Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи
Например: нав-ес (весна), мои-ли
(лимон).
Составление слова с
использованием начальных звуков (букв), других слов.
Например: камень, озеро, торт (кот).
Составление слова по конечному
звуку других слов.
Например: кенгуру, ананас, часы
(усы). Составление слова по второму звуку данных слов.
Например: усы, лодка, смородина
(сом).
Затем, в зависимости от уровня
подготовки детей, составляются слова по третьему, по четвертому звуку,... По
второму звуку от конца слова, по третьему и т.д. Эту работу можно проводить,
используя картинки, а при более усложненном задании - по памяти.
Замена в слове одного звука (буквы)
для получения нового слова:
зайка - майка - чайка - шайка - сайка
- лайка - Райка.
Игра "Слово рассыпалось".
Составление из данных букв слова. Например: М. Т.С. О - мост; Ы,3, Б, У - зубы.
Игра "Потерялась буква".
Например, даются следующие
сочетания: ДУ. СУ.Д. М Б. К
Какое получится слово, если
вставить буквы? Подобрать если можно, родственные слова.
ДУ. - дуб, дух, душ;
СУ. - суп, сук, сух, суд;
Д. М - дым, дом, дам, дум;
Б. К - бак, бок, бук, бык.
Используя каждое придуманное
олово необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл.
Например: из бука вырезали
деревянную фигурку. Важный бек дал приказ слугам проводить гостей. И т.д.
Игра "Кто быстрее, кто
больше?" Из каждой буквы данного олова придумать другие слова.
Например, сироп: соль - сахар; ирис
- игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.
Составление из двух слов одного.
Например: голубые глаза - голубоглазый; нежное лицо - нежнолиций; длинные уши -
длинноухий.
Подбор антонимов к данным словам
и сочетаниям.
Например: высокий - низкий; день
- ночь; строить - ломать; далеко - близко; свежий хлеб - черствый хлеб; свежий
ветер - душный ветер.
Работа с омонимами. Придумывание
предложений с данным словом в различных лексических значениях.
Например: ключ - дверной,
родник, скрипичный; лисичка - гриб, животное; коса - прическа, инструмент,
часть суши в водоемах
Будет полезно, если дети сами
нарисуют картинки к данным словам.
4. Предупреждение ошибок письма
на уровне словосочетания.
Сочетание существительных с
прилагательными.
а) Подбор как можно большего
количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?,
Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?
Например: яблоко (какое?) - сочное,
спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное,
ароматное;
след (чей?) - заячий, волчий,
лисий, и т.д.
б) Подбор существительного к
данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например:
теплый - день, вечер, пирог,
чай, свитер,...
теплая - погода, кофта, весна,
рука,...
теплое - молоко, платье, письмо,
озеро,...
в) Соединение стрелками слов,
чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные,
так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый листьяхвост коровьи
зеленая платьеголова коровье
зеленое дуб туловище коровья
зеленые лужайканоги коровий
г) Предъявление словосочетаний с
пропущенным окончанием прилагательного. Например:
Кофта - красн..., син...;
туфли - красн..., син...;
помидор - красн..., син...;
пальто - красн..., син...
Это задание может быть устным,
чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять
напечатанным, а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:
ое ые ая ый
ее ие яя ий
д) Предъявление детям неверно
составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку".
Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).
Сочетание существительных с
глаголами.
а) Подбор как можно большего
количества к данному слову. Например:
Что можно сделать с яблоком?
Сорвать яблоко - купить, съесть,
помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.
б) Подбор существительного к
данному глаголу с предлогом. Например:
Прийти к... (дому, отцу, решению);
Уйти от... (дедушки, дома,
проблемы).
в) Подбор нужного глагола в
зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала;
Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут.
Это задание нужно проводить,
используя картинки.
Сочетание существительных с числительными.
В русском языке у
существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете.
Необходимо учить детей верно
согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:
один цыпленок, два цыпленка,
пять цыплят;
одна курица, две курицы, пять
куриц;
одно яйцо, два яйца, пять яиц.
При выполнении такого задания
успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки,
на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом
дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У
меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".
Иногда детям заранее даются
карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех
предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они
меняются карточками между собой.
Это задание можно выполнять
аналогично выше изложенной работе по сочетанию существительного с другими
частями речи. Соединения стрелками слов. Например:
один зеркало одно весла
одна сутки два весел
одно пень пять весло
Предъявление детям неверных
сочетаний. Необходимо найти ошибку. Предложить назвать по картинкам слова,
используя сочетаниясо словами "один" - "много" и изменив
основу. Например:
один человек - много людей;
один ребенок - много детей.
Сочетание числительных с
существительными, не имеющими единственного числа;
одни брюки, две брюк, одни
ножницы и т.д.
5. Предупреждение ошибок письма
на уровне предложения.
Составление предложений по
схемам:
______. Зима.
______ ______. Наступила зима.
______ ______ ______. Наступила
холодная зима.
______ ______ ______ ______ Наступила
холодная
вьюжная зима.
Дается также и обратное задание:
составление схем к данным предложениям.
Исключение слова из предложения,
для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.
а) Пропуск предлогов:
Мы гуляли... лесу.
Кошка сидит... окне.
б) Пропуск существительных:
Яблоки растут на...
Мама положила книгу в...
... играет с куклой.
... вяжет носки.
в) Пропуск прилагательных:
Летом листья клена зеленые, а
осенью...
Дай, пожалуйста, лента не
короткую, а...
У белочки зимой шкурка серая, а
летом...
г) Пропуск наречий:
Скажу я слово высоко, а ты
ответишь... (низко).
Скажу я слово далеко, а ты
ответишь... (близко).
Легче всего такой вид заданий
давать на материале антонимов русского языка.
д) Пропуск глаголов:
Саша... машину.
Папа... из машины.
Дети... конфеты.
Закончить логические фразы:
Врач - это человек, который... (лечит).
Ткачиха - это человек, который...
(ткет). I
Портниха - это человек, который...
(шьет).
Чтобы волосы на голове были
аккуратными, их надо... (мыть, причесывать, стричь).
Это задание лучше выполнять на
материале русских пословиц и поговорок:
Семь раз отмерь, а один раз...
Без труда не... и рыбку из пруда.
Выделение границ предложений в
тексте.
а) Предлагается детям хлопнуть в
ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно
читает фразы: На улице льет дождь.
В парке гуляют дети,
Мама купила арбуз.
Вначале подбираются предложения
короткие не связанные по смыслу, затем - более распространенные и близкие по
смыслу.
б) Постановка точек в
предложениях, предъявленных на доске или на карточках.
Соединение частей разорванных
предложений:
Падает липкий. Снег громко лает.
Шарик.
Падает липкий снег. Громко лает
Шарик.
В зависимости от уровня
подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно: либо дети
определяют границы предложения на слух и говорят верные предложения, либо
читают.
Выделение всех слов в
предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же
числом слов.
Выделение слов и предложений в
слитном тексте. ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ:
Падают листья. Льют дожди.
Чтение всего предложения от
конца к началу.
Дети должны усвоить, что начало
предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка,
вопросительный или восклицательный знак.
Актуальность профилактики
дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной
коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности
детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных
отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР
комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения,
звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и
синтеза, несформированностью монологической связной речи,
лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса,
оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления;
имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не
сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим
логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях речевого детского
сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых
психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения
письмом.
Дифференцированный подход в
процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться
с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами,
лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом
индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска
возникновения дисграфий.
Для выявления у дошкольников
предрасположенности к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом были
использованы следующие методы:
беседа
изучение медицинской
документации
система заданий в игровой форме
наблюдение за деятельностью
детей в процессе учебной деятельности
Исследования проводились с
группой детей в количестве 20 человек, в возрасте 6.5-7 лет, которые были
разделены на две подгруппы по 10 человек (экспериментальная и контрольная). Количественная
оценка результатов проводилась по четырех бальной системе. Она определялась по
количеству правильно выполненных заданий. Бальная оценка соотносилась с
уровнями выполнения заданий. Выделялись уровни: высоки - 4 балла, выше среднего
- 3 балла, средний - 2 балла, ниже среднего - 1 балл, низкий - 0 баллов. Все
данные исследования показали, что в контрольной группе 80% детей - выше
среднего уровня развития, 20% - высокий уровень развития. В экспериментальной
группе: выше среднего 30%, ниже среднего 70%. Это говорит о том, что в
экспериментальной группе 70% детей с абсолютной степенью риска возникновении
дисграфии.
