Методика проведения математических вечеров-соревнований в средней школе
8. КНИГИ И ЖУРНАЛЫ.
Имеется 10 книг и 15 журналов. Сколькими способами
можно составить посылку из трех книг и пяти журналов?
9. ПЛОСКОСТИ.
На одной из параллельных плоскостей даны 12 точек, а
на другой – 7 точек. Какое максимальное число плоскостей определяют эти точки?
10. ОЖЕРЕЛЬЕ.
Сколько ожерелий можно составить из 7-ми различных
бусинок?
11. ПЯТИЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА.
Сколько различных пятизначных чисел можно составить
из цифр 1, 2, 3, 4, 5 при условии, что ни одна цифра в числе не повторяется?
12. СОРЕВНОВАНИЯ.
В соревнованиях участвовало четыре команды. Сколько
вариантов распределения мест между ними возможно?
13. ПУТЕВКИ В САНАТОРИЙ.
Сколько вариантов распределения трех путевок в
санатории различного профиля можно составить для пяти претендентов?
14. ДЕЖУРНЫЕ В КЛАССЕ.
Сколькими способами можно выбрать трех дежурных,
если в классе 30 учащихся?
15. АРМЕЙСКИЙ ДОЗОР.
Сколькими способами можно составить дозор из трех
солдат и одного офицера, если имеется 80 солдат и 3 офицера?
16. КЛАВИШИ РОЯЛЯ.
У рояля 88 клавиш. Сколькими способами можно извлечь
последовательно 4 разных звука?
17. ПЕРЕСТАНОВКИ ЦИФР.
Сколько есть перестановок цифр 0, 1, 2, 3, …, 8, 9,
в которых цифра 3 занимает третье место, а цифра 5 – пятое?
18. ОДИНАКОВЫЕ ЦИФРЫ.
Сколько есть пятизначных чисел, в записи которых
есть одинаковые цифры?
ОТВЕТЫ:
1. 30.240 6.
924 11. 120 16.
55.965.360
2. 2.400
7. 4.294.967.296 12. 24 17. 40.320
3. 31
8. 360.360 13. 60 18.
62.784
4. 6 9.
716 14. 4.060
5. 231
10. 360 15. 246.480
§5. ПЯТЫЙ
ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
БОУЛИНГ
Цели:
-
развитие
математической способности, находчивости, меткости, коммуникативности;
-
повышение
интереса к математике, способности мыслить;
-
воспитание
ответственности, коллективизма.
Оборудование: кегли с номерами от 1 до 10, карточки с заданиями, мяч.
Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 6-8 классов. Участвуют 3
команды по 6 человек.
Правила игры: Игра проводится в 3 этапа. По одному представителю от каждой команды
по очереди кидают мяч. Нужно попасть в одну из кегель и получить задание,
соответствующее кегле с выбитым номером. Кегли расставляются таким образом,
чтобы за один бросок можно было выбить только одну кеглю. На каждом этапе
команды выполняют по 2 броска. Перед началом нового этапа кегли расставляются
вновь. Карточки с заданиями раскладываются под кеглями и меняются на каждом
новом этапе. В каждой карточке указывается время решения и количество баллов за
данную задачу. Задачу решает вся команда, а ответ и его объяснение сообщает
тот, кто бросал мяч. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Ход
игры:
1-й ЭТАП.
Задача 1.
(время для решения – 0,5 мин, оценка – 1 балл)
На какое число нужно разделить два,
чтобы получить четыре?
Решение: 2 : = 2 × 2 = 4.
Задача 2.
(время для решения – 0,5 мин, оценка – 1 балл)
Когда делимое и частное равны между собой?
Ответ: Когда делитель равен 1.
Задача 3. (время для решения – 0,5 мин, оценка – 2 балла)
Семь человек обменялись фотографиями.
Сколько при этом было роздано фотографий?
Решение: 6 × 7 = 42
Задача4. (время для решения – 1 мин, оценка – 3 балла)
У трех братьев имеется 9 тетрадей, причем у
младшего – на одну тетрадь меньше, а у старшего – на одну тетрадь больше, чем у
среднего. Сколько тетрадей у каждого?
