бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи бесплатно рефераты

Материал: слова: Оля, аист, утро, машина, цветок, шапка.

в) Определение последнего звука в словах. Слова: сон, пень, окно, сер, сон, кошка, сарай, соль. Оценка: каждая серия задания оценивается отдельно:

правильное выполнение всех заданий серии - 46.,

неправильное выполнение от 3 до 4 заданий - 26.,

от 1 до 2 заданий - 36., от 5 до 6 заданий 1б,

более 7 заданий - 0б.

г) Полный анализ слов с использованием материальных опор. Слова: кот, лапа, корка, лопата. "Сколько слогов в этом слове. Назови их. Сколько звуков. Назови их".

д) Выполнение аналогичного задания в речевом плане, без использования материальных опор.

Материал: слова: лом, каша, лодка, дорога.

е) Выполнение аналогичного задания во внутреннем плане. Материал: предметные картинки с изображением предметов: дом, рама, шапка, сапоги.

Оценка: каждая серия заданий оценивается в отдельности. Правильное выполнение всех заданий серии - 46. правильный анализ 3-х слов - 36., 2-х слов - 26., 1 слова - 16., неправильный анализ всех слов или невыполнение задания - 0б.

4. Синтез слов.

а) Слоговый синтез слов.

Слова: раза, рыба, машина, молоко, предоставленные следующим образом:

ро-за, ба-ры, ма-ши-на, ко-ло-мо.

Инструкция: "Сейчас я буду произносить слова по слогам. Ты внимательно слушай меня, а потом скажи слово слитно. Некоторые слоги "забыли" свое место. В таком порядке невозможно составить слова. Помоги слогам вспомнить, где они стояли. Поставь их на нужные места, тогда получится правильное слово".

Оценка аналогична предыдущей.

б) Фонематический синтез слов.

Слова,: лом, рама, сок, лапа, представленные следующим образом: л, о, м; р, а, м, а; к, о, с; п, а, л, а.

Инструкция: "Правильно составь слово". Оценка аналогична предыдущей.

V. Исследование монологической связной речи.

1. Составление рассказа из серии сюжетных картинок. Оценка: рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью - 46; в рассказе имеются грамматически правильно оформленные предложения, однако связывающие звенья представлены эпизодически, рассказ краткий - 36; в рассказе имеются лишь отдельные неправильные предложения, связующие звенья отсутствуют или представлены эпизодически, рассказ состоит из простых предложений, очень краткий - 26; рассказ состоит из неправильных предложений, связующие звенья отсутствуют или рассказ очень краткий, незаконченный, в нем пропущено более трех необходимых для понимания рассказа предложений - 16; отсутствие рассказа (1-2 предложения) - 0б. (по Р.И. Лалаевой).

2. Пересказ текста Л.Н. Толстого "Галка и голуби". Оценка аналогична предыдущей.

VI Исследование лексико-грамматического строя речи.

1. Исследование понимания и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материал: две сюжетные картинки с изображением мамы и дочки, накрывающих столы для гостей. Мама расставляет на большом столе, а девочка на маленьком.

а) Различие в импрессивной речи.

Инструкция: Покажи, где столик? Где вазочка? Где салфеточка?"

б) Употребление в экспрессивной речи.

Инструкция: "Посмотри внимательно на картинки. Мама ставит на стол чайник, и Маша ставит на столик маленький... Что? - Чайничек" и т.д. (блюдце, чашка, ложка).

Оценка: каждая серия оценивается отдельно.

Правильное выполнение веек заданий - 46., 3-х заданий - 36., 2-х заданий - 26., одного задания - I." неправильное выполнение или не выполнение - 06.

2. Образование названий детенышей животных:

а) Различение названий детенышей животных в импрессивной речи. Материал исследования - картинки с изображением домашних и диких животных, домашних птиц: кошка и котенок, собака и щенок, свинья и поросенок, корова и теленок, лошадь и жеребенок, еж и ежонок, овца и ягненок, курица и цыпленок.

Инструкция: "Покажи, где теленок? А где ягненок?" и т.д. Оценка: правильное выполнение всех заданий - 46., неправильное выполнение от 1 до 2 заданий - 36., от 3 до 4 заданий - 26., от 5 до 6 заданий - 16., неправильное выполнение более 7 заданий или невыполнение - 0б.

б) Употребление названий детенышей животных в экспрессивной речи. Материал: сюжетная картинка о изображением слоненка, щенка, лисенка, зайчонка, играющих на поляне (по книге Максакова А. И).

Инструкция: "Посмотри на картинку и послушай историю, которую я тебе расскажу. Играли на поляне зверюшки, вдруг прибегает к ним ослик и говорит: "Вы здесь все прыгаете, а вас мамы ищут ". Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал. Слоненку сказал, что его ищет мама лиса. Правильно он назвал маму слоненка? Нет. Как называется детеныш лисы? (лисенок). А лисенка, говорит ослик, ищет мама - зайчиха. Кто детеныш зайчихи? (зайчонок). А кто детеныш собаки? (щенок). Как называется детеныш слонихи? (слоненок).

Оценка аналогична предыдущей.

3-4. Образование относительных и качественных прилагательных от существительных:

а) Материал: игра "ателье": набор тканей, наклеенных на картон:

фланель, джинсовая ткань, бархат, мех; прозрачные папки с вырезанной по контуру одеждой юбка, платье, брюки, шуба.

Словосочетания: Шуба из меха (меховая), брюки из джинсовой ткани (джинсовые), платье из фланели (фланелевое), юбка из бархата (бархатная).

Инструкция: "Сейчас мы поиграем. Игра называется "ателье". Посмотри на изображения одежды, которые я тебе покажу, и ответь на вопрос: "Что сшили портнихи?".

Оценка: правильное выполнение всех заданий серии - 46., трех заданий - 36., двух заданий - 26., одно задание - 16., неправильное выполнение всех заданий или невыполнение - 0б.

б) Игра "заготовка на зиму".

Материал: Предметные картинки с изображением ягод, фруктов.

Инструкция: "Ответить на вопрос: " Из чего мы сварили сок? (из яблок). Значит он какой? (яблочный)"

Оценка аналогична предыдущей.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Материал: игра "Загадки художника" (изображения диких животных с недостающими частями тела, вырезанные из картона)

Инструкция: Перед ребенком выкладываются изображения диких животных. Дается задание: Назови животных, которых нарисовал художник (заяц, тигр). Все ли части тела у них на месте? Нет. Чего не хватает у тигра? (хвоста). Экспериментатор раскладывает недостающие части перед ребенком, показывает испытуемому заячье ухо и задает вопрос '. "Скажи, чье это ухо? (Ухо зайца) Как назвать ухо зайца по-другому, чье оно? (заячье). Оценка аналогична предыдущей.

6. Образование существительных с суффиксом - ниц - .

а) Различение в импрессивной речи.

Материал: картинки: чернильница, сахарница, песочница, селедочница.

Задание: "Покажи селедочницу на картинке" и т.д.

б) Употребление в экспрессивной речи. Материал: слова хлебница, конфетница, сахарница, чернильница. Вопрос: "Как назвать посуду, в которой находится сахар?" (сахарница).

Оценка аналогична предыдущей.

VII. Исследования зрительно-пространственных функций.

1. Состояние биологического зрения ребенка. (Данные из медицинской карты ребенка)

2. Состояние зрительно-пространственных функций.

а) Определение ведущей руки, правых и левых частей тела (схема тела). Определение ведущей руки производится с использованием следующих проб:

проба на переплетение пальцев;

проба на аплодирование;

проба "Поза Наполеона"; |

Для определения ведущего глаза предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки, используется проба с карандашом.

Для определения ведущего уха ребенку предлагается прислушаться, приложив ухо к двери; к тиканью часов; к шороху внутри ракушки.

б) Ориентировка в окружающем пространстве.

"Назови, что находится оправа от тебя. А что слева?"

в) Выполнение проб Хэда ("показать правой рукой левое ухо", "левой рукой правый глаз", "показать правые и левые части тела напротив сидящего человека")

г) Составление картинки, разрезанной на 2-4 части.

д) Конструирование фигур из палочек (по образцу).

3. Буквенный гнозис.

Материал: изображение букв печатного шрифта.

а) Называние букв печатного шрифта, данных в беспорядке. Оценка: правильное выполнение задания - 46., неправильное называние или незнание от 1 до 2 букв - 36., от 3 до 4 букв - 26., от 5 до 6 букв - 16., неправильное называние или незнание более 7 букв - 0б.

б) Нахождение буквы, предъявленной зрительно, среди ряда других букв.

инструкция: "Внимательно посмотри на букву. Найди такую же среди ряда букв"

Оценка: правильное выполнение задания - 46., неправильное выполнение - 0б.

в) Показ буквы по заданному звуку.

Перед ребенком выкладывается буквенный ряд, экспериментатор просит назвать букву "И".

Оценка аналогична предыдущей.

г) Узнавание букв в условиях заштриховки.

Оценка: правильное узнавание всех букв - 46., неправильное узнавание 1 буквы - 36., 2-х букв - 26., 3-х букв - 1ю., 4-х и более - 0б.

д) Узнавание букв, изображенных пунктирно. Оценка аналогична предыдущей.

е) Узнавание букв в неправильном положении.

Оценка аналогична предыдущей.

ж) Узнавание букв, наложенных друг на друга.

з) Дифференциация правильно и зеркально написанных букв.

и) Называние букв, сходных графически.

к) Нахождение нужной буквы среди сходных по начертанию. Оценка: правильное выполнение задания - 46., неправильное выполнение задания - 0б.

