Последствия социальной депривации у детей
Истоки:
Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп. –
М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
Катаева А.А.,
Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии : Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
Колосова С.Л.
Основы психодиагностики. Учебное пособие. – Сыктывкар, 2002. 181 с.
Кольцова М.М.,
Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: ИД «МиМ»,
1998. – 192 с. + цв. вкл.
Комплексное
исследование и уровневая оценка психофизического развития детей дошкольного
возраста со смешанными специфическими расстройствами развития: Методические
материалы / Авторы-составители Т.В. Воробинская, З.В. Ломакина, Т.И. Бубнова,
И.В. Дуплова; Под ред. Н.В. Новотворцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002, 122 с.
Кроха: Пособие
по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для
дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева, Н.П.
Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003. –
253с.
Лисина М.И.
Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Лисина М.И.,
Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и
сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической
психологии / Под редакцией М.И. Лисиной. М., 1980.
Маллер А.Р.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: АРКТИ,
2000.
Мастюкова Е.М.
Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям
по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
Методико-психолого-педагогическая
реабилитация детей в домах ребенка (современные аспекты). Методическое пособие.
Под ред. проф. Е.Т. Лильина. – М.: Изд-во «ЛО Московия», 2002.
Монина Г.Б.,
Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. –
192 с.: ил.
Мухамедрахимов
Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб: Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2001. – 288 с.
Павлова Л.Н.
Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.:
Мозаика-Синтез, 2000.
Пантюхина
Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития
детей раннего возраста. / Под ред. проф. В.А. Доскина. – М.: ВУНМЦ, 1996.
Первушина Е.В.
Развивающие игры для детей от рождения до одного года. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2001. – 256 с.: ил.
Печора К. Дети
раннего возраста в домах ребенка // Дошкольное воспитание. – 2003 - № 10.
Программа
воспитания и обучения детей в доме ребенка. – М.: Министерство здравоохранения
СССР, 1987.
Психология
ребенка / Б. Инхельдер, Ж. Пиаже. – 18-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с. –
(Серия «Концентрированная психология»).
Разенкова Ю.,
Выродова И. Игры-занятияс детьми в возрасте от одного до трех месяцев.
Игры-занятия с детьми в возрасте от трех до шести месяцев // Дошкольное
воспитание. – 2003 - № 08, 11.
Развивающие
игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов /
Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия
Холдинг, 2000. – 240 с.: ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие,
развлечение»).
Развиваем руки
– чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и
педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. –
Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000. – 192 с.: ил.
– (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Развитие и
воспитание детей раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб.заведений / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под ред. В.А.
Доскина, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
Раттер М. Помощь
трудным детям. – М., 1987.
Ребенок.
Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.
Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
Руководство по
раннему обучению. Портредж, США. Институт раннего вмешательства. – СПб.:
«Петербург XXI век», 1995.
Светлова И.Е.
Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / Худ. Е. Смирнов. – М.:
Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72 с., илл. (Серия «Домашняя школа»).
Система работы
по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. Методическое
пособие. Автор-составитель: И.В. Скворцова, учитель-логопед коррекционной школы
№ 1 г. Санкт-Петербурга. – СПб.: Ленинградский областной институт развития
образования (ЛОИРО), 2000.
Современные
технологии реабилитации в педиатрии / Под редакцией Е.Т. Лильина. - М.: Изд-во
«ЛО Московия», 2002.
Сорокова М.Г.
Система М. Монтессори: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
Стребелева
Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для
педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 С.: ИЛ. –
(Коррекционная педагогика).
Тонкова-Ямпольская
Р.В., Фрухт Э.Л., Голубева Л.Г., Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Оздоровительная и
воспитательная работа в доме ребенка. – М.: «Просвещение», 1989.
Уварова Н.Н.
«Нянюшка». Звуковое пособие для родителей по музыкально-речевому развитию
детей. Православный медико-просветительский центр «Жизнь» при храме
Благовещениям Пресвятой Богородицы в Петровском Парке, г. Москва, 2000 г.
Формирование
количественных представлений у детей дошкольного возраста с проблемами в
развитии / Л.Б. Боряева., Т.Н. Васильева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко и др.; Под
ред. Л.Б. Баряевой и А.П. Зарин. – СПб.: ЛОИУУ, 1995. – 84 с.
Чистович Л.,
Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных
родителей – СПб.: Петербург-XXI век, 1996. – 240 с.: ил.
Шадриков В.Д.
Введение в психологию: мотивация поведения. – М., 2003.
Штрасмайер В.
Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и
сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. – М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.
Якушина Т.
Утренняя гимнастика с элементами логоритмики // Дошкольное воспитание. – 2003 -
№ 12.
Приложение
№1
Скрининг-программа обследования детей в СДР
Приложение №2
ДИАГНОСТИКА
ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
(по
шкале Сирса)
|
Уровень тревожности
|
|
|
|
|
|
|
При непосредственном общении с трудом включается в
работу
|
|
|
|
|
|
|
Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на
вопросы
|
|
|
|
|
|
|
Потеют руки
|
|
|
|
|
|
|
Суетлив, много лишних жестов
|
|
|
|
|
|
|
Имеет трудности сосредоточенностиособенно в
экстренных ситуациях
|
|
|
|
|
|
|
Легко краснеет, бледнеет
|
|
|
|
|
|
|
Нетерпелив, не может ждать
|
|
|
|
|
|
|
Обидчив
|
|
|
|
|
|
|
Часто агрессивен
|
|
|
|
|
|
|
Плаксив
|
|
|
|
|
|
|
Сверх чувствителен
|
|
|
|
|
|
|
Резко пугается
|
|
|
|
|
|
|
Часто грызет ногти, сосет палец
|
|
|
|
|
|
|
Скован, часто напряжен
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. ребенка
|
|
|
|
|
|
|
Пример заполнения бланка по шкале Сирса
ДИАГНОСТИКА
ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
(по
шкале Сирса)
|
Уровень тревожности
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
В
|
При непосредственном общении с трудом включается в
работу
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на
вопросы
|
|
|
|
|
|
|
Потеют руки
|
|
|
|
|
|
|
Суетлив, много лишних жестов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Имеет трудности сосредоточенностиособенно в
экстренных ситуациях
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Легко краснеет, бледнеет
|
|
|
|
|
|
|
Нетерпелив, не может ждать
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Обидчив
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Часто агрессивен
|
+
|
+
|
+
|
–
|
–
|
–
|
Плаксив
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Сверх чувствителен
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Резко пугается
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Часто грызет ногти, сосет палец
|
+
|
–
|
–
|
+
|
–
|
–
|
Скован, часто напряжен
|
–
|
–
|
–
|
–
|
–
|
–
|
Ф.И.О. ребенка
|
Юра К.
|
Маша Ч.
|
Игорь Ч.
|
Коля Х.
|
Андрей И.
|
Миша Л.
|
Приложение 3
Возрастная
шкала оценки психического развития детей первого года жизни.
|