Методика преподавания естествознания
Заметный след в развитии методики начального естествознания оставил Иван Иванович Полянский
(1872—1930). Он также был сторонником
гердовского направления в преподавании начального природоведения. Материалом первоначального природоведения должна служить окружающая
природа, доступная наблюдению ребенка. Как и Герд Полянский считал, что
начинать изучать природу надо со
знакомства с предметами неживой природы, затем переходить к изучению растений
и животных. Этот взгляд нашел практическое
воплощение в написанном им учебнике для начальной школы «О трех царствах природы. Как и естествознание, география в начале XX века
продолжала оставаться третьестепенным предметом в начальной школе. Лишь в программах
1914 г. географии было отведено должное место: изучение ее предполагалось
во всех классах гимназий, начиная с приготовительного. Однако
революционные события и первая мировая воина помешали реализации этой программы. Вопросы
содержания и методики преподавания географии волновали многих педагогов. В
начале XX века были распространены методики географии Э. Петри (Методы и
принципы географии. — М., 1900) С. П. Аржанова (Методика начального
курса географии. — Пгр., 1915), А. Ф. Соколова (Очерк методики и дидактики
учебной географии. — СПб., 1903), Н. Раевского (География как наука и учебный предмет. —
СПб., 1911). Довольно четко определял задачи приготовительного курса А. Ф. Соколов: «... оно
помогает ребенку 1) ориентироваться на плане и карте; 2) из
непосредственных конкретных представлений создать понятия о главных
элементах ландшафта, как то: реке, береге, камне, горе и т. д.; 3) добыть
основания для сравнений родной местности с другими странами; 4)
изучить картографические способы обозначения известного участка земли, чтобы на этом
впоследствии основать понимание карты; 5)
пробудить наблюдательную способность, чувство красоты природы и изощрить познавательную способность»2. Одной из форм организации детских наблюдений служат географические
экскурсии. Как и в методике начального естествознания, в этих работах большое внимание уделяется активной
роли ученика в добывании знаний. Ценной книгой был учебник С. Бобина. «Краткий курс
географии». (Киев, 1903 г.). Интересно, что в предисловии
автор рекомендует в процессе
обучения избегать готовых определений, а стараться вызвать в детях возможно более ясное
представление о предмете с помощью
разнообразных пособий. В учебнике Э.
Лесгафта «Курс элементарной
географии» (СПб., 1908 г.) географические знания предлагается формировать сначала на основе непосредственных
наблюдений окружающей местности, а затем уже переходить к знакомству с планом, картой, масштабом. Учебник
хорошо иллюстрирован. Кроме
учебников в начале XX века появляются карты, атласы, контурные карты,
предназначенные специально для различных ступеней школьного
образования, в том числе и для начальной школы
7.Естествознание в
начальной школе в послереволюционный период.
Октябрьская
революция 1917г. внесла существенные изменения в постановку школьного дела в
России. Задачи школы и педагогической науки определялись теперь декретами советской власти, программой Коммунистической партии, принятой на VIII съезде. В
этих документах выдвигалось требование осуществления связи обучения с
производительным трудом. Школа была должна готовить
всестороннеразвитых членов коммунистического общества на основе общего и
политехнического образования. Был взят курс на ликвидацию
неграмотности в стране, введения обязательного всеобщего образования.
Школа была отделена от церкви. Религия как учебный предмет была изъята из
учебных планов школ. В октябре 1918г. В ЦИК принимает «Положение об единой трудовой Школе
РСФСР». Отныне все школы вошли в ведение народного коммиссариата
по Просвещению. Школа стала называться «Единая Трудовая Школа». В ней
выделено две ступени: первая для детей от 8 до 13 лет (пятилетняя) и вторая от 13 до 17 лет. (четырехлетняя). Все школы должны были работать
по единым учебным планам, с
соблюдением полной преемственности. Содержание образования должно было носить политехнический характер. Был принят учебный план, по которому
естествознание вводилось в школу со
2 класса. Такое раннее изучение природы объяснялось большим воспитательным воздействием ее на ребенка,
практической ролью знаний о ней.
