Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации
Обычные дети, ориентируясь на позитивные
оценки взрослых («молодец», умница») их новой деятельности – учения, во-первых,
выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти
качества у себя («Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»).
Позиция хорошего ученика, желающего и умеющего подчиняться, добросовестного,
аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обуславливает, с одной
стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой – сдержанность и высокий
самоконтроль.
Запущенный ребенок ощущает себя неумным,
плохим учеником, неприятным, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают
тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний
на успех.
Особое значение в работе с педагогически
запущенными школьниками имеют три момента:
1) тёплое, сердечное, доброжелательное
отношение в общении с педагогически запущенными детьми. Озлобленности,
подозрительности, недоверчивости надо противопоставить доброту, душевную
теплоту и мягкость.
2)педагогу-организатору необходимо уметь
выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника и стараться
опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.
3) открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудного школьника /31/. 1.11.Значение социализации в жизни ребёнка. Большое значение в возникновении педагогической запущенности играет социализация. По определению Чумичёвой Р.М., процесс социализации – это включение ребенка в общество. Представляет собой сложный, многофакторный и многовекторный процесс, который слабо прогнозируем в конечном результате. Процесс социализации может продолжаться в течение всей жизни человека, переплетаясь с историческими, идеологическими, экономическими, культурными и прочими процессами. Л.С. Выготский-основатель культурноисторической концепции развития личности, считал, что развитие ребенка осуществляется от социального к индивидуальному. Среда выступает в качестве источника развития высших психических функций. Движущей силой социального развития выступает обучение. Процесс развития имеет внутренние законы самодвижения. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка исторических особенностей человека. Обучение вызывает у ребенка тягу к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с взрослыми и сотрудничества со сверстниками. При этом, невозможна прямая «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Влияние взрослого (среды) не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как деятельность будет построена и осуществлена, зависит развитие ребенка. Процесс развития - это самодвижение субъекта благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности. Вхождение ребенка в социальную жизнь осуществляется также через подражание, являющееся такой формой поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему осваивать нормы социальной жизни. В современной американской теории социального научения, имитации придается ключевое значение. Она выполняет познавательную и коммуникационную функцию. Подражание, идентификация, моделирование, научение через наблюдение, рассматриваются как ключевые процессы социализации, как способ приобретения ребенком поведения принятого и одобренного в его социальном окружении. Подражание свидетельствует об активной, избирательной позиции ребенка, которая зависит от модели подражания (престижности, властности, социального статуса, пола, возраста, характера отношений ребенка и взрослого и пр.). Содержание и объекты подражания ребенка претерпевают изменения по мере возникновения перед ним новых задач. Главная функция подражания - построение исходного ориентировочного образа - лежит в основе множества конкретно психологических форм подражания в освоении предметного мира, мира человеческих отношений и собственного субъективного мира ребенка. Социализация, понимаемая как взаимодействие личности со средой, обусловливает адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам людей. Уровнями адаптации являются: - конформизм - человек действует так, как требует социальная среда, но придерживается своей системы ценностей (А.Маслоу); - взаимная терпимость - снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я.Щепаньский); -аккомодация - проявляется в признании человеком ценностей социальной среды и признанием средой индивидуальных характеристик человека (Я.Щепаньский); -ассимиляция или полное приспособление - когда человек отказывается от своих прежних ценностей. В отечественной педагогике и психологии понятие социализация представлено как "усвоение индивидом социального опыта" (И.С. Кон); как "вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями" (Б.Д. Парыгин). По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы и адекватное управление собой в социальных условиях. А.В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: - детство, где адаптация личности выражается в овладении нормами социальной жизни; - отрочество- период индивидуализации, выражающейся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; - юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. По мнению В.И. Слободчикова, социализация личности происходит в "событийной сообщности". Ребенок рождается в определенном культурноисторическом поле социальности, форм деятельности и сознания. Своим рождением он поляризует это поле, преобразует жизнедеятельность взрослых и способ своего существования. Общность выступает фундаментальным основанием возникновения человеческой субъективности, нормального развития и полноценной жизни человека. Ребенок, как и любой взрослый, в течение всей жизни нуждается во взаимопонимании как особом феномене социализации. Взаимопонимание позволяет согласовывать цели деятельности, раскрывать способности, доверять друг другу. Эффективность процесса социализации зависит от умений детей и взрослых вступать во взаимодействия и взаимоотношения, которые рождают партнерство, т.е. равноправие, равнозначное и добровольное участие в нем. Процесс социализации выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социализации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе. Вывод: В данной главе мы
рассмотрели, различные подходы к
определению понятия «педагогическая запущенность», компоненты, формы, степени,
уровни педагогической запущенности школьников. Определили, что педагогическая
запущенность- это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании,
учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и
невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей,
обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой
сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То
есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно,
устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Также мы
рассмотрели социально-педагогическую запущенность и значение социализации в
жизни ребёнка.
