Методика преподавания естествознания
12.Межпредметные связи и преемственность в
обучении естествознанию.
Начальное
естествознание выступает как часть, как подсистема в единой системе
школьных учебных предметов и «по горизонтали», и «по
вертикали». Поэтому возникает необходимость рассмотреть межпредметные
связи и преемственность в естественнонаучном начальном
образовании. Межпредметные связи в обучении, по
определению В. Н. Федоровой, представляют собой отражение в содержании учебных
дисциплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познаются
современными науками. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как
эквивалент межнаучных связей. Межпредметные связи в учебном процессе
позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение
материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную
систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к
применению знаний в повседневной жизни. Межпредметные связи рационализируют
учебный процесс в целом.
Реализации межпредметных связей способствуют
синхронистические таблицы, в которых по времени расписано
содержание учебного материала в разных учебных предметах. Синхронистическая
таблица наглядно покажет возможности перестановки учебного материала в плане
согласованности содержания, форм и методов обучения Например,
часто в художественных произведениях описываемые объекты природы
разговаривают, используя человеческую речь. Научное знание о том, что растения,
животные, грибы не владеют вообще речью, позволяют сделать вывод, что это
художественный (чаще сказочный) прием автора и т.п. Не менее тесна связь естествознания с
учебными предметами эстетического цикла. Образы, полученные в ходе наблюдений в
природе, широко используются детьми в
изобразительной деятельности. Имеются
возможности связать естествознание с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать количественные
характеристики из жизни природы. Преемственность в обучении. Понятие преемственности в педагогической литературе имеет довольно
разносторонний диапазон толкований,
но, в основном, авторы сходятся в том, что преемственность предполагает определенную
последовательность и поэтап-ность
знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми предстоит овладеть
ученику «по вертикали» обучения. В этом понятии выделяют три взаимосвязанных
элемента: — необходимая связь и соотношение
между частями данной образовательной области на разных этапах
обучения; — взаимосвязь методов, приемов, форм
обучения;
— определенные последовательно возрастающие
требования к результативности обучения, воспитания, развития. Преемственность
в учебном процессе имеет большое значение. Она дает возможность
постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также
образовывать у учащихся целостного представления о научном знании данной
области науки; влияет на мотивацию учения; позволяет учителю применять
в учебном процессе продуктивные способы обучения, исследовательские и
поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность учащихся,
постепенно увеличивать нагрузки на учащихся. примеры реализации
преемственности в естественнонаучном образовании. В процессе изучения
естественнонаучных курсов в начальной школе
дети ведут наблюдения за погодой. Эти данные составляют хорошую основу
при формировании в курсе географии понятий «погода»
и «климат», при характеристике климата природных зон. Знание частей растений и умение их различать
помогут учащимся усвоить материал
курса биологии об органах растений. Знакомство со способами размножения растений и соответствующая практическая
работа составят определенную базу для изучения в 6 классе темы
«Размножение растений».
13.Значение естественно-научного образования в
развитии личности младшего школьника.
Одним из наиболее
веских аргументов сторонников естественнонаучного образования всегда
служила его огромная значимость в развитии личности ребенка. В чем же заключается
эта значимость? Поскольку одной из задач этих курсов является
формирование научных знаний о природе, они закладывают в детях научный
взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе
такого мировоззрения лежит диалектический материализм, признающий первичность
материального мира, его единство и изменчивость. исследуют объекты природы
органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предметы и явления природы
действительно реально существуют, что окружающий мир объективен. В процессе
изучения естественнонаучных курсов учащиеся усваивают некоторые
взаимосвязи: зависимость температуры от высоты Солнца, характера
осадков, состояния почвы и водоемов от температуры; поведение
животных от наличия корма в природе и т. п. Эти знания положат
начало формированию взглядов на единство и целостность материального мира. И,
наконец, младшие школьники накапливают знания об изменяемости
природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об
изменении веществ под действием каких-то факторов. ученик получает
знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается
убеждение о том, что окружающий мир можно познать, т. е. мир
познаваем. Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития
мышления детей, так как позволяют широко применять логические
дидактические приемы — сравнения, противопоставления, аналогии,
классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др. Рядом с
развитием мышления идет развитие речи. Речь ребенка
обогащается специальными терминами, специальными речевыми оборотами. Неоценима
роль естествоведческих курсов в развитии наблюдательности детей.
