Последствия социальной депривации у детей
Последствия социальной депривации у детей
Университет
Российской Академии Образования
Психологический
Факультет
Дипломная
работа
Последствия
социальной депривации у детей
Научный
руководитель: Бызова В.М.
Исполнитель:
Квитко В.А.
Студентка
6 курса 12 семестра
Регистрационный
№ 9901438/01
Почтовый
индекс, адрес, телефон:
169915,
г. Воркута - 15,
ул.
Суворова, д. 16, кв. 7
тел.
5 - 80 - 92
Дата сдачи:
Подпись:
г.
Воркута - 2005
Оглавление
Введение
…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические причины
нарушения социально-эмоционального развития детей ...…………...…………………………………………..………...7
1.1.
Возрастные
закономерности психологического развития личности ....13
1.2. Психолого-педагогическая
характеристика детей СДР...………………..22
1.3. Особенности
развития личности ребенка в условиях материнской депривации ..…………………………………………………………….……....25
1.4.
Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в развитии
…..……………………………………..…………………...….……36
Глава 2. Объект и методы исследования
…………………..………………….49
2.1. Объект и этапы
исследования
2.2. Характеристика групп
2.3. Методы исследования
Глава 3. Исследование депривационных
нарушений у детей раннего возраста……………………………………………………………..………….…51
3.1. Исследование
психологического статуса детей раннего возраста ……...56
3.2. Исследования последствий социальной
депривации у детей раннего возраста ....................................…….……...………………………..…….….59
3.3. Программа по коррекционной работе и
сглаживанию последствий социальной депривации ……………………………….………………………63
Заключение
……..……………………………………………………………….75
Библиографический
список….…………………………………………….........79
Приложение № 1
………………………………………………………………..84
Приложение № 2
………………………………………………………………..85
Приложение № 3
………………………………………………………………..86
Приложение № 4
………………………………………………………………..89
Приложение № 5
………………………………………………………………..92
Приложение № 6 ………………………………………………………………..95
Приложение № 7
………………………………………………………………..95
Введение
Проблемам
социализации детей раннего возраста в условиях материнской и социальной
депривации: в домах ребенка, больницах, закрытых центрах, - были посвящены
исследования известных отечественных ученых Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной,
М.И. Лисиной, Т.М. Землянухиной, Ю.Ф. Поляковой, Р.Ж. Мухамедрахимова и др. К
вопросам социальной депривации детей раннего возраста обращались в своих трудах
выдающиеся отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер,
В.С. Мухина, Ж.Пиаже, Б.Инхельдер, Ш.Бюлер, Б.Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка,
Э.Эриксон и др.
Понимание
депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации. В
нашей дипломной работе мы рассматриваем:
- депривацию
идентичности (социальную) – как ограниченную возможность для усвоения
автономной социальной роли;
- депривацию материнскую
– как состояние, обусловленного недостатком постоянного, тесного и стойкого
отношения к одному лицу, к матери.
В настоящее время
в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в
целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном
положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего
поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности,
преступности и наркомании среди детей и подростков.
Дети группы
социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на
себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию. Длительное воздействие
на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений с взрослыми
и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность,
агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности,
отверженности. Большинство детей данной группы населения попадает в
государственные учреждения: приюты, дома ребенка, детские дома,
школы-интернаты.
Проблема
социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка,
впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и
эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту,
Большое
число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное
недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что
выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в
особенностях эмоционально-личностной сферы.
В
силу ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных) дети,
воспитывающиеся в специализированных учреждениях, заслуживают специального изучения.
Они составляют в целом группу риска по нарушенному поведению в доме ребенка.
Так, если 20 лет назад среди детей и подростков школьного возраста дети с
отставанием в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии составляли
0,3-0,5%, то сейчас их 3-5%. При этом в силу личностных качеств и отсутствия
должной социальной помощи эти дети и подростки дают около 15-20% всех
правонарушений и преступлений среди молодежи.
Проблемы
психологического характера детей-сирот определяются недостатком родительской ласки
и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор,
как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования
личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации
становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время
повышенной уязвимости воспитанника дома ребенка.
Новизна нашей
работы состоит в ее направленности на углубление теоретических и методических
представлений о целостности, индивидуально-личностной ориентированности
коррекционных педагогических воздействий посредством психологических
коррекционно-развивающих занятий на общее психическое и физическое развитие
ребенка, имеющего проблемы в поведении.
На сегодняшний
день тема социальной депривации недостаточно изучена в психолого-педагогической
литературе. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий
депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако
очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является
более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и
гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении
поведения. Для ликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного
поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее
условий.
Объект
исследования - поведение детей в возрасте от рождения до 4 лет - воспитанников
Специализированного Дома Ребенка г. Воркуты (59 чел.)
Предмет
исследования – последствия нарушения эмоционально-волевой сферы воспитанников
специализированного дома ребенка.
Цель исследования
– изучение особенностей межличностного общения детей-сирот, преодоление
эмоциональных расстройств и дезадаптивного поведения у детей
специализированного дома ребенка.
Задачи исследования:
1.
Изучить
социальный статус и психофизиологические особенности детей с задержкой
психического развития.
2.
Рассмотреть
влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного
дома ребенка.
3.
Описать
влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях
специализированного дома ребенка.
4.
Выявить
особенности поведения детей раннего возраста.
5.
Разработать
программу психопрофилактической и коррекционной работы с детьми раннего
возраста в условиях специализированного дома ребенка.
Гипотеза. У детей
раннего возраста, находящихся в специализированном доме ребенка, отмечается
изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги,
агрессивности.
