бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации бесплатно рефераты

   Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», умница») их новой деятельности – учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя («Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, желающего и умеющего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обуславливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой – сдержанность и высокий самоконтроль.

   Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, неприятным, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.


Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:

1) тёплое, сердечное, доброжелательное отношение в общении с педагогически запущенными детьми. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость.

2)педагогу-организатору необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.

3) открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудного школьника /31/.

     1.11.Значение социализации в жизни ребёнка.

      Большое  значение  в возникновении педагогической запущенности играет социализация. По определению Чумичёвой Р.М., процесс социализации – это включение ребенка в общество. Представляет собой сложный, многофакторный и многовекторный процесс, который слабо прогнозируем  в  конечном результате. Процесс социализации может продолжаться в течение всей жизни человека, переплетаясь с историческими, идеологическими, экономическими, культурными и прочими процессами.

    Л.С.  Выготский-основатель культурноисторической концепции развития личности, считал, что развитие  ребенка осуществляется от социального к индивидуальному. Среда выступает в качестве источника развития высших психических функций. Движущей силой социального развития выступает обучение. Процесс развития имеет внутренние законы самодвижения. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе  развития у ребенка исторических особенностей человека. Обучение вызывает у ребенка тягу к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны  только  в  сфере  взаимоотношения  с  взрослыми  и  сотрудничества  со сверстниками. При этом, невозможна прямая «пересадка» знаний в голову  субъекта, минуя его собственную деятельность. Влияние  взрослого  (среды)  не  может  быть осуществлено   без   реальной  деятельности  самого  ребенка.  И  от  того,  как деятельность будет построена и осуществлена, зависит развитие  ребенка.  Процесс развития  -  это  самодвижение субъекта благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются  необходимыми  условиями,  от  которых зависит индивидуальная неповторимость личности.

    Вхождение  ребенка в социальную жизнь осуществляется также через подражание, являющееся такой формой поведения, которая находится в непрерывном  изменении  и вносит вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему осваивать нормы социальной жизни.

    В современной американской теории социального  научения, имитации   придается   ключевое   значение.   Она   выполняет  познавательную  и коммуникационную функцию. Подражание, идентификация,  моделирование,  научение через наблюдение, рассматриваются как ключевые процессы социализации, как способ приобретения  ребенком  поведения  принятого  и  одобренного  в  его  социальном окружении.

   Подражание   свидетельствует  об  активной,  избирательной  позиции ребенка,  которая  зависит  от  модели  подражания  (престижности,   властности, социального  статуса,  пола, возраста, характера отношений ребенка и взрослого и пр.). Содержание  и  объекты  подражания  ребенка  претерпевают  изменения   по   мере возникновения перед ним новых задач.

    Главная функция подражания - построение исходного ориентировочного образа  - лежит  в  основе  множества  конкретно психологических форм подражания в освоении предметного мира, мира человеческих отношений и собственного субъективного  мира ребенка. 

    Социализация,   понимаемая   как   взаимодействие личности со средой, обусловливает адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам  людей.

    Уровнями адаптации являются:

    - конформизм  - человек действует  так, как   требует  социальная  среда,  но  придерживается  своей  системы  ценностей (А.Маслоу);

    - взаимная  терпимость -  снисходительность  к  ценностям   и   формам

поведения  друг  друга  (Я.Щепаньский);

    -аккомодация - проявляется  в  признании человеком  ценностей  социальной  среды  и   признанием   средой   индивидуальных характеристик  человека  (Я.Щепаньский); 

    -ассимиляция или полное приспособление - когда человек отказывается от своих прежних ценностей.

    В отечественной педагогике и психологии  понятие  социализация  представлено как  "усвоение  индивидом  социального  опыта"  (И.С.  Кон);  как  "вхождение  в социальную  среду,  приспособление  к  ней,  овладение  определенными  ролями  и функциями"  (Б.Д.  Парыгин).  По  мнению  И.Б.  Котовой  и  Е.Н.  Шиянова, смысл социализации  раскрывается  на  пересечении  таких  процессов,  как   адаптация, интеграция,   саморазвитие   и   самореализация.  Самореализация  выступает  как проявление  внутренней  свободы  и  адекватное  управление  собой  в  социальных

условиях.  

