бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания естествознания бесплатно рефераты

традиционные праздники урожая.  Перед началом весенних сельскохозяйственных работ учителя в своих классах проводят бе­седы о значении урожая растений для жизни человека, о важности труда людей по выращиванию растений. кто из детей и что может вырастить дома (на своих участках) к празд­нику урожая, который в школе будет проведен осенью. Поэтому желательно периодически конт­ролировать, как дети готовятся к празднику, что они уже сделали. При оформлении выставки каждый экспонат снабжается этикеткой, на которой указаны название рас­тения, площадь сбора урожая, масса собранного, а также фамилия и имя ученика, который выращивал данное растение или принимал участие в его выращивании. Экспонаты могут быть сгруппированы по отделам. только овощи, в другом — фрукты и т. п«Природа и фантазия». При оформлении выставки очень важно учесть ее эстетичность, проявить творчество и фантазию. Сам праздник может начаться с открытия выставки. Здесь-то и окажет помощь художественная самодеятельность. Участники вы­ставки представляют свои экспонаты посетителям, рассказывают, как они трудились, чтобы получить такой хороший урожай. Другие виды внеклассных массовых мероприятий — экскурсии в музей в зоопарк, в заповедник, в планетарий и т. п. Обычно по числу участников они значительно менее массовые, чем праздники. Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных гео­графов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т. п. Занятия кружков проводятся с определен­ной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. Часть занятий следует посвятить опытнической работе с комнат­ными растениями. Самостоятельные занятия отводятся на изучение болезней и вре­дителей комнатных растений. На весенние занятия кружка планируется работа по пересадке растений. Обязательно изучаются способы размножения каждого из расте­ний. При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать пра­вила гигиены и безопасности для здоровья детей. следует отметить факультативы. Как и кружки, факультативы учитывают. индивидуальные интересы детей, проводятся за рамками учебного времени. Однако в отличие от кружков они более регламентирова­ны: предлагаются государственной программой, дети обязательно должны выбрать какой-то факультатив. Но от них могут быть ос­вобождены учащиеся, которые с трудом справляются с обязатель­ной учебной нагрузкой. Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна

Доволь­но распространенной индивидуальной формой внеклассной рабо­ты является чтение книг естественнонаучного содержания. Дети могут в индивидуальном порядке проводить наблюдения, экспери­мент и другие исследования. Однако, хотя индивидуальная работа довольно самостоятельна, учителю не следует оставлять ее без вни­мания. Установив какие-то особые наклонности ребенка, надо по­мочь ему советом: порекомендовать для чтения необходимые кни­ги, помочь поставить и провести опыт, ответить на интересующие ребенка вопросы или найти ответ вместе, найти возможность пери­одически интересоваться его достижениями.

26. 

Вербальные средства обучения.

О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: А. Л. Герд, В. П. Вах­теров, Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обу­чения при знакомстве детей с природой вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся; натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты; изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таб­лицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи; аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи. Учебник, по определению С. Г. Шаповаленко, — «это средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика»2. Новое поко­ление учебников природоведения и естествознания помогает учи­телю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся науч­ной картины мира. Учебник разрабатывается в соответствии с программой. В учебниках выделяют два основных блока структурных компо­нентов: тексты; внетекстовые компоненты.

Тексты разделяют на основные, дополнительные и пояснитель­ные. Основные тексты передают главную информацию. В них изла­гаются факты, даются описания и определения понятий, раскрыва­ются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями. Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основ­ным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комменти­рующий, описательный характер, но может быть и более сложным по сравнение с основным текстом. В качестве дополнительных тек­стов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказ­ки, научно-популярная информация. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные све­дения разного характера, примечания и т. д.

Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат органи­зации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопро­сов и заданий. По мнению Д. Д. Зуева, при помощи вопросов и за­даний «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем ак­тивизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе са­мостоятельного усвоения знаний»1. Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить в группы: — вопросы и задания, требующие практического применения по­лученных знаний;— вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите».  — вопросы и задания, требующие логического осмысления зна­ний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, Особое место занимают в учебниках естествознания и природо­ведения задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика. Иллюстративный аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы уче­ник может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые на­глядные средства. Фотографии передают документальность объекта без искажений — именно в этом их ценность. Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейза­жей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формирова­нию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям. Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользу­ясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и т. д.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процес­са. В современных учебниках широко используются мультипликаци­онные рисунки, Карты — это знаковые иллюстрации. Они помогают формирова­нию пространственных представлений у детей. Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (напри­мер, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц. С помощью оглавления школьник находит нуж­ный ему текст. Сигналы-символы помогают ему ориентироваться в материале урока. Шрифтовые выделения и знаки направляют вни­мание ученика на главное положение, правило, термин, вывод и т. д. Приемы работы с текстом разнообразны. Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное пред­ставление об объектах природы, об их взаимосвязях. При выборе приема следует учитывать объем текста и знания детей по данно­му вопросу. Тексты небольшого объема можно читать полностью, не разделяя их на части. Большие статьи, как правило, разделены на логически законченные части. Выборочное чтение — прием, который можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содер­жание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок. Целесообразно использовать и такие приемы работы с текстом, как нахождение ответа на вопросы учебника, описания к конкрет­ной иллюстрации, составление плана статьи, выделение главной мысли, чтение определения и описания понятий. Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся.

На следующем уроке учитель спрашивает о прочитанном. Дети увлеченно рассказывают о том новом, что узнали. Это вызывает интерес у остальных и побуждает их не только читать тексты учеб­ника, но дополнительно и детские книги о природе. В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь веду­щую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; форми­рованию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закреплении их..









27.Натуральные средства обучения.

.важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: А. Л. Герд, В. П. Вах­теров, Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обу­чения при знакомстве детей с природой вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты; изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таб­лицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи; аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи. По своему значению в процессе обучения естествознанию веду­щее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются ча­стицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возмож­ность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным. Коллекции. Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому при­знаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демон­страции и мелкие, используемые в качестве раздаточного материа­ла. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабрич­ного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы — это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к услови­ям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения. Работу с коллекционным материалом (например, «Полезные ископаемые») можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявления его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. Затем ее делают дети, а педагог помогает им и контролирует их действия. Другой подход — учитель и учащиеся выполняют прак­тические действия параллельно, используя план работы в учебни­ке или разработанный учителем и записанный на доске. Возможен и другой вариант — учитель разрабатывает свою ин­струкцию, в которую включает указания о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнять, где и как фиксировать результаты. Коллекции полезных ископаемых используются не только на те­кущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной рабо­те. При работе с коллекцией насекомых ведущим методом являет­ся наблюдение. При работе с гербарием ведущей формой обучения служит прак­тическая работа. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:

1. Название растения.2. Что это — дерево, кустарник, трава?3. Где растет — в лесу, на лугу, в водоеме, на болоте, в поле? 4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля. Сравнивать гер­барные экземпляры или иллюстрации нужно с растениями, хорошо знакомыми детям.. При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах на­ходят части растений, называют и показывают их, выполняя, напри­мер, задание по классификации. Объекты живой природы в практике чаще всего представлены комнатными растениями. При работе с ними решается несколько задач: расширение и углубление знаний о многообразии растений, разнообразии их органов, приспособительных особенностях, а так­же формируются практические умения ухода за растениями









28.Изображения предметов и явлений.

