бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания естествознания бесплатно рефераты



21.Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм обучения.

Как и применительно к методам обучения, в трактовке понятия «форма обучения» нет единого подхода. По определению Ю. К. Бабан-ского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осу­ществляемой в установленном порядке и в определенном режиме»1. Н. М. Верзилин считает, что «форма преподавания — это организа­ция учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствую­щая различным условиям ее проведения (в классе, природе и т. п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения». В теории и практике обучения природоведению сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. Но вместе с тем они имеют и общие черты. 1. Решение определенных познавательных воспитательных и развивающих задач. 2. Отбор определенного содержания учебного материала, с точки зрения которого каждое занятие представляет собой нечто целостное. 3. Применение разнообразных методов и приемов, выбор и соче­тание которых зависит от целей содержания занятий. 4. Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий. 5. Оптимальный темп хода занятий и рациональное использова­ние отведенного времени. 6. Возможно полное использование потенциальных способностей каждого ученика, учет их индивидуальных особенностей. Как и в случае с методами обучения, в трактовке организацион­ных форм немало спорных вопросов. Например, нет единого мне­ния, методом или формой считать игры, самостоятельные работы учащихся и др Урок: • Вводный• Смешанный• Предметный• Экскурсия• Обобщающий. Внеурочные: Кружки, Экскурсии, туристические походы.



22.Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию.

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Попытки замены урока другими организационными формами пока остаются на уровне эксперимента. Как любая педагогическая кате­гория урок имеет свои характерные признаки: — урок проводится со стабильной группой учащихся определен­ного возраста и более или менее одинакового уровня подготовки; — урок ограничен во времени; обычно он продолжается от 35 до 45 мин. Урок выполняет определенные функции: — образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков; — воспитательные, решающие задачи патриотического, экологи­ческого, эстетического, нравственного, трудового, санитарно-гиги-енического воспитания; — развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологичес­кой, этической, эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей, навыков учебного труда. В зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов обучения намечается его тип.  Каждый урок строится по определенной структуре. Под струк­турой понимается совокупность рабочих моментов, этапов, их по­рядок, обусловленных внутренней логической связью. В структу­ре урока обычно выделяют следующие этапы: 1) организация начала урока; 2) повторение и закрепление изученного на предыдущем уроке, а иногда и нескольких предыдущих уроках; 3) изучение нового материала; 4) закрепление нового материала; 5) обобщение и вывод по изученному материалу на уроке; 6) домашнее задание. Эта структура присуща и урокам начального естествознания. Од­нако она варьирует в зависимости от типа урока, его конкретного содержания и применяемой методики. Вводный урок. Обычно такой урок проводится в начале учебно­го года как введение в предмет, а в начале темы как введение в тему. На введение в тему, как правило, отводится небольшое время на первом по данной теме уроке. Поэтому в практике изучения естество­знания в начальной школе проводится всего четыре таких урока. в нем нет по­вторения знаний предыдущего урока. Урок начинается с выяснения понимания детьми сущности названия учебного предмета. Если в прошлом году дети уже изучали такой предмет, а в этом году идет его продолжение,  Далее учитель сообщает, что в этом учебном году продолжается знакомство с природой; называет вопросы, которые будут рассмот­рены, Нередко в учебнике помещается текст «Введение».  В качестве домашнего задания может быть предложено провес­ти наблюдения по теме следующего урока. Смешанный, или комбинированный, урок. на нем почти всегда имеют место все названные структурные компоненты урока. обычно начинается с организационного момента, имеюще­го своей целью установить в классе рабочее настроение, мобилизо­вать. внимание учащихся на предстоящую работу., не более одной минуты. Повторение и проверка изученного на предыдущем, а также по­вторение ранее изученного занимает 8—10 мин урока, но в исклю­чительных случаях продолжительность этого этапа может продол­жаться 15 мин. Не следует отводить больше времени на этот вид. Изучение нового материала — самая важная часть урока, поэтому на нее отводится обычно до 25 мин. эффек­тивно. Достичь этого можно применением разнообразных методов и приемов. Начинается с вводной беседы, которая позволяет ребенку оживить имеющиеся у него знания по данной теме и Здесь же воспроизводится содержание проведенных во внеурочное вре­мя наблюдений. не нуждаются ли знания детей в коррекции. От такой беседы зависит дальнейший ход изучения нового материала.

Часть новой информации учитель может передать классу, приме­няя метод рассказа, На этапе изучения нового материала могут быть выступления учащихся с короткими сообщениями  В перечисленных выше примерах изучения нового материала ве­дущую роль играют словесные методы с применением разных видов на­глядных пособий.

