бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации бесплатно рефераты

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации



Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга

ГОУ СПО Некрасовский педагогический колледж №  1










Квалификационная  работа по педагогике


Тема: Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации.






Автор: Чернова Татьяна Владимировна


Специальность:

Организация воспитательной деятельности (050702)


5 курс 10 группа


Отделение: начальных классов


Научный руководитель:

Преподаватель педагогики

Шомшина  Валентина Александровна












Санкт - Петербург

2006 г.



Введение.

Глава 1. Психолого-педагогческие аспекты «педагогической запущенности».  

     1.1.  Подходы к определению понятия «педагогическая запущенность».

     1.2.  Компоненты педагогической запущенности.

     1.3   Формы педагогической запущенности.

     1.4.  Степени педагогической запущенности.

     1.5.  Уровни педагогической запущенности.

     1.6.  Социально – педагогическая запущенность у детей.    

     1.7.  Причины социально-педагогической запущенности.

     1.8.  Критерии оценки социально-педагогической запущенности.

     1.9.  Степени социально педагогической запущенности.

 1.10.Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка.

     1.11 Значение социализации в жизни ребёнка.


 Глава 2. Основные факторы  педагогической запущенности.

     2.1. Факторы  педагогической запущенности.

     2.2. Неблагоприятные факторы семьи, влияющие на возникновение педагогической запущенности.


Глава 3. Опыт работы педагогов и психологов с педагогически запущенными детьми как условие их социализации.

     3.1. Принципы изучения педагогически запущенного школьника.

     3.2. Методы коррекции.

     3.3. Подходы к составлению характеристик педагогически запущенных школьников.

     3.4. Стратегии ведения коррекционной программы.

     3.5. Этапы коррекционной работы.

     3.6. Условия эффективности педагогического воздействия.


 Глава 4. Работа  педагога-организатора по организации профилактической и коррекционной работы с педагогически запущенными школьниками на разных возрастных периодах.

      4.1. Направления деятельности педагога-организатора в работе педагогически запущенными детьми.

     4.2.  Программа для педагогов-организаторов по организации профилактической и коррекционной работы с педагогически запущенными школьниками на разных возрастных периодах.


     Заключение.

    Список используемой литературы.

     


          Введение.

 

   В последнее время по поведению, молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. К сожалению, каждый день средства массовой информации сообщают нам о преступлениях, совершенных молодежью. Эта проблема не нова для школы. В каждой школе есть категория детей, которых называют трудными подростками. В педагогической литературе это трактуется, как отклонение от нормы в поведении, невоспитанность, неразвитость. Так же существует такое понятие, как педагогически запущенные дети. В данном определении мы слышим об упущениях, которые допущены в воспитании детей.

   Асоциальное поведение подростков, детская преступность, девиантное, или даже делинквентное, поведение детей и подростков - проблемы, ставшие в последнее время одними из главных объектов обсуждения и дискуссий специалистов и средств массовой информации. Выводы многих известных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушении несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (главным образом, аномалии семейного воспитания) приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, а затем к различным формам антиобщественного поведения. Задержка развития правильного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (например, игровой) со временем вырастают в нежелании считаться с общественными нормами.

   Данная проблема выбрана нами для того, чтобы более обстоятельно разобраться с понятием «педагогически запущенные дети», с причинами педагогической запущенности и главное, определить пути педагогической помощи, которую может оказать педагог-организатор.

   Так как наша работа теоретического плана, то в результате нашего исследования мы хотим предложить программу для педагогов-организаторов по организации профилактической и коррекционной работы с педагогически запущенными школьниками на разных возрастных этапах.

         Цель работы: изучить работу педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации.

         Объектом исследования является  работа педагога-организатора.

         Предметом исследования является изучение работы педагога-организатора с педагогически запущенными детьми.

         Предмет, объект, цель исследования позволили нам сформулировать следующую гипотезу:

         Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми способствует их социализации при условии:

-       Системности в работе педагога-организатора,

-       При наличии специально созданной программы  коррекции и профилактики педагогической запущенности.

