Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи
Материал: слова: Оля, аист,
утро, машина, цветок, шапка.
в) Определение последнего звука
в словах. Слова: сон, пень, окно, сер, сон, кошка, сарай, соль. Оценка: каждая
серия задания оценивается отдельно:
правильное выполнение всех
заданий серии - 46.,
неправильное выполнение от 3 до
4 заданий - 26.,
от 1 до 2 заданий - 36., от 5 до
6 заданий 1б,
более 7 заданий - 0б.
г) Полный анализ слов с
использованием материальных опор. Слова: кот, лапа, корка, лопата. "Сколько
слогов в этом слове. Назови их. Сколько звуков. Назови их".
д) Выполнение аналогичного
задания в речевом плане, без использования материальных опор.
Материал: слова: лом, каша,
лодка, дорога.
е) Выполнение аналогичного
задания во внутреннем плане. Материал: предметные картинки с изображением
предметов: дом, рама, шапка, сапоги.
Оценка: каждая серия заданий
оценивается в отдельности. Правильное выполнение всех заданий серии - 46. правильный
анализ 3-х слов - 36., 2-х слов - 26., 1 слова - 16., неправильный анализ всех
слов или невыполнение задания - 0б.
4. Синтез слов.
а) Слоговый синтез слов.
Слова: раза, рыба, машина,
молоко, предоставленные следующим образом:
ро-за, ба-ры, ма-ши-на, ко-ло-мо.
Инструкция: "Сейчас я буду произносить
слова по слогам. Ты внимательно слушай меня, а потом скажи слово слитно. Некоторые
слоги "забыли" свое место. В таком порядке невозможно составить слова.
Помоги слогам вспомнить, где они стояли. Поставь их на нужные места, тогда
получится правильное слово".
Оценка аналогична предыдущей.
б) Фонематический синтез слов.
Слова,: лом, рама, сок, лапа,
представленные следующим образом: л, о, м; р, а, м, а; к, о, с; п, а, л, а.
Инструкция: "Правильно
составь слово". Оценка аналогична предыдущей.
V. Исследование монологической
связной речи.
1. Составление рассказа из серии
сюжетных картинок. Оценка: рассказ состоит из грамматически правильных
предложений, характеризуется связностью, развернутостью - 46; в рассказе
имеются грамматически правильно оформленные предложения, однако связывающие
звенья представлены эпизодически, рассказ краткий - 36; в рассказе имеются лишь
отдельные неправильные предложения, связующие звенья отсутствуют или
представлены эпизодически, рассказ состоит из простых предложений, очень
краткий - 26; рассказ состоит из неправильных предложений, связующие звенья
отсутствуют или рассказ очень краткий, незаконченный, в нем пропущено более
трех необходимых для понимания рассказа предложений - 16; отсутствие рассказа (1-2
предложения) - 0б. (по Р.И. Лалаевой).
2. Пересказ текста Л.Н. Толстого
"Галка и голуби". Оценка аналогична предыдущей.
VI Исследование
лексико-грамматического строя речи.
1. Исследование понимания и
употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Материал: две сюжетные картинки
с изображением мамы и дочки, накрывающих столы для гостей. Мама расставляет на
большом столе, а девочка на маленьком.
а) Различие в импрессивной речи.
Инструкция: Покажи, где столик? Где
вазочка? Где салфеточка?"
б) Употребление в экспрессивной
речи.
Инструкция: "Посмотри внимательно
на картинки. Мама ставит на стол чайник, и Маша ставит на столик маленький... Что?
- Чайничек" и т.д. (блюдце, чашка, ложка).
Оценка: каждая серия оценивается
отдельно.
Правильное выполнение веек
заданий - 46., 3-х заданий - 36., 2-х заданий - 26., одного задания - I." неправильное
выполнение или не выполнение - 06.
2. Образование названий
детенышей животных:
а) Различение названий детенышей
животных в импрессивной речи. Материал исследования - картинки с изображением
домашних и диких животных, домашних птиц: кошка и котенок, собака и щенок, свинья
и поросенок, корова и теленок, лошадь и жеребенок, еж и ежонок, овца и ягненок,
курица и цыпленок.
Инструкция: "Покажи, где
теленок? А где ягненок?" и т.д. Оценка: правильное выполнение всех заданий
- 46., неправильное выполнение от 1 до 2 заданий - 36., от 3 до 4 заданий - 26.,
от 5 до 6 заданий - 16., неправильное выполнение более 7 заданий или
невыполнение - 0б.
б) Употребление названий
детенышей животных в экспрессивной речи. Материал: сюжетная картинка о
изображением слоненка, щенка, лисенка, зайчонка, играющих на поляне (по книге
Максакова А. И).
Инструкция: "Посмотри на
картинку и послушай историю, которую я тебе расскажу. Играли на поляне
зверюшки, вдруг прибегает к ним ослик и говорит: "Вы здесь все прыгаете, а
вас мамы ищут ". Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал. Слоненку
сказал, что его ищет мама лиса. Правильно он назвал маму слоненка? Нет. Как
называется детеныш лисы? (лисенок). А лисенка, говорит ослик, ищет мама - зайчиха.
