Методика проведения математических вечеров-соревнований в средней школе
13.
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
(4 часа)
- Кошка
съедает мышку за одну минуту. За сколько времени кошка съест 60000 мышек?
(Мышки съедят кошку)
15.
Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три
десятка? (60)
- Какие
три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?
(1,
2, 3)
17.
Портной имеет отрез сукна в 10 м и каждый день отрезает по метру. На который
день он отрежет в последний
раз? (на
9-й)
18. Сколько земли в
дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м? (Нисколько.)
19. Поезд
отправляется из Бостона в Нью-Йорк. Через час другой поезд отправляется из
Нью-Йорка в Бостон. Оба поезда идут с одной и той же скоростью. Какой из них в
момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от
Бостона? (На одинаковом.)
20. Профессор
ложится спать в 8 часов вечера и заводит будильник на 9 часов утра. Сколько
часов будет спать профессор?
(1 час)
§6. ЗАКРЫТИЕ
ОЛИМПИАДЫ
1.Подведение общих олимпиадных
итогов, вручение дополнительных и поощрительных призов наиболее активным
ученикам, помощникам и организаторам этой Олимпиады.
2.Для всех участников математической Олимпиады можно
организовать чаепитие, а также небольшой математический концерт.
КОНЦЕРТНЫЕ
НОМЕРА
1.
Песня
«Гимн математике» (на музыку песни «Чему учат в школе»). ([7],
стр. 20)
Уравнения решать, радикалы вычислять
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься – придет к тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься!
Есть науки хороши
Для развития души,
Их
и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума
Предназначена она –
Математика!
2.
Частушки
о математики: ([5], стр. 10)
- Мы частушки вам споем
Про нашу математику,
Про задачи, теоремы
И про сложные примеры.
- Я с Виталиком дружу,
В гости я к нему хожу,
Он задачи мне решает,
А я рядышком сижу.
- Начинается урок,
Математика идет,
Стоит Слава у доски,
Мучает свои мозги.
- Хоть ты смейся, хоть ты плачь –
Не люблю решать задач,
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
- Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Но нашел я способ верный –
Сразу посмотреть в ответ.
- Математика – наука,
Без тебя мне жизни нет!
Так сказали все ребята.
На этом сказочке
конец!
3. Концертные номера, приготовленные классами.
4. Инсценированное стихотворение «Треугольник и
квадрат». ([5], стр. 15)
Жили- были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре!»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я - квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней».
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратом,
А проснешься без углов».
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он – нет квадрата…
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
5. А теперь – сюрприз! На сцене учителя математики!
Песня на мотив «Коммунальная квартира». ([6], стр. 11)
Эх, страна моя родная,
Край загадок и чудес.
Где еще такое счастье,
Где еще такой прогресс?!
Брадис возится с таблицей,
Измеряет мир Евклид.
Сам Безу там без остатка
Делит сложный многочлен.
По утрам, шурша листами,
Собирается народ.
Пифагор штаны стирает,
Эйлер интеграл берет.
Гаусс корни извлекает,
Ньютон делает бином,
Кто-то оси расставляет,
Архимед сидит с числом.
Припев:
Это математики, математики квартира,
Это
математики, математики страна!
Песня на мотив «Зайка моя». ([6], стр. 12)
Плюсик ты мой, я – твой минус,
Косинус ты, я – твой синус,
Ты аксиома, я – теорема,
Следствие ты, а я – лемма.
Частное ты, я – делитель,
Ты знаменатель, я – числитель,
Ты мой кружок, я – твой сектор,
Модуль ты мой, я – твой вектор.
Припев: Я
ночами плохо сплю,
Математику
люблю.
Математику я так давно люблю.
Я и днем теперь не сплю,
Я и вечером не сплю,
Потому что математику люблю.
Знание ты, я – шпаргалка,
Если ты ноль, то я палка,
Ты ордината, я – абсцисса,
Ты уголок, я – биссектриса.
Сумма моя, а я – разность,
Дольная ты, а я – кратность,
Гипотенуза ты, я – твой катет,
Терминов нам с тобой хватит.
Стихотворение «Великая
математика» ([6], стр. 12)
До наших дней от мира сотворенья
Заслуги математиков важны.
Мы создали таблицу умноженья,
Бином и пифагоровы штаны.
Мы дали миру интеграл и синус,
Мы научили множить и делить.
Мы знаем, где поставить плюс и минус,
Какие числа в степень возводить.
В больших делах мы все неутомимы.
И интеллекта, как один, полны.
Мы лишь с собой по модулю сравнимы,
Все остальные в друзья лишь нам годны.
Все дальше, и дальше, и дальше
Другие от нас отстают.
