бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мотивация профессиональной деятельности шахтёров бесплатно рефераты

Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех  скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу.

Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избежания неудач склонны объяснять по-разному.

 Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты дея­тельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т. д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени труд­ности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Следствием возникновения потребностно – мотивационных проблем становится снижение активности человека, потеря цели, смысла жизни. Такие причины как сильно развитый мотив избегания неудач, неуверенность человека в себе могут привести к отсутствию у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к практическим действиям по её реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий.

В экспериментальном исследовании приняло участие 100 сотрудников ОАО Воркутауголь, среди них – 50 подземных рабочих и 50 сотрудников управленческого аппарата. Использованные методики были адекватны цели и задачам исследования. При их проведении были соблюдены все предъявляемые авторами методик требования.

Экспериментальное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу: мотивация профессиональной деятельности подземных работников шахт и управляющего персонала имеет различия, проявляющиеся как в уровне мотивации достижения успеха, так и  в структуре мотива.

Нами были выявлено, что между должностью и выраженностью мотивации достижения успеха существует сильная прямая взаимосвязь (Коэффициент корреляции по Спирмену составил +0,78; по Пирсону +0,73).

У всех участников исследования была выявлена фрагментарность в представленности в сознании структуры мотива, то есть имелись определённые «перекосы» в сторону той или иной группы мотива. В структуре мотивов подземных работников и управленцев были выявлены следующие различия: для подземных рабочих характерно преобладание внешних мотивов. Коэффициент корреляции Спирмена [– 0,77]; коэффициент корреляции Пирсона [– 0,78]). Аналогичные различия были выявлены относительно мотивов потребностного блока (коэффициенты корреляции равны [-0,86] и    [-0,85] соответственно. Связь между переменными в обоих случае сильная, обратная. Корреляционный анализ показал, что для управленцев более актуальны мотивы внутреннего фильтра (коэффициенты корреляции равны +0,79 и +0,78 соответственно). Связь между переменными сильная, прямая. В проявлении мотивов целевого блока статистически достоверных различий встречено не было. Связь между переменными была выявлена прямая, слабая.

При анализе мотивирующих факторов работников было выявлено, что наибольшее значение среди подземных рабочих имеет такой  фактор, как потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок. Наименее актуальны потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень  близости взаимоотношений, доверительности и потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности.

Наиболее актуальными для работников управленческого аппарата являются потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке, потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности; потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие закономерности:

-         Чем выше должность, тем сильнее проявляется потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень  близости взаимоотношений, доверительности; выше потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности.

-         Чем выше должность, тем в меньшей степени проявляется потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок; тем ниже потребность в завоевании признания со стороны других людей, в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки); ниже потребность в ощущении востребованности, в интересной общественной полезной работе.

По остальным факторам полученные различия не существенны.

Мы видим, что в целом полученные результаты позволили подтвердить теорию Маслоу: у работников шахт, в условиях труда которых не удовлетворяется ряд базовых потребностей, на первый план выходят мотивы внешних условий, мотивы признания. У работников управленческого аппарата более сильными оказались более высоких ступеней по пирамиде А. Маслоу. Вместе с тем и для них существенное значение имеют внешние мотивы. 

Мы считаем, что данное исследование может быть продолжено в направлении изучения взаимосвязи динамики мотивационной сферы с изменением ценностных ориентаций работника, а также в связи с формированием синдромов эмоционального сгорания и профессиональной деформации личности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1.                 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2002.

2.                 Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопросы психологии. № 1, 1978.

3.                 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. –  М., 1976.

4.                 Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Лист, 1996.

5.                 Бакурадзе А. Факторы – мотиваторы. // Директор школы. №1. 1997.

6.                 Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Просвещение, 1978.

7.                 Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. / Вестник МГУ. Психология. № 2. 1998.

8.                 Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль над действием. – М.:  МГУ, 1991.

9.                 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М: МГУ, 1990.

10.               Вудкок, М.; Френсис, Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991.

11.             Десслер Г. Управление персоналом. – М.: Наука, 1997.

12.             Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно - смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопросы психологии. № 6. 1989.

13.             Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.

14.             Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Просвещение, 1975.

15.             Иванников В.А. Формирование побуждения к действию. // Вопросы психологии. №3. 1985.

16.             Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.– М.: МГУ, 1991.

17.             Ильин Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. № 2. 1995.

18.             Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

19.             Кикнадзе И.В. К проблеме побуждения деятельности. // Вопросы психологии. № 5. 1986.

20.             Леонтьев А.Н. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал. № 2. 1992.

21.             Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

22.             Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. – М., 1987.

23.             Манукян С.П. Потребности личности и их место  в педагогической концепции мотивов учения. // Вопросы психологии. № 4. 1984.

24.             Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2005.

25.             Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. – М., 1971.

26.             Немов Р.С. Психология. Т.1. –  М.: Владос, 2000.

27.             Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации. // Вопросы психологии. № 5. 1989.

28.             Парсонс Т. О структуре социального действия. – М: Академический проект, 2002.

29.             Практикум по общей психологии /под ред. Щербакова А.И. – М.: Просвещение, 1979.

30.             Практикум по общей экспериментальной психологии. / Под ред. Крылова Е.А. – М.: ЛПУ, 1987.

31.             Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 1999.

32.             Розанова В.А. Психология управления – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

33.             Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Л., 1989.

34.             Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. –  М.: Наука, 1975.

35.             Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности. // Вопросы психологии. №6. 1981.

36.             Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления. – М.: ИНФРА-М, 1999.

37.             Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью. // Психологический журнал. №4. 1985.

38.             Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. №3. 1989.

39.             Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х томах.– М.: Педагогика, 1986.

40.             Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб, 2001.

41.             Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 2000.

42.             Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 2000.

43.             Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. // Детский психолог. №7. 1995.

44.             Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М., 1997.

45.             Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.

46.             Ялов А. Краткосрочная позитивная психотерапия. – СПб, 2000.

47.             www.azps.ru

48.             www.glossary.com.ua

49.             www.mnogosmenka.ru

50.             www.rostrud.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова

Тест состоит из ряда утверждений касающихся отдельных сторон характера, а так же мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу: +3 – полностью согласен; +2 – согласен; +1 – скорее согласен, чем не согласен; 0 – нейтрален; -1 – скорее не согласен, чем согласен; -2 – не согласен; -3 – полностью не согласен.

Текст опросника

1.     Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2.     Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

3.     Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4.     Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешёл бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5.     Я предпочёл бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сам должна определять свою роль.

6.     Более сильные переживания у меня вызываются скорее страхом неудачи, чем надеждой на успех.

7.     Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.

8.     Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность удачи равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному.

9.     Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собрался играть в карты, то я скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникают волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.

20. Если я заболел и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать или поработать.

21. Если бы я жил с несколькими мужчинами в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, я предпочёл бы сам организовать ее, чем чтобы это сделал какой-нибудь другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10