Методика проведения математических вечеров-соревнований в средней школе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
Четырехугольник,
стороны которого попарно параллельны.
2.
Фигура,
ограниченная замкнутой ломаной линией.
3.
Сторона
прямоугольного треугольника, прилегающая к прямому углу.
4.
Одно из
основных геометрических понятий.
5.
Положение,
принимаемое без доказательства в силу непосредственной убедительности.
6.
Длина
перпендикуляра, опущенного из центра правильного многоугольника на любую из его
сторон.
7.
Величайший
математик древности, родом из Сиракуз.
8.
Отрезок
прямой, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр.
9.
Длина
отрезка, соединяющего точку окружности с центром.
10.
Часть
круга, ограниченная дугой и ее хордой.
11.
Прибор
для построения и измерения углов на чертежах.
12.
Параллелограмм
с равными сторонами.
13.
Прямая
линия, делящая угол пополам.
14.
Метод
исследования, состоящий в расчленении целого на составные части.
15.
Вывод.
Ответы: 1. Параллелограмм. 2.
Многоугольник. 3. Катет. 4. Точка. 5. Аксиома. 6. Апофема. 7. Архимед. 8.
Диаметр. 9. Радиус. 10. Сегмент. 11. Транспортир. 12. Ромб. 13. Биссектриса.
14. Анализ. 15. Заключение.
8-й конкурс: «Рисуем по координатам» (участвуют ученики 7-го класса).
Каждому участнику
предлагается карточка с набором координат. По команде они начинают отмечать
данные точки на своих координатных плоскостях и соединять их по очереди прямыми
линиями. В результате должна получиться картинка. Оценивается правильность и
быстрота.
Карточка с заданием: ([9])
(1,5; 5,5); (2,5; 3,5); (2; 3);
(2,5; 3); (3; 3,5); (3; 4,5); (2,5; 5,5); (3,5; 6); (2,5; 6,5);
(3; 7); (2,5; 7); (2,5; 7,5); (2;
7); (2; 8); (1,5; 7); (1,5; 8,5); (1; 7); (1; 6,5); (0,5; 6);
(0,5; 5); (-0,5; 4); (-2,5; 3);
(-4,5; 4); (-5; 5); (-4,5; 6); (-5,5; 8); (-6,5; 8,5); (-7,5; 8)
(-8,5; 7); (-9; 6); (-9; 4); (-8,5;
2,5); (-8,5; 1); (-8; 0); (-8; 1); (-7,5; 0,5); (-7,5 2);
(-7; 0,5); (-6,5; 1,5); (-5,5; 0,5);
(-4,5; 0); (-3,5; -2,5); (-3; -3); (-3; -5,5); (-4; -5,5);
(-3; -6); (-2; -6); (-2,5; -5,5);
(-2,5; -4); (0; -1); (0; -0,5); (1; 0); (2,5; 1,5); (2,5; 2,5);
(2; 3).
Крыло: (-0,5; 3); (-0,5; 2,5);
(-1,5; 1); (-2,5; 1); (-5; 2,5); (-4,5; 3); (-5; 3,5); (-4,5; 3,5).
Глаз: (1,5; 6,5).
(Ответ: «Петух»)
9-й конкурс: «Черный ящик» (участвуют ученики 8-го класса).
В черном ящике находится
предмет, связанный с математикой (шахматы). Участникам будут заданы наводящие 9
вопросов-подсказок относительно предмета в ящике. Выигрывает тот, кто первым
угадает содержимое черного ящика.
Вопросы-подсказки:
1.
Историк
ХХ века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность,
триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний
Восток и современная Европа».
2.
Источник
множества интересных математических задач. Термины из этой области можно
встретить в литературе по комбинаторике, программированию, кибернетике.
3.
Когда в
каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со
временем исчезнет скудность истинных государственных умов.
4.
Родина
– Индия. Возраст – ХV столетий. Имя изобретателя
неизвестно. Древнее старинное название – чатуранга.
5.
Уроженец
Праги по имени Стейниц первым прославил свое имя в связи с этой игрой.
6.
Это
постоянный спор «двух К».
7.
Это
дворцовая жизнь в миниатюре.
8.
Эта
игра связана населенным пунктом.
9.
На
квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Исторический комментарий:
Известен интересный
исторический факт: 16 декабря 1776 г. произошло крупное сражение при Тринстоне
между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими североамериканских
колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, т.к. был
занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы! ([6],
стр. 19)
10-й конкурс: «Нарисуй, не глядя» (участвуют ученики 7-го класса).
