Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации
4.1. Направления деятельности педагога-организатора
в работе с педагогически запущенными детьми.
В соответствии с положениями должностной инструкции
педагога-организатора можно выделить несколько основных направлений его деятельности.
Это:
- работа по профилактике правонарушений;
- работа по коррекции нравственных качеств (тренинги,
диспуты, круглый стол и т.д.);
- практическая деятельность (беседы на различные
нравственные темы, организация дежурства, трудовых дел и пр.);
- создание воспитательных ситуаций;
- взаимодействие педагога-организатора с детской
комнатой милиции;
- взаимодействие педагога-организатора с классным
руководителем;
- взаимодействие педагога-организатора с родителями;
- привлечение общественных организаций к совместной
работе с молодёжью (скаутская организация и др. молодежные организации и
объединения);
- взаимодействие с учреждениями дополнительного
образования (ДПО, библиотеки);
- исследовательская работа, направленная на изучение
результатов деятельности, выявление проблем и т.п. (анкеты, беседы).
Все эти направления деятельности напрямую связаны с
работой с педагогически запущенными детьми.
Учитывая эти направления деятельности
педагога-организатора, мы предлагаем программу, которая, на наш взгляд, поможет
педагогу-организатору наладить работу с педагогически запущенными детьми и
добиться определённых успехов в их социализации.
4.2. Программа по работе педагога-организатора
с педагогически запущенными школьниками.
Цель: профилактика и коррекция педагогической запущенности
школьников.
Этапы реализации программы:
1.Выявление проблемы педагогической
запущенности, сбор информации о ее причинах и проявлении.
В настоящее время педагог-организатор и другие
специалисты психолого-педагогической службы школы часто сталкиваются с
проблемой педагогической запущенности учащихся. Для этого необходимо знать
проблему и быть готовым к её разрешению.
2.Всестороннее изучение ребенка и условий его
развития.
Для выявления проблем педагогической запущенности
помогут диагностические методики, предложенные в нашей работе, педагогическое
наблюдение, собеседования с классным руководителем, родителями, изучение
условий развития ребёнка и пр.
3.Составление индивидуальной коррекционной
программы.
Коррекционная программа должна основываться на
результатах всестороннего изучения как самого ребенка и его развития, так и
проблемы педагогической запущенности, ее причин, степени, формы проявления.
4.Привлечение специалистов к реализации
программы.
К коррекционной работе необходимо подключать всех
специалистов социально-психологической службы: психолога,
педагога-консультанта, социального педагога, медицинского работника.
5.Коррекционная работа с ребенком, родителями,
одноклассниками, учителями.
На возникновение педагогической запущенности влияют в
большей степени микрофакторы социализации, следовательно, и коррекционная
программа должна включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его
ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями. Одним из условий
эффективности коррекционной работы является установление доверительных
отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей
жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.
6.Анализ результатов, прогнозирование
дальнейшей работы с ребенком.
Регулярный и своевременный анализ результатов
деятельности с педагогически запущенными детьми позволяет принимать оперативные
решения и своевременные меры по дальнейшей работе.
Содержание программы.
Как мы выяснили,
педагогическая запущенность имеет несколько стадий и начинается ещё с дошкольного
возраста. Наша коррекционная программа относятся только к периоду обучения в
школе. Чаще всего это совпадает со второй, третьей и четвёртой стадией
педагогической запущенности.
Вторая стадия
- следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному
обучению. У младших школьников появляются начальные формы негативного отношения
к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Основная причина – отсутствие
успеха в деятельности, прежде всего учебной. Источниками неудач в значительной
степени служат недостатки организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая запущенность младших школьников
характеризуется:
-
психологической
и нравственной неподготовленностью к обучению;
-
не
успешностью, затрудненностью учебы, наличием проблем в знаниях, неразвитостью
познавательных интересов,
-
несформированностью
общественно значимых мотивов учения, предпочтением школьником игры или другой
деятельности, в которой ему сопутствует успех;
-
нарушениями
в сфере общения, связанными с неудачами в учении, со слабыми представлениями
ребенка об окружающем мире, нравственных правилах жизни коллектива, отсутствием
навыков общения, неадекватной самооценкой.