Наблюдательность —. это умение замечать в предметах и явлениях не
только яркие, броские, но и часто малозаметные особенности. Ясно, что такое
умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой
профессии. Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное
развитие учащихся. Это чувство развивается и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о
природе, о ее значении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой интерес и внимание, а,
вслед за этим, и любовь. Вместе с
любовью к природе в детях развиваются патриотические чувства. В процессе
изучения данных курсов развивается санитарно-ги-гиеническая и экологическая
культура, формируется готовность к труду. Последняя
складывается не только из определенных практических умений и
навыков, но и таких личностных качеств, как положительное
отношение к труду, уважение к людям труда и результатам труда,
аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь,
умение организовать свою работу и довести ее до конца. Природа —
великий источник становления нравственных качеств. Начальное естествознание в силу специфики применяемых форм и методов обучения развивает коммуникативную
деятельность учащихся. Естественнонаучные
курсы начального этапа обучения выполняют пропедевтическую функцию. Они
готовят детей к изучению учебных
курсов данной образовательной области в старших классах..
14.Экологическое образование младших
школьников.
В настоящее время экологическое
образование школьников становится приоритетным направлением в
педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической
ситуацией на нашей планете: Важным принципом этой системы является
непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс
обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: Это
объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы,. В этом возрасте идет активный
процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций,
развитие способностей и интересов. Под экологическим
образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания
и развития личности, направленный на формирование системы научных и
практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной
среде. Целью экологического образования является формирование экологической
культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей
среде. Экологическая культура рассматривается учеными как
культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и
потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все
виды своей деятельности требованиям рационального
природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает
ее разрушения и загрязнения Экскурсии в природу — классическая
форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия
для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного
значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий
метод изучения природы на экскурсиях — наблюдение. здесь решаются задачи
экологического характерановым видом деятельности младших школьников в природе
является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа»
— это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так,
чтобы на нем были места и естественной природы, и антропогенный
ландшафт. Это позволяет сравнивать естественную и преобразованную среды,
учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. устанавливают
экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц,
раскладывают корм для зверей. Полевые практикумы как форма
экологического образования также недавно стали использоваться в начальной
школе. Их цель — закрепление теоретических знаний об окружающей среде,
оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в
природе по улучшению ее состояния. Беседы экологического содержания
имеют целью актуализировать знания детей, расширить и углубить их, выявить
новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы информации о
негативной и позитивной деятельности человека в природе способствует
формированию у детей умения оценивать эту деятельность и
прогнозировать ее последствия. Решение экологических задач и анализ
экологических ситуаций также направлены на выявление экологических
связей. Детские игры — отражение жизни. Воображаемые условия,
имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только
понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются моральные нормы и
правила поведения в окружающей среде. Дидактические игры — это игры с
правилами. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с
карточками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек»,
игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?»; Ролевые
игры, экологического содержания основаны на моделировании
социального содержания экологической деятельности. Например, игра «Что
произойдет?». Имитационные экологические игры основаны на
моделировании экологической реальности и предметного содержания
экологической деятельности. Например, игра «Кто где живет?». Игры-соревнования экологического
содержания основаны на стимулировании активности участников в
приобретении и демонстрации экологических знаний и умений.:
кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т. д.
В последние годы учителя стали применять метод
проектов. К внеурочным формам экологического образования относят праздники —
совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Кульминацией
праздника является проведение КВН.
15.Методика формирования естественно-научных понятий.
