Методика преподавания естествознания
16.Характеристика наглядных методов обучения
начального естествознания.
Б. П. Есипов считает,
что методы — это способы работы учителя и учащихся, при
помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и
навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. По определению Ю. К. Бабанского, метод — это способ упорядоченной,
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение
задач образования, воспитания, развития в процессе обучения..Е. Райков
составил бинарную номенклатуру методов, положив в основу классификации
два признака: характер восприятия учебного материала и
направление логического процесса. На основании этого он выделил три
группы методов: словесные, наглядные, моторные. Применение наглядных
методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности.
Однако эти понятия не идентичны. Наглядность как принцип обучения
реализуется при любых методах. Функцию же метода наглядность выполняет тогда,
когда становится основным источником знаний, приемов практических
действий, развивающего и воспитывающего воздействия на ученика. Наглядные
пособия широко применяются при словесных методах. Наглядные
пособия в наглядных методах являются источником самостоятельных
рассуждений, обобщений, умозаключений. Ценно, что применение этих методов
достаточно повышает активность учащихся, их самостоятельную познавательную
деятельность. Наглядность позволяет исключить вербализм в преподавании
природоведения, создает хорошие условия для прак-тикования знаний.
Велико и развивающее воздействие наглядных методов на ученика: они развивают
эмпирическое мышление, без которого невозможно развитие мышления
теоретического, совершенствуют речь, наблюдательность, умения
самооценки и самоконтроля, творческое воображение, навыки учебного труда и т.
д. Трудности применения наглядных методов
связаны, прежде всего, с наличием самих объектов для изучения и
вспомогательного оборудования. Изучение природы с помощью демонстрации
натуральных объектов позволяет
формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом
объекте, облегчает формирование представлений об объектах и явлениях природы, которые по разным
причинам не могут быть изучены в самой
природе.
Применение метода демонстрации
изображений природных объектов и явлений имеет
большое значение при изучении природоведения. Оно также
позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях
природы. Это особенно важно в тех случаях, когда природный объект невозможно
представить детям в натуре .во взаимосвязях с этой средой. Метод
изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в
тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях,
которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый
искусственный элемент. Опыты могут быть кратковременными, проведенными за один урок, но
могут быть и длительными
17.Характеристика словесных методов обучения.
Б. П. Есипов считает, что методы — это способы работы
учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями
и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. По определению Ю. К. Бабанского, метод — это способ упорядоченной,
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение
задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. . Е. Райков
составил бинарную номенклатуру методов, положив в основу
классификации два признака: характер восприