бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Последствия социальной депривации у детей бесплатно рефераты


Из приведенной таблицы видно, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка, с момента рождения чаще стремятся к уединению, чем их сверстники из дезадаптивной семьи. Дети из неблагополучных семей в большей степени проявляют негативное отношение к другим, драчливы. В то же вре­мя дети из обеих групп испытывают неуверенность в себе, застенчивы в связи с материнской депривацией, постоянно обращаются за поддержкой взрослого в своих действиях. Дети, находящиеся с рождения в доме ребенка наиболее обидчивы и плаксивы, чем дети, пришедшие из неблагополучных семей. Такие различия можно объяснить различными социальными условиями жизни и воспитания ребенка: низкий нравственный уровень социально-неблагополучных семей и медико-психолого-педагогические мероприятия, направленные на коррекцию и развитие ребенка. Часто взрослые вместо того, чтобы понять психологию ребенка раннего возраста, не всегда адекватно реагируют на поведение детей. Все это ведет к тому, что ребенок часто обижается, становится плаксивым.


3.3. Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.


Данная программа описывает опыт работы с детьми (в возрасте от 2 до 4 лет), получивших тяжелые психотравмы в раннем детстве (жестокое обращение, свидетельство тяжелых преступлений, разлука с близкими или их смерть). Эти дети воспитывались в Специализированном доме ребенка г. Воркуты. У всех детей отмечается задержка психо-речевого развития вследствие как социальной депривации, так и органических поражений мозга.

ЦЕЛИ:

1. В символической форме провести “реконструкцию” прошлых переживаний, “отреагировать” страх и горе ребенка, показать ему конструктивные способы разрешения проблемных ситуаций.

2. Развивать положительный “Я-образ ” ребенка (расширить его представления о себе и о внутреннем мире др. человека, развить способность к принятию самостоятельных решений, повысить самоконтроль.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

1.Во время сеанса психолог является активным участником игрового процесса, на первых порах он постоянно комментирует действия ребенка, вербализирует его и свои чувства. Предлагая ребенку различные игры, он оставляет право за ребенком на собственные действия, всячески приветствуя его инициативу. Можно сказать, что на время сеанса взрослый поступает в “безраздельное пользование” ребенка.

2.Создает благоприятные условия ребенку для создания образов. Предоставляет возможность испытать негативные переживания в безопасной обстановке, позволяет ребенку самому преобразовать эти образы в удобной для него форме.

3.Психолог не ставит перед собой задачу интерпретировать эти образы. Главное, что образы наполнены смыслом для самого ребенка. Хотя, конечно, неплохо, если и взрослый поймет их суть.

4.Психолог предлагает ребенку новые выразительные средства для выражения и решения своих проблем (индивидуально созданные для ребенка истории или народные сказки).

Ограничения, вводимые в игровую деятельность минимальны:

1.Время сеанса четко ограничено временными рамками.

2.Нельзя бить взрослого.

3.Нельзя ломать игрушки и выносить их из игровой комнаты.

Сеансы продолжаются до 30 минут.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.


Наиболее естественным способом проникновения во внутренний мир ребенка является игра. На первом этапе игровой терапии психолог устанавливает теплые, доверительные отношения с ребенком.

Данный контингент детей в силу возрастных особенностей и социальной запущенности не оставляет психологу широкого выбора в разнообразных играх. Предоставленной свободой и игрушками дети часто не умели пользоваться. На предложение “Поиграй” или “делай, что хочешь” большинство из них начинало бесцельно слоняться по комнате, перебирая игрушки, но долго не задерживая внимание ни на одной.

На первом этапе психологу необходимо стать активным участником игрового процесса, взрослый постоянно комментирует действия ребенка, вербализует его и свои чувства, положительно оценивает любую инициативу.

