Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации
Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации
Комитет
по образованию г. Санкт-Петербурга
ГОУ
СПО Некрасовский педагогический колледж № 1
Квалификационная работа по педагогике
Тема:
Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их
социализации.
Автор:
Чернова Татьяна Владимировна
Специальность:
Организация
воспитательной деятельности (050702)
5
курс 10 группа
Отделение:
начальных классов
Научный
руководитель:
Преподаватель
педагогики
Шомшина
Валентина Александровна
Санкт
- Петербург
2006
г.
Введение.
Глава 1. Психолого-педагогческие аспекты
«педагогической запущенности».
1.1. Подходы к определению понятия «педагогическая
запущенность».
1.2. Компоненты педагогической запущенности.
1.3 Формы педагогической запущенности.
1.4. Степени педагогической запущенности.
1.5. Уровни педагогической запущенности.
1.6. Социально – педагогическая запущенность у
детей.
1.7. Причины социально-педагогической запущенности.
1.8. Критерии оценки социально-педагогической
запущенности.
1.9. Степени социально педагогической запущенности.
1.10.Особенности личности социально и
педагогически запущенного ребенка.
1.11 Значение социализации в жизни ребёнка.
Глава 2. Основные факторы педагогической
запущенности.
2.1. Факторы педагогической запущенности.
2.2. Неблагоприятные факторы семьи,
влияющие на возникновение педагогической запущенности.
Глава 3. Опыт работы педагогов и психологов с
педагогически запущенными детьми как условие их социализации.
3.1. Принципы изучения педагогически запущенного школьника.
3.2. Методы коррекции.
3.3. Подходы к составлению характеристик
педагогически запущенных школьников.
3.4. Стратегии ведения коррекционной программы.
3.5. Этапы коррекционной работы.
3.6. Условия эффективности педагогического
воздействия.
Глава 4. Работа педагога-организатора по организации
профилактической и коррекционной работы с педагогически запущенными школьниками
на разных возрастных периодах.
4.1. Направления деятельности педагога-организатора
в работе педагогически запущенными детьми.
4.2. Программа для педагогов-организаторов по
организации профилактической и коррекционной работы с педагогически запущенными
школьниками на разных возрастных периодах.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
В последнее время по поведению, молодого
поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего
общества в целом. К сожалению, каждый день средства массовой информации
сообщают нам о преступлениях, совершенных молодежью. Эта проблема не нова для
школы. В каждой школе есть категория детей, которых называют трудными
подростками. В педагогической литературе это трактуется, как отклонение от
нормы в поведении, невоспитанность, неразвитость. Так же существует такое
понятие, как педагогически запущенные дети. В данном определении мы слышим об
упущениях, которые допущены в воспитании детей.
Асоциальное поведение подростков, детская
преступность, девиантное, или даже делинквентное, поведение детей и подростков -
проблемы, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и
дискуссий специалистов и средств массовой информации. Выводы многих известных
педагогов и психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и
правонарушении несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой,
учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем
школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало
в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (главным образом,
аномалии семейного воспитания) приводит, в конечном счете, к стойкой
недисциплинированности, а затем к различным формам антиобщественного поведения.
Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям
соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастают в
нежелании считаться с общественными нормами.
Данная проблема выбрана нами для того,
чтобы более обстоятельно разобраться с понятием «педагогически запущенные
дети», с причинами педагогической запущенности и главное, определить пути
педагогической помощи, которую может оказать педагог-организатор.
Так как наша работа теоретического плана,
то в результате нашего исследования мы хотим предложить программу для
педагогов-организаторов по организации профилактической и коррекционной работы
с педагогически запущенными школьниками на разных возрастных этапах.
Цель работы:
изучить работу педагога-организатора
с педагогически
запущенными детьми как условие их социализации.
Объектом
исследования является работа педагога-организатора.
Предметом
исследования является изучение работы педагога-организатора с
педагогически запущенными детьми.
Предмет, объект, цель исследования
позволили нам сформулировать следующую гипотезу:
Работа педагога-организатора с
педагогически запущенными детьми способствует их социализации при условии:
- Системности в работе педагога-организатора,
- При наличии специально созданной
программы коррекции и профилактики педагогической запущенности.
Задачи исследования:
·
изучить
научно-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
·
проанализировать
существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных
источниках;
·
изучить
факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;
·
проанализировать
современные подходы к коррекции педагогической запущенности у детей;
·
разработать
программу для педагогов-организаторов по организации профилактической и коррекционной
работе с педагогически запущенными школьниками на разных возрастных этапах.
В нашей работе мы будем руководствоваться
следующими понятиями:
Организаторская
деятельность - практическая деятельность по руководству людьми,
согласованию их совместных действий и управлению ими.
Педагог-организатор
– специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте
с детьми в сфере свободного времени ребёнка.
Воспитание: целенаправленная
профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию
личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению
как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
Педагогическая запущенность:
устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной
деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности ребенка,
отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные
отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
Методы воспитания
-
общественно обусловленные способы педагогики целесообразного взаимодействия
между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни,
деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие
поведение.