Решение: (х – 1) + х + (х + 1) =9; 2; 3; 4.
Задача 5.
(время для решения – 1 мин, оценка – 4 балла)
По столбу высотой 10 м взбирается улитка. За
день она поднимается по столбу на 5 м, за ночь опускается на4 м. Сколько дней
ей потребуется, чтобы подняться на вершину столба?
Решение: 1 день – 5 м, ночь – (- 4 м),
всего 1 м вверх. За пять дней – 5 м. За шестой – еще 5 м, и вершина.
Решение 6. (время для решения – 0,5 мин, оценка – 2 балла)
Расстояние между двумя телеграфными
столбами равно 50 м. Сколько телеграфных столбов нужно установить на
расстоянии 500 м?
Решение: 1 + 10 = 11 (1-й в начале).
Задача 7. (время для решения – 1,5 мин, оценка – 5 баллов)
Заправить корабль. Бидон, емкость которого
10 л, наполнен керосином, имеются еще пустые сосуды в 7 л и 2 л. Как разделить
керосин в два сосуда по 5 л каждый?
Решение: 10 – 7 =3; 7 – 2 = 5; 3+ 2 =
5.
Задача 8. (время для решения – 1 мин, оценка – 4 балла)
Како сейчас час, если оставшаяся часть суток
вдвое больше прошедшей? Решение:
1 + 2 = 3 (ч), =
8 (ч).
Задача 9. (время для решения – 1 мин, оценка – 3 балла)
Требуется поджарить 3 ломтика хлеба. На
сковороде умещается лишь два ломтика. На поджаривание ломтика с одной стороны
требуется 1 мин. За какое кратчайшее время можно поджарить с двух сторон 3
ломтика?
Ответ: за 3 мин
Задача 10. (время для решения – 1 мин, оценка – 3 балла)
Ослица и мул шли вместе, нагруженные мешками
равного веса. Ослица жаловалась на тяжесть ноши. «Что ты жалуешься? – сказал
мул. – Если ты дашь мне один твой мешок, моя ноша станет вдвое больше твоей, а если
я дам тебе один свой мешок, наши грузы сравняются». Какие грузы несли ослица и
мул?
Ответ: 5 мешков и 7 мешков.
2-Й ЭТАП:
Задача 1.
Самолет пролетает расстояние от Москвы до
Хабаровска за 9 ч. Скорый поезд преодолевает это расстояние за 9 суток. Во
сколько раз быстрее можно добраться от Москвы до Хабаровска на самолете, чем на
скором поезде?
Решение: 1-Й СПОСОБ (3 балла): 1,24 × 9 = 216 (ч) – время, за
которое можно добраться от Москвы до Хабаровска на поезде; 216 : 9 = 24 (раза)
– быстрее можно добраться на самолете, чем на поезде.
2-Й СПОСОБ (5 баллов): Т.к.
количество часов и суток одинаково, то на самолете можно добраться во столько
раз быстрее, сколько часов в одних сутках, т.е. 24 раза.
Задача 2. (Время
на обдумывание – 0,5 мин; оценка –2 балла.)
Из Киева в Одессу
вышел автобус и шел со скоростью 80 км/ч. Другой автобус вышел ему навстречу из
Одессы в Киев и шел со скоростью 90 км/ч. На каком расстоянии автобусы будут
друг от друга за 1 ч до их встречи?
Решение. 80 + 90 = 170 (км).
Задача 3. (Время
для решения – 2 мин; оценка – 4 балла.)
Имеется 16
кг муки и несколько одинаковых по весу пустых мешков. Имеются чашечные
весы, но гирь нет. Как, не имея гирь, взвесить 12 кг муки? Решение.
Пересыпанием из полного мешка в пустой получим 8 кг муки. Полученные 8
кг в одном из мешков разделить пополам, т.е. по 4 кг и высыпать эти 4 кг в
мешок, в котором 8 кг.
Решение: 8 + 4 = 12
(кг).
Задача 4. (Время
для решения – 1,5 мин; оценка –4 балла.)
Коля
и Петя живут в одном доме: Коля – на шестом этаже, а Петя – на третьем.
