бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания естествознания бесплатно рефераты



12.Межпредметные связи и преемственность в обучении  естествознанию.

Начальное естествознание выступает как часть, как подсистема в единой системе школьных учебных предметов и «по горизонта­ли», и «по вертикали». Поэтому возникает необходимость рассмот­реть межпредметные связи и преемственность в естественнонауч­ном начальном образовании. Межпредметные связи в обучении, по определению В. Н. Федо­ровой, представляют собой отражение в содержании учебных дис­циплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познают­ся современными науками. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как эквивалент межнаучных связей. Межпредмет­ные связи в учебном процессе позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без допол­нительных временных затрат, реализовать взаимную систематизи­рованную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Межпредметные связи рационали­зируют учебный процесс в целом.

Реализации межпредметных связей способствуют синхронисти­ческие таблицы, в которых по времени расписано содержание учеб­ного материала в разных учебных предметах. Синхронистическая таблица наглядно покажет возможности пе­рестановки учебного материала в плане согласованности содержа­ния, форм и методов обучения Например, часто в художественных произведениях описываемые объекты природы разговаривают, используя человечес­кую речь. Научное знание о том, что растения, животные, грибы не владеют вообще речью, позволяют сделать вывод, что это художе­ственный (чаще сказочный) прием автора и т.п. Не менее тесна связь естествознания с учебными предметами эстетического цикла. Образы, полученные в ходе наблюдений в природе, широко используются детьми в изобразительной деятель­ности. Имеются возможности связать естествознание с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном ма­териале, а использовать количественные характеристики из жизни природы. Преемственность в обучении. Понятие преемственности в педа­гогической литературе имеет довольно разносторонний диапазон толкований, но, в основном, авторы сходятся в том, что преемствен­ность предполагает определенную последовательность и поэтап-ность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми предстоит овладеть ученику «по вертикали» обучения. В этом по­нятии выделяют три взаимосвязанных элемента: — необходимая связь и соотношение между частями данной об­разовательной области на разных этапах обучения; — взаимосвязь методов, приемов, форм обучения;

— определенные последовательно возрастающие требования к ре­зультативности обучения, воспитания, развития. Преемственность в учебном процессе имеет большое значение. Она дает возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также образовывать у учащихся целостного представления о научном знании данной области науки; влияет на мотивацию учения; позволяет учителю применять в учебном процес­се продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность учащихся, постепенно увеличивать нагрузки на учащихся. примеры реализации преем­ственности в естественнонаучном образовании. В процессе изучения естественнонаучных курсов в начальной школе дети ведут наблюдения за погодой. Эти данные составляют хорошую основу при формировании в курсе географии понятий «погода» и «климат», при характеристике климата природных зон. Знание частей растений и умение их различать помогут учащимся усвоить материал курса биологии об органах растений. Знакомство со способами размножения растений и соответствующая практичес­кая работа составят определенную базу для изучения в 6 классе темы

«Размножение растений».


13.Значение естественно-научного образования в развитии личности младшего школьника.