И школьники – младшие братья –
Нам громкую славу поют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной работы
сделано следующее:
-
изучена математическая литература,
-
выбраны
наиболее понравившиеся виды спорта (кросс, эстафеты, боулинг, барьеры, тяжелая
атлетика, стрельба, троеборье), на основе которых разработаны правила
проведения спортивных математических состязаний,
-
подобраны
конкурсные задания для Олимпиады,
-
изучена
история Олимпийских игр времен Пифагора,
-
продуманы
подготовительная работа, правила проведения, содержание.
-
изучен
опыт работы Вожеговой Людмилы Дмитриевны, учителя математики Восточной средней
школы Омутнинского района.
Уже
много лет Олимпийские математические игры проводятся в Восточной средней школе Омутнинского
района Кировской области учителем математики Вожеговой Людмилой Дмитриевной.
Методика
проведения Олимпийских математических игр
Людмилой Дмитриевной отличается от данной методики церемонией открытия. Команды-участницы «прибывают» на игры на «судне», и
именно на нём начинается состязательная программа (так называемая разминка). По
прибытии судна к месту назначения производится «высадка» команд на «берег»,
встреча их зрителями, а также зажжение Олимпийского огня, вынос флагов,
приветствие спортсменов и объявление начала очередных Олимпийских
математических игр. Кроме того, в программу Олимпийских игр Вожегова Л.Д.
включает математический футбол, математический бокс, математическую стрельбу
из лука; ежегодно отмечаются «мировые» рекорды. На играх присутствуют
«корреспонденты», которые публикуют свои заметки о прохождении Олимпийских игр
в школьных стенгазетах.
На основе данной
разработки Олимпийские математические игры были проведены в Бурашевской средней
школе Кильмезского района Кировской области.
Так как подобные игры проводились в
школе впервые, то требовалась очень большая подготовительная работа. Весь
необходимый реквизит изготовлялся на кружке математики и кружке «Умелые руки»,
работающих в школе. Также требовалась тщательная подготовка непосредственно
ведущих и их помощников. В рамках недели физической культуры ребята были
ознакомлены с правилами спортивных игр.
Следует
отметить достаточно высокую активность учащихся, участвовавших в состязаниях.
Хорошо поработали и те, кто принимал участие в подготовке и проведении игр. В
результате опроса участников олимпийских математических игр выявились как достоинства,
так и недостатки организации данного мероприятия. Ребятам были заданы следующие
вопросы:
1) Что понравилось
и более всего запомнилось в Играх?
2) Что не
понравилось и нужно исправить в следующий раз?
Проанализировав все ответы учащихся, были сделаны следующие выводы: наиболее
всего ребятам запомнились такие виды состязаний, как математические эстафеты,
математическая стрельба, математические тяжеловесы. Выявлены и недостатки в
организации. Например, то, что недостаточно заняты в ходе состязаний зрители, в
некоторых видах состязаний очень лёгкие задачи.
В
целом опыт организации и проведения математических олимпийских игр в школе
можно признать удачным. Положительным моментом является широкое вовлечение
учащихся не только в сам процесс состязаний, но и в процесс подготовки мероприятия,
связь с уроками физической культуры, технологии, с которыми математика,
казалось бы, имеет мало чего общего. Кроме того, обеспечивается работой кружок
математики. Хотелось бы рекомендовать учителям математики проводить подобные
состязания в своих школах, использовать элементы олимпийских математических игр
на уроках и во внеклассной работе.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.
Математическая шкатулка. – М.: «Просвещение», 1988.
2. Тихомирова Л.Ф. Развитие
интеллектуальных способностей школьников. Популярное пособие для родителей и
педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997.
3. Практическая психология в
тестах, или как научиться понимать себя и других – М., «Аст-пресс», 1997.
4. Зайкин М.И. Математический
тренинг. Развиваем комбинационные способности – М., «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1996.
5. Математика. Приложение к
газете «Первое сентября». - № 23, 2001.
6. Математика. Приложение к
газете «Первое сентября». - № 45, 1999.
7. Математика. Приложение к
газете «Первое сентября». - № 45, 2000.
8. Математика. Приложение к
газете «Первое сентября». - № 18, 1999.
9. Математика. Приложение к
газете «Первое сентября». - № 33, 2000.
10. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 48, 2000.
11. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 3, 2001.
12. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 24, 2001.
13. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 33, 2000.
14. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 10, 2001.
15. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 2, 2001.
16. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 24, 2002.
17. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 45, 2001.
18. Математика. Приложение к газете
«Первое сентября». - № 45, 2002.
19. Математика в школе. - № 5, 2001.
20. Физическая культура в школе. - №
10, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
ОТБОРОЧНЫЙ
ТУР
1. ТРЕНИРОВКА ЛОВКОСТИ.
Объявляется
конкурс на самого ловкого. Для этого необходимо участие в разгадывании
кроссворда. Кто отгадает больше всех слов, тот победитель. Результаты
подводятся в каждом классе.
1. Кроссворд № 1 (5 класс) ([5], стр. 11)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|