Возвращаясь из школы домой, Коля проходит 60 ступенек. Сколько ступенек
проходит Петя, поднимаясь no лестнице на свой атаж7 (На первом этаже
ступенек нет.)
Решение: На шестой этаж ведут 5 пролетов со
ступеньками, значит, между этажами =12 ступенек. На третий этаж ведут 2 пролета,
поэтому Петя проходит 12 · 2 = 24 ступеньки.
Задача 5. (Время для
решения –1,5 мин; оценка –3 балла.)
Мама дала Зое денег, чтобы она в школьном буфете купила
завтрак. Когда Зоя вернулась из школы, то перед мамой отчиталась так: « всех денег я истратила на
булочку, - на
чай, a - на конфеты». Мама
догадалась, что дочь истратила все деньги. Как она узнала?
Решение: , т.е. все деньги.
Задача 6. (Время
для решения – 0,5 мин; оценка –2 балла.)
Портной имеет кусок сукна в 16 м, от
которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет
последний кусок?
Решение. Отрезав
предпоследний, седьмой кусок, он тем самым отрежет и последний, восьмой кусок.
Ответ. 7 дней.
Задача
7. (Время для решения – 2 мин; оценка –4 балла.)
На поверхности пруда растут кувшинки.
Площадь, которую они занимают, с каждый днем удваивается. Весь пруд зарос
кувшинками через 20 дней. Через сколько дней заросла половина пруда?
Ответ.
Через 19 дней.
Задача 8. (Время для решения – 2 мин; оценка –З балла.)
Сколько
ударов в сутки делают часы с боём?
Решение: (1 + 2 + 3
+ … + 12) · 2 = 78 · 2 – 156.
Omвem: 156
ударов.
Задача 9. (Время
для решения – 1 мин; оценка –4 балла.)
Два лесоруба работали в лесу. Решили на
обед сварить кашу. Первый лесоруб высыпал в кастрюлю 2 стакана крупы, а второй
– 1 стакан. Как только каша была готова, к ним подошел проголодавшийся охотник.
Разделили они кашу поровну, и каждый съел свою долю. Охотник после обеда нашел
в своем кармане 6 p. И сказал: «Не обессудьте, братцы, больше при себе
ничего нет. Поделитесь по справедливости».Как должны разделить деньги лесорубы?
Omвem: 1-й лесоруб – 6 р., 2-й лесоруб –
0 р.
Задача 10. (Время для решения – 1 мин;
оценка – 3 балла)
Ты должен уплатить за
купленную вещь 19 р. У тебя – одни трехрублевки, а у кассира – только пятирублевки.
Можешь ли ты расплатиться и как именно?
Решение: Да. Я даю 13
трехрублевок, т. е. 3 × 13 = 39 (р), а кассир дает сдачу четырьмя пятирублевками,
т. е. 5 × 4 = 20 (р.), 39 – 20 = 19 (р.).
3-Й ЭТАП:
Задача 1. (Время для решения – 1 мин;
оценка –1 балл.):
У Коли и Саши было
поровну тетрадей. Коля дал Саше 26 тетрадей. На сколько больше тетрадей стало у
Саши, чем у Коли?
Ответ: на 52 тетради.
Задача 2. (Время
для решения – 1 мин; оценка –2 балла.) Если число 12 345 679 умножить на 9,
то получится 111 111 111. Ha какое число нужно умножить 12 345 678,
чтобы получилось число, записанное с помощью шести пятерок?
Ответ: 45.
Задача 3. (Время для решения – 2 мин;
оценка –2 балла)
Запишите в строчку
через одну клеточку подряд цифры 2, 3, 4, 5 и 6. He меняя порядка цифр,
вставьте между ними знаки действий так, чтобы в результате получилась единица.
Ответ: 2 · 3 – 4 + 5- 6 = 1.
Задача 4. (Время для решения – 2 мин;
оценка –2
балла.)
В ящике лежат 70 шаров: 20 красных,
20 синих, 20 желтых, остальные – черные и белые. Какое наибольшее число шаров
надо взять, не видя ах, чтобы среди них было не меньше 10 шаров одного цвета?
