бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мотивация профессиональной деятельности шахтёров бесплатно рефераты

Данная методика основывается на контент-анализе. Контент-анализ – это количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Основная идея контент-анализа проста и интуитивно наглядна. При восприятии текста и особенно больших текстовых потоков мы достаточно хорошо ощущаем, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень, по крайней мере, отчасти поддается измерению: ее мерой служит то место, которое они занимают в общем объеме, и/или частота их встречаемости.

Замысел контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать эти интуитивные ощущения, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются. При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение в тексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определенным образом интерпретируется исследователем – отсюда принадлежащее социологу А.Г. Здравомыслову определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк» (Здравомыслов А.Г., 1986).

Реальной главной отличительной чертой контент-анализа является не его декларируемая во многих определениях «систематичность» и «объективность» (эти черты присущи и другим методам анализа текстов), а его квантитативный характер. Контент-анализ – это прежде всего количественный метод, предполагающий числовую оценку каких-то компонентов текста, могущую дополняться также различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.

В данном исследовании испытуемым предлагалось продолжить предложения (см. приложение 2), выявляющие ведущие мотивы профессиональной деятельности. Анализу были подвергнуты ответы испытуемых.

Исходный материл методики – бланк, на котором напечатаны задания варианта А (неоконченные предложения). Испытуемые получили следующую инструкцию: «Возьмите опросный лист и подпишите его, укажите дату, возраст, стаж работы, должность. Ваша задача – прочитать начало предложения и окончить его, представив себя в приведённой ситуации. Если ваша ситуация иная, то предположите, как бы вы поступили в данном случае».

В своих опросных листах испытуемые дали самые разные ответы, затрагивающие различные компоненты структуры мотива.

По результатам контент–анализа с помощью классификационной матрицы (таблица 2) ответы испытуемых были отнесены к тем или иным категориям.

Таблица 2

Классификационная матрица к методике «Выявление осознанности различных компонентов мотива»

Категория ответа

Содержание ответа

Обозначение

1.

Ответы, не затрагивающие структуру мотива

-ссылка на внешние обстоятельства; обозначение действия

Во

2.

Ответы, относящиеся к потребностному блоку

- потребности;

- долженствование, необходимость;

- мотивационная установка

П

Д

Мус

3.

Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»

- нравственный контроль декларируемый;

- предпочтение по внешним признакам;

- внутреннее предпочтение – склонности;

- оценка психических (эмоциональных) состояний;

- оценка своих возможностей;

- оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии;

- прогнозирование последствий;

НКд


Пр внш


Пр внут


Ос


Ов

Оу


Пп

4.

Ответы, относящиеся к целевому блоку

- процесс удовлетворения потребностей;

- потребностная  (смысловая) цель

П удп


Цп

 

3. Факторный опросник профессиональной деятельности Е.А. Климова

Методика представляет собой опросник. Каждый вопрос испытуемый оценивает по 11-балльной шкале. Вопросы теста дают представление о преобладании того или иного фактора мотивации профессиональной деятельности:

1 – потребность в высокой зарплате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок;

2 – потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке;

3 – потребность в чётком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах работы, потребность в снижении неопределённости и установлении правил и директив работы;

4 – потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, лёгкая степень доверительности, тесных связей с коллегами (показатель стремления работать с другими людьми);

5 – потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень  близости взаимоотношений, доверительности;

6 – потребность в завоевании признания со стороны других людей;

7 – потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их; это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным;

8 – потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности;

9 – потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки);

10 – потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых людей;

11 – потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности;

12 – потребность в ощущении востребованности, в интересной общественно полезной работе.

Большое количество баллов, присуждаемое какому-либо фактору. Свидетельствует о его высокой значимости для испытуемого. Малое количество баллов показывает относительно низкий уровень потребности относительно прочих мотивационных факторов.

Инструкция и текст опросника приведены в приложении 3.

Для того, чтобы избежать утомления участников, а также снизить вероятность влияния на результат исследования прочих внешних факторов (например, плохое самочувствие, ситуативное снижение настроения и тому подобное), психодиагностическое обследование проходило в 4 недели.

Перед исследованием мы обратили особое внимание на установление контакта с испытуемыми, мотивацию их к ответам на вопросы. Инструкция всем испытуемым была понятна, вопросов не возникало. Шоковых реакций на те или иные вопросы теста отмечено не было.

Математическая обработка результатов исследования (расчёт коэффициентов корреляции Спирмена, Пирсона) производилась с помощью программы SPSS. Результаты корреляционного анализа представлены в приложении 4.

2.2. Результаты исследования и их анализ


Психодиагностическое обследование проходило в индивидуальном порядке. Исследование проходило стандартно, в соответствии с предъявляемыми методиками требованиями. Особое внимание обращали на мотивацию участников исследования к работе.

В ходе исследования нами были получены следующие данные:


Для удобства интерпретации результаты исследования представим в таблицах и на рисунках.

1. Анализ результатов методики А. Мехрабиана в модификации    М.Ш. Магомед-Эминова.