Поэтому была выдвинута задача формирования
«навыков, полезных в жизни, а также развитие стремления к оздоровлению своего быта, подготовка к пониманию
простейших явлений в сельском
хозяйстве»1. География не была включена в учебные планы школы первой ступени. Наряду с определением содержания знаний, программы
содержали ряд требований к
преподаванию начального естествознания. Например, в петроградских программах указывалось на необходимость изучать природу в самой природе. . Основными методами обучения естествознанию должны были служить наблюдения
и опыты»3. Большая роль
отводилась экскурсиям и практическим занятиям в лаборатории, в саду, в поле и т. п. «Экскурсии являются обязательным
элементом преподавания естествознания»4. В Москве первая биостанция была организована В. Ф. Натали, а
через несколько месяцев еще одна
биостанция открылась в Сокольниках. Основателем ее стал Б. В. Всесвятский. Под влиянием и при непосредственной помощи биостанций в школах стали создаваться
уголки живой природы. Дети сами
ухаживали за обитателями уголков и приобретали полезные навыки ухода за растениями и животными. Во многих школах уголки живой природы стали базой для работы
юннатских кружков. В эти годы был выработан интересный подход к
наглядным пособиям. Проблеме
наглядных пособий посвятили свои исследования В. ф. Натали и С. А. Павлович Подвергся резкой критике подход, когда наглядными пособиями подменяли то, что
ребенок может увидеть и исследовать
в природе, в лаборатории и т. п. Преподавание с применением такой наглядности затрудняло внедрение в практику школы исследовательского метода. В новых
исследованиях были предложены типы
пособий, которые требовали активной познавательной
деятельности самого ученика. После
1922 г. в результате улучшения экономического положения в России началось быстрое увеличение числа
начальных школ. Важным этапом в
развитии начальной школы явилось постановление ВЦИК и СНК РСФСР от
31 августа 1925 г. «О введении в РСФСР
всеобщего начального обучения и построение школьной сети». Начальная школа в эти годы сложилась как
четырехлетняя. К концу 1922 г.
Научно-педагогической секцией ГУСа были созданы общегосударственные программы. Их учебный материал был представлен в трех комплексах: природа, труд, общество.
Поэтому эти программы получили
название комплексных. Важной задачей
комплексных программ считалось формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Лишь к 1927 г. были созданы стабильные программы. В них учебные предметы как самостоятельные
школьные дисциплины потеряли свой статус. Знакомство
детей с природой предусматривалось с первого класса: сообщались лишь отдельные сведения о неживой и
живой природе. Во втором классе
дети знакомились с изменениями в природе по временам года. Содержание программы третьего класса составляли сведения об основных элементах географического
ландшафта, о воздействии человека на
природу. Основным методом изучения природы
был признан исследовательский. Поэтому рекомендовались кратковременные и длительные экскурсии, опыты,
практические работы и общественно
полезный труд учащихся. Изучение природы
требовалось тесно связывать с краеведением. Наиболее распространенной по изучению природы в школе I ступени была книга М. Беляева «Из
класса в природу» (М.; Л., 1926 г.). После постановлений 1931 и 1932 гг.
были восстановлены учебные предметы. Естествознание вошло во все классы
начальной школы при следующем недельном числе часов; I класс — 1
час, II и III классы — по
2 часа. В первый год обучения дети знакомились с сезонными изменениями в
природе. Второклассники знакомились с природными и культурными сообществами —
это огород, сад (в городе — парк), пруд, река, лес. «Неживая природа» и
8.Естествознание в начальной школе на
современном этапе.
Наиболее существенным изменением в
структуре и построении курса средней школы в 70-е годы явился переход с четырехлетнего
на трехлетний курс начального обучения, что связано с изменением роли
начального обучения в общей системе народного образования. растянутый курс
начального обучения неизбежно приводил к повторениям одного и того же материала
на смежных ступенях обучения. В соответствии с этими изменениями,
природоведение как учебный предмет изучалось во II—III классах начальной школы и в IV классе. В I классе дети знакомились с отдельными элементами и явлениями природы во
время наблюдений, экскурсий, чтения статей из учебника «Родная речь». Такая
система обучения начальному природоведению просуществовала до 1984—1985 годов. В связи с
сокращением срока начального обучения (до трех лет) были разработаны новые программы
начальной школы, в том числе и по природоведению, в основу которых легли следующие
теоретические положения: а) знания должны быть доступны детям, вытекать из их
осознанных практических потребностей; б) усвоение знаний должно происходить в
условиях целенаправленной учебной деятельности детей, при их высокой активности
и самостоятельности, не исключающей помощи со стороны учителя; в) в процессе
обучения у школьника формируются мотивы учебной деятельности, соответствующие
целям и содержанию обучения; г) учитель обеспечивает применение приобретенных
ранее знаний для усвоения новых; д) учебный материал максимально используется в
целях коммунистического воспитания учащихся.
