
Богомолов
В.Тестирование детей. Ростов-на –дону «Феникс», 2003.
7.
Бурлачук
Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком,
1999. – 528 с.
8.
Величковский
В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-
во Моск. ун-та, 2002, 336 с.
9.
Выготский
Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн.
для учителя. М: Просвещение,1991.
10.
Выготский
Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Овладение вниманием: с.
205—239.)
11.
Галин
А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989. (психологическое описание
творчества: 64—102.)
12.
Гальперин
П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.
13.
Гильбух
Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.
14.
Грановская
Р. М. Психологический практикум М., 1998.
15.
Дьяченко
О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы
психологии. 1980. №2. С. 104-108.
16.
Ермолаев
О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 1987. (Виды внимания:
30—37, 69—80.).
17.
Занковский
А. И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность //
Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.
18.
Запорожец
А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Просвещение, 1986.
19.
Иевлев Б.
В.Проблема способностей в советской психологии // Межвузов. сб. науч. тр. Л
ЛГПИ, 1984. С. 44-48.
20.
Карандашев
Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987.
(психология представлений и проблемы творчества: 5—13.)
21.
Коршунова
Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979.
22.
Коршунова
Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического
анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Психологический
подход к воображению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая
деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение
и мышление: 122—138.)
23.
Лейтес Н.
Бывают выдающиеся дети // Семья и школа. 1990. №3. С. 33.
24.
Лейтес Н.
Возрастная одаренность // Семья и
школа. 1990. №9. С. 31.
25.
Лейтес Н.
С. Об умственной одаренности. М.: Просвещение,1960.
26.
Лейтес
Н.Судьба вундеркиндов // Семья и школа. 1990. №12. С. 27.
27.
Лейтес Н.
С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
28.
Лук А.Н.
Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 1978.
29.
Лурия
А.Р. Внимание и память. — М., 1975.(Внимание: 4—41.).
30.
Массен
П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. —
М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|