Ответ: 38 шаров.
Задача 5. (Время для решения – 1 мин: оценка –1
балл.)
Отцу – 30
лет, а его сыну – 5 лет. Через сколько лет отец будет старше сына на 27 лет?
Ответ: никогда.
Задача 6. (Время для решения – 1,5 мин; оценка –2 балла.)
Рабочий за смену вставил замки в двери
шести квартир нового дома, но при этом забыл прикрепить к ключам бирки с
номерами квартир. Какое число проб он должен сделать в худшем случае, чтобы
подобрать ключи ко всем квартирам?
Ответ: 15
проб.
Задача 7. (Время для решения – 1 мин;
оценка –2 балла.)
В клубе 28 рядов кресел по 32 кресла в
каждом ряду. Все места пронумерованы, начиная с первого ряда. В каком ряду
находится № 375?
Ответ: в
12-м ряду.
Задача 8. (Время для решения – 2,5 мин; оценка –2 балла.)
Турист
проехал на лошади расстояние между двумя городами за 20 ч. За сколько часов
мотоциклист проедет в 7 раз большее расстояние, если скорость его будет в 4
раза больше скорости лошади?
Ответ: 35 ч.
Задача 9. (Время для решения – 2 мин;
оценка –4 балла.)
Часы спешат на 2 мин в сутки. Сейчас
они показывают точное время. Через какое время они снова покажут точное время?
Ответ: 360 суток.
Задача 10. (Время для решения – 1мин;
оценка – 2 балла.)
Одного человека спросили, сколько у
него детей. Он ответил замысловато: «У меня сыновей столько, сколько дочерей, а
у каждого сына по три сестры». Сколько детей в этой семье?
Ответ: 6 детей.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Цели:
-
увлечь учащихся математикой;
-
показать, что математика – занимательная наука, которая может «ужиться»
даже с физкультурой;
-
научить решать задачи на смекалку.
Оборудование: секундомер,
таблица для внесения результатов соревнования, карточки с заданиями для
ассистентов.
Особенности
игры: Игра предназначена для учащихся 5 класса, имеет
индивидуальный характер. В ней могут принять участие все желающие.
Правила
игры: Игру можно проводить в школьном коридоре, вдоль которого
будут стоять ассистенты-помощники и задавать участникам вопросы, или на улице,
если это позволяет погода. «Бегуны» уходят на старт по очереди с интервалом 1
мин. Маршрут следования определяется по ассистентам, стоящим на расстоянии
примерно 10 метров друг от друга (всего их – 15-20 человек) – барьеры. Подбегая
к каждому из них, «бегуны» выполняют предложенное им задание – преодолевают
препятствие. Как только правильный ответ получен, участник соревнований
продолжает свой путь. На финише подсчитывается «чистое» время каждого. Итоговые
результаты сообщаются после окончания «пробежки». Победители награждаются
комплектом медалей и памятными листами.
Карточки
могут содержать следующие задачи:
1. Сколько сотен
содержится в 48 десятках?
(4)
2. На двух руках 10
пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
(50)
3. Шесть картофелин
сварились за 30 мин. Сколько минут варилась в кастрюле одна
картофелина?
(30)
4. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а
сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого
гражданина? (Владимир Николаевич)
5. Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным
числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет
дедушке? (102 года.)
6.
Пять лет назад брату и сестре вместе было 8 лет. Сколько лет им будет вместе
через 5
лет?
(28)
- Два
летчика вылетели одновременно из одного города в два различных пункта. Кто
из них долетит до места назначения быстрее, если первому нужно пролететь
вдвое большее расстояние, но зато он летит в два раза быстрее, чем
второй?
(Вместе)
- Зайцы
пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?
(11)
- В
одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в
семье?
(Четыре)
10. Петух,
стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе
ноги?
(5 кг)
11. Есть две
сковородки. На каждой помещается один блин. Надо пожарить три блина с двух
сторон. Каждая сторона блина жарится одну минуту. За какое наименьшее время
можно это
сделать? (3
мин.)
12.
На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло
все озеро. На какой день заросла половина
озера? (на 19-й)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|