бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации бесплатно рефераты

   2. Общеобразовательный и культурный уровень семей педагогически запущенных школьников характеризуется невысоким образованием родителей, крайне обедненные духовные потребности, общий низкий и культурный уровень, предпочтение отдается материальному благополучию в ущерб духовным запросам и потребностям.

   Матери, характеризующиеся аморальным поведением, наносят своим детям двойной вред. Во-первых, они, естественно, оказывают на детей прямое аморальное поведение, приобщая их к алкоголю и беспорядочной половой жизни. Во-вторых, в большинстве случаев такие матери просто не занимаются своими детьми, которые становятся безнадзорными.

   3. По отношению родителей к воспитанию своих детей семьи педагогически запущенного школьника можно разделить на четыре наиболее типичные группы.

    Первая - объективное, педагогически грамотное отношение родителей к своим детям. Такие семьи крайне редки среди тех, откуда, в конечном счете, выходят трудные дети и подростки. Трудности воспитания в таких семьях порождаются какими-то непредвиденными внешними обстоятельствами.

    Вторая группа - семья, где ребенок - объект безрассудного обожания, где ему все дозволено, все внимание сосредоточено на нем при безразличном или отрицательном отношении ко всем прочим, окружающим его в школе, детям. Категория несколько более распространенная, чем первая, но тоже сравнительно редкая.

   Третья группа - более распространена среди семей педагогически запущенных школьников, а среди семей несовершеннолетних правонарушителей составляет, по данным исследования, почти пятую часть. Это аморальные в разных отношениях родители. Среди отцов - чаще всего алкоголики, среди матерей - ведущие беспорядочную половую жизнь и тоже нередко увлекаются алкоголем; сюда относятся родители, отбывшие или отбывающие наказание за совершенное ими преступление. Отрицательное влияние таких родителей на своих детей очевидно.

   Самая большая группа семей педагогически запущенных школьников четвертая, составляющая основную, преобладающую долю. Это родители, которые не занимаются воспитанием своих детей, действуя по "формуле": "Мы их отдали в школу, пусть там и воспитывают".

   В этой группе семей можно выделить три достаточно четкие и типичные подгруппы:

  1. с признаками указанной выше третьей группы (аморальные семьи),

  2.  родители, не желающие утруждать себя воспитанием детей,

  3.  большей частью одинокие матери, очень занятые своей работой и не имеющие возможности уделять должное внимание ребенку.

  Во всех этих группах неизбежна безнадзорность детей и подростков, которая большей частью приводит к педагогической запущенности.

   Таким образом, существует много подходов к изучению семей, так как влияние этого фактора на развитие детей уже давно отмечено учеными. Мы не ставили перед собой цель их все изучить, однако надо отметить, что при анализе этого фактора и его влияния на возникновение педагогической запущенности нужно обратить внимание на выше рассмотренные параметры: материальное положение и условия проживания, структура семьи (участие обоих родителей в воспитании), образовательный и культурный уровень родителей, отношение к воспитанию и стиль воспитания. А.В. Баркан указала на 11 неправильных стилей, из которых наиболее известны – гиперопека и безнадзорность.

    4) Общество сверстников - во многом модель взрослого общества. Здесь дети, подростки и юноши учатся тому поведению, которое на самом деле  принято в обществе взрослых: усваивают нормы морали, учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.

   Исследования М.А. Алемаскина показали, что социальная изоляция, отверженность подростка в учебном коллективе неизбежно приводит его к поискам иной среды общения и удовлетворения потребности в престиже в антиобщественных группировках /2/. 

   Все это еще раз доказывает, что общество сверстников оказывает большое влияние не только на возникновение, но и на проявление педагогической запущенности ребенка.

    5) В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью, которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающихся на протяжении ста лет. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей, подростков и юношей. Причем на первое место вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

   Говоря о влиянии на ребят СМК,  надо в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающегося от системы обучения в учебных заведениях. Они выполняют и релаксационную функцию, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение детей, подростков и юношей, как групповое, так и индивидуальное. Для большинства ребят телевидение, прослушивание музыкальных записей, чтение становится своеобразной компенсацией дефицитов межличностных конфликтов, в том числе и при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Ребенок, находясь один дома, включает магнитофон, телевизор для того, чтобы устранить ощущение одиночества.

   Техносфера и средства информации создают условия для развития детей, в частности обогащения их словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий. И, значит, средства массовой коммуникации могут влиять и негативно на социализацию личности ребенка.