Предлагаем следующие направления работы:
1)Работа с семьей,
коррекция отрицательных воздействий.
2)Анализ недостатков
организации учебно-воспитательного процесса,
анализ отношения учителя
к ребенку. Сделать выводы о готовности к обучению, необходимом уровне знаний и
овладении учебными умениями, наличии познавательного интереса.
3)Наблюдение за
нарушениями в сфере общения, развитием навыков общения, статусом ребенка
среди одноклассников, отношением к нормам и правилам жизни коллектива.
4)Диагностика развития
личности (самооценка, черты характера, мотивы и потребности,
нравственно-волевая сфера, эмоции…) и познавательных процессов. Отслеживание
появления новообразований данного возраста: рефлексия, произвольность
познавательных процессов.
Третья и четвертая
стадии наиболее часто встречаются в подростковом возрасте и у старших
школьников. Эти стадии характеризуются углублением негативного отношения к
нормам и правилам жизни коллектива, появлением асоциальных тенденций,
отклоняющимся поведением. Определенные проступки могут иметь ситуативный
характер. Показателями педагогической запущенности подростков являются
нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе; нарушения в
познавательной сфере; неправильное, патологическое развитие характера,
выраженное в акцентуациях. Подростки переживают последствия своих действий и
осознают их отрицательный характер, но еще не умеют предвидеть нежелательные
результаты. Встречаются также факты воровства, нападения на слабых детей,
жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления.
Часто такое поведение сочетается с искаженными нравственными представлениями. В
данном случае педагогическая запущенность развивается в тех случаях, когда
учащиеся не имеют достаточных возможностей для самоутверждения в коллективах
класса, школы. Поведение старших школьников отличается большей скрытностью.
Направления
деятельности:
1)Работа с семьей.
2) Диагностика
развития личности, отношения к себе и к окружающим, самооценка, возможность
самоутвердиться через общение и учебную деятельность. Наблюдение за
отклонениями в поведении, патологиями в развитии характера.
3)Изучение отношения с
учителями, отношения к учебному процессу, успеваемости, дисциплины, познавательных
интересов.
4) Изучение
отношений со сверстниками, статус в классе, наличие друзей. Успешность и
самодостаточность в сфере общения. Отношение к неформальным объединениям, асоциальным
группировкам.
5) Организация
свободного времени, обеспечение занятости в общественно-полезной деятельности, изучение
уровня культуры, интересов, цели, потребностей, желаний. Создание условий для
реализации способностей.
В юношеском возрасте
обратить внимание на соотношение возможностей и планов (поступление в учебное
заведение, карьера, личная жизнь).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Целью
нашей работы было изучение работы педагога-организатора с педагогическими
детьми как условие их социализации.
В ходе
работы мы проанализировали
существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах
Заседателевой Э.Б., Баженова С.А., Алемаскина М.А., Степанова В.Г., Невского
И.А., Белкина А.С., Зюбина Л.М. и других). Нами установлено, что под
педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы
в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в
неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его
развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием
среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей,
отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана
педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции
педагогическими средствами.
Черты педагогической запущенности могут
проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным
поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным
и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для
нормальной жизнедеятельности. Педагогически запущенные дети легко могут
усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются
педагогическому воздействию.
Ученые считают, что первые признаки проблемы можно
отследить и выявить уже в дошкольном возрасте. Для этого необходимо научиться
выделять неблагоприятные факторы, влияющие на возникновение педагогической
запущенности.
Изучив факторы социализации, мы выявили те из них,
которые оказывают наибольшее влияние, как позитивное, так и негативное, на
развитие ребенка. Негативное влияние формирует предпосылки к возникновению педагогической
запущенности.
Мы получили следующие факторы:
1. Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.
2. Низкий материальный уровень и условия проживания.
3. Низкий образовательный и культурный уровень родителей.
4. Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
5. Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.
6. Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
7. Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.
8. Ошибки в организации образовательного процесса.
9. Отношения с учителями.