Участникам завязывают глаза.
Прослушав подсказку, ребята начинают рисовать. Рисование производится мелом на
доске. Выигрывает тот, кто правильно и лучше нарисует. ([7], стр. 19)
Подсказка:
Меня очень часто ты видишь вокруг:
Углы все прямые имею я, друг.
Ты в руки коробочку спичек берешь,
Меня ты, дружок, узнаешь?
(Ответ: прямоугольный параллелепипед.)
В конце игры подводятся
окончательные итоги.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ТРОЕБОРЬЕ
СОФИЗМЫ
НАЙТИ ОШИБКИ:
2 • 2 = 5
Имеем числовое равенство: 4 : 4 = 5 : 5. Вынесем за
скобки в каждой части общий множитель. Получим: 4 . (1 : 1) = 5 .
(1 : 1) => 4 = 5.
4 РУБ. = 40000 КОП.
Имеем 2 руб. = 200 коп. Возведем его по частям в
квадрат. Получим: 4 руб. = 40000 коп.
ВСЕ ЧИСЛА РАВНЫ МЕЖДУ СОБОЙ
Пусть а # в. Имеем m2 – 2mn + n2 + n2 – 2mn + m2 => (m - n)2 = (n - m)2 => m – n = n – m => 2m = 2n => m = n.
ЛЮБОЕ ЧИСЛО РАВНО 0
Пусть п – данное число. (+ п)2 = п2
и (- п)2 = п2 => (+ п)2 = (- п)2
=> + п = - п => 2п = 0 => п = 0.
ИЗ ТОЧКИ НА ПРЯМУЮ МОЖНО ОПУСТИТЬ 2
ПЕРПЕНДИКУЛЯРА
Пусть дан ∆ АВС. На АВ и ВС как на диаметрах
строим окружности. Пусть полуокружности пересекают АС в точках Е и Д. Соединим
Е и Д прямыми с точкой В. Угол АЕВ = 90о, угол ВДС = 90о.
→ ВЕ ┴ АС и ВД ┴ АС.
1 = 2
Имеем равенство: 3 – 1 = 6 – 4. Обе части этого
равенства умножим на (- 1): 1 – 3 = 4 – 6. К обеим частям равенства прибавим : 1 – 3 + = 4 – 6 + . Обе части представляют
собой квадраты разностей: (1 - )2 = (2 - )2. Из обеих частей
равенства извлекаем квадратный корень: 1 - = 2 - . К обеим частям равенства прибавим :
1 = 2.
КОРЕНЬ УРАВНЕНИЯ х – 1 = 2 РАВЕН 5
Рассмотрим уравнение х – 1 = 2. Умножим обе части
равенства на х – 5 и получаем х2 – 6х + 5 = 2х – 10. Вычтем из
обеих частей число х – 7 и получим х2 – 7х + 12 = х – 3. Разделим
обе части на х – 3 и получим х – 4 = 1. И, когда, наконец, к обеим частям
равенства прибавим 4, получим х = 5.
КАЖДОЕ ЧИСЛО РАВНО СВОЕЙ ПОЛОВИНЕ
Известно, что (а + в)(а - в) = а2 – в2.
Тогда (а + а)(а - а) = а2 – а2 = а (а - а). Разделим обе
части на (а - а) и получим а + а = а, т.е. 2а = а, откуда а = а.
НУЛЬ БОЛЬШЕ ЛЮБОГО ЧИСЛА
Пусть а > 0. Тогда а – 1 < а. Умножим обе
части неравенства на (- а): - а2 + а < - а2. Прибавим
к обеим частям а2 : а < 0.
65 = 64
Возьмем квадрат произвольной величины и разделим его
стороны на 8 частей. Проведя линии, параллельные сторонам, получим 64 маленьких
квадратика, заполняющих большой квадрат.
Квадрат этот разделим на четыре части , для которых
выполняется попарное равенство. Если мы затем уложим эти части так, как указано
на рисунке, то получим прямоугольник, в котором будет, как это легко проверить,
65 квадратиков. Следовательно, 65 = 64.
КАЖДЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК – РАВНОБЕДРЕННЫЙ
Пусть дан ∆ АВС. Проведем биссектрису угла В и
линию симметрии отрезка АС. Если эти две прямые не пересекутся, то они сольются
в одну линию, и тогда сразу окажется, что выбранный треугольник равнобедренный,
а именно АВ = ВС. А если же пересекутся, то или внутри треугольника, или вне
его.