В большинстве случаев сведения о жизни ребенка в биологической семье поверхностны и отрывисты, а ребенок еще слишком мал, чтобы поделиться своими переживаниями. Поэтому перед психологом стоит достаточно трудная в профессиональном плане задача: на внешне примитивном игровом материале реконструировать прошлый опыт, “отреагировать” страх и горе маленького пациента, т.е. по сути, подойти к истокам формирования подсознания. Психологическая картина мира ребенка, получившего тяжелые психотравмы в первые три года жизни, существенным образом искажается: базовым личностным образованием становится чувство недоверия к миру, восприятие нового как потенциально опасного. Пытаясь “переработать” часто малопонятные, но страшные воспоминания, ребенок воспроизводит их в игре. Спонтанные игры детей часто являются ключом к глубинным слоям психики.

Выдержка из протокола: Наташа Лихоносова, 3 года 8 мес. (незначительная задержка интеллектуально-речевого развития вследствие социальной депривации). Девочку хотят взять в семью, но она отказывается общаться с усыновительницей: “Она мне не мама, мой дом здесь”. Сам по себе факт для домов ребенка исключительный: обычно дети ищут общения со взрослыми.

На занятии по игровой терапии девочке предлагается сюжет: поездка к маме и папе в гости. Наташа охотно играет, игровая деятельность насыщена разнообразными элементами. Психолог сюжет не направляет. В ходе игры девочка перестает упоминать маму. Она постоянно обращается к папе, звонит ему по телефону, поет ему песни. Постоянное обращение к папе – удивительный момент в игре, ведь с будущим отцом девочка не встречалась. Оказалось, что в три года ее привел в дом ребенка родной отец и отказался от ее воспитания: его жена, мать девочки умерла, осталось трое детей. Старшие остались с ним, а младшую дочь оформили в дом ребенка. Беседа с девочкой показала, что она не помнит, как попала в дом ребенка и кто ее сюда привел, но эмоциональная травма осталась и в игре ребенок пытался справиться со своими проблемами.

Наиболее подходящим видом деятельности для первого этапа являются шумные, подвижные игры, предполагающие тактильный контакт с ребенком. У детей, лишенных в раннем возрасте родительской любви и внимания, пропущен телесный опыт первого года жизни, имеющий важное психологическое значение.

Согласно взглядам Эриксона Э. тема доверия и безопасности – это проблема первого года жизни, когда происходит исследование границ своего тела и тела другого человека.

Ощущение безопасных границ собственного тела формируется у новорожденного в процессе тактильного контакта с матерью, этот контакт представляет собой первый вид коммуникации. Подобного ощущения не возникает в тех случаях, когда ребенок испытывает дефицит тактильного контакта, либо данный контакт связан с его травматизацией. Недостаток тактильной стимуляции в раннем детстве может привести к нарушениям телесной идентификации, к нарушению образа “Я” и утрате доверия к окружающим.

Поэтому использование игр, направленных на телесное осознование, является терапевтически оправданным для данного контингента детей.

Наиболее часто используются следующие игры: (детские игры представлены согласно классификации Замораева С.И. и Кудрявцевой С.В.)

1.”Шумелки-молчалки” - игры, дающие возможность заявлять о себе звуком (криком, плачем, смехом, др. шумом) или наоборот демонстрирование “тихого” поведения. В таких играх реализуется потребность в эмоциональном принятии, применяются для профилактики невроза навязчивости,связанного с внутренним конфликтом между “хочу” и“не имею права” через осознание возможности самоутверждения.

Возможность шумного самовыражения у детей-сирот часто является проблематичной, на первых сеансах их громкий голос производит впечатление удушенного, по мнению многих авторов – это символическое выражение страха громко заявлять о себе.

2. Игры, затрагивающие проблемы обладания (от простых “хваталок” и “бросалок” у малышей до “пятнашек” и сложных сюжетных построений с распределением “главных” и “подчиненных” ролей у детей постарше) направлены на расширение границ личностной независимости, познания объектных отношений.

В условиях Дома ребенка детям очень редко выпадает возможность безраздельного обладания каким-либо объектом. Понятие “Мое” и “Чужое” не дифференцировано. Многообразие игрушек, а главное возможность единолично владеть ими, часто вызывает у ребенка эйфорическое состояние и не позволяет ему выстроить игру. Некоторые психологи, стремясь сконцентрировать внимание ребенка, убирают лишние с их точки зрения предметы. Однако детская жадность через некоторое время проходит и ребенок сам устанавливает необходимый ему игровой набор. Благодаря такому подходу психотерапия проводится в “игровом” пространстве ребенка, а не взрослого.

Кроме того, в играх, связанных с проблемами обладания и потери, есть возможность соприкоснуться в безопасной ситуации с различными эмоциями, возникающими в связи с радостью обладания и фрустрацией по поводу потери объекта. Ребенок получает возможность адекватно выражать свои эмоции.

Данные игры направлены на профилактику истерических нарушений, связанных с неудовлетворенной потребностью обладать (“хочу, а не дают”).

3.Группа игр “пряталки-появлялки” дают возможность почувствовать наличие своего “ Я” через восприятие значимых близких. Считается, что подобные игры позволяют “отжить” (отыграть) катастрофу рождения. У детей-сирот рождение в прямом смысле слова явилось для них катастрофой. Трудно сказать, действительно ли ребенок проигрывает «катастрофу рождения» или это профессиональные фантазии психологов, но именно эти игры пользуются особой популярностью у детей, в них отчетливо проявляются полярные эмоции: страх и радость. Игры с «эмоциональными качелями» обладают терапевтической ценностью для детей, подверженных страхам, направлены на профилактику невротических и психотических нарушений, связанных со страхом “потери” себя.

Также с первых сеансов широко применяется рисование. В основном, дети не умеют рисовать даже простейшие фигуры. Однако, для психотерапии это не важно. Рисование используется как эмоциональный процесс. Дети смешивают краски, рисуют цветовые пятна, окрашивают воду. Наиболее часто используемые цвета – желтый и черный. Семейные дети тоже любят желтый цвет, недаром желтый называют цветом детства, а вот черный используют мало. Предпочтение определенного цвета может служить косвенным показателем эмоционального состояния ребенка.

Андрей Иванов, 4 года, поступил в Дом ребенка в 1 год 6 мес., сдан временно в связи с тяжелым материальным положением. Позже мать отказалась от родительских прав. В результате полученной психотравмы и социальной депривации в развитии личности нарастали негативизм и агрессивность.

В 4 года на сеансах игротерапии поведение сложное: негативистичен, агрессивен, дурашлив. Андрей в течение 2 мес. в рисунках использовал только черный цвет. Сережа – единственный ребенок, зарисовавший свой портрет черным цветом (рисование взрослым портрета ребенка – один из наиболее часто используемых психологических приемов, всегда вызывает интерес, дети очень бережно относятся к своему изображению). Но как только мальчик был выбран усыновителями, он раскрасил лист оранжевым и желтым цветом.

В атмосфере « эмоциональной безопасности» дети понимают, что им предоставлена свобода выбора, что любые их чувства, в том числе, такие как гнев и агрессия, принимаются взрослым.

После 3-4 сеансов обычно резко возрастает агрессивность, дети направляют ее на игрушки (бьют, швыряют, наказывают их), реже на взрослого. В некоторых литературных источниках отмечается, что дети, подвергавшиеся в раннем детстве физическому насилию и отвергавшиеся взрослыми, склонны к более агрессивным играм, чем их сверстники. Мои наблюдения не подтверждают эту точку зрения (по крайней мере, для детей 2-4 лет). Скорее их игры похожи на игры семейных детей более младшего возраста, испытывающих сильные страхи. Также в отличие от семейных детей-невротиков этого возраста, у детей-сирот в агрессивных играх отмечаются слитность понятий “любовь-ненависть”. Очевидно, это связано с моделью поведения первого значимого лица в их жизни (заботу о них проявляло лицо, жестоко обращавшееся или безразличное к ним).

Необходимо отметить, что одна из проблем, с которой сталкивается взрослый на первых сеансах, - решительное нежелание ребенка покинуть игровую комнату и вернуться в группу. Психологу нужно четко соблюдать временные рамки. За 5-10 минут ребенка предупреждают об окончании сеанса. В конце сеанса можно ввести ритуальное действие: «Давай попрыгаем на батуте, а потом ты пойдешь в группу». Если ребенок не желает уходить, психологу необходимо отразить его чувства: «Я понимаю, что тебе не хочется уходить, ты сердишься на меня…плачешь. Но наше время истекло. Мы встретимся с тобой … (указывается точная дата)». Обычно через несколько сеансов бурный протест проходит.

