Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации
У детей второй группы отклонения в
нравственном развитии, низкая успеваемость, конфликты с коллективом и учителями,
живут в неблагополучных семьях, безделье скрывают безразличием, познавательный
интерес неразвит, так как не усвоены учебные действия, к труду – пренебрежение.
У них легкая внушаемость, интерес к безумным зрелищам, частой смене
впечатлений. Они озлоблены, недоброжелательны, вызывающе себя ведут, но не
совершают откровенно хулиганские поступки.
У детей 3 группы степень педагогической
запущенности ярко выражена. Систематически проявляются отрицательные качества,
искажения в нравственном развитии. Они курят, сквернословят, к физическому
труду относятся отрицательно, открыто противопоставляют себя коллективу, не
стремятся стать лучше. В коллективе – изолированы, авторитет поддерживают при
помощи силы, не способны к длительным волевым усилиям, склонны к аффектным
вспышкам, имеют деформированные желания и намерения /2/.
Обе классификации схожи, так как в основе
имеют описательный подход к личности ребенка, его особенностям поведения и
развития, общения и овладения различными видами деятельности.
1.5. Уровни педагогической запущенности.
В педагогической литературе разработаны
различные подходы к типологии классификации педагогической запущенности
школьника. Рассмотрим ту, которую предлагает А.Г. Холодюк. В этой классификации
уровни педагогической запущенности характеризуются сформулированной системой
отношений к труду, людям и себе, т.е. "поэзия личности". Вследствие
этого выделяются следующие уровни:
1 уровень: Активно-негативная поэзия
личности.
Она характеризуется гармоничностью. Искажена
система нравственных ценностей, проявляется в словах, действиях, во
внешнем виде - это устойчивая агрессивная форма поведения. Нравственные
убеждения - ассоциативные. Дети имеют опыт негуманных взаимоотношений. У них
существует озлобленность, недоверие, страх, жадность, стремление к унижению
других. Совместным действием они обостряют ситуацию риска. Мотивы общения с
взрослыми и сверстниками зависят от направления совместной деятельности: при
учебе и труде - дезорганизация действий, при антиобщественной деятельности -
стремление к действиям сообща. Дети не имеют положительного разрешения
конфликтов, усугубляя, вовлекают в ситуацию риска как можно больше детей. Они
совершают поступки, граничащие с преступлениями. Нарушения норм и правил
поведения носят личностно-направленный характер, т.е. направлены против
конкретной личности либо определенной группы школьников.
Для таких детей характерны: леность,
безразличное отношение к учебным неуспехам. Стремление к большей
самостоятельности, верности, справедливости, самокритичность соседствуют с
упрямством, раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, грубостью,
лживостью и эгоизмом. Высокая самооценка, уровень притязаний завышен, он -
аутсайдер. У таких детей отсутствуют доверительные отношения в семье и
школе. Но они уважают взрослых, которые заинтересованы в их делах, проблемах.
Личность такого ребенка характеризуется отрицательной направленностью
содержания, устойчивостью в реализации нравственных знаний, идеалов и норм в
предпреступном поведении ребенка. Проявление инициативности и избирательности проявляется
в нарушении правил - как показатель "активности", противоположный
истинной активности, направленной на самосовершенствование личности.
2 уровень:
Пассивно-негативная поэзия.
Она характеризуется: системой эгоистических
отношений. Под влиянием искаженных нравственных знаний подростки оправдывают
эгоистичное отношение к труду, людям, которое одновременно направлено на
сохранение своей позиции стороннего наблюдателя. Они не отстаивают свои убеждения,
безразличны к нарушениям школьной дисциплины, склонны их провоцировать, обычно
они переживают чувство стыда, подавленности, если оно раскрыто или безразличны
к последствиям своих действий. Они удовлетворены оценкой "три":
переживая свои неуспехи в учебной деятельности, хотят быть незаметными в
совместной деятельности и общении, нелюбознательны. Избегают нарушений
дисциплины, противоправных действий, жестокости в обращении, не ищут
материальной выгоды. Допускают правонарушения на уровне проступков. При
разрешении конфликтной ситуации ищут выгоды для себя. Неустойчивое поведение
увеличивает степень риска в неконтролируемых ситуациях, вероятны нарушения
правил поведения в полезной деятельности. Они стремятся к установлению
доверительных отношений, но сами проявляют озлобленность, лживость,
мошенничество. Дают обещание, а сами его не выполняют. У них неустойчивая
самооценка и уровень притязаний так же неустойчивый, статус в межличностных
отношениях "непопулярный". Дружеских связей не имеет, общественных
поручений избегает, но если они от имени класса, то проявляют активность. Могут
делать вид, что безразлично относятся к делам своих сверстников, а сами скрыто
наблюдают за ними, иногда даже завидуя. В целом такие дети характеризуются
отрицательной направленностью содержания личности, неустойчивостью проявления
контронормальных нравственных знаний в представлении и убеждении в нарушении
школьной дисциплины.