VIII. Исследование внимания.

Тест "определение школьной зрелости".

Оценка: за каждую пробу ставиться от 1 до 5 баллов. Состояние внимания оценивается в соответствии с предложенной системой (от 0 до 4 баллов).

IX. Исследование мышления.

Классификация предметов по группам:

а) Материал: предметные картинки.

Инструкция: перед ребенком выкладываются в ряд 2 картинки: яблоко - капуста. Затем поочередно предъявляются остальные предметные картинки. Испытуемый должен показать, куда их положить, к яблоку или к капусте, дав обобщающее название каждой группе.

б) Понимание нелепых ситуаций. Материал: картинка "Нелепицы".

Задание: "Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что тебя удивляет на ней, что изображено неверно?"

Оценка: наличие выраженной адекватной эмоциональной реакции, активный процесс рассматривания картинки, выделение всех нелепых ситуаций - 46., наличие выраженной адекватной эмоциональной реакции, активный процесс рассматривания, выделение от 11 до 13 нелепых ситуаций - 36., наличие слабовыраженной адекватной эмоциональной реакции, недостаточная активность при рассматривании картинки, выделении от 7 до 10 нелепых ситуаций - 26. выделение от 3 до 6 нелепых ситуаций - 16., понимание от 1 до 2 нелепых ситуаций, или непонимание нелепости изображенных фрагментов - 0б.

X. Исследования состояния моторной функции.

Тест "Определение школьной зрелости"

Оценка: если ребенок получает за 3 задания от 0 до 56. - 4балла, от 6 до 76. - 3 балла; от 8 до 96. - 2 балла, от 10 до 116. - 1 балл, более 12б. - 0 баллов.

XI. Исследование мнестической деятельности.

1. Зритель пая память.

а) Непроизвольное зрительное запоминание.

Материал: набор предметных картинок.

Инструкция: "Сейчас мы будем играть в "Магазин". Представь, что ты продавец. Вот приехала машина. Она привезла товар - игрушки".

Экспериментатор выкладывает перед испытуемым стопку картинок с изображением игрушек и продолжает: "Пересчитай картинки и скажи мне, сколько игрушек привезли в твой магазин? Какие игрушки привезли в магазин?"

Оценка: запоминание от 6 до 7 картинок - 46., запоминание от 4 до 5 картинок - 36., запоминание 3 картинок - 26., запоминание 2 картинок - 16., запоминание 1 картинки или невыполнение задания - 0б.

б) Произвольное зрительное запоминание.

Материал: игра "Поезд".

Запомни животных, которые едут в поезде.

Оценка аналогична предыдущей.

2. Слухоречевая память.

а) Объем запоминания.

Материал: серия несвязанных по смыслу слов: дом, лес, кот, стол, ночь, ручка, топор (по А.Р. Лурия).

Инструкция: "Внимательно послушай слова, которые я тебе скажу, и постарайся их запомнить. После того, как я закончу произносить слова, повтори их".

Оценка - запоминание от 6 слов - 46., от 4 до 5 - 36., от 3 - 26., от 2 - 16., запоминание 1 слова или невыполнение - 0б.


3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента


Количественная оценка результатов проводилась по четырех бальной системе. Критерий оценки базировался на учете степени сформированности исследуемых психических функций и процессов. Она определялась по количеству правильно выполненных заданий. Бальная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий, и выделялись уровни: высокий - 4 балла, выше среднего - 3 балла, средний - 2 балла, ниже среднего - 1 балл, низкий - О баллов. С учетом результатов обследования составлялся "индивидуальный маршрут" развития ребенка, состояния речевых и неречевых функций и процессов. "Индивидуальный маршрут" давал возможность составить общее представление о готовности каждого ребенка к овладению письмом.

Сводная таблица исследований состояния речевых и не речевых психических функций у детей с ОНР.


Таблица №1



Имя, Ф.

Состояние речевых психических функций и проц.

Общее

Кол-во

баллов














1

Саша Х.

1

2

3

2

2

3

3

3

2

1

2

3

29

2

Аня С.

1

2

3

2

1

3

4

4

3

2

2

2

31

3

Дима О.

1

2

2

2

2

3

3

3

2

2

1

2

26

4

Антон К.

1

1

2

1

1

2

3

3

2

2

2

2

23

5

Женя С.

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

2

3

22

6

Олеся М.

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

20

7

Уля В.

1

1

2

1

1

1

3

2

2

2

2

1

20

8

Ярослав А.

1

1

1

2

1

2

3

3

2

1

1

2

22

9

Боря М.

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

2

2

17

10

Аля С.

0

1

1

1

0

2

2

1

1

1

1

2

13


Средний

показатель

1

1,4

1,7

1,4

1,1

2,2

2,7

2,5

1,9

2,5

1,7

2,1


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9