При первом предположении из точки I опускаем перпендикуляры IE и IF, а также проводим линии AI и CI. Два прямоугольных
треугольника BIE и BIF имеют равные углы при вершине В и
общую сторону BI, а значит, они равны;
следовательно, BE = BF. Два других прямоугольных
треугольника AIF и CIF также равны, т.к. у них равны
гипотенузы IA и IC, а также IE = IF. Отсюда следует, что AE = CF. Если теперь к двум равным
отрезкам BE = BF прибавим два равных отрезка EA = FC, то в сумме получим также два равных отрезка, а именно ВА
= ВС. Следовательно, треугольник АВС равнобедренный.
Исходя из другого предложения, поступаем аналогично
и получаем такой же результат, с тем лишь отличием, что вместо складывания двух
пар равных отрезков нам приходится вычитать такие отрезки; полученная разность
обнаружит, что в этом случае произвольно взятый треугольник является
равнобедренным.
В КАЖДОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ ОДНА СТОРОНА РАВНА
СУММЕ ДВУХ ОСТАЛЬНЫХ
Пусть в произвольном треугольнике АВС точки К, М, Р
будут серединами его сторон. Проводим линии КР и МР. Известно, что КР = ВС = ВМ и МР = АВ = ВК. Таким образом,
длина ломаной линии АКРМС равна АВ + ВС. Если этот же прием повторим в обоих
только что полученных треугольниках, то, несомненно, длина ломаной линии
АЕНХРОТУС (Е – середина АК, Н – АР, Х – КР, О – МР, Т – РС, У – МС) будет равна
АКРМС, т.е. АВ + ВС. Если этот прием будем повторять бесконечное число раз, то
заметим, что вершины этой ломаной линии будут приближаться к линии АС, и, в
конце концов, ломаная линия сольется с линией АС. Следовательно, АС = АВ + ВС.
(софизмы взяты из книг [1] и [])
§4.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
СТРЕЛЬБА
Цели:
-
развитие
математической способности, сообразительности, любознательности, интереса к
математике, коммуникативных возможностей учащихся в процессе игры;
-
укрепление
памяти учащихся, интереса к математике;
-
знакомство
учащихся с историческими сведениями, с новыми знаниями из курса математики.
Оборудование: мишень, дротик, набор задач.
Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 7-8 классов. Участвуют 3
команды по 8 человек.
Правила игры: Представителю каждой из команд нужно метнуть дротик и попасть в один
из секторов. В связи с этим команда получает задание, на обдумывание которой
отводится 1 минута. За правильный ответ команда получает то количество баллов,
которое написано на данном секторе. Если команда не дала ответа или дала
неправильный, то одна из команд-соперниц может ответить и получить половинный
балл. Команды по очереди бросают дротик, выполняя по 5 «выстрелов». Выигрывает
команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Мишень для стрельбы может выглядеть
следующим образом:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЫ ([5], стр. 23-24)
10 БАЛЛОВ:
1.
Два
ученика играли в шахматы 40 мин. Сколько минут играл каждый? (40 мин)
2.
Число,
выражающее
дюжину.
(12)
3.
Ты да я,
да мы с тобой. Сколько нас всего?
(Двое.)
4.
В каком
слове сорок
«а»?
(Сорока.)
5.
Назовите
первые «математические знаки».
(Это цифры.)
6. Чем в математике выражают результат счета или
измерения? (Числом.)
20 БАЛЛОВ:
1.
У меня
две монеты на общую сумму 15 к. одна из них не пятак. Что это за монеты?
(10 к. и 5 к.)
2.
В какой
системе счисления мы выполняем арифметические действия? (В десятичной.)
3.
У Юры и
Саши было поровну значков. Потом Юра отдал Саше два значка. На сколько больше
значков стало у
Саши?
(На 4.)
4.
Какие
цифры мы, как правило, используем: арабские или индийские? (Индийские.)
5.
Истинным
или ложным утверждением является софизм? (Ложным.)
6.
Число,
открытое Архимедом.
(Число «пи»,p » 3,14.)
30 БАЛЛОВ:
1.
Кто
«подчинил» алгебру геометрии, т.е. вывел геометрию на первое
место?
(Евклид.)
2.
Название
какого раздела математики происходит от греческого слова «число»?
(Арифметика.)
3.
Кто
впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|