Глава 2. Основные факторы
педагогической запущенности.
2.1.Факторы педагогической запущенности.
Можно обозначить
факторы и обстоятельства, обусловливающие педагогическую запущенность.
1.Общеизвестно, что решающее влияние на
психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с
окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной
любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут
тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и
замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Социальная позиция
родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может
служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости
родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов
семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней
формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом
воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его
избирательное отношение к влияниям жизни.
2.Второй фактор, влияющий на развитие
педагогической запущенности - особенности взаимоотношений с учителями, который
предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их
невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще
больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
3.Следующий фактор обусловлен предыдущими.
Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное
положение его в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв
дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и сознание; своего
одиночества, заброшенности, которые побуждают педагогически запущенного
пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных
«дворовых» группировках. Это далеко не все факторы, которые определяют
возникновение педагогической запущенности.
А.В. Мудрик выделяет факторы социализации,
которые влияют на усвоение ребенком социального опыта. Он их классифицирует
следующим образом:
1. Макрофакторы - условия социализации всех
или очень многих людей (космос, планета, мир в целом, страна, общество,
государство).
2. Микрофакторы - в которых происходит
социализация большинства людей (это социальные институты, с которыми
человек непосредственно взаимодействует: семья, школа, общество сверстников).
3. Мезофакторы: это этнос, тип поселения
(поселок, село). Для нас представляет большую значимость изучение микрофакторов
социализации и рассмотрение их с точки зрения стихийного и целенаправленного
педагогического воздействия, причем как благоприятного, так и негативного.
А теперь раскроем сущность каждого из этих
факторов и определим, какие же из них в наибольшей степени влияют на
возникновение педагогической запущенности ребенка.
1) Воспитание становится одной из важнейших
функций государства, начиная с 19 века. Государство провозглашает задачи
системы воспитания, содержания этой работы, создает и упрочивает материальную
базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания,
подготовки и переподготовки педагогических кадров. И общий характер условий
социализации складывается в государстве, его политике в сфере воспитания,
определяется государственным строем.
Государство определяет
задачи воспитания, содержание, способы и формы, создает определенные институты
воспитания, с помощью чего стремится сформировать определенный тип граждан. В
то же время конкретные воспитатели, родители и педагоги, имеют собственные
взгляды на цели воспитания, на его методы и особенно на отношения с детьми. Эти
взгляды могут не совпадать с официальными установками и противоречить им. Очень
часто они не являются наиболее эффективными и положительными для самого
ребенка, что в конечном счете может привести к неблагоприятной социализации и
возникновению педагогической запущенности ребенка.
Из всего вышеперечисленного видно, что
макрофакторы оказывают определенное воздействие на возникновение педагогической
запущенности, но влияние их в большей степени опосредованное.
2)На воспитание подрастающего
поколения оказывает огромное влияние духовный склад этноса, его менталитет,
который есть плод исторического развития народа. Менталитет этноса
воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние идет первоначально в
процессе усвоения народного языка. Язык народа отражает его историю,
жизнедеятельность, восприятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру,
влияние на склад мышления, на систему ценностей.