Одним из наиболее веских аргумен­тов сторонников естественнонаучного образования всегда служила его огромная значимость в развитии личности ребенка. В чем же заключается эта значимость? Поскольку одной из задач этих курсов является формирование научных знаний о природе, они закладывают в детях научный взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектиче­ский материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. исследуют объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предме­ты и явления природы действительно реально существуют, что ок­ружающий мир объективен. В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усва­ивают некоторые взаимосвязи: зависимость температуры от высо­ты Солнца, характера осадков, состояния почвы и водоемов от тем­пературы; поведение животных от наличия корма в природе и т. п. Эти знания положат начало формированию взглядов на единство и целостность материального мира. И, наконец, младшие школьни­ки накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изме­нении веществ под действием каких-то факторов. ученик получает знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается убеждение о том, что ок­ружающий мир можно познать, т. е. мир познаваем. Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставле­ния, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др. Рядом с развитием мышления идет развитие речи. Речь ребенка обогащается специаль­ными терминами, специальными речевыми оборотами. Неоценима роль естествоведческих курсов в развитии наблюда­тельности детей. Наблюдательность —. это умение замечать в пред­метах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозамет­ные особенности. Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии. Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие учащихся. Это чувство развивается и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о природе, о ее зна­чении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой инте­рес и внимание, а, вслед за этим, и любовь. Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотичес­кие чувства. В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-ги-гиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практи­ческих умений и навыков, но и таких личностных качеств, как поло­жительное отношение к труду, уважение к людям труда и результа­там труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. Природа — великий источник становления нравственных качеств. Начальное естествознание в силу специфики применяемых форм и методов обучения развивает коммуникативную деятельность учащихся. Естественнонаучные курсы начального этапа обучения выполня­ют пропедевтическую функцию. Они готовят детей к изучению учеб­ных курсов данной образовательной области в старших классах..



14.Экологическое образование младших школьников.

В настоящее время экологическое образование школьников стано­вится приоритетным направлением в педагогической теории и прак­тике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей пла­нете: Важным принципом этой системы является непрерывность экологи­ческого образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы,. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного фор­мирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Под экологическим образованием понимают непрерывный про­цесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценност­ных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответ­ственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование эколо­гической культуры, в основе которой лежит ответственное отноше­ние к окружающей среде. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и разви­тием самой природы. «Человек, овладевший экологической культу­рой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рациональ­ного природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения Экскурсии в природу — классическая форма изучения окружаю­щей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-позна­вательного значения, формирование грамотного поведения в при­родной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях — наблюдение. здесь решаются за­дачи экологического характерановым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «эко­логическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Полевые практикумы как форма экологического образования так­же недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — за­крепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния. Беседы экологического содержания имеют целью актуализиро­вать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы инфор­мации о негативной и позитивной деятельности человека в приро­де способствует формированию у детей умения оценивать эту дея­тельность и прогнозировать ее последствия.  Решение экологических задач и анализ экологических ситуаций также направлены на выявление экологических связей. Детские игры — отражение жизни. Воображаемые условия, име­ющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются мо­ральные нормы и правила поведения в окружающей среде. Дидактические игрыэто игры с правилами. К дидактическим играм экологического содержания отно­сят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудес­ный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; Ролевые игры, экологического содержания основаны на моделиро­вании социального содержания экологической деятельности. На­пример, игра «Что произойдет?». Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологиче­ской деятельности. Например, игра «Кто где живет?». Игры-соревнования экологического содержания основаны на сти­мулировании активности участников в приобретении и демонстра­ции экологических знаний и умений.: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т. д.

В последние годы учителя стали применять метод проектов. К внеурочным формам экологического образования относят празд­ники — совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Кульминацией праздника явля­ется проведение КВН.


15.Методика формирования естественно-научных понятий.

В педагогике понятие — это «форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения са­мого этого класса по определенной совокупности общих для пред­метов этого класса отличительных признаков»2. Философия, логи­ка, психология формулируют определение понятия иначе, но все они сходятся в том, что понятие — это обобщенное знание, отража­ющее существенные свойства предметов и явлений. Образование и развитие понятий может проходить стихийно или под влиянием извне. По­нятно, что стихийный процесс образования понятий идет значи­тельно медленнее, чем под его управлением. Каждое понятие, должно характеризоваться таким числом су­щественных признаков, которых было бы достаточно, чтобы трак­товать его как первоначальное. должно иметь объем элементов знаний, необходимых для дальнейшего развитияпонятие приобретает доказательный и убедительный характер, если существенные признаки его подтверждены опти­мальным количеством фактов и если рассмотрены взаимосвязи его с другими понятиями. Методика формирования понятий есть отражение в учебном про­цессе философской теории познания, которая и является ее методо­логией: «от живого созерцания — к абстрактному мышлению, а от него — к практике». Отсюда вытекает важнейший педагогический вывод — вести детей к знанию общего надо через изучение единич­ного, особенного. Такой подход особенно важен применительно к младшим школьникам, психофизиологической особенностью мыш­ления которых является конкретность, образность. Если учащий­ся запомнил термин «растение», но никогда не видел конкретное растение, он не владеет этим понятием. Следует учесть и уже имеющиеся представления, и жизненный опыт учащихся. Исход­ным моментом является восприятие предметов и явлений природы всеми органами чувств.