   5. Хотя у всех институтов общая задача - воспитание человека, решается она каждым из них по-разному, и роль их не только не одинакова, но и неравноценна. Школа, безусловно, является ведущей в системе воспитания и именно на нее возлагается ответственность за подрастающее поколение. Как правило, педагогически запущенный ребенок приходит в школу уже таким, значит, задача школы заключается в преодолении этой запущенности, но очень часто случается так, что школа наоборот усугубляет её, негативно влияя на ребенка. В этом "виноват" педагогический коллектив, который не квалифицированно подходит к этой проблеме, не решает проблемы и конфликты такого ребенка, а наоборот обостряет их, делая тем самым ученика отверженным и в среде взрослых. Да, именно на школу возлагается надежда, обязанность по преодолению педагогической запущенности ученика. Так как именно в учебной деятельности проявляются негативные последствия педагогической запущенности и, как правило, родители таких детей не имеют представления, как бороться с этой проблемой в силу своего стиля жизни (асоциальное поведение). То есть роль школы в педагогической запущенности двояка, с одной стороны, она может усилить ее, а с другой стороны приложить все усилия по ее преодолению. 

   Таким образом, изучив факторы социализации, мы выявили те из них, которые оказывают наибольшее влияние, как позитивное, так и негативное, на развитие ребенка. Негативное влияние формирует предпосылки к возникновению педагогической запущенности.

    Такие факторы, как государство, этнос, тип поселения, оказывают опосредованное влияние на возникновение педагогической запущенности школьников.

    Если в остальных факторах обратить внимание на негативные предпосылки изучаемой проблемы, то получим следующий перечень:

  Семья:

  1.Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.

  2.Низкий материальный уровень и условия проживания.

  3.Низкий образовательный и культурный уровень родителей.

  4.Неправильное отношение и ошибки в воспитании.

  Сверстники:

  1.Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.

  2.Неблагоприятные статусы в группе сверстников.

  3.Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.

Школа:

  1.Ошибки в организации образовательного процесса.

  2.Отношения с учителями.

   Негативные проявления одних факторов, могут усугублять негативные моменты других. И наоборот, позитивное влияние одних факторов может компенсировать, уменьшить отрицательное влияние других. Так, например, школа может усилить негативное влияние педагогической запущенности, вызванной семейными обстоятельствами, а может помочь и семье, и ребенку в преодолении данной проблемы.

   Таким образом, образовательное учреждение в лице специалистов психолого–педагогической службы, может успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников.


  

Вывод: В этой главе, мы рассмотрели  факторы  педагогической запущенности, выявили неблагоприятные факторы семьи, влияющие на возникновение педагогической запущенности.


Глава 3. Опыт работы педагогов и психологов  с педагогически запущенными детьми как условие их социализации.

 

   3.1. Принципы изучения педагогически запущенного школьника.

   При изучении педагогически запущенного школьника необходимо использовать специальные принципы, которые неразрывны и взаимосвязаны.

   Первый принцип - изучение индивидуальных особенностей учащихся в системе многочисленных и разнообразных связей и отношений, т.е. выявить особенности данного ребенка и правильно направлять их для дальнейшего развития этих особенностей.

    Второй - объективность. Вывод о человеке нельзя делать лишь, по мнению какого-то одного, пусть даже и опытного специалиста. Ведь при всех условиях его мнение будет личным, а, стало, быть, может, оказаться ошибочным. Чтобы правильно понять человека, надо сопоставить мнение о нем разных, но хорошо знающих его людей. В школе это должны быть - педагоги, классный руководитель, а главное - люди, мнение которых об учащемся наиболее важно - его родители, друзья. Но объективное изучение учащихся не ограничивается сопоставлением различных мнений о нем. Важно знать и понимать его в различных условиях поведения и деятельности. Так же многое говорит о человеке продукт его труда. Для ученика - это письменные работы, чертежи, рисунки, различные поделки и т.д. Наконец, весьма существенно сопоставление высказываний учащегося и его поведения. У человека целеустремленного, порядочного, волевого, со сформированным характером слова, как правило, не расходиться с делом. Если же слова человека расходятся с его поведением, надо разобраться, почему это происходит: в силу сложившихся обстоятельств, из-за непорядочности человека, из-за отсутствия жизненного опыта, безволия или по каким-то иным причинам.

    Третий принцип - динамичность изучения личности. Человек изменяется всю жизнь. Но у подростка изменения происходят очень интенсивно. Крайне важно видеть их, чтобы использовать скрытый новый положительный потенциал и вовремя принять меры по отношению к назревающему недостатку. Раз и навсегда зафиксированным мнение о подростке быть не должно.