 

    Задачи исследования:

·        изучить научно-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;

·        проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках;

·        изучить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;

·        проанализировать современные подходы к коррекции педагогической запущенности у детей;

·        разработать программу для педагогов-организаторов по организации профилактической и коррекционной работе с педагогически запущенными школьниками на разных возрастных этапах.

 

    В нашей работе мы будем руководствоваться следующими понятиями:

  Организаторская деятельность - практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими.

  Педагог-организатор – специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребёнка.

    Воспитание: целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

     Педагогическая запущенность: устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

    Методы воспитания - общественно обусловленные способы педагогики  целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни,  деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

    Компонент - это какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями.





Глава 1.  Психолого-педагогческие аспекты «педагогической                  запущенности».

   1.1. Подходы к определению понятия педагогическая запущенность.

   Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность».

   Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети. Мы согласны с мнением Л.М. Зюбина, что между ними есть и различия. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным" /15/.

   Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. /37/.

   Педагогический словарь, под редакцией Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность /30/

   В Педагогической энциклопедии педагогическая запущенность рассматривается как отклонение от нормы в поведении, учебной деятельности, обусловленное недостатками воспитания.

   С.С. Гиль дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами /1/. 

   Понятие  «педагогическая запущенность» мы встретили также в трудах Медведева и Давыдова. Помимо понятия «педагогическая запущенность»,  мы встретили в литературе и такие понятия, как   «трудный подросток» (Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), «социально-педагогически запущенный» (А. С. Белкин), "дети с отклонением в нравственном развитии" (В.М. Обухов), «учащийся с проблемами» в работах зарубежных исследователей и др. Все рассмотренные понятия, на наш взгляд,  синонимичны, т.к. имеют  общую основу, выраженную в наличии социально-педагогических проблем разного рода. Именно поэтому в нашей работе мы будем оперировать мнением названных авторов.

   Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения. Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.


  1.2. Компоненты педагогической запущенности.

  Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента

(Э.С. Заседателевой):

  Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

  Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

  В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность /12/.

  То есть 3 компонента, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательных процессов.

 

  1.3. Формы педагогической запущенности.

  Проблема педагогической запущенности самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея разные причины, следствия и локус жалобы (их так же изучила и выделила Э.С. Заседателева).

  I Форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

  Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.

  Следствие: плохая успеваемость.

  Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках; «двойки» за письменные работы (по устным - лучше), боязнь отвечать; тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, прогулы.

  II форма - несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности

  Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).

  Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.

  Локус жалобы: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности, жестокости; лживости).

  III форма – неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности.

  Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.

  Следствие; неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.

  Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; плохие отношения с учителями и между детьми в семье; тяга к «плохим детям» /12/.

  Таким образом, формы выражения педагогической запущенности тоже различны: это может быть отсутствие учебной мотивации, несформированность элементов учебной деятельности или отсутствие произвольной регуляции познавательными процессами к концу младшего школьного, началу подросткового возраста, но все три формы приводят к плохому усвоению школьной программы, пробелам в знаниях. Они выражаются разной степенью педагогической запущенности.

 

  1.4. Степени педагогической запущенности.

  Рассмотрим несколько позиций в определении степеней педагогической запущенности.

  Автор В.Г. Баженов выделяет три группы детей по степени педагогической запущенности /3/.

  B 1 группу входят школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.

   Детей II группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.

  Детей III группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное /3/

  Автор М.А.Алемаскин также выделяет 3 группы детей по степени педагогической запущенности:

   У детей первой группы нет устойчивых отклонений в нравственном развитии, отрицательные качества проявляются ситуативно, сохраняются разнообразные интересы. Они озорные, ленивые, неорганизованные, слабовольные, ищут легкие пути достижения целей, легко раскаиваются и обещают исправиться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6