Восприятие является материалом для последующей работы моз­га, которая заключается в том, что идет процесс дальнейшего син­теза: из восприятия образуется представление. Представление — тоже образ предмета или явления, но это образ в отсутствие после­дних. Поэтому в отличие от восприятия в представлении выше сте­пень обобщенности. Представления имеют огромное значение в познании окружаю­щего мира. Если бы у нас формировались только восприятия и не было бы представлений, наши знания ограничивались бы только тем, что мы непосредственно наблюдаем. Представления о многообразных предметах и явлениях окружаю­щего мира являются необходимой основой мыслительных процес­сов, а значит и условием развития мышления и воображения школь­ников.

складывающиеся стихийно представления о предметах и явлениях природы в большинстве случаев просто ограничены, не точны, бедны по содержанию. Например, сосна и ель для многих одно и то же дерево. Третий путь образования восприятий — это создание образа словом, когда нет возможности организовать работу ни с натуральными объектами, ни с их изображениями. Такие восприя­тия создаются силой творческого воображения. При этом полезно опираться на уже имеющиеся восприятия и представления. Напри­мер, чтобы создать образ карликовой березки у учащихся, никогда не видевших это растение, можно пойти таким путем: дети рассмат­ривают лист обыкновенной березы. Учитель говорит, что по форме лист карликовой березки такой же, но величина его примерно с ноготь среднего пальца руки. А как растение выглядит в целом? Чтобы представить себе его, можно взять каком-нибудь кривой прутик и показать на нем толщину и положение в пространстве стебля березки. Значение восприятий и представлений, очень велико. Так, Г. Песталоцци К. Д. Ушинского,И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. В представлении отражается образ предмета. В процессе осмысления и обобщения выделя­ются общие существенные признаки предметов и явлений. Резуль­татом этого процесса и являются понятия. Понятия, как и восприятия и представления, могут образоваться стихийно и искусственно — под руководством учителя. Понятно, что образованные в результате целенаправленного воздействия, систе­матического руководства понятия у детей будут значительно более правильными, прочными и осознанными, чем складывающиеся сти­хийно. Итак, как же работать над образованием понятий? Каким инст­рументом должен владеть учитель при этом? Начнем с того этапа, на котором у детей имеется запас конкретных представлений. Да­лее учитель с помощью целого ряда вопросов как бы вынуждает учащихся выделять сначала общие свойства, признаки, связи изуча­емых предметов и явлений. Достаточно эффективным ме­тодом здесь является беседа. Но образованное понятие должно быть закреплено. Для этого используется этап практикования. На нем важную роль играют различные упражнения, зарисовки по памяти, вопросы и задания, позволяющие выявлять применение знаний в практической дея­тельности, Как известно, понятие динамично, т. е., образовавшись, оно обя­зательно развивается. Этот процесс, как и на этапе образования по­нятия, может идти стихийно или под чьим-то руководством. это не должен быть процесс механического накопления каких-либо харак­теристик. Обогащая первоначальные характеристики понятия, но­вые сливаются с ними и образуют иное качество, более высокое и богатое, чем первоначальное. Важным этапом в развитии понятий является, как и при их пер­воначальном формировании, повторение знаний, выяснение, ожив ление имеющегося опыта. этапе изучения нового материала обращаться к ранее изученному, устанавливать логические связи с ним. Таким образом, развитие понятий — это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при по­стоянном сообщении новых знаний,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8