В результате констатирующего
эксперимента выявлено, что процесс формирования речевых, психических функций и
процессов у детей с проблемами в речевом развитии отличается от процесса
формирования у детей с нормальным развитием речи. Рассматривая данные,
описанные выше, можно говорить о необходимости дифференцированного подхода к
изучению вопроса профилактики дисграфий у детей с ОНР.
1.
Аркин Е. А.: Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948 г.
2.
Ананьев Б. Г.: Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и
письмом. ”Известия" // АПН СССР - 1955г.
3.
Бельтюков В. И.: Взаимодействие анализаторов в процессе усвоения устной
речи (в норме и патологии)
4.
Выготский Л. С.: Собрание сочинений, т2.М., 1982г, т3.М., 1983г.
5.
Волкова Л. С.: Логопедия. Гл. ”Общее недоразвитие речи". “Владос"
М., 1998г, стр.482-507
6.
Грановская Р. М.: Элементы практической психологии. Л., 1984г, стр.182.
7.
Гвоздев А. Н.: Вопросы изучения детской речи. М., изд АПН РСФСР, 1961г.
8.
Гаркуша Ю. Ф.: Коррекция и развитие речевых навыков у детей с общим
недоразвитием речи. ж”Дефектология” №6, 1990г.
9.
Глухов В. П.: Особенности формирования связной монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автореф. днс…канд. пед. наук М, 1987г.
10.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н.: Исправление и предупреждение
дисграфии у детей. М, 1972г.
11.
Жаренкова Г. И.: Выявление недостатков речи у детей. // Недостатки речи
у учащихся начальных классов массовой школы / Под редакцией Р.Е. Левиной, М.,
1965г.
12.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б.: Преодоление
13.
общего недоразвития речи у дошкольников. М, 1990г.
14.
Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы
теории и практики логопедии. М, 1968г.
15.
Корнев А. Н.: Методика раннего выявления дислексии у детей. С-Петербург
1991г.
16.
Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995г.
17.
Корнев А. Н.: Нарушение чтения и письма у детей. С-Петербург 1997г.
18.
Ковшиков В. А.: Экспрессивная алалия. Л., 1985г.
19.
Лурия А. Р.: Высшие корковые функции человека. М., 1969г.
20.
Лурия А. Р.: Очерки психофизиологии письма М., изд АНН РСФСР, 1950г
21.
Лалаева Р. М.: Нарушение процесса овладения чтением у школьников М,
Просвещение 1983 г.
22.
Левина Р. Е.: Недостатки чтения и письма у детей М, Учпедгиз 1940г
23.
Левина Р. Е.: Опыт изучения неговорящих детей (Алаликов). М, 1951 г.
24.
Лубовский В. И.: Психологические проблемы диагностики аномального
развития детей. МД989г.
25.
Бесссонова Т.П.: Методы обследования речи у детей/Сост. под ред. И.Д. Власенко,
Г.В. Чиркиной. М, 1992г.
26.
Маркова А. К.: О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей
страдающих алалией. Совещание-семинар по вопросам спец. обучения в школе детей
с ОНР.М., 1964г.
27.
Мухина В. С.: Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта, М, 1981г.
28.
Милостиленко Л. Г.: Методические рекомендации по предупреждению ошибок
чтения и письма у детей. С-Пб, 1996г.
29.
Никашина Н. А.: Работа по исправлению недостатков речи на школьных
логопедических пунктах. М,. 1954г
30.
Николаева С.: Коррекция нарушения письменной речи у первоклассников. Мурманск
1995г
31.
Назарова Л. К.: Обучение грамоте. М, 19б5г
32.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е.
33.
Ольхин А. Б.: Нарушения письма и их устранения у детей с недостатками
артикуляции Автореф. дис. канд. мед. наук. - Л, 1980г. - 12с I
34.
Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии /
Сост. В.Е. Каган, А.Н. Корнев, И.П. Журавлева и др. С-Пб, 1991г.
35.
Парамонова Л. Г.: Говори и пиши правильно, С-Пб "Дельта", 1996г.
36.
Практикум по психологии под ред. А.Н. Леоньтьева, Ю.Б. Гиппенрейтера. Изд.
МГУ, 1972г.
37.
Садовникова И. Н.: Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников. М, Просвещение, 1995г.
38.
Сальникова Т.П.: Методика преподавания грамматики, правописания: и
развитие речи. Москва-Воронеж 1996г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|