В
педагогике понятие — это «форма
объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного
выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов
этого класса отличительных признаков»2. Философия, логика, психология формулируют определение понятия
иначе, но все они сходятся в том,
что понятие — это обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов и явлений. Образование и
развитие понятий может проходить стихийно или под влиянием извне. Понятно, что
стихийный процесс образования понятий идет значительно медленнее,
чем под его управлением. Каждое понятие, должно
характеризоваться таким числом существенных признаков, которых было бы
достаточно, чтобы трактовать
его как первоначальное. должно иметь объем
элементов знаний, необходимых для дальнейшего развитияпонятие приобретает доказательный и убедительный характер,
если существенные признаки его подтверждены оптимальным количеством фактов и если рассмотрены взаимосвязи его с другими понятиями. Методика формирования понятий есть отражение в учебном процессе философской теории познания, которая и
является ее методологией: «от живого
созерцания — к абстрактному мышлению, а от него — к практике». Отсюда вытекает
важнейший педагогический вывод —
вести детей к знанию общего надо через изучение единичного, особенного. Такой подход особенно важен
применительно к младшим школьникам,
психофизиологической особенностью мышления
которых является конкретность, образность. Если учащийся запомнил термин «растение», но никогда не
видел конкретное растение, он не
владеет этим понятием. Следует учесть и уже имеющиеся представления, и
жизненный опыт учащихся. Исходным моментом является восприятие
предметов и явлений природы всеми органами чувств.
Восприятие является материалом для последующей
работы мозга, которая заключается в том, что идет процесс дальнейшего синтеза: из
восприятия образуется представление. Представление — тоже образ
предмета или явления, но это образ в отсутствие последних. Поэтому в
отличие от восприятия в представлении выше степень обобщенности. Представления
имеют огромное значение в познании окружающего мира. Если бы у
нас формировались только восприятия и не было бы представлений, наши знания ограничивались
бы только тем, что мы непосредственно наблюдаем. Представления о многообразных
предметах и явлениях окружающего мира являются необходимой основой
мыслительных процессов, а значит и условием развития мышления и воображения
школьников.
складывающиеся стихийно представления о предметах и явлениях
природы в большинстве случаев просто ограничены, не точны, бедны по содержанию.
Например, сосна и ель для многих одно и то же дерево. Третий путь
образования восприятий — это создание образа словом, когда нет
возможности организовать работу ни с натуральными объектами, ни с их
изображениями. Такие восприятия создаются силой творческого воображения.
При этом полезно опираться на уже имеющиеся восприятия и представления.
Например, чтобы создать образ карликовой березки у учащихся, никогда не видевших
это растение, можно пойти таким путем: дети рассматривают лист
обыкновенной березы. Учитель говорит, что по форме лист карликовой
березки такой же, но величина его примерно с ноготь среднего
пальца руки. А как растение выглядит в целом? Чтобы представить
себе его, можно взять каком-нибудь кривой прутик и показать на нем толщину и
положение в пространстве стебля березки. Значение восприятий
и представлений, очень велико. Так, Г. Песталоцци К. Д.
Ушинского,И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. В представлении отражается образ
предмета. В процессе осмысления и обобщения выделяются общие существенные
признаки предметов и явлений. Результатом этого процесса и являются
понятия. Понятия, как и восприятия и представления, могут образоваться стихийно и
искусственно — под руководством учителя. Понятно, что образованные в
результате целенаправленного воздействия, систематического руководства понятия
у детей будут значительно более правильными, прочными и осознанными, чем
складывающиеся стихийно. Итак, как же работать над образованием
понятий? Каким инструментом должен владеть учитель при этом? Начнем с того
этапа, на котором у детей имеется запас конкретных представлений. Далее учитель с помощью целого ряда
вопросов как бы вынуждает учащихся выделять
сначала общие свойства, признаки, связи изучаемых предметов и явлений.
Достаточно эффективным методом здесь является беседа. Но образованное
понятие должно быть закреплено. Для этого используется этап практикования. На
нем важную роль играют различные упражнения,
зарисовки по памяти, вопросы и задания, позволяющие выявлять применение знаний в практической деятельности, Как
известно, понятие динамично, т. е., образовавшись, оно обязательно
развивается. Этот процесс, как и на этапе образования понятия, может идти
стихийно или под чьим-то руководством. это не должен быть
процесс механического накопления каких-либо характеристик. Обогащая
первоначальные характеристики понятия, новые сливаются с ними
и образуют иное качество, более высокое и богатое, чем
первоначальное. Важным этапом в развитии понятий является, как и при их
первоначальном формировании, повторение знаний, выяснение, ожив ление
имеющегося опыта. этапе изучения нового материала обращаться к ранее
изученному, устанавливать логические связи с ним. Таким
образом, развитие понятий — это длительный процесс, в котором понятие
обогащается все новыми характеристиками при постоянном сообщении
новых знаний,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|