Контакт с ребенком можно считать установленным, если он стремится к тактильному общению («садится на шею» в буквальном смысле этого слова), появились социально неодобряемые игры, слова (если ребенок говорит), ребенок относительно спокойно уходит в группу.

Следующим эмоциональным переживанием,всплывающим на сеансах игротерапии являются переживания страха и ужаса. В игре ребенок стремится воспроизвести переживания, потрясшие его еще в раннем детстве.Чем в более эмоционально суровой обстановке находился ребенок,тем более это выражено.

Появление в играх агрессивного пугающего персонажа - ключевой момент в психотерапевтическом процессе.


2 этап РАБОТА СО “СТРАШНЫМИ” ОБРАЗАМИ.

Результаты психологической работы свидетельствуют, что универсальной темой, к которой обращаются маленькие дети, получившие тяжелые психотравмы в раннем детстве, является тема смерти, проявляющаяся в примитивных сюжетах с “поеданием”. В какой-то момент в играх ребенка появляется страшный объект, стремящийся съесть его.

Символику, связанную с темой «поедания» обычно относят к архаическому сознанию. Считается, что архаические элементы сознания поддерживаются как культурными механизмами, так и подсознательными элементами, находящимися на границе психики и физиологии. По мнению Е. Петровой использование сюжетов с поеданием в психотерапии детей и взрослых позволяет реконструировать переживания первого года жизни. Для ребенка игровое поедание – это отработка темы физической целостности своей поверхности и темы базовой безопасности в психологическом плане.

На этом этапе психологу надо быть особенно осторожным в своих высказываниях и действиях. Необходимо, чтобы “ страшный образ “исходил от ребенка, а не от взрослого. Самостоятельно работая с образом, ребенок находит пути для разрешения внутренних бессознательных конфликтов доступным для него способом. Самое лучшее, что может сделать взрослый в этот период – свести до минимума свое влияние на формирование страшного образа. Ведь в ряде случаев страшным персонажем становятся не привычные для взрослого сознания образы Волка и Бабы-Яги, а образы, имеющие во взрослом сознании положительное значение (например, Дед Мороз).

Пример появления страшного персонажа:

Миша Лебедев, 3года 6 мес., от его воспитания мать отказалась еще в роддоме. Придумал друга, мама которого возьмет его жить к себе, “когда заработает больше денег”.

Ребенок заходит в комнату, рассматривает игрушки.

-                     Кто это? – показывает на большого в рост ребенка зайца. – Мишка?

-                     Это – заяц.

Психолог достает зайца и сажает его на стульчик. Мальчик к игрушке не подходит. Через некоторое время: ”У него рот красный…”

-Да, у него рот красный.

-Он хочет есть…длит. пауза…он хочет есть детей…

Отходит подальше. Продолжает самостоятельно играть с игрушками. Через 5-10 минут

-Он на меня смотрит…

-Он на тебя смотрит.

-Он хочет меня съесть!

Ребенок резко отпрыгивает в сторону.

В данном случае психолог нейтральным голосом повторяет слова ребенка, стремясь выяснить какими чертами наделяется незнакомый объект.

 Существует два способа появления страшного, пугающего персонажа:

1.                 Агрессивный персонаж вводится ребенком (он хочет поиграть в “страшное”)

2.                 Ребенок испытывает подлинный страх при встрече с каким-либо объектом или ситуацией.

Если ребенок сам вводит агрессивный персонаж и стремится поиграть в «страшное», то такое поведение свидетельствует о том, что у него имеются личностные резервы для того, чтобы без риска для своей психики допустить страшное в сферу осозноваемого.

Выдержка из протокола:

Оля Бурлака, 2 года 8 мес. В Доме ребенка 4 месяца, родители лишены родительских прав. Девочка плаксивая, отмечается противоречивость воспоминаний о доме: «Хочу домой» или «Не хочу домой, там меня обижали». Придумала, что ее проведывает бабушка, которой нет на самом деле.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11