Как видно по данным табл. 3 и рис. 1, распределение участников по степени выраженности мотивации достижения успеха в целом равномерно:

Таблица 3

Мотивация достижения успеха участников исследования по результатам методики А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова

Уровни мотивации достижения

Управленцы

Подземные рабочие

Итого

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Низкий

10

20

18

36

14

28

Средний

12

24

24

48

18

36

Высокий

28

56

8

16

18

36


У 28% участников исследования (14 человек) диагностирован низкий уровень мотивации достижения успеха. Им свойственно стремление к избеганию неудач.

У 36% участников исследования (18 человек) диагностирован высокий уровень мотивации достижения успеха. Этим испытуемым свойственен более оптимистичный взгляд, они стремятся брать больше заданий, не боятся сложных производственных заданий.


Рис. 1. Мотивация достижения успеха участников исследования по результатам методики А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова

У 36% участников (18 человек) диагностирован средний уровень мотивации достижения. У этих испытуемых не выражена чётко преимущественная ориентация на успех либо неудачу.

Данные табл. 3 и рис. 2 свидетельствуют о том, что имеются определённые различия в выраженности мотивации достижения успеха либо избегания неудач. Так, управленцы в большей степени ориентируются на достижение успеха. Для них важно выполнить больше заданий, при этом стимулами служит ожидание большей заработной платы, премии, нематериальных поощрений со стороны руководства, возможность профессионального самосовершенствования и так далее.

 

Рис. 2. Мотивация достижения успеха мужчин по результатам методики А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова

У подземных работников больше выражена мотивация избегания неудачи. Таким образом, в качестве главных стимулов для них выступает боязнь несчастного случая, наказания, порицания в случае невыполнения плана и тому подобное. Активное стремление к успеху было отмечено лишь у 4-х сотрудников, принявших участие в исследовании.

Коэффициент корреляции по Спирмену составил +0,78; по Пирсону – +0,73; то есть между должностью и выраженностью мотивации достижения успеха существует сильная прямая взаимосвязь: чем выше статус (должность управленца по сравнению с должностью рабочего), тем сильнее выраджена мотивация достижения успеха.

2. Анализ результатов методики «Выявление осознанности различных компонентов мотива»

Исследование мотивационной сферы шахтёров было продолжено по методике «Выявление осознанности различных компонентов мотива». На данном этапе исследования был выполнен контент-анализ анкет испытуемых.

Таблица 4

Представленность в сознании шахтёров  компонентов структуры мотива

 

ВО

Потребностный блок

Блок внутреннего фильтра

Целевой блок

П

Д

Мус

Предпочтения

Нк

Пп

Оу

Ов

Ос

Цп

П удп

Внеш.

Внутр.

Σ

356

89

201

72

7

21

11

25

29

9

10

100

138

362

112

238

%

33,3

33,9

10,5

22,3

Рис. 3. Представленность в сознании шахтёров  компонентов структуры мотива

 

Как видно по данным табл. 4 и рис. 3, в структуре мотивации шахтёров преобладают внешние мотивы. Чаще указывались мотивы, связанные с заработной платой и условиями труда. Так же высока доля мотивов потребностного блока: «всё равно работа нужна» (мотив-потребность), «необходимо содержать семью» (мотив-долженствование), «это моя обязанность» (мотивационная установка). При этом мотивы долженствования преобладают. Как показал анализ анкет испытуемых, высокая доля мотивов потребностного блока может свидетельствовать об удовлетворении участниками исследования модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь в жизни определенные вещи, без этого его жизнь не полная, не такая, как у других).

Мотивы целевого блока выражены в несколько меньшей степени. Были получены следующие ответы: «тяжелая работа меня не пугает, потому что награда того стоит» (процесс удовлетворения потребностей), «хочу иметь возможность для солидных покупок (машины, к.-л. бытовой техники)», «мужчина должен работать и содержать семью» (потребностная цель).

Мотивы блока внутреннего фильтра выражены у испытуемых меньше всего. Среди них участниками исследования назывались следующие: «терпение и труд всё перетрут» (декларируемый нравственный контроль), «работа позволяет сохранять физическую форму» (предпочтение по внешним признакам), «нравиться, когда занят нужным делом» (предпочтение по внутренним признакам), «нравиться ощущение от хорошо выполненной работы» (оценка эмоциональных состояний), «я вполне на это способен» (оценка своих возможностей); «работа мастера хоть и более ответственная, но условия лучше» (оценка условий), «друзья помогут в трудную минуту», «смогу обеспечить семью необходимым» (прогнозирование последствий).

Обратим внимание на то, что у всех испытуемых отмечается более или менее значительный перекос в сторону какой-то одной группы мотивов. Таким образом, можем утверждать, что на данной выборке в 100% случаев проявилась фрагментарная представленность в сознании мотивов профессиональной деятельности. Мешает осознанию всех компонентов мотива ряд обстоятельств: отказ субъек­та по ряду причин, в том числе и нравственных, заниматься самоанализом своего поведения (нежелание выглядеть в собственных глазах плохим); «обслуживание» одной и той же целью сразу нескольких потребностей или достижение одновре­менно нескольких целей при удовлетворении одной потребности и т. д. Поэтому, отвечая на вопросы о причинах действия и поступков, субъекты чаще всего ограничиваются обозначением лишь одного из компонентов, входящих в структуру.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


 © 2010 Все права защищены.