Часть новых знаний ребенок может получить в ходе самостоя­тельной работы с различными наглядными пособиями, ,

При изучении нового материала могут быть проведены практи­ческие и лабораторные работы. Для их проведения применяют глав­ным образом практические методы: определение и распознавание признаков, наблюдение, эксперимент, моделирование. А теперь послу­шайте, как поэт сказал о том, что наблюдал. Учитель читает хорошо известное стихотворение И. Бунина «Лес — точно терем распис­ной...». Изучение нового материала завершается его закреплением. Функ­ционально этот этап урока является очень важным.. Кроме того, закрепление систематизирует изученное на уроке и подводит к обобщению. На закрепление отводится 3—5 мин уро­ка. Формы и методы закрепления те же, что и при изучении ново­го материала. Домашнее задание можно давать не на каждом уроке, но на сме­шанных уроках оно, как правило, необходимо.  Предметный урок. В методической литературе имеет и другие названия: урок работы с раздаточным материалом, урок с практическими работами. Сущность такого урока заключа­ется в том, что объект для изучения передается в руки ученика, и ведущими формами деятельности детей являются практические и лабораторные работы. Последние могут быть организованы как фронтальные или групповые, либо индивидуальные. Роль данного типа уроков в учебном процессе очень велика. Они позволяют на­копить определенный запас конкретных представлений о предме­тах и явлениях природы, что, как уже указывалось выше, является основой формирования и развития понятий, суждений, умозаклю­чений. На этих уроках развиваются важные практические умения и навыки. Таковы, например, умения работать с приборами, лабо­раторным оборудованием и др. Совершенствуются органы чувств, развивается наблюдательность, настойчивость, умение преодоле­вать трудности и доводить дело до конца и т. п. Основное время (25—28 мин) отводится на изучение нового материала. Видное ме­сто здесь занимает закрепление и обобщение учебного материала — 7—10 мин. урока. Остальное время распределяется между органи­зацией класса на урок и домашним заданием. В домашнее задание наряду с заданием закрепить содержание знаний урока учащимся может быть предложено провести дома или в природе (со взрослыми) аналогичные наблюдения, опыты.

практических методов. Урок-экскурсия. В методике природоведения нет устоявшегося мнения о том, чем является экскурсия. Одни авторы считают экс­курсию методом. Другие, хотя и относят экскурсию к организаци­онным формам, считают ее особой формой. Мы не разделяем мнение о том, что экскурсия — метод. В самом деле, источником знаний на экскурсии является не сама по себе экскурсия, а наблюдения, которые выполняют дети в природе, в музее, в заповеднике и т. п. Чтобы отличить метод от формы, надо установить, что же является источником знания. Мы не считаем экскурсию и особой формой организации деятельности учащихся. Здесь речь идет об обязательных учебных экскурсиях, определенных программой, направленных на ее выполнение. Такой экскурсии присущи все признаки урока, которые нелишне напомнить здесь: она проводится со стабильной группой учащихся примерно одина­кового возраста и одинаковой подготовки, имеет определенную продолжительность, такую же, как все другие уроки в данном клас­се и в данной школе, она обязана выполнить те же функции, что и другие уроки Если экскурсия проводится в природу, то накануне надо побывать на месте экскурсии, наметить объекты для изучения, направления передвижения экскурсантов, определить возможности экскурсион­ных сборов, продумать, а затем и подготовить оборудование, кото­рое необходимо для работы на экскурсии. посоветовать им, как надо одеться.  Следующий этап — это сама экскурсия. Она начинается с ввод­ной беседы,. Обобщающий урок обычно строится на материале отдельной темы или учебного предмета в целом.  Важнейшей задачей обобщающих уроков является раскрытие сущ­ности природоведческих понятий, установление взаимосвязей меж­ду объектами и явлениями природы, а на их основе — первоначаль­ное знакомство с некоторыми закономерностями



23.Методика повторения учебного материала.

