Мотивация профессиональной деятельности шахтёров
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше
обращусь к кому-то за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее
возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее
опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством,
чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится выполнять сложное
незнакомое задание, чем задание знакомое, в успех которого я уверен.
27. Если бы я успешно решил какую-то задачу,
то с большим удовольствием взялся бы решать еще раз аналогичную, чем перешёл бы
к задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда
передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают,
что и как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускаю
ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь
исправить положение.
30. Пожалуй, я больше всего мечтаю о своих
планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Приложение 2
Методика «Выявление осознанности
различных компонентов мотива»
Инструкция: Внимательно
прочитайте начало предложения и закончите его первой пришедшей в голову фразой.
Старайтесь работать быстро, при этом длина и строение фразы значения не имеют.
Если в Вашем случае
нет каких – либо предложенных ситуаций, представьте, что может побудить человека
работать на данной должности.
1.
Не смотря
на достаточно высокий уровень доходов в моей семье, я продолжаю работать, так как
2.
Не смотря
на то, что условия работы могут отрицательно повлиять на моё здоровье, потому что
3.
Хотя жена
не очень рада моей работе на шахте, я продолжаю работать, потому что
4.
Не смотря
на то, что работа в данной должности бесперспективна для карьеры, я продолжаю работать,
так как
5.
Не смотря
на не вполне благоприятные условия труда, я продолжаю здесь работать, потому что
6.
Не смотря
на то, что у меня уже были производственные травмы, я продолжаю здесь работать,
так как
7.
Хотя родители
не поддержали моего решения об устройстве на эту работу, я всё же сделал это, потому
что
8.
Не смотря
на то, что заработная плата меня не вполне устраивает, я продолжаю работать здесь,
так как
9.
Хотя у меня
была другая работа, я перешёл сюда, потому что
10.
Несмотря на
возраст (я ещё очень молод, мне нет 25-х, мне уже за 40), я продолжаю работать на
опасной работе, потому что
Всё. Спасибо.
Приложение 3
12-факторный опросник Климова
Инструкция:
оцените каждое из утверждений по 11-бальной шкале.
1.
Я полагаю, что мог бы
внести большой вклад на такой работе, где:
(a) хорошая
заработная плата и прочие виды вознаграждений;
(b) имеется
возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;
(c) я мог
бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;
(d) у меня
есть возможность совершенствоваться и расти как личность.
2.
Я не хотел бы работать там, где:
(a) отсутствуют
чёткие указания, что от меня требуется;
(b) практически
отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;
(c) то, чем
я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;
(d) плохие
условия работы, слишком шумно и грязно.
3.
Для меня важно, чтобы моя работа:
(a) была связана
со значительным разнообразием и переменами;
(b) давала
мне возможность работать с широким кругом людей;
(c) обеспечивала
мне чёткие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;
(d) позволяла
мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.
4.
Я полагаю, что я не был бы заинтересован работой, которая:
(a) обеспечила
бы мне мало контактов с другими людьми;
(b) едва ли
была замечена другими людьми;
(c) не имела
конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;
(d) была бы
сопряжена с определённым объёмом рутинных операций.
5.
Работа мне нравится, если:
(a) я чётко
представляю себе, что от меня требуется;
(b) у меня
удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;
(c) у меня
хорошее вознаграждение и заработная плата;
(d) позволяет
мне совершенствовать свои профессиональные качества.
6.
Полагаю, что мне понравилось, если:
(a) были бы
хорошие условия работы, и отсутствовало давление на меня;
(b) у меня
был бы очень хороший оклад;
(c) работа
в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;
(d) мои достижения
и работа оценивались бы по достоинству.
7.
Я не считаю, что работа должна:
(a) быть слабо
структурированной, так что непонятно, что следует делать;
(b) предоставлять
слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;
(c) быть малозначимой
и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;
(d) оставаться
непризнанной, или её выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.
8.
Работа, приносящая удовлетворение:
(a) связана
со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;
(b) даёт возможность
совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;
(c) является
полезной и значимой для общества;
(d) позволяет
мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми
идеями
9.
Важно, чтобы работа:
(a) признавалась
и ценилась организацией, в которой я работаю;
(b) давала
бы возможности для персонального роста к совершенствованию;
(c) была сопряжена
с большим разнообразием и переменами;
(d) позволяла
бы работнику оказывать влияние на других.
10.
Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если:
(a) в процессе
её выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;
(b) оклад
и вознаграждение не очень хорошие;
(c) я не могу
установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;
(d) у меня
очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.
11.
Самой хорошей является работа, которая:
(a) обеспечивает
хорошие рабочие условия;
(b) даёт чёткие
инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;
(c) предполагает
выполнение интересных и полезных заданий;
(d) позволяет
получить признание личных достижений и качества работы.
12.
Вероятно, я не буду хорошо работать, если:
(a) имеется
мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;
(b) я не имею
возможности совершенствовать свои личные качества;
(c) тяжёлая
работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;
(d) на рабочем
месте пыльно, грязно и шумно.
13.
При определёнии служебных обязанностей важно:
(a) дать людям
возможность лучше узнать друг друга;
(b) предоставить
работнику возможность ставить цели и достигать их;
(c) обеспечить
условия для проявления работниками творческого начала;
(d) обеспечить
комфортность и чистоту места работы.
14.