Развитию методики преподавания
природоведения как науки в 60—80-е годы способствовали известные методисты
этого времени П. А. Завитаев, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Мельчаков, 3. А. Клепинина и
др. Завитаев Петр Александрович (1890—1970) в своих работах показал
возможность формирования природоведческих и понятий методами, свойственными
естествен-. е. посредством проведения наблюдений и поста-ановки опытов,
способствующих созданию конкретно-чувственной основы для формирования
природоведческих понятий. Он много работал над совершенствованием методики
применения разнообразного оборудования и наглядных пособий на уроках
природоведения. Скаткин Михаил Николаевич — методист по естествознанию в
начальных классах. Он является автором программ по природоведению в начальной
школе, учебников природоведения для учащихся III—IV классов, занимается вопросами методики проведения
природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе,
внеклассной работы по природоведению, большое внимание уделяет разработке
проблемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Мельчаков Леонид Федорович — методист по природоведению в
начальной школе. Он является автором школьного учебника по природоведению для
учащихся третьих классов. Л. Ф. Мельчаков изучает проблемы воспитания и
развития детей в процессе обучения природоведению.Много внимания уделяет он
методической подготовке будущих учителей природоведения, создает методические
пособия по природоведению для учителей начальных классов. Им написаны «Уроки
природоведения в 3 классе»' (М., 1980).
Клепинина Зоя Александровна — автор ряда учебников по
природоведению для учащихся начальных классов. Занимается проблемами
разработки содержания начального природоведения. Ею в содружестве с Л.
П. Чистовой разработаны «Дневники наблюдений над природой и трудовой
деятельностью человека» для учащихся I, II и III классов. 3. А. Клепинина пишет методические пособия по
природоведению для учителей начальных классов, разрабатывает
методику проведения уроков природоведения, экскурсий в природу.
1991 г. вышел новый учебник
«Природоведение» для III класса (I—IV) автора
Плешакова А. А. Вслед за этим был издан и новый учебник того же автора для IV класса.
В 90-е гг. начальная школа вступает на новый этап своего
развития. В связи с перестройкой общественной и экономической жизни России,
перестраивается и начальная общеобразовательная школа. Прежде всего школа,
как и все общество, оказывается под влиянием процессов демократизации: школа из
авторитарной постепенно становится на принципы гуманизации и
гуманитаризации. Из всех первоначально заявленных систем постепенно
утвердились в качестве государственных три системы. Это традиционная, или
классическая, система общего развития младшего школьника (система Л. В.
Занкова) и система развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина —
В. В. Давыдова). В каждой из этих систем определенное место
занимает естественнонаучное образование, объем которого
определяется образовательной областью «Окружающий мир» базисного
учебного плана. Варианты «Зеленый дом» А. А. Плешакова и «Природа и
люди» 3. А. Клепининой рассчитаны на использование, как в трехлетней, так и в
четырехлетней начальной школе. Они состоят как бы из двух частей, тесно
связанных между собой. Первая часть — это ознакомление с
окружающим миром, которая в курсе 3. А. Клепининой называется «Я и мир
вокруг». Третий вариант представлен курсом
«Окружающий мир», разработанный группой ученых под руководством Н.Ф.
