бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации бесплатно рефераты

  5.Черты характера, затрагивающие воспитание.

  6.Индивидуальные особенности личности, предрасполагающие к появлению неадекватных реакций на условия воспитания (отставание в умственном развитии, психический инфантилизм, акцентуации характера, патохарактерологические стереотипы реагирования, заболевание).

  7.Мотивообразующие побуждения к отклонению в поведении (желание занять или удержать роль лидера, стремление быть замеченным в среде сверстников с целью самоутверждения, протестная реакция на психологическую изоляцию в коллективе). Выводы о ведущем мотиве отклоняющегося поведения.

  8.Специфика эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию (фрустрационное направление, депривация настроения, невротизация, внутренняя психоизоляция).

  9.Основные направления воспитательной работы: а) организация социального контроля, б) осуществление социальной поддержки, в) в педагогической реабилитации /46/.


  В качестве диагностической программы В.Г.Баженов предлагает схему психолого-педагогической характеристики личности школьника. Она нацеливает на многоплановый подход при изучении личности ученика, ее содержание раскрывает степень отклонения в поведении и познавательной деятельности:

  1 . Общие сведения о школьнике: школа, класс, возраст, состояние здоровья.

  2. Условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи; кто в семье лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат.

  3. Характеристика межличностных отношений школьника в классе (школе): сколько лет учится в данном классе, школе; отношение к просьбам, поручениям. Авторитетен, активен или пассивен; проявления комфортности в поведении; устойчивый ли круг друзей; общительность, понимание или конфликтность; отношение к отрицательным социальным явлениям (алкоголь, наркомания, курение и др.).

  4. Общая структура направленности личности: характеристика осознанных мотивов (глубина, устойчивость, действительность). Наиболее выраженные познавательные интересы; интерес к искусству, спорту, литературе и т.д. Читательские интересы; единство знаний; и поведение, наличие отклонений в поведении; мечты, идеалы, стремления; имеет ли место проявление вредных привычек.

  5. Уровень притязаний и самооценка школьника. Их соотношение.

  6. Ученик в различных видах деятельности. Соотношение учебной, игровой и трудовой деятельности.

  7. Характеристика познавательной деятельности; особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти (точность, быстрота запоминания). Характеристика внимания, воображения; особенности мышления; самостоятельность в суждениях и выводах; устная и письменная речь.

  8. Особенности эмоционально-волевой сферы: характер эмоциональных реакций на педагогические воздействия; развитие, глубина и устойчивость высших чувств (моральных и др.); преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости и быстрота реакции; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание и др.

  9. Способности: общие и специальные; наиболее ярковыраженные способности ребенка (музыкальные, технические, математические, организаторские и др.)

  10. Темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Проявление конкретных свойств темперамента (сензитивность, экстра\интровертированность, импульсивность, ригидность и т.д.)

  11. Характер: черты характера, проявляющиеся по отношению к учению (прилежание, активность, дисциплинированность и др.). По отношению к классу, школе (переживание успехов и неудач). Отношение к мероприятиям, труду (трудолюбие, добросовестность, исполнитель­ность и др.); сверстникам и взрослым (доброта, общительность., внушаемость, конформизм и др.). К вещам (аккуратность и неряшливость, бережливость и не бережливость); к самому себе (самолюбие, честолюбие, скрытность, застенчивость, гордость). Причины того или иного отношения.

  12. Педагогические выводы: указать необходимые мероприятия с целью преодоления педагогической запущенности и формирования положительных качеств личности; пожелания в адрес учителей, сверстников, родителей, самого ребенка /3/.

   Для диагностики педагогической запущенности В.Г. Баженов также предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся. В отечественной и зарубежной практике психологии и педагогики имеются наработки, представленные в схемах и программах организации работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности.


  3.4. Стратегии ведения коррекционной программы.

   Р.В. Овчарова в «Справочной книге школьного психолога» предлагает следующую программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком, состоящую из трех основных направлений помощи, которые, на наш взгляд, основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением, и поэтому, заслуживают особого внимания специалистов.

