Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте
Титченер предлагал изучать концентрацию внимания на фоне
постепенно усиливающихся побочных (отвлекающих) воздействий. Он считал, что
концентрация будет тем выше, чем интенсивнее окажется раздражитель, который
первым отвлечет на себя внимание испытуемого[41].
Переключение внимание, как показывают данные
психофизиологических экспериментов, тесно связано с такими свойствами нервной
системы, как подвижность инертность.
Объем внимания определяется количеством одномоментно (в
пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличается
от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно
принимается равным 3-5 (редко 6) объектам у взрослого человека и от 2 до 4 – у
младших школьников.
Классификации видов внимания. К настоящему моменту в
психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций
внимания.
В зависимости от характера направленности и сосредоточения
выделяют следующие виды внимания.
1. Непроизвольное или непреднамеренное внимание, генетически исходное,
не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное
ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых
раздражителей; обуславливается особенностями объекта — силой воздействия,
новизной и пр.
2. Произвольное (сознательно регулируемое) внимание,
обусловленное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специфически
человеческую форму внимания; неразрывно связано с речью и социальным опытом
личности.
3. Послепроизвольное внимание, опосредованное сознательными
целями и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых
усилий и повышенного психического напряжения; эта разновидность внимания
связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью
и интересом к самому процессу деятельности, и обеспечивает его высокую
продуктивность. Н.Ф. Добрынин, предложивший данную градацию, предполагал
наличие взаимопереходов между тремя указанными видами внимания.[37]
В зависимости от локализации объекта внимания различают внимание
внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего мира, и
внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Перемещение фокуса
внимания во внутриличностный план сопровождает такие процессы, как
фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, транс. Другой
вариант классификации — подразделение внимания на сенсорное и
интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей
(например, зрительное и слуховое сенсорное внимание), тогда как второе
сопровождает мыслительные и мнемические процессы и выделяет в качестве
объектов воспоминания, идеи, мысли.
В истории психологии одна из наиболее ранних попыток
классификации всего многообразия феноменов и проявлении внимания была
предпринята У. Джемсом, который по разным критериям выделил три основные разновидности:
[38]
1) чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное),
2) непосредственное (когда объект интересен сам по себе) и
производное, опосредованное,
3) непроизвольное, или пассивное (не требующее усилий) и
произвольное (активное), сопровождающееся сознательным усилием. Как видно,
данная классификация содержит в себе зачатки всех последующих, более поздних и
детальных, в силу чего она не утратила научной ценности и в наши дни.
В исследованиях внимания основной научной проблемой следует
признать проблему объективного критерия, позволяющего устанавливать определенные
границы изучения этой психической функции. Первоначально в психологии
доминировал феноменологический критерий: вниманию соответствовала сфера ясного
сознания (или «актуального сознания» в противоположность «фоновому»).
Отличительным признаком при этом признавалась отчетливость и ясность того, что
попадает в поле внимания. Позднее феноменологический критерий был дополнен
критерием продуктивности (внимание повышает общую продуктивность деятельности)
и мнемическим критерием (запоминается то, что входит в поле внимания), а
объективность методов исследования внимания повышалась путем регистрации
внешних (физиологических и поведенческих) его проявлений.
Для диагностики внимания используется ряд методик: для
определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика В. Вундта,
Д. Кеттела; для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б.
Бурдона; для определения скорости переключения внимания – метод таблиц Шульте.[39]
Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого
опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает
сохранение личностно значимой информации, узнавание однажды воспринятых
объектов и явлений действительности. Новые комбинации былых впечатлений,
предвосхищение будущих событий, формирование образов целей и достижений,
творческое порождение художественных образов в искусстве и «мыслеобразов» в
научной работе — все это возможно благодаря процессам воображения.
Воображение — это психический процесс формирования образа предмета,
ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного
сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.[42]
В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной
психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается
в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала
ее осуществления. Моделирование в воображении желаемого результата с
необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных
действий и операций.
Воображение входит в состав любой деятельности и является необходимым
компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают в
единстве с мышлением. Механизмы воображения актуализируются в условиях
неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда
имеющиеся данные задачи не полны и с трудом поддаются анализу.
В то же время, воображение может рассматриваться как самостоятельная
разновидность психической активности — имагинативная деятельность. Работа
воображения выражается:
1) в построении образа цели конечного результата и средств
предметной деятельности;
2) в формировании программы поведения в условиях
неопределенности проблемной ситуации;
3) в создании образов на основе описания какого-либо объекта
или ситуации;
4) в продуцировании образов, которые не программируют, а замещают
деятельность.
В случае замещения внешних практических действий, воображение
принимает форму особой внутренней деятельности, примером которой служит
мечтание – создание образов желаемого будущего. Продукты этой деятельности в
рационалистической традиции оцениваются преимущественно негативно, как
иллюзорные и уводящие от актуальных проблемных ситуаций; однако они имеют
значительную психологическую ценность. Так, образы достижений выступают в
качестве мотивирующих факторов, способствующих успешному освоению профессии,
новых социальных ролей и форм деятельности. Мечта — это не только фикция, но и
необходимое условие преобразования действительности.