    А.В. Петровский выделил три макрофазы социального развития  личности  на  дотрудовой  стадии  социализации:

  - детство,  где  адаптация  личности выражается в овладении  нормами  социальной  жизни;

 - отрочество- период  индивидуализации, выражающейся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";

  - юность - интеграция,  выражающаяся  в  приобретении  черт  и свойств   личности, отвечающих   необходимости   и  потребности  группового  и собственного  развития.

    По мнению В.И. Слободчикова, социализация личности происходит в "событийной сообщности".  Ребенок  рождается  в  определенном   культурноисторическом   поле социальности,  форм  деятельности  и сознания. Своим рождением он поляризует это поле, преобразует жизнедеятельность  взрослых  и  способ  своего  существования.

Общность   выступает   фундаментальным   основанием  возникновения  человеческой субъективности, нормального развития и полноценной жизни человека.

    Ребенок,  как  и  любой  взрослый,  в  течение  всей  жизни   нуждается во взаимопонимании  как  особом  феномене  социализации.  Взаимопонимание позволяет согласовывать цели деятельности, раскрывать способности,  доверять  друг  другу. Эффективность   процесса социализации  зависит  от  умений  детей и взрослых вступать во взаимодействия и взаимоотношения, которые рождают партнерство, т.е. равноправие,  равнозначное  и добровольное участие в нем.

    Процесс социализации выступает пространством многообразных

взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы,

самостоятельности, силы  достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социализации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе.

Вывод: В данной главе мы рассмотрели, различные подходы к определению понятия «педагогическая запущенность», компоненты,  формы, степени, уровни педагогической запущенности школьников. Определили, что педагогическая запущенность- это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Также мы рассмотрели социально-педагогическую запущенность и значение социализации в жизни ребёнка.



    


  Глава 2. Основные факторы  педагогической запущенности.


  2.1.Факторы  педагогической запущенности.

Можно обозначить факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность.

   1.Общеизвестно, что решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.

  2.Второй фактор, влияющий на развитие педагогической запущенности - особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.

  3.Следующий фактор обусловлен предыдущими. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение его в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание; своего одиночества, заброшенности, которые побуждают педагогически запущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках. Это далеко не все факторы, которые определяют возникновение педагогической запущенности.

   А.В. Мудрик выделяет факторы социализации, которые влияют на усвоение ребенком социального опыта. Он их классифицирует следующим образом:

  1. Макрофакторы - условия социализации всех или очень многих людей (космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство).

  2. Микрофакторы - в которых происходит социализация большинства людей (это социальные институты,  с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, школа, общество сверстников).

  3. Мезофакторы: это этнос, тип поселения (поселок, село). Для нас представляет большую значимость изучение микрофакторов социализации и рассмотрение их с точки зрения стихийного и целенаправленного педагогического воздействия, причем как благоприятного, так и негативного.

  А теперь раскроем сущность каждого из этих факторов и определим, какие же из них в наибольшей степени влияют на возникновение педагогической запущенности ребенка.

  1) Воспитание становится одной из важнейших функций государства, начиная с 19 века. Государство провозглашает задачи системы воспитания, содержания этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров. И общий характер условий социализации складывается в государстве, его политике в сфере воспитания, определяется государственным строем.

   Государство определяет задачи воспитания, содержание, способы и формы, создает определенные институты воспитания, с помощью чего стремится сформировать определенный тип граждан. В то же время конкретные воспитатели, родители и педагоги, имеют собственные взгляды на цели воспитания, на его методы и особенно на отношения с детьми. Эти взгляды могут не совпадать с официальными установками и противоречить им. Очень часто они не являются наиболее эффективными и положительными для самого ребенка, что в конечном счете может привести к неблагоприятной социализации и возникновению педагогической запущенности ребенка.

