Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования
|
3
|
5
|
8
|
12
|
|
12
|
14
|
|
|
14
|
13
|
12
|
|
25
|
1
|
|
1
|
20
|
33
|
|
53
|
13
|
|
13
|
19
|
Сякина
Т
|
8
|
10
|
5
|
23
|
6
|
5
|
11
|
9
|
5
|
14
|
12
|
|
|
12
|
12
|
9
|
|
21
|
6
|
5
|
11
|
20
|
36
|
|
56
|
14
|
|
14
|
20
|
Терпиловский
С
|
5
|
2
|
|
7
|
3
|
|
3
|
6
|
|
6
|
11
|
|
|
11
|
8
|
9
|
|
17
|
3
|
|
3
|
20
|
30
|
|
50
|
15
|
|
15
|
21
|
Хобер
К
|
|
2
|
1
|
|
3
|
1
|
|
1
|
7
|
|
7
|
5
|
|
|
5
|
12
|
18
|
|
30
|
3
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
22
|
Юхно
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б
- беглость Г- гибкость О - оригенальность Т - суммарный показатель
субтеста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При
разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении детей со способностями
к литературному творчеству. Учитель, вводящий ребёнка в художественное
творчество, должен уметь определить, обладает ли он теми психологическими
предпосылками, которые необходимы для создания художественного образа.
О
готовности ребёнка к введению в художественное творчество свидетельствуют
некоторые качества его игрового поведения, которые могут выступать, как
своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению внимательного взрослого.
Можно выделить
пять качеств, важных для дальнейшего художественного развития, они возникают в
процессе сюжетно-ролевой игры.
Что
же это за качества ?
1. Лёгкость
принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к выразительным средствам в
ролевом поведении ( мимика, пантомимика).
2. Способность
придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е. способность к
игровому сюжетосложению.
3. Планирование
последующих игровых действий, согласование их с партнёром, что свидетельствует
о наличии замысла.
4. Словесное
замещение предметных игровых действий.
5. Попытки выразить
отношение к игровому персонажу.
Если
внимательно наблюдать за игрой детей, можно с помощью этих свойств индикаторов
составить себе представление о том, насколько готов ребёнок к творческой
работе, к тому, чтобы стать автором. Предпосылки могут никогда не стать
способностями, если не помочь ребёнку пересечь границу между игрой и
искусством, если не создать определённых педагогических условий.
Педагогу
необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для выявления творчески
одарённых детей. Существует большое количество форм работы с одарёнными в
литературном плане детьми с целью развития их творчества, неординарности
мышления, развития их речи.
При работе с
одарёнными детьми:
· Прежде делается
акцент на формирование умения учиться. Регулярно предоставляется возможность
выступать в роли учителя.
· Используется
большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий.
· Исключается
давление учителя, на занятии- свободное общение.
· Учёба должна
приносить ребёнку удовольствие
· Необходимо
самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать
самостоятельно.
· Поощрение
настойчивости, активности.
· Не снижать
самооценку ученика
· Ребёнку
необходимо осознавать общественную значимость проблемы.
· Задания должны
быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по
изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями,
со справочной литературой.
Меняешься и сам.
При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих
детей, меньше объясняет, больше слушает.
Учитель всегда
поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создаётся эмоционально-
безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно
расходится с мнением педагога.
Вывод: перед началом
работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности,
уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.
1.5 ОБОБЩЕНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В своей работе
мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною
был проведен ряд исследований. Целью исследований было выявить влияние
стимулирования вооображения, как психологического процесса, на развитие
творческой активности детей младшего школьного возраста.
В силу проблем
диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются
неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные с
недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои
проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в
ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных
переживаний ребенка. Я также использовала графические методы исследования. Что
в свою очередь дало хорошие результаты. Итак, мною проведены следующие тесты.
Изучение
оригинальности решения задач на воображение.
Подготовка
исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на
них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной
веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры
( круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши,
фломастеры.
Проведение
исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы
получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную
беседу об умении фантазировать ( вспомнить на что бывают похожи облака на небе
и т. д.).
Обработка
данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают
тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется
тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с
использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то
свое ( свободное фантазирование).
Следующая
ступень работы - это домашнее сочинение “Сказка о весне”. После урока чтения на
тему “Весна” было дано домашнее задание: написать сказку о весне со словами:
жил-был, однажды, как-то раз. Работа была рассчитана на неделю. Однако по
причине большой занятости ( регулярные занятия музыкой, спортивные секции ),
дети делали это задание на много дольше. А так же хочется заметить, что многие
из них изменили тему сочинения, выбрав произвольную тематику. Делая анализ
сочинений, нельзя не отметить влияние средств массовой информации на сознание и
интересы детей ( “Сказка про маленький Зубик, страшный Кариес и про храбрый
Бленд-а-мед.” ). Огромный поток рекламы обрушивается на ребенка с экранов
телевизоров, часто не самого лучшего качества. Все это зачастую негативно
влияет на неустойчивую детскую психику и появляются новые герой, которые далеки
от нашей самобытной культуры, что не может не заставлять задуматься нас
взрослых: воспитателей, учителей, психологов, родителей. Наступление
техногенной цивилизации неизбежно, но ущемление духовности, отрыв от корней
ведет к краху любого, даже самого сильного народа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|