Виноградовой. Это интегрированный курс, включает в себя сведения из
биологии, географии и истории, рассчитан на четырехлетнюю начальную школу. Четвертый вариант — «Мир и
человек» авторов А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана
также разработан для четырехлетней начальной школы
9.Обусловленность и задачи ознакомления
младших школьников с природой. Предшествующий опыт становления и развития
начального естественнонаучного образования и проведенные научные исследования свидетельствуют
о необходимости и возможности ознакомления младших школьников с
природой Д. Н. Кайгородов: «... это было какое-то громаднейшее
недоразумение — изгнание природы из школы — недоразумение, перед которым
наши потомки будут только руками разводить»6. Б. Е. Райков:
«Человек, не знающий основ естествознания, подобен слепцу, который не
может разобраться в окружающем и бродит ощупью»7. Социальные и экономические потребности человечества выдвигают науки о
природе на одно из первых мест среди других наук. Нельзя пройти
мимо и такой роли естественнонаучного образования, как развитие
личности ребенка. Изучение наук о природе формирует мировоззрение,
наблюдательность, развивает мышление, речь, волю, чувства, эмоции,
экологическую и санитарно-гигиени-ческую культуру, положительные нравственные
качества, практические умения и навыки и т. д. Перечисленные выше
личностные качества, включая и эрудицию, входят в понятие «культурный человек».
Следовательно как часть обусловленности естественнонаучного образования
выступает и еще один аспект — социокуль-турный. Вызывают
серьезную озабоченность такие надвигающиеся явления, как изменение климата,
усиление проникновения на Землю ультрафиолетового излучения, генетические
изменения, эпидемии, исчезновение ряда видов растений и животных и т. п.
Достигнутая сегодня предельная нагрузка на природу требует не только поисков
путей поддержания сбалансированного хода развития и состояния окружающей
природной среды, но и повседневного внимания к природе.
В перечисленных случаях, доказывающих
важность естественнонаучного образования, немалая роль принадлежит начальной
школе. Мало того, в ряде случаев влияние природы именно на младшего школьника так
велико, что почти не может быть восполнено на последующих этапах
обучения. Здесь речь идет прежде всего о развивающей роли изучения
природы в духовном развитии ребенка.
10. Содержание начального курса
естествознания.
11. Принципы отбора содержания.
В настоящее время естественнонаучное
начальное образование представлено
несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого
варианта заложено в определенной программе и реализовано в соответствующих учебниках.однако, каким бы
ни было содержание, отбор его
должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принципы.. 1. Естественнонаучное образование в начальной школа наиболее целесообразно строить по принципу
интеграции сведений из разных наук. Этот принцип был заложен В.
Ф. Зуевым, затем поддержан и обоснован
А. Я. Гердом мы опирались на
ретроспективные научные исследования и длительную педагогическую практику. 2. Содержание
и структура начального естествознания должны отвечать принципу
научности, т. е. современному уровню развития наук о природе. Даже самое
минимальное содержание учебного материала
должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы в ней нашли отражение целостное содержание и
структура какой-либо теории. но и
быть направленным на коррекцию,
уточнение, исправление уже имеющихся
знаний. 3. Необходим учет дидактических
принципов, которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учебный предмет. 4. Важным принципом отбора и
конструирования содержания естествознания
является принцип практической направленности. наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования. Необходимо также учитывать
возможность применения и проверки полученных
знаний на практике. Значимость
этого принципа заключается еще и в том, что его использование создает запас
конкретных представлений и первоначальных понятий, необходимых для организации деятельности осмысления. 5. Тесно связан с принципом практической направленности другой
специфический принцип — краеведческий. Начало этому принципу было положено В. Ф. Зуевым.
Сущность его заключается в том, в начальной
школе ребенок должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для формирования отчетливых представлений о природе и
социологии отдаленных территорий
Земли. 6. Отбор естествоведческого
содержания с учетом принципа экологической направленности определяется
требованиями времени. В самом деле,
экологических знаний, экологической культуры требует любая отрасль
практической деятельности человека, даже быт. Наиболее
существенными в экологическом образовании младших школьников являются
следующие положения: — знания, подводящие
к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных
Коммонером в виде законов; — практические меры
по восстановлению нарушенного в природе равновесия; — правила
поведения в природе. 7. Необходимым условием отбора содержания является принцип
генерализации знаний. Реализация
его требует решения проблемы преемственности между начальным и
последующими этапами естественнонаучного образования. 8. Содержание
начального естественнонаучного образования должно отвечать общественным
целям воспитания и развития подрастающего поколения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|