Вероятно, я не захочу работать там, где:
(a) у меня
будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;
(b) не поощряются
исследования и проявления научного любопытства;
(c) очень
мало контактов с широким кругом людей;
(d) отсутствуют
достойные надбавки и дополнительные льготы.
15.
Я был бы удовлетворён, если:
(a) была бы
возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;
(b) работа
предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;
(c) мои достижения
были бы оценены другими людьми;
(d) я точно
знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.
16.
Работа меньше удовлетворяла бы меня, если:
(a) не позволяла
бы ставить и добиваться сложных целей;
(b) чётко
не знал бы правил и процедур выполнения работы;
(c) уровень
оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;
(d) я практически
не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.
17.
Я полагаю, что должность должна предоставлять:
(a) чёткие
должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;
(b) возможность
лучше узнать своих коллег по работе;
(c) возможности
выполнять сложные производственные задания, требующие приложения всех сил;
(d) разнообразие,
перемены и поощрения.
18.
Работа приносила бы мне меньше удовлетворения, если:
(a) не допускала
бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;
(b) осуществлялась
бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве;
(c) отсутствовал
бы благоприятный внутренний климат, в котором работник мог бы профессионально расти;
(d) не давала
возможности оказывать влияние на принятие решений.
19.
Я хотел бы работать там, где:
(a) другие
люди признают и ценят выполняемую мной работу;
(b) у меня
будет возможность оказывать влияние на то, что делают другие;
(c) имеется
достойная система надбавок и дополнительных льгот;
(d) можно
выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.
20.
Вряд ли я захотел бы работать там, где:
(a) не существует
разнообразия и перемен в работе;
(b) у меня
будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;
(c) заработная
плата не слишком высока;
(d) условия
работы недостаточно хорошие.
21.
Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать:
(a) наличие
чётких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется;
(b) у меня
будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;
(c) возможность
встречаться с интересными людьми;
(d) чувство
удовлетворения и действительно интересные задания.
22.
Работа не будет доставлять удовольствие, если:
(a) предусмотрены
незначительные надбавки и дополнительные льготы;
(b) условия
работы некомфортны или в помещении очень шумно;
(c) работник
не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других;
(d) не поощряются
исследования, творческий подход и новые идеи.
23.
Я считаю важным, чтобы работа обеспечила мне:
(a) множество
контактов с широким кругом интересных людей;
(b) возможность
установления и достижения целей;
(c) возможность
влиять на принятие решений;
(d) высокий
уровень заработной платы.
24.
Я не думаю, что мне понравилась бы работа, если:
(a) условия
работы некомфортны, на рабочем месте грязно;
(b) мало шансов
влиять на других людей;
(c) мало возможностей
для достижения поставленных целей;
(d) я не мог
бы проявлять креативность и предлагать новые идеи.
25.
В процессе организации работы важно:
(a) обеспечить
чистоту и комфортность рабочего места;
(b) создать
условия для проявления работником самостоятельности;
(c) предусмотреть
возможность разнообразия и перемен;
(d) обеспечить
человеку широкие возможности контактов с другими людьми.
26.
Скорее всего, я не захотел бы работать там, где:
(a) условия
работы малокомфортны, т.е. шумно или грязно и т.д.
(b) мало возможностей
осуществлять контакты с другими людьми;
(c) предусмотреть
возможность разнообразия и перемен;
(d) обеспечить
человеку широкие возможности контактов с другими людьми.
27.
Работа приносит удовлетворение, вероятно, когда:
(a) люди признают
и ценят хорошо выполненную работу;
(b) существуют
широкие возможности для маневра и проявления гибкости;
(c) можно
ставить перед собой сложные и смелые цели;
(d) существует
возможность лучше узнать своих коллег.
28.
Мне бы не понравилась работа, которая:
(a) не была
бы полезной и не приносила чувства удовлетворения;
(b) не содержала
бы в себе стимула к переменам;
(c) не позволяла
бы мне устанавливать дружеские отношения с другими;
(d) была бы
неконкретной и не ставила бы сложных задач.
29.
Я бы проявил стремление работать там, где:
(a) работа
интересная и полезная;
(b) люди могут
устанавливать длительные дружеские взаимоотношения;
(c) меня окружали
бы интересные люди;
(d) я бы мог
оказывать влияние на принятие решений.
30.
Я не считаю, что работа должна:
(a) предусматривать,
чтобы человек большую часть времени работал в одиночку;
(b) давать
мало шансов на признание личных достижений работника;
(c) препятствовать
установлению взаимоотношений с коллегами;
(d) состоять
в основном из обязанностей.
31.
Хорошо спланированная работа обязательно:
(a) предусматривает
достаточный набор льгот и множество надбавок;
(b) имеет
чёткие рекомендации по выполнению и должностные обязанности;
(c) предусматривает
возможность ставить цели и достигать их;
(d) состоять
в основном из рутинных обязанностей.
32.
Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если:
(a) не мог
бы выполнять сложную перспективную работу;
(b) было бы
мало возможностей для проявления креативности;
(c) допускалась
бы лишь малая доля самостоятельности;
(d) сама суть
работы не представлялась бы полезной или нужной.
33.
Наиболее важными характеристиками должности являются:
(a) возможность
для творческого подхода и оригинального нестандартного мышления;
(b) важные
обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;
(c) возможность
устанавливать хорошие взаимоотношения с коллегами;
(d) наличие
значимых целей, которых призван достичь работник.
Приложение 4
Результаты корреляционного анализа
|