Специалисты психолого-педагогической службы
образовательного учреждения, могут успешно справляться с ранним выявлением и
коррекцией педагогической запущенности школьников. Проанализировав существующие
подходы к коррекции педагогической запущенности школьников, мы пришли к выводу,
что единого подхода к коррекции не существует. Каждый автор хорошо разработал
какую-то отдельную сторону этого вопроса. Так, сами принципы работы с
педагогически запущенными школьниками хорошо разработаны Л. Зюбиным. Схема
составления диагностики обследования школьников – Л.А. Грищенко, Б.И.
Алмазовым, В.Г.Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его
окружения разработаны Р.В. Овчаровой, а специалисты, которых можно привлекать к
коррекционной работе, определены в программе И.А. Невского. Л.М. Зюбин
предложил этапы работы и коррекционные мероприятия.
В.П. Кащенко рассмотрел методы для работы с
педагогически запущенными детьми.
Изучение теоретических аспектов проблемы и опыта
практической деятельности педагогов и психологов с педагогически запущенными
детьми позволило нам сделать вывод о том, что системная и специально
организованная работа с педагогически запущенными детьми положительно влияет на
их социализацию. Учитывая, что по своим функциональным обязанностям работа
педагога-организатора близка к работе социального педагога и психолога, мы
позволим себе сделать вывод о том, что системная, специально организованная
работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми способствует их
социализации. Т.о., считаем теоретически нашу гипотезу доказанной.
Результатом изучения данной проблемы считаем
разработку «Программы по работе педагога-организатора с педагогически
запущенными школьниками», которая, на наш взгляд, окажет существенную
помощь в профилактике и коррекции педагогической запущенности.
Считаем, что цель работы достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Актуальные направления социально –
педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: методическое
пособие / под ред. С.С.Гиля – Омск, 1996.
2.Алемаскин М.А. Воспитательная работа с
подростками. – М., 1979
3.Баженов В.Г. Воспитание педагогически
запущенных подростков. – Киев, 1986.
4.Воспитание дисциплинированности,
предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов. / Под ред.
А.С.Белкина. – М, 1991.
5.Воспитание сознательной
дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической
запущенности. / Под ред. А.С.Новоселова – М, 1991
6.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или
как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. –
СПб., 1994.
7.Грищенко Л.А., Алмазов Б.И. Психология
отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых
учащихся. – Свердловск, 1987.
8.Диагностика школьной дезадаптации. – М,
1994.
9.Дисциплина и предупреждение педагогической
запущенности школьника. / Под ред. А.Г.Холодюк. – Кишинев, 1991.
10.Заседателева Э.Б. Основы коррекционной
педагогики. – Омск, 1999.
11.Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка – М, 1986
12.Зюбин Л.М. Методические рекомендации по
организации воспитательной работы с трудными учащимися. – М, 1976.
13.Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с
трудными учащимися – М, 1982
14.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М,
1992.
15.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у
подростков. – Минск, 1988.
16.Кузнецов В.М. Психолого– педагогические
условия формирования личности учащегося // Народное образование – М, 1994.
17.Кулаков С.А. Психопрофилактика и
психотерапия в средней школе. – СПб., 1996.
18.Мудрик А.В. Введение в социальную
педагогику. – Пенза, 1994.
19.Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М,
1999.
20.Невский И.А. Трудный успех. – М,1981.
21.Невский И.В., Овчарова Р.В. Ранняя
диагностика и профилактика педагогически запущенных детей – Курган, 1985
22.Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи,
детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных
детей – Архангельск, 1995
23.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного
психолога – М, 1996.
24.Педагогический словарь / под ред. Кирова
И.А., Гончарова Н.К. – М, 1997.
25.Российская педагогическая энциклопедия. – Т.2
/ под ред. В.В.Давыдова – М,1993. – с.132-133.
26.Российская педагогическая энциклопедия./Под
ред. А.П.Горкина. – М, 1999.
27.Социальная педагогика. Курс лекций./Под
ред. М.А.Галагузовой. – М, 2000.
28.Степанов В.Г. Психология трудных школьников
– М, 1998.
29.Холодюк А.Г. Дисциплина и предупреждение
педагогической запущенности школьников. – М, 1991.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|