Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования
Но, с другой
стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то
временным. В ходе возрастного развития - вместе с укреплением и обогащением
свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень - происходит и ограничение, а
то и утрата некоторых детских возможностей.
Что же такое
одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это
будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть
специфику способностей и помочь ребенку развить их?
Младший школьный
возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по
преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции
благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое
подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность,
наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших
школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей
положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из
особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во
многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень
выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно,
что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных
возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.
Высокая
восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень
важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.
Чрезвычайно
трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков
способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко
обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для
начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным,
социально значимым достижениям.
Однако, ранние
признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов -
ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Чтобы лучше
понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные
особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере
взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно
беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под
руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные
навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе,
который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство - неповторимая по своим возможностям
пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать
прежде всего, а именно - о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о
ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку
на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей
степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной
системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда
даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток,
но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость
восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей -
а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.
С возрастом
происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение,
а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики.
Но не только
свойства нервной системы - вся душевная организация у детей во многом иная, чем
у взрослых. Это очень важно!
В трудах Н.
Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той особой отзывчивости
на окружающее, которая каждый раз “на свой лад” свойственна любому возрасту
детства. Она может проявляться в своеобразии реагировании, в большей или
меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость
возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства
возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на
каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит,
происходит и подъем соответствующих этим “направлениям” способностей.
0 том, как это
проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит освоение родного языка,
описал К. Чуковский в знаменитой книге “От двух до пяти”. Но вот что интересно:
непрестанная готовность к языкотворчеству - особое состояние детской психики,
позволяющее успешно овладевать формами языка и мышления, затем постепенно или
резко идет на убыль. Если вследствие каких-либо исключительных условий
формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки
(например, если ребенок первые годы жизни находился в глухонемой семье), то
в дальнейшем - и при самом благоприятном речевом окружении! - развитие речи
крайне затрудняется. Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и
трудностей в освоении языка у него должно быть меньше? Но на самом деле
получается наоборот, и причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот
период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные возможности.
На
каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном
возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать.
И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут
не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет
учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания,
делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом
благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в
начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В
те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо
всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в
книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что
было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы
стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия
приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие
необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной
активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие
условия для обогащения и развития психики.
Об особых
возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Так,
психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языка
второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по этому
предмету (как известно, не во всех школа в нашей стране иностранный язык
начинают изучать в начальной школе). Оказалось, что превосходство
подростков в уровне умственного развития и нервной выносливости не
обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили
младшие школьники - в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной
речевой активности. На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют
применять новую лексику и не освоенную еще фонетику, они не боятся
ошибиться - активность в иноязычной речи является частью их общей потребности в
словесном общении, еще не подверженной действию многих психологических
“тормозов” подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку
вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности.
Переход от
одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение
психических свойств, но и их подлинное преобразование - затухание,
прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.
В этом -
специфика детства. Именно в годы созревания возникают своеобразные
состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и
установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной
одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.
Каждой ступени
детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность,
расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети
как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие
внутренние условия развития.
Чтобы понять,
каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в формирование
способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не только
сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться,
оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по-своему, в той или
другой степени.
В
вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на
специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах. Они
должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.
Но ребенок с
ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома,
в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается,
зачастую, с того, что ему уже не интересно.
Именно им,
наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же
уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока
другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень
многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не
просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание
анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то
мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе
нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно
привлекательно). но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея
дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто
идет впереди...
Речевая
деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты
богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных
возможностей человека.
Особенности
речевой деятельности состоят:
-
в
восприятии человеческой речи других
-
в
выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний
- в
активном воздействии на слушателей, собеседника
Через
общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность
содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя.
От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная,
техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень этой деятельности
является показателем недостаточного развития.
В
школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по строго выработанному
плану для всего класса.
Между тем уже с
первого класса выявлялись дети, которые отличались от других по восприятию
окружающего мира. Они воспринимали всё с эмоциональностью, у них существовала
потребность оживить, очеловечить, наделить душой, словом, поведением всё, что
их окружает. Такая яркость и индивидуальность восприятия- одна из черт
художественного восприятия мира, эстетического отношения к окружающему. У таких
детей проявляется особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к
другим. Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков
одарённости.
Главное:
организовать умственное воспитание одарённого ребёнка с младенчества и на всём
протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в
соответствующих способностях как можно полнее.
К сожалению, в школе возникает
противоречие: между стремлением развивать речь у всех учеников и неумением
развить речь и способность к литературному творчеству одарённых.
Существуют в основном 2 стратегии обучения
одарённых детей: ускорение и обогащение.
Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе,
занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных
классов, частные школы.
Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных программ.
Мною была сформулирована тема работы: развитие
творческих способностей одаренных детей в системе начального образования
Согласно гипотезе исследования если:
-подготовить и разработать
индивидуальную программу развития речи и литературного творчества
одарённых детей
-активно включать одарённых детей в совместную
творческую деятельность
-развивать мотивацию обучения и познавательные
интересы учащихся
-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск
ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы
то повышается:
а) качество знаний и умений
б) уровень самостоятельности уч-ся
в) развивается мыслительная деятельность,
речь учащихся
г) развиваются
творческие возможности ребёнка
1.3 Специфика
работы с одаренными детьми.
Слова
« одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с осторожностью,
отдавая себе отчёт в их условности.
Понятие
одарённость происходит от слова « дар» и означает особо благоприятные
внутренние предпосылки развития.
1. Познавательная
потребность.
а) активность-
ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он
узнаёт, тем более ему хочется знать.
б) потребность
в самом процессе умственной деятельности
в) удовольствие
от умственного напряжения
2. Интеллект.
Характеризуется
конкретностью мышления и способностью к абстракциям.
а) быстрота и
точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и
прекрасной оперативной памятью.
б)
сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению,
обобщению, выделению главного, классификациям.
в) богатство
словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций
3. Креативность(
творческость)
а) особый склад
ума
б) установка на
творческое выполнение задания
в) развитость творческого мышления и воображения
1.4
Выявление и работа с
одарёнными детьми.
Выявление детей с неординарными способностями
- это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое
количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
- в сфере общения
Креативность охватывает совокупность мыслительных и
личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это
способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных
схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса
широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку
проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи:
Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов
К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления (
Голлах, Коган и др.)
Для своего исследования я использовала батарею тестов
для изучения творческого мышления кандидата психологических наук, доцента
кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт –
Петербурга Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как
индивидуально, так и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства
испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами
называла занятиями. Занятия проводились в игровой форме.
Тест на творческое мышление – один из множества
тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:
1.
Использование предметов
(варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.
2.
Перечислить последствия
гипотетической ситуации:
Вообрази, если животные и птицы смогут
разговаривать на человеческом языке.
3.
Выражение - придумать
предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной
буквы. (В М С К)
4.
Словесная ассоциация -
привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга).
5.
Составление изображений -
нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг,
треугольник, прямоугольник, полукруг).
6.
Эскизы - на рисунке
приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных
предметов.
7.
Спрятанная форма - найти
различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти
как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|