3 уровень:
Неустойчиво-негативная поэзия.
Она характеризуется: пониманием подростком
содержания нравственных норм взаимоотношений, их нравственной аргументации, с
чужих слов, противоречивостью нравственных суждений, неустойчивыми убеждениями,
дети испытывают угрызения совести, если их действия причинили вред, стремятся к
соблюдению нравственных норм, однако в действиях непоследовательны,
поведение ситуативно. Неудовлетворенны своими оценками и местом в системе
межличностных отношений, самооценка неустойчивая и уровень притязаний занижен.
Болезненно переживают кажущиеся неуважения, а сами допускают грубость,
высокомерие, бестактность. Мотивы общения со сверстниками и взрослыми
проявляются в стремлении к самоутверждению, в желании завоевать доверие, быть
понятым, найти признание, получить положительную оценку. Но иногда эти попытки бывают
эгоистичны и это сказывается на статусе ребенка в системе межличностных
отношений "принятый" и "непопулярный". Проявляют
желание выполнять общественные поручения, но редко доводят их до конца. На
требования отвечают требованием. Будучи инициатором нарушений, они не признают
своей причастности к ним. Мотивы поведения эгоистичны, но могут оказать помощь
попавшему в затруднительную ситуацию. Стремятся разрешить конфликт в свою
пользу. Избегают участия в кражах, драках, нарушениях в дисциплине, но и не удерживают
других. Они редко нарушают школьную дисциплину, граничащие проступками легко
подвергаются отрицательному влиянию, но и воспитательному воздействию /11/.
1.6. Социально – педагогическая
запущенность у детей.
Рассмотрев понятие «педагогическая
запущенность», мы пришли к выводу о необходимости рассмотрения понятия
«социально-педагогическая запущенность, т.к. с одной стороны она является составляющей
частью педагогической запущенности, а с другой – это самостоятельное явление.
По определению Овчаровой
Р.В., социально – педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка,
которая проявляется в
несформированности у него свойств субъекта
деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном
образе «Я». () Это состояние обусловлено социально – педагогическими условиями,
в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной
активностью, с другой - воспитательное окружение сдерживает его.
Социальная запущенность формируется под
влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации
развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными
проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость
социально – коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к
социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Социальная запущенность противоположна
воспитанности, как определенному уровню развития социально – значимых свойств и
качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной
запущенности.
Педагогическая запущенность обусловленная,
прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием
которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной,
игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость,
трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо
выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе /31/.
Педагогическая запущенность – это состояние
противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие
необходимого запаса знаний, слабое овладение способами и приемами их
приобретения и неразвитости учебно-познавательных мотивов. Социальный и
педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть
ими. Неуспешность в деятельности, в обученности, необразованность, в том числе
не владение знаниями социально – этического характера, влияют на уровень
социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.
1.7.Причины социально педагогической запущенности.
Внешними причинами социально –
педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного
воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной
работе в детском саду и в школе, в частности дегуманизация педагогического
процесса и семейного воспитания.
Внутренними причинами возникновения и
развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и
личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие
психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во
взаимодействии с окружающими /31/.
1.8.Критерии оценки социально
- педагогической запущенности.
В качестве критериев для оценки
социально – педагогической ситуации развития ребенка нами приняты следующие
параметры:
1.Характер воспитательного
окружения:
- ориентированное на ребенка, полное стабильное,
положительно воздействующее;
- неустойчивое в отношении к ребенку, неполное
(полное), нестабильное, противоречиво воздействующее;
- безразличное к ребенку, неполное (полное),
стабильное (нестабильное) дезорганизующее;
- враждебное к ребенку, неполное (полное),
нестабильное, негативно воздействующее на ребенка.