Указанные
изменения являются последствиями социальной и материнской депривации, вызваны трудностями
адаптационного периода при переходе от проживания в семье к проживанию в доме
ребенка, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными
представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье,
клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими
заболеваниями.
В межличностном
общении детей-сирот, находящихся в условиях социальной депривации, играют
большую роль эмоциональные контакты со сверстниками и взрослыми, условия
семейного воспитания. Для развития межличностного общения детей-сирот наиболее
эффективны модели многодетных семей с совместным проживанием в одной квартире
детей-сирот и воспитателя вне детского дома, либо с совместным проживанием
детей-сирот и воспитателей, кровных родственников, в условиях созданной для них
квартиры в самом детском доме.
ГЛАВА 1.
Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей.
В
90-е годы в психологии и педагогике возрос интерес к проблеме сиротства,
появляются работы, посвященные изучению психического развития, проблем
социальной адаптации, образа жизни детей, оставшихся без попечения родителей и
воспитывающихся в интернатных учреждениях (И. В. Анисимова, 1992; Л. Н.
Галигузова, С. Ю. Мещерякова, И. Ф. Дементьева, 1992; Н. П. Иванова, 1995; И.
А. Яковлева, 1992 и др.). В настоящее время остро встает вопрос о повышении
эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе
детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в
домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное
воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии
эффективно решать проблему социальной адаптации сирот, в том числе и имеющих
отклонения в развитии.
Причины психологического нарушения
социально-эмоционального развития детей в условиях дома ребенка многообразны.
Во-первых, основная часть детей имеет
неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность
алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное
увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и
неврологической патологией. Именно «отказные» дети чаще имеют врожденные
физические и психические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии
опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для
прерывания беременности. Кроме того, дети, помещенные в детские дома,
перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь, это
умственная отсталость и шизофрения.
Во-вторых,
вредным является
уже само вынашивание нежеланной беременности потенциальными «отказницами»
(бросающими новорожденных в родильных домах). Стрессогенное воздействие
вынашивания такой беременности приводит к искажениям жизненно важного
взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к
нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними. У большинства
будущих «отказниц» во время беременности отмечаются психические нарушения:
истероформные реакции, депрессивные состояния, психовегетативные нарушения,
обострения психических, соматических хронических заболеваний. Важным патогенным
фактором являются связанные с психическими отклонениями нарушения поведения
таких беременных: гиперактивность, неудачные попытки прервать беременность,
злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и пр. Большинство из них
оказываются неготовыми к родам, о чем свидетельствует исключительно высокий
уровень недонашиваемости, а также патологии родовой деятельности. Клинически
выраженные мозговые повреждения у новорожденных обнаруживаются сразу после
родов. Они нуждаются в реанимации и интенсивной терапии в связи с тяжестью
состояния.
Недоношенность,
малая масса и сопутствующие им церебральные повреждения часто приводят к
нервно-психической патологии у детей. Если к этому прибавить патогенное влияние
на психическое развитие ребенка раннего разрыва с матерью и неизбежно
возникающей при этом психической депривации младенца, а также ту угрозу,
которую несет наследственный фактор психической патологии родителей, то
становится очевидным, что дети, рожденные от нежеланной беременности, входят в
группу особого риска по психической патологии, требуют чрезвычайного внимания и
интенсивных медико-социальных и психолого-педагогических профилактических
мероприятий с младенчества.
Значительная
часть случаев отказов от детей связана не столько с социальными нуждами или с
глубокой нравственной деградацией женщины, сколько с временными личностными,
социально-психологическими и материальными кризисами. Во многих странах мира, в
которых практически сведено на нет социальное сиротство как явление, помимо
прочего активно функционируют и оказывают действенную помощь женщинам и семьям,
оказавшимся в кризисной ситуации разнообразные службы
социально-медико-психологической помощи. К сожалению, приходится констатировать
практически полное отсутствие таких служб в нашей стране.
Третьим
патогенным
фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс
социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских
семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными для социального сиротства
являются безнадзорность и гипоопека. Большинство семей, где дети лишены
попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий
материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей,
аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье, а также проживание с тяжело
психически больными родственниками.
Остро
в таких семьях стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое,
сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской
любви (дети без любви), недоедают, не посещают организованные детские
коллективы, подвергаются истязаниям, что приводит к уходу из дома. Отсюда -
признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии
более чем в двух третях случаев, признаки мозговой дисфункции с
неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной
деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко
лжи, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими реакциями.
Четвертым
и, пожалуй,
одним из наиболее мощных патогенных и дезадаптирующих факторов для ребенка
является сам насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в
детское специализированное учреждение. Главным условием полноценного
психоэмоционального развития ребенка является родительская семья с
соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим
только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью.
Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных
психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от
матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва. В раннем
детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития
(отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики
и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей
сглаженности проявления чувств при нередкой склонности к страхам и тревоге,
поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и
отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при
контакте).
Изоляция
младенца от матери обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуального
развития и формирования личностных функций, которые не поддаются исправлению.
Разлука с матерью, начиная со 2-го года жизни, также ведет к печальным
результатам для личности ребенка, не поддающимся реабилитации, хотя
интеллектуальное развитие достаточно полно нормализуется.
В
специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные
родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение
длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации,
но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако
развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до
12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от
депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее
обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и
сильным межличностным привязанностям.
Следовательно,
наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное»
сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в
большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по
всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом
оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития
вследствие социальной депривации (схема 1).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|