  Из всего вышеперечисленного видно, что макрофакторы оказывают определенное воздействие на возникновение педагогической запущенности, но влияние их в большей степени опосредованное.

  2)На воспитание подрастающего поколения оказывает огромное влияние духовный склад этноса, его менталитет, который есть плод исторического развития народа. Менталитет этноса воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние идет первоначально в процессе усвоения народного языка. Язык народа отражает его историю, жизнедеятельность, восприятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру, влияние на склад мышления, на систему ценностей.

   В современном городе ребенок последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем между собой часто не связанных. В каждой из них складывается свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. Все это значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор, хотя иногда и в негативном направлении.

   Таким образом, этнос и тип поселения, как мезофакторы социализации оказывает большое влияние на развитие ребенка. И в то же время играет большую роль в возникновении педагогической запущенности.

   3) Семья: важнейший институт воспитания подрастающего поколения.

   Какую бы сторону развития ребенка мы бы не взяли, всегда ожидается, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, на содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье.

   Первый – подкрепление - поощряя определенное поведение, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряемые, а какие нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и несознательно) на их пример и, наконец, зная внутренний мир, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

   Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются для ребенка.

   Независимо от стиля, присущего той или иной семье, она как мы уже сказали, всегда играет кардинальную роль в воспитании ребенка. И именно семья является причиной возникновения педагогической запущенности ребенка, так как ребенок постоянно находится в окружении своих родителей, развивается, формируется именно в семье.

   Как правило, семья педагогически запущенного школьника характеризуется рядом социально-психологических и педагогических особенностей. В целом их можно сгруппировать следующим образом:

1.структура семьи,
2.ее образовательный и культурный уровень,
3.нравственный облик семьи,
4.отношение родителей к детям и к их воспитанию.

   Остановимся подробнее на этих параметрах, так как именно они и указывают на благополучие или  не благополучие семьи, следовательно, на наличие неблагоприятных факторов в рамках семьи, влияющих на возникновение педагогической запущенности.


  2.2. Неблагоприятные факторы семьи, влияющие на возникновение педагогической запущенности.

    1. Наиболее типичный недостаток структуры семьи педагогически запущенного школьника - отсутствие отца, что, по разным данным, свойственно 20-40% таких семей. Отсутствие отца - само по себе отрицательное педагогическое обстоятельство, потому что это сказывается и на материальном положении семьи, и на объеме внимания, которое должно быть уделено ребенку, и на потере того своеобразного, положительного влияния, которое может и должен оказывать на детей порядочный отец. Это заметно в стремлении мальчиков, не имеющих отцов, к общению с мужчинами.

  Не проходит бесследно для детей и развод родителей, даже без предшествующих ему в присутствии детей конфликтов, потому что в любом случае развод означает какое-либо принципиальное расхождение взглядов супругов на жизнь или отдельные стороны, что небезразлично для воспитания детей. Тем более пагубны последствия конфликтов, уничтожающих в глазах детей одного или обоих родителей, подрывающих авторитет, отрицательно влияющих на состояние нервной системы и психики детей и подростков.

    Не легче бывает положение детей и после развода, т.к. развод не снимает противоречий между родителями, и они находят свое проявление в последующем по отношению к ребенку, и в решении вопроса о том, встречается ему или не встречаться с родителем оставившем семью. Сравнительно редки случаи, когда этот вопрос решается безболезненно для ребенка, он продолжает общаться с обоими родителями, не испытывая какого-либо отрицательного влияния. Чаще ребенка или даже подростка оставляют на воспитание матери, хотя далеко и всегда её педагогические преимущества налицо. Она препятствует встречам ребенка с отцом, порой сознательно или несознательно компрометирует своего бывшего супруга, и это приводит к отрицательным психологическим последствиям для ребенка, и тем более для подростка или юноши, которые способны довольно глубоко вникать в отношения между своими родителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6