Компонент -
это какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее
частями.
Глава 1. Психолого-педагогческие
аспекты «педагогической запущенности».
1.1. Подходы к определению
понятия педагогическая запущенность.
Проблема педагогической запущенности
достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по
данной проблеме. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного
толкования понятия «педагогическая запущенность».
Само понятие "педагогически запущенные"
в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию
"трудные" дети. Мы согласны с мнением Л.М. Зюбина, что между ними
есть и различия. Понятие "педагогической запущенности" характеризует
историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах
такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно
становится "трудным" /15/.
Российская педагогическая энциклопедия
понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое
отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков,
обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. /37/.
Педагогический словарь, под редакцией
Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении
личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие
правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей,
отрицательное влияние улицы и безнадзорность /30/
В Педагогической энциклопедии
педагогическая запущенность рассматривается как отклонение от нормы в
поведении, учебной деятельности, обусловленное недостатками воспитания.
С.С. Гиль дает следующее определение – это
неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его
развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное
педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами
/1/.
Понятие «педагогическая запущенность» мы
встретили также в трудах Медведева и Давыдова. Помимо понятия «педагогическая
запущенность», мы встретили в литературе и такие понятия, как «трудный
подросток» (Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), «социально-педагогически запущенный»
(А. С. Белкин), "дети с отклонением в нравственном развитии" (В.М.
Обухов), «учащийся с проблемами» в работах зарубежных исследователей и др. Все
рассмотренные понятия, на наш взгляд, синонимичны, т.к. имеют общую основу,
выраженную в наличии социально-педагогических проблем разного рода. Именно
поэтому в нашей работе мы будем оперировать мнением названных авторов.
Проанализировав данные подходы к
определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые
указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения. Педагогическая
запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном
сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности
и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей,
обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой
сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То
есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно,
устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
1.2. Компоненты педагогической запущенности.
Педагогическая запущенность включает в себя
3 компонента
(Э.С. Заседателевой):
Во-первых, отклонения от нормы в
поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность),
обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и
умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
Во-вторых, отставание в развитии
памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных
свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые
возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость
настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения искажения и
противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям,
сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно
затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя
определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе,
неразвитость, невоспитанность /12/.
То есть 3 компонента,
которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие
личности и познавательных процессов.
1.3. Формы педагогической запущенности.
Проблема педагогической запущенности самая
распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать
в различных формах, имея разные причины, следствия и локус жалобы (их так же
изучила и выделила Э.С. Заседателева).
I Форма – несформированность элементов и
навыков учебной деятельности.
Причина: индивидуальные особенности
интеллектуального развития.
Следствие: плохая успеваемость.
Локус жалобы: плохая успеваемость по всем
предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках;
«двойки» за письменные работы (по устным - лучше), боязнь отвечать;
тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в
школе, прогулы.
II форма - несформированность мотивации
учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды
деятельности
Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека;
неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные
отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).
Следствие: плохая успеваемость и поведение
на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.
Локус жалобы: тревога по поводу индивидуальных
личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости,
некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности,
жестокости; лживости).
III форма – неспособность произвольной
регуляции внимания, учебной деятельности.
Причина: особенности семейного воспитания
(потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в
детском саду и начальной школе.
Следствие; неорганизованность,
невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая
успеваемость.
Локус жалобы: тревога по поводу особенностей
поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми:
необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и
между детьми в семье; тяга к «плохим детям» /12/.
Таким образом, формы выражения
педагогической запущенности тоже различны: это может быть отсутствие учебной
мотивации, несформированность элементов учебной деятельности или отсутствие
произвольной регуляции познавательными процессами к концу младшего школьного,
началу подросткового возраста, но все три формы приводят к плохому усвоению
школьной программы, пробелам в знаниях. Они выражаются разной степенью
педагогической запущенности.
1.4. Степени педагогической запущенности.
Рассмотрим несколько позиций в определении
степеней педагогической запущенности.
Автор В.Г. Баженов выделяет три
группы детей по степени педагогической запущенности /3/.
B 1 группу входят школьники, степень
педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и
качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в
основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой
группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им
свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим
отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность,
безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе
может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.
Детей II группы характеризует низкая
успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как
правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные
интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные
действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную
деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных
убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением
владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако
конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями
возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.
Детей III группы характеризует отрицательное
отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к
родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило,
неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость.
Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их
отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов
торможения и тому подобное /3/
Автор М.А.Алемаскин также выделяет 3 группы
детей по степени педагогической запущенности:
У детей первой группы нет устойчивых
отклонений в нравственном развитии, отрицательные качества проявляются
ситуативно, сохраняются разнообразные интересы. Они озорные, ленивые,
неорганизованные, слабовольные, ищут легкие пути достижения целей, легко
раскаиваются и обещают исправиться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|