2.Характер воспитательно-образовательной работы с
детьми:
- личностно – ориентированный, развивающий,
эффективный;
- целерациональный, репродуктивно-адаптивный,
достигающий цели путем личностных жертв;
- анонимный, информационно – репродуктивный,
эффективный.
3.Характер внутренней позиции ребенка:
- взаимодействие(относительная независимость,
устойчивость, сопротивляемость);
- противодействие (гипернезависимость, упрямство,
негативизм, трудновоспитуемость);
- бездействие (гиперзависимость, неустойчивость,
податливость).
Ребенок проходит через три стабильные
воспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу
социально – педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному
отражаются на результатах последнего.
Социально – педагогическая запущенность
берет начало в раннем детстве примерно в трехлетнем возрасте, т.е. совпадает с
началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной
деятельности. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления
запущенности накапливаются и переходят в качественное образование –
симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая
его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В
дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.
В младшем школьном возрасте, в связи с переходом
к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы:
непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка
результатов учения, методика негативного стимулирования поведения. Возникает
дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации
развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры
ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка,
нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее
субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным.
Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и
обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера
динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения
социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и
выраженную степень социальной запущенности ребенка /31/.
1.9.Степени социально педагогической запущенности.
При определении степени социально –
педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии:
-характер динамики запущенности
(количественная, качественная, интегративная),
-выраженность признаков запущенности
(неразвитость социально – коммуникативных качеств),
-низкая способность к социальной рефлексии,
-трудности в овладении социальными ролями,
-общая необразованность (необученность,
неразвитость),
-уровень средовой адаптации (семья, школа,
детский сад, неформальная группа сверстников)
- уровень овладения социально значимой
деятельностью (ролевая игра, учение).
1.Латентная (легкая) степень запущенности
характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми
от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном
развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства;
отрицательные качества однородны по своему составу, т.к. вызываются влиянием
какого – то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного;
степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления
эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается
адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению не выраженное,
обнаруживаются первые симптомы не успешности из – за начинающего проявляется
отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего
возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социально опыта.
2.Начальная (средняя) степень – это
углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка. Выраженная
степень запущенности – количественная динамика переходит в качественную.
Положительные свойства личности, неподкрепляемые в процессе совместной
деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину,
проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние
симптому поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они
формируются уже под влияние ряда факторов, проявляются разнопланово, в
определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушно. Явно
обнаруживается не самостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в
силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей.
Ухудшаются его отношения в семье.
Таким образом, социально – педагогическая
запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной
социализации и индивидуализации личности ребенка. Окружающая микросреда, прежде
всего родители и педагоги, отрицательно влияют на формирование личности ребенка
как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для появления
своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.
Психологическим механизмом социально –
педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается
в усилении позиции «не такой, как все», психологическая не защищенность ребенка
и связанные с ней защитные формы поведения, прежде всего агрессивные /31/.
1.10.Особенности личности социально и
педагогически запущенного ребенка.
Личность социально и педагогически
запущенного ребенка характеризуется не развитостью свойств субъекта общения,
деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во
взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются
запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценки
и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в
его стремлении к принятию и признанию. Они менее социально приспособлены,
отличаются не доверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в
межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм,
упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем
задания, используя лишь конкретно – ситуационные признаки, примитивно подходят
к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они
остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым
настроением, трудно адаптируются к новым условиям.
Выявлены существенные различия в уровни
возбудимости и гиперактивности, выражающееся в слабой концентрации внимания,
повышенном моторном беспокойстве и отвлекаемости, отсутствие страха в ситуациях
повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм
поведения.
В отношении с взрослыми запущенные дети
чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния
равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато
отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической
деятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать сове положение
агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе
внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью
(для младших школьников – это потребность быть хорошим учеником) и быть
принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее
влияние. Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению
окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь
оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая неуспеваемость»,
«не умный»).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|