    Четвертый принцип - диалектность изучения, то есть изучение его в развитии, в различных связях и отношениях. Педагог должен уметь видеть главные, ведущие качества учащегося, видеть противоречия в деятельности и программировать педагогически целесообразные пути их разрешения. Надо очень глубоко проникать в сущность наиболее значимых качеств, не допуская констатаций, тем более преувеличение роли явлений, лежавших на поверхности. Существенно не то, что наиболее заметно, а то, что значимо, перспективно в дальнейшем развитии и воспитании учащегося.

   Пятый принцип - это принцип педагогического оптимизма, который исключительно важен в воспитании, а в перевоспитании значим вдвойне. Психологическую основу оптимистического подхода к преодолению недостатков человека подчеркивает психолог С.Л. Рубинштейн. Добиться успеха в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека - можно верней всего, нащупав его сильные стороны - те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на большую цель, на знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Кто хочет исправить недостатки человека должен искать и достоинство, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил.

   Шестой принцип - профессионализм изучения, то есть глубокое знание психологии человека, психологии подростка и умение правильно принимать его.

    Седьмой принцип - изучение его целеустремленности. Изучение учащегося преследует в самой общей форме, решение трех задач: выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей, выявление недостатков его личности и организма, оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания./14/

  Эти принципы являются условием организации доверительных отношений, без которых любая коррекционная работа будет недостаточно эффективной.


    3.2. Методы коррекции педагогической запущенности.

    Все методы лечебно-педагогической коррекции можно классифицировать на две большие группы: педагогические и психотерапевтические. Эта классификация предложена В.П. Кащенко в книге «Педагогическая коррекция»
  1) К педагогическим методам В.П. Кащенко относит следующие: методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера.
1. Коррекция активно-волевых дефектов.
2. Коррекция страхов.
3. Метод игнорирования.
4. Метод культуры здорового смеха.
5. Действия при сильном возбуждении ребенка.
6. Коррекция рассеянности.
7. Коррекция застенчивости.
8. Метод профессора П.Г. Вольского (основанный на эмоциональной связи педагога с ребенком).
9. Коррекция бродяжничества.
10. Самокоррекция.

2) Специальные или частные педагогические методы, направленные на коррекцию тех или иных конкретных и ярко выраженных недостатков характера.
1. Коррекция тиков.
2. Коррекция детской скороспелости.
3. Коррекция истерического характера.
4. Коррекция недостатков поведения единственных детей.
5. Коррекция нервного характера.
6. Прием борьбы с ненормальным чтением.

3) Метод коррекции через труд.

4) Метод коррекции путем рациональной организации коллектива. Психотерапевтические методы распределяются по основным видам:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ (17).

   Многие из этих методов детально разработаны и в настоящем успешно используются в коррекции различных отклонений в характере детей.


   3.3. Подходы к составлению характеристик педагогически запущенных.

   Прежде чем приступить к коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте.

  Для этого существуют разные  подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка. По одному из подходов она может включать следующие компоненты:

1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:

  а) контактность с классным коллективом,

  б) отношения с большинством педагогов,

  в) реакция на педагогические требования,

  г) податливость педагогическим воздействиям.

2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:

  а) опыт общения с людьми,

  б) характер общения с людьми,

  в) опыт участия в различных видах деятельности,

  г) требовательность к себе при неудачах.

3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)

  а) положительная,

  б) отрицательная,

  в) аномальная.

4.Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:

  а) требовательность,

  б) самокритичность.

5. Уровень самоуправления поведением:

  а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,
  б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,
  в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.

  Л.А. Грищенко и Б.И. Алмазов в книге «Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся» предлагают следующую схему постановки психолого-педагогического диагноза мотива отклоняющегося поведения учащегося:

  1.Повод для постановки на внутришкольный учет (правонарушения, девиантное поведение, уклонения от учебы, конфликты…).

  2. Сфера отношений, в которой сложилась конфликтная ситуация (семья, школа, неформальное общение).

  3. Оценка средовых обстоятельств, влияющих на формирование личности: семейная запущенность с указанием типа семейного неблагополучия (эмоционально диссоциированная, разрушенная, аморальная, педагогически некомпетентная); проблемы отношений в учебном коллективе (непринятый педагогами, изолированный сверстниками, отвергаемый стихийными силами подросткового общения);положение в среде неформального общения (лидер, член активного ядра подростковой группы, примкнувший к группе подростков без проблем самоутверждения, вытесняемый из группы, изолированный, преследуемый сверстниками).

  4.Целеустремленность отклоняющегося поведения (организатор, вовлекающий других; использует ситуации по мере возникновения, следует за другими без внутреннего сопротивления, действует против своих убеждений под давлением среды, действует импульсивно).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6