Кто детеныш зайчихи? (зайчонок). А кто детеныш собаки? (щенок). Как называется
детеныш слонихи? (слоненок).
Оценка аналогична предыдущей.
3-4. Образование относительных и
качественных прилагательных от существительных:
а) Материал: игра "ателье":
набор тканей, наклеенных на картон:
фланель, джинсовая ткань, бархат,
мех; прозрачные папки с вырезанной по контуру одеждой юбка, платье, брюки, шуба.
Словосочетания: Шуба из меха (меховая),
брюки из джинсовой ткани (джинсовые), платье из фланели (фланелевое), юбка из
бархата (бархатная).
Инструкция: "Сейчас мы
поиграем. Игра называется "ателье". Посмотри на изображения одежды, которые
я тебе покажу, и ответь на вопрос: "Что сшили портнихи?".
Оценка: правильное выполнение
всех заданий серии - 46., трех заданий - 36., двух заданий - 26., одно задание
- 16., неправильное выполнение всех заданий или невыполнение - 0б.
б) Игра "заготовка на зиму".
Материал: Предметные картинки с
изображением ягод, фруктов.
Инструкция: "Ответить на
вопрос: " Из чего мы сварили сок? (из яблок). Значит он какой? (яблочный)"
Оценка аналогична предыдущей.
5. Образование притяжательных
прилагательных.
Материал: игра "Загадки художника"
(изображения диких животных с недостающими частями тела, вырезанные из картона)
Инструкция: Перед ребенком выкладываются
изображения диких животных. Дается задание: Назови животных, которых нарисовал
художник (заяц, тигр). Все ли части тела у них на месте? Нет. Чего не хватает у
тигра? (хвоста). Экспериментатор раскладывает недостающие части перед ребенком,
показывает испытуемому заячье ухо и задает вопрос '. "Скажи, чье это ухо?
(Ухо зайца) Как назвать ухо зайца по-другому, чье оно? (заячье). Оценка
аналогична предыдущей.
6. Образование существительных с
суффиксом - ниц - .
а) Различение в импрессивной речи.
Материал: картинки: чернильница,
сахарница, песочница, селедочница.
Задание: "Покажи
селедочницу на картинке" и т.д.
б) Употребление в экспрессивной
речи. Материал: слова хлебница, конфетница, сахарница, чернильница. Вопрос:
"Как назвать посуду, в которой находится сахар?" (сахарница).
Оценка аналогична предыдущей.
VII. Исследования
зрительно-пространственных функций.
1. Состояние биологического
зрения ребенка. (Данные из медицинской карты ребенка)
2. Состояние
зрительно-пространственных функций.
а) Определение ведущей руки,
правых и левых частей тела (схема тела). Определение ведущей руки производится
с использованием следующих проб:
проба на переплетение пальцев;
проба на аплодирование;
проба "Поза Наполеона";
|
Для определения ведущего глаза
предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки,
используется проба с карандашом.
Для определения ведущего уха
ребенку предлагается прислушаться, приложив ухо к двери; к тиканью часов; к
шороху внутри ракушки.
б) Ориентировка в окружающем
пространстве.
"Назови, что находится
оправа от тебя. А что слева?"
в) Выполнение проб Хэда ("показать
правой рукой левое ухо", "левой рукой правый глаз", "показать
правые и левые части тела напротив сидящего человека")
г) Составление картинки,
разрезанной на 2-4 части.
д) Конструирование фигур из
палочек (по образцу).
3. Буквенный гнозис.
Материал: изображение букв
печатного шрифта.
а) Называние букв печатного
шрифта, данных в беспорядке. Оценка: правильное выполнение задания - 46.,
неправильное называние или незнание от 1 до 2 букв - 36., от 3 до 4 букв - 26.,
от 5 до 6 букв - 16., неправильное называние или незнание более 7 букв - 0б.
б) Нахождение буквы, предъявленной
зрительно, среди ряда других букв.
инструкция: "Внимательно
посмотри на букву. Найди такую же среди ряда букв"
Оценка: правильное выполнение
задания - 46., неправильное выполнение - 0б.
в) Показ буквы по заданному
звуку.
Перед ребенком выкладывается
буквенный ряд, экспериментатор просит назвать букву "И".
Оценка аналогична предыдущей.
г) Узнавание букв в условиях
заштриховки.
Оценка: правильное узнавание
всех букв - 46., неправильное узнавание 1 буквы - 36., 2-х букв - 26., 3-х букв
- 1ю., 4-х и более - 0б.
д) Узнавание букв, изображенных
пунктирно. Оценка аналогична предыдущей.
е) Узнавание букв в неправильном
положении.
Оценка аналогична предыдущей.
ж) Узнавание букв, наложенных
друг на друга.
з) Дифференциация правильно и
зеркально написанных букв.
и) Называние букв, сходных
графически.