Оно выполняет важные образова­тельные и развивающие функции: закрепляет и систематизирует знания, развивает умственные и духовные силы ребенка, формирует. навыки учебного труда, позволяет учителю получить обратную информацию об образовательном уровне класса, а значит где-то избежать «топтания на месте», где-то восполнить упущенное и т. д. В большинстве случаев материал каждого урока опирается на со­держание предшествующих уроков, вытекает из этого содержания. Поэтому в ходе повторения устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что в итоге обеспечивает вос­приятие его ребенком как некоторой целостной структуры. Традиционно повторение проводится в начале урока —7 мин, лишь в исключительных случаях он может продолжаться до 15 мин. два вида повторения: устное и фиксированное. Каж­дое из них может быть организовано и как фронтальное, и как ин­дивидуальное. При устном фронтальном повторении основным методом явля­ется беседа. Она позволяет получить обратную связь от многих учащихся класса, поддерживать довольно высокую их активность, Однако такой вид повторения дробит учебный материал на мелкие части, что затруд­няет его обобщение. Оно не формирует у учащихся важный навык учебного труда Сущность индивидуального устного повторения заключается в том, что дети на предложенный учителем вопрос или задание дол­жны ответить связным рассказом. Не все дети могут сосредоточиться на ответе одного ученика и внимательно его выслушать. Труднее этот вид повторения и для самого ученика, т. к. требует большой сосредоточенности. положительные стороны. Во-пер­вых, такое повторение положительно влияет на развитие мышления ребенка, приучает его связно, в определенной логической последова­тельности излагать свои мысли. Во-вторых, при таком повторении учебный материал представляется в более целостном виде, чем при фронтальном повторении, что облегчает его обобщение. Учебный материал, предназначенный для повто­рения, разбивается на 2—3 или 4 законченные части. К каждой ча­сти формулируется вопрос или задание. Затем надо дать учащим­ся время на обдумывание содержания ответа. Только после этого конкретный ребенок может быть вызван для ответа. При этом дети могут пользоваться рабочей тетрадью и, по усмотрению учителя, — учебником. Следующий вид повторения — это так называемое фиксирован­ное повторение, которое, как и устное, может быть фронтальным или индивидуальным. При фиксированном повторении дети отвеча­ют на заданные вопросы на листочках бумаги или на доске с помо­щью условных знаков, рисунков, схем. Учащиеся могут что-то под­черкнуть в готовом тексте, подписать детали уже готового рисунка, заполнить таблицу, письменно перечислить предметы или явления и т. п. Возможны вопросы и задания, составленные в виде тестов. Вычеркните лишнее: роса, медведь, подорожник, сосулька, ка­мень, паук, береза, ива, туча, снежинка. Напишите, какую группу предметов обозначают оставшиеся слова: ________. А какую — вычеркнутые: ________. 2. Приведите три примера разных явлений природы. 3. Отметьте знаком «+», в каких из перечисленных групп живот­ных есть домашние: насекомые, рыбы, птицы, звери. Учителю следует помнить, что в любой вид повторения важно включать задания, требующие практического приложения знаний. Например, ребенок не просто рассказывает о лиственных и хвойных деревьях, но и находит ветки этих деревьев среди живых. естествознания важно умелое сочетание разных форм, видов повторения и вариантов их организации


24.Внеурочная работа.

Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продол­жительность ее выполнения во многом определяется индивидуальны­ми особенностями ребенка. Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выпол­нение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Основная цель этой дея­тельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объем и содержание домашнего за­дания определяется учителем конкретно по каждому уроку

ятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучи­вать всегда труднее, чем учить. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; Домашние опыты и практи­ческие работы Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближен­ных к природным или непосредственно в природе.  В содержание домашнего задания включаются задания для на­блюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного уро­ка, и их выполнение способствует практикованию знаний. в домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изу­ченного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Учащиеся должны хорошо усвоить содержание и цель выполнения задания. В задании для них должна быть четко определена их деятельность, Для естествознания развитие навыка чтения не является главной задачей. Одна из ведущих задач начального естествознания — фор­мирование знаний и умений.  Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружа­ющем мире, Учителя-предметники, давая домашнее задание, как прави­ло, указывают лишь страницы учебника, не объясняя его цель. Домашние задания могут быть дифференцированы учителем.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблю­дений в окружающем мире. О них уже говорилось выше. Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно фор­мулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в не­которых вариативных учебниках, и учитель может на них ориенти­роваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять комму­никативное общение, создавать исследовательские ситуации. К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о приро­де особенно, если это касается обязательного списка книг для вне­классного чтения.Возможны и другие виды внеурочной деятельности учащихся.



25.Внеклассная работа по естествознанию.

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обяза­тельной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы явля­ется расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней. Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. . В группах могут быть объе­динены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуаль­но. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п. Внеклассная работа может быть организована как массовая, груп­повая и индивидуальная.Внеклассная работа может быть организована в школе. Она яв­ляется основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей прово­дятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, ДЭЗов и т. д. Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или от­дельного этапа обучения, например только начальной школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Они проводятся и в школе, и во внешкольных учреждениях. Тематика праздников может быть самая разнообразная.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8