О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: А. Л. Герд, В. П. Вах­теров, Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обу­чения при знакомстве детей с природой вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты; изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таб­лицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи; аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи. Плоскостные средства обучения традиционно широко использу­ются при изучении природы в начальной школе. Это объясняется тем, что плоскостные пособия способствуют формированию четких и правильных, а также пространственных представлений о тех пред­метах и явлениях природы, которые недоступны для непосредствен­ного восприятия. Таблицы. По курсу природоведения созданы две серии таблиц: «Таблицы по природоведению для II—III классов» и «Таблицы по природоведению для III—IV классов». Каждая из серий сопровож­дается методическим руководством с описанием содержания и при­мерными рекомендациями для их использования на уроках. По способу передачи информации природоведческие таблицы относятся к картинным, а по содержанию они разделяются на сле­дующие виды: предметные («Береза», «Белки», «Овраг»), сезонные («Осень», «Лето»), ландшафтные («Тундра», «Степь») и т. д. Для всех природоведческих таблиц характерно изображение пред­метов и явлений в обобщенном виде. Таблицами пользуются на всех этапах урока естествознания. Задача учителя состоит в том, чтобы, исходя из темы и цели урока, отобрать нужные таблицы, определить их место на уроке, дидакти­ческую нагрузку и методику работы с ними. Например, при знакомстве с признаками весны в неживой природе целесообразно использовать таблицы «Зима» и «Весна». Их вывеши­вают на доске и с помощью вопросов проводят сравнение: какие из­менения в неживой природе произошли весной по сравнению с зи­мой, как изменился цвет неба, что происходит со снегом, с рекой, каковы особенности погоды? Таблицы широко используются при повторении и закреплении материала. Приемы работы с ними могут быть различны: с опорой на изображение учащиеся рассказывают пройденный материал, со­ставляют план ответа на вопрос, проводят сравнение изображенного на таблице со своими наблюдениями и т. д. Картины. При изучении естествознания используются репродук­ции произведений живописи («Золотая осень» И. Левитана, «Рожь» И. Шишкина и др.). Главная ценность картин как средства обуче­ния состоит в том, что наряду с изображением типичных природ­ных объектов и их характерных особенностей, они передают и эмо­циональный настрой, отношение художника к природе. Карты. Географические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью ус­ловных знаков и расцветок, то есть в абстрагированном логически завершенном виде. Это позволяет увидеть все имеющиеся на Зем­ле объекты, оценить их взаиморасположение и положение в про­странстве.

В начальном естествознания применяются следующие виды карт — физические карты своей местности, России, полушарий и карта при­родных зон России, планы местности, а также атлас «Мир и человек». . Использование приема сравнения плана местности и карты по таким признакам, как величина изображаемой территории, масш­таб, способы определения сторон горизонта и условные обозначе­ния, помогут школьникам выявить специфику карты, а следова­тельно, понять ее сущность.

Следующим этапом является формирование умения читать кар­ту. Для формирования этого умения используются многочисленные и разнообразные методические приемы, например сопоставление условного знака и его изображения, привлечение впе­чатлений детей от наблюдений за соответствующими объектами природы, показ различных объектов на карте по заданию учителя и одноклассников, рассказ о них. Например, при знакомстве с услов­ными цветами, обозначающими горы, учитель показывает таблицу «Горы» и их обозначение на шкале высот, после чего дети находят горы на карте. Использование карты в качестве источника информации предпо­лагает, что дети уже владеют определенными знаниями о карте. Другой пример. При знакомстве с картой полушарий учитель предлагает сравнить масштаб физической карты России (в 1 см — 50 км) и масштаб карты полушарий (в 1 см - 220 км). Школьники устанавливают, что второй масштаб мельче, поэтому на карте полу­шарий показан весь земной шар, а на физической карте России — только наша страна. Объемные средства обучения. К ним относятся модели, муля­жи, макеты. Модель — это объемное изображение предмета в уменьшенном виде. В начальном естествознании используются различные модели. Они бывают статичные, динамичные, разборные. На динамичных моделях можно показать принцип работы, движение. Например, движение Земли вокруг Солнца. Муляжи — это трехмерные пособия, точно передающие форму, цвет, величину предметов природы. Для курса природоведения вы­пускают муляжи овощей и фруктов. Их используют при знакомстве с культурными растениями в качестве иллюстрации к рассказу учи­теля или как источник информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8