В современном городе ребенок
последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп,
причем между собой часто не связанных. В каждой из них складывается свой кодекс
требований, свои стандарты жизни и общения. Все это значительно расширяет
общекультурный и социальный кругозор, хотя иногда и в негативном направлении.
Таким образом, этнос и тип
поселения, как мезофакторы социализации оказывает большое влияние на развитие
ребенка. И в то же время играет большую роль в возникновении педагогической
запущенности.
3) Семья: важнейший институт
воспитания подрастающего поколения.
Какую бы сторону развития
ребенка мы бы не взяли, всегда ожидается, что решающую роль в эффективности на
том или ином возрастном этапе играет семья. Всеобъемлющее влияние семьи на ее
младших членов, на содержание и характер связаны с рядом психологических
механизмов социализации ребенка в семье.
Первый – подкрепление -
поощряя определенное поведение, наказывая его за нарушение тех или иных правил,
родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них
одобряемые, а какие нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок
подражает родителям, ориентируется (сознательно и несознательно) на их пример
и, наконец, зная внутренний мир, откликаясь на его проблемы или, наоборот,
игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность
в целом.
Современные семьи весьма
разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка
они являются для ребенка.
Независимо от стиля, присущего той или иной
семье, она как мы уже сказали, всегда играет кардинальную роль в воспитании
ребенка. И именно семья является причиной возникновения педагогической
запущенности ребенка, так как ребенок постоянно находится в окружении своих
родителей, развивается, формируется именно в семье.
Как правило, семья
педагогически запущенного школьника характеризуется рядом
социально-психологических и педагогических особенностей. В целом их можно
сгруппировать следующим образом:
1.структура семьи,
2.ее образовательный и культурный уровень,
3.нравственный облик семьи,
4.отношение родителей к детям и к их воспитанию.
Остановимся подробнее на
этих параметрах, так как именно они и указывают на благополучие или не
благополучие семьи, следовательно, на наличие неблагоприятных факторов в рамках
семьи, влияющих на возникновение педагогической запущенности.
2.2. Неблагоприятные факторы семьи,
влияющие на возникновение педагогической запущенности.
1. Наиболее типичный
недостаток структуры семьи педагогически запущенного школьника - отсутствие
отца, что, по разным данным, свойственно 20-40% таких семей. Отсутствие отца -
само по себе отрицательное педагогическое обстоятельство, потому что это
сказывается и на материальном положении семьи, и на объеме внимания, которое
должно быть уделено ребенку, и на потере того своеобразного, положительного
влияния, которое может и должен оказывать на детей порядочный отец. Это заметно
в стремлении мальчиков, не имеющих отцов, к общению с мужчинами.
Не проходит бесследно для детей и
развод родителей, даже без предшествующих ему в присутствии детей конфликтов,
потому что в любом случае развод означает какое-либо принципиальное расхождение
взглядов супругов на жизнь или отдельные стороны, что небезразлично для
воспитания детей. Тем более пагубны последствия конфликтов, уничтожающих в
глазах детей одного или обоих родителей, подрывающих авторитет, отрицательно
влияющих на состояние нервной системы и психики детей и подростков.
Не легче бывает
положение детей и после развода, т.к. развод не снимает противоречий между
родителями, и они находят свое проявление в последующем по отношению к ребенку,
и в решении вопроса о том, встречается ему или не встречаться с родителем
оставившем семью. Сравнительно редки случаи, когда этот вопрос решается
безболезненно для ребенка, он продолжает общаться с обоими родителями, не
испытывая какого-либо отрицательного влияния. Чаще ребенка или даже подростка
оставляют на воспитание матери, хотя далеко и всегда её педагогические
преимущества налицо. Она препятствует встречам ребенка с отцом, порой
сознательно или несознательно компрометирует своего бывшего супруга, и это
приводит к отрицательным психологическим последствиям для ребенка, и тем более
для подростка или юноши, которые способны довольно глубоко вникать в отношения
между своими родителями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|