к) Нахождение нужной буквы среди
сходных по начертанию. Оценка: правильное выполнение задания - 46.,
неправильное выполнение задания - 0б.
VIII. Исследование внимания.
Тест "определение школьной
зрелости".
Оценка: за каждую пробу
ставиться от 1 до 5 баллов. Состояние внимания оценивается в соответствии с предложенной
системой (от 0 до 4 баллов).
IX. Исследование мышления.
Классификация предметов по
группам:
а) Материал: предметные картинки.
Инструкция: перед ребенком
выкладываются в ряд 2 картинки: яблоко - капуста. Затем поочередно
предъявляются остальные предметные картинки. Испытуемый должен показать, куда
их положить, к яблоку или к капусте, дав обобщающее название каждой группе.
б) Понимание нелепых ситуаций. Материал:
картинка "Нелепицы".
Задание: "Внимательно
рассмотри картинку и расскажи, что тебя удивляет на ней, что изображено неверно?"
Оценка: наличие выраженной
адекватной эмоциональной реакции, активный процесс рассматривания картинки,
выделение всех нелепых ситуаций - 46., наличие выраженной адекватной
эмоциональной реакции, активный процесс рассматривания, выделение от 11 до 13
нелепых ситуаций - 36., наличие слабовыраженной адекватной эмоциональной
реакции, недостаточная активность при рассматривании картинки, выделении от 7
до 10 нелепых ситуаций - 26. выделение от 3 до 6 нелепых ситуаций - 16.,
понимание от 1 до 2 нелепых ситуаций, или непонимание нелепости изображенных
фрагментов - 0б.
X. Исследования состояния
моторной функции.
Тест "Определение школьной
зрелости"
Оценка: если ребенок получает за
3 задания от 0 до 56. - 4балла, от 6 до 76. - 3 балла; от 8 до 96. - 2 балла,
от 10 до 116. - 1 балл, более 12б. - 0 баллов.
XI. Исследование мнестической
деятельности.
1. Зритель пая память.
а) Непроизвольное зрительное
запоминание.
Материал: набор предметных
картинок.
Инструкция: "Сейчас мы
будем играть в "Магазин". Представь, что ты продавец. Вот приехала
машина. Она привезла товар - игрушки".
Экспериментатор выкладывает перед
испытуемым стопку картинок с изображением игрушек и продолжает: "Пересчитай
картинки и скажи мне, сколько игрушек привезли в твой магазин? Какие игрушки
привезли в магазин?"
Оценка: запоминание от 6 до 7
картинок - 46., запоминание от 4 до 5 картинок - 36., запоминание 3 картинок - 26.,
запоминание 2 картинок - 16., запоминание 1 картинки или невыполнение задания -
0б.
б) Произвольное зрительное
запоминание.
Материал: игра "Поезд".
Запомни животных, которые едут в
поезде.
Оценка аналогична предыдущей.
2. Слухоречевая память.
а) Объем запоминания.
Материал: серия несвязанных по
смыслу слов: дом, лес, кот, стол, ночь, ручка, топор (по А.Р. Лурия).
Инструкция: "Внимательно
послушай слова, которые я тебе скажу, и постарайся их запомнить. После того,
как я закончу произносить слова, повтори их".
Оценка - запоминание от 6 слов -
46., от 4 до 5 - 36., от 3 - 26., от 2 - 16., запоминание 1 слова или
невыполнение - 0б.
Количественная оценка результатов
проводилась по четырех бальной системе. Критерий оценки базировался на учете
степени сформированности исследуемых психических функций и процессов. Она
определялась по количеству правильно выполненных заданий. Бальная оценка
соотносилась с уровнями выполнения заданий, и выделялись уровни: высокий - 4
балла, выше среднего - 3 балла, средний - 2 балла, ниже среднего - 1 балл, низкий
- О баллов. С учетом результатов обследования составлялся "индивидуальный
маршрут" развития ребенка, состояния речевых и неречевых функций и
процессов. "Индивидуальный маршрут" давал возможность составить общее
представление о готовности каждого ребенка к овладению письмом.
Сводная таблица исследований состояния
речевых и не речевых психических функций у детей с ОНР.
Таблица №1
№
|
Имя, Ф.
|
Состояние речевых психических функций и проц.
|
Общее
Кол-во
баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Саша Х.
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
2
|
3
|
29
|
2
|
Аня С.
|
1
|
2
|
3
|
2
|
1
|
3
|
4
|
4
|
3
|
2
|
2
|
2
|
31
|
3
|
Дима О.
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
2
|
26
|
4
|
Антон К.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
23
|
5
|
Женя С.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
22
|
6
|
Олеся М.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
20
|
7
|
Уля В.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
20
|
8
|
Ярослав А.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
22
|
9
|
Боря М.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
17
|
10
|
Аля С.
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
13
|
|
Средний
показатель
|
1
|
1,4
|
1,7
|
1,4
|
1,1
|
2,2
|
2,7
|
2,5
|
1,9
|
2,5
|
1,7
|
2,1
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|