Деятельность воображения связана с работой коры больших
полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится
преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что
для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих
полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных
функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность
и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат
эстетических чувств; левое — делает возможным вербализацию представления, его
детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и
речевого выражения.
Существенным представляется вопрос о психологических
источниках и факторах имагинативной активности. Определяя воображение как особую
психическую реальность, Л.С. Выготский [10] утверждал, что отдельные элементы
наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены
в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их
объединения в фантастические ансамбли образов определяются ходом наших
внутренних переживаний, прежде всего, неотреагирован-ных эмоций и
неудовлетворенных влечений. Иллюзия самопроизвольности и беспричинности в
работе воображения возникает в силу того, «что причины, обуславливающие эту
работу, лежат глубоко внутри человека и часто остаются не обнаруженными для
сознания». Каким бы фантастическим не казалось нам смысловое содержание
представления или вымышленного образа, связанная с ним эмоция всегда реальна,
так как имеет отношение к действенным факторам нашей внутренней жизни, к ее,
преимущественно неосознаваемой, динамике. В этом пункте взгляды Л.С.
Выготского максимально сходятся с основополагающими постулатами глубинной
психологии.[44]
К.Г. Юнг полагал, что продукция воображения имеет
символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые
тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания
бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосредственного
самонаблюдения и рационального мышления. С помощью воображения бессознательное
(«душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным
сознанием) на сложном и «темном» языке символов.[46]
Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее
естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую
деятельность: «Душа рождает символ, также как почва — цветок». В то же время,
он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае
имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без
активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по
своей сути и разворачивается как внутренний диалог сознания и
бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутри
личностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод
психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую
интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний
бессознательного.
Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с
деятельностью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Воображение
связано с эмоциональной сферой двояко. Согласно закону двойного выражения
эмоций, с одной стороны, эмоции разрешаются в воображаемых ситуациях, т.е.
воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд
отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование — это способ
минимизировать внутреннее интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты
фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффективные
процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации,
причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных
аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить
использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и
имагинативных техниках психотерапии).[45]
Основное назначение воображения Л.С. Выготский [9] усматривал
в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека
и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные
функции воображения:
1) познавательную;
2) эмоциональную;
3) воспитательную или формирующую.
Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять,
и таким способом, делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в
нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в
освоении индивидом новых для него форм коллективного опыта человечества: так в
школьные годы с опорой на ресурсы воображения изучаются физика, химия,
астрономия, история и др. науки, обеспечивающие не доступные для чувственного
познания сведенья о мире.
Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия
обеспечивает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, которые,
в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях
субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для наших потребностей и
стремлений: в сказке, игре и вымысле, как ребенок, так и взрослый находят
бесконечный источник переживаний. С данной функцией связан описанный в
психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и
социально приемлемая реализация не осуществившихся в повседневной жизни
возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в
такой имагинативной деятельности, как искусство.
Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем
психологическое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельностью
связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в
действии, а фантазия — заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение
игры как спонтанной имагинативной активности — это «организация повседневного
поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для
будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке
ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему
ролевым ситуациям, поступкам и решениям. Наряду с перечисленными необходимо
выделить также антиципирующую функцию: как уже отмечалось, человек способен в
воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих действий,
предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный
результат осуществляемой деятельности.
В то же время, воображение выполняет и креативную
(творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической
деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в
глобальных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззрения.
Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении
целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого
интегрального образования, как «картина мира».
Эффективное использование имагинативных техник (в частности,
техник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаготерапия,
психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции
воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять
функциональными состояниями собственного организма и психики, регулировать
течение эмоционально-волевых процессов, минимизировать негативное воздействие
стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом
произвольной саморегуляции: так, представление возможных позитивных
результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при
недостаточной (сниженной) мотивации.
В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три
основных вида воображения:
1) воображение репродуктивное (воссоздающее);
2) воображение продуктивное (творческое);
3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).
Воссоздающее воображение выражается в построении образа объекта
или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо
другого условного обозначения. В данном случае некий исходный материал
дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изначально
заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа,
отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной новизной и не имеющего
аналогов среди известных субъекту предметов и впечатлений из его прошлого
опыта.
Образы творческого воображения формируются с помощью специфических
операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной
работы воображения: диссоциацию и ассоциацию. [49]
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой
прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению
и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь,
ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных
элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.
Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется
различными способами. Наиболее специфичные среди них:
·
агглютинация
— элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных,
часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка,
кентавр);
·
гиперболизация
— увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его
частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);
·
заострение,
подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);
·
схематизация
представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких
предметов;
·
типизация
— выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных
ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|