  1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

 а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

 б) создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;

 в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании;

 г) контроль над организацией режима ребенка, устранение безнадзорности;                        

д) помощь ребенку в организации деятельности ребенка, его общения в семье;

е) меры по устранению нарушений семейного воспитания.

  2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:

 а) коррекция отношений педагога к ребенку, снятие психологических перегрузок;

б) гуманизация межличностных отношений в детском коллективе,

в) рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;

г) взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.

3. Помощь ребенку в личностном росте:

 а) организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;

б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

 в) включение ребенка в активную деятельность;

 г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

 д) организация успеха ребенка в условии школьной программы;

 е) руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положитель­ные качества личности;

 ж) работа по формированию мотивации достижения /29/.


   В «Рабочей книге школьного психолога» под редакцией И.В. Дубровиной представлена несколько иная коррекционная программа.

Она составлена в виде следующей таблицы: исходный уровень не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству, демонстрация диссоциального поведения в педагогических ситуациях; никакого согласия, обход учебных заданий, отказ от контактов с педагогами и детьми

Требуемое: привить готовность к учебе, способность  к  групповой   активности.

Содержание: снижение требований, смена установок, внимание к самостоятельности, ручной работе.

Принцип: постепенность, ритм.

Форма: индивидуальная работа.

Средства: информация, книги, игры.

Отдельные педагогические мероприятия: поиск собственного помещения для занятий, проведения досуга.

Стиль: демократический /10/.

В ней учитываются отдельные элементы коррекционной работы, но нет технологии самой работы.

   И.А. Невский предлагает свою программу работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов:

Раздел 1. Изучение педагогически запущенных школьников;
1) Выявление педагогически запущенных школьников; ведение личных дел
2) Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления.
3) Положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами; наметить пути и способы их улучшения.
4) Изучение интересов, способностей и склонностей ученика.
5) Установить, входит ли педагогически запущенный в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика.
6) Изучить положение ребенка в семье.


Раздел 2.Организацияпедагогическойпомощи.
1) Вести учет пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации.
2) Повысить и укрепить интерес к учению, уверенность в свои силы.
3) Укреплять положение запущенных детей в классе.
4) Учителям проявлять к детям уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие.
5) Показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе.
6) Вести учет особо неблагополучных семей.


Раздел 3. Организация медицинской помощи:
1) Консультации врачей - психоневрологов и дефектологов.
2) Медицинский учет в рамках школы.
3) Организовать общеукрепляющее амбулаторное лечение не нуждающихся в нем.
4) Взять под контроль организацию летнего отдыха ослабленных педагогически запущенных детей, оказывать помощь в получении путевок в лагерь и санатории.


Раздел 4. Организация свободного времени педагогически запущенных школьников:
1) Включить школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей.
2) Задействовать в школьных мероприятиях; отмечать успехи и достижения в области этой деятельности.
3) Организовать ненавязчивый контроль над свободным временем.
4) Всех педагогически запущенных детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, вовлекать в группы продленного дня в школе /26/.

    Положительным моментом  этой программы является  оказание разного вида помощи ребенку, то есть подключение различных специалистов к решению коррекционных задач.

 

    3.5. Этапы коррекционной работы.

    На разных этапах работы с учащимся для педагога различное значение имеют разные задачи.
    На первом этапе работы педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условием его жизни и воспитания в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением.
   На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.
  Третий этап изучения – это определение эффективности воздействия на данного ученика.

  Л.М. Зюбин выделяет другие этапы работы с педагогически запущенными детьми:

 1. Установление дружеских отношений.

 2. Изучение педагогически запущенных детей.

 3. Выявление сути проблемы, ее причин, диагностирование, прогнозирование.

 4. Проведение профилактических, коррекционных, реабилитационных мероприятий.

 5. Анализ результатов, наблюдение.

   Отдельно Л.М. Зюбин предлагает следующие формы коррекционной работы:

   -выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе, привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей, постепенное усложнение учебных и общественных заданий, систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике, медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, строгий контроль за соблюдением режима, формирование правильной самооценки, осуществление мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных /14 и 15/.

   Эти мероприятия даны не в системе, не включены в программу, но специалист может включать предложенные выше мероприятия в свою программу.

   Изложенные выше программы Р.В. Овчаровой, И.В. Дубровина, И.А. Невского можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, корригируя любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности.


   3.6. Условия эффективности педагогического воздействия.

   Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, так же комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия. Основные компоненты личности учащегося, которые формируются в учебно-воспитательном процессе - это интеллектуальные, идейно-нравственные и волевые. Они взаимосвязаны через мотивацию поведения, потребности подростка, его отношения к окружающему и к себе, и находят свое самое общее проявление в направленности личности. Все это происходит в трех основных сферах жизнедеятельности человека: в общении, познании и труде. Общение при этом рассматривается в условиях парных взаимодействий учащегося, отношения в коллективе и отношений личности - его мировоззрения, жизненных установок.

  Именно поэтому, можно выделить такое (первое) условие комплексного подхода к оценке эффективности педагогического воздействия на учащегося:  оценка его развития и условий общения, познания и труда. При этом учитываются собственные коммуникативные качества учащегося и особенности его взаимоотношения с людьми.
   Второе условие - сравнительная оценка развития учащегося и условий его жизни, то есть микросреды. То есть, как влияет микросреда на развитие личности ребенка, на его нравственные установки, ценности.           
  Третье условие - сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения учащегося.


   Перевоспитание педагогически запущенных учащихся происходит не стихийно, не "само по себе", не автоматически. Педагогическая запущенность - явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов. Поэтому коррекционная работа по ее преодолению требует специальной работы при совершенно обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.

     Работа с педагогически запущенными учащимися предполагает качественную перестройку всей системы отношений в школе в педагогическом процессе. Единичные мероприятия психолога и социального педагога с трудными учащимися особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.

    Таким образом, проанализировав существующие подходы к коррекции педагогической запущенности школьников, мы пришли к выводу, единого подхода к коррекции не существует. Каждый автор хорошо разработал какую-то отдельную сторону этого вопроса.

    Так, сами принципы работы с педагогически запущенными школьниками хорошо разработаны Л. Зюбиным. В.П. Кащенко рассмотрел методы для работы с педагогически запущенными детьми. Схема составления диагностики обследования школьников – Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазовым, В.Г.Баженовым. Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения разработаны Р.В. Овчаровой, а специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе И.А. Невского. Л.М. Зюбин предложил этапы работы и коррекционные мероприятия.

    Мы считаем, что все эти наработки необходимо учитывать при составлении коррекционной программы.


Вывод: в данной главе мы рассмотрели…. И пришли к выводу, что специально организованная работа с педагогически запущенными учащимися предполагает качественную перестройку всей системы отношений  в педагогическом процессе. Единичные мероприятия педагогов с трудными учащимися особого эффекта не имеют, а лишь играют вспомогательную роль. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они чаще всего являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.


Анализ научно-методической литературы, изучение теоретических аспектов и опыта практической  деятельности  социальных педагогов и психологов  с педагогически запущенными детьми позволяет сделать вывод о том, что систематичная и специально организованная работа помогает таким детям усваивать нравственные нормы, приучает их к соблюдению норм общественного поведения, а значит, способствует их социализации. Учитывая, что литературы, связанной с освещением опыта работы педагогов-организаторов с педагогически запущенными детьми нет, а по своим функциональным обязанностям (см.п. 4.1.) эта работа близка к работе социального педагога и психолога, мы позволим  себе сделать вывод о том, что системная, специально организованная работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми способствует их социализации. Т.о., считаем теоретически нашу гипотезу доказанной.



Глава 4. Работа  педагога-организатора по организации профилактической и коррекционной работы с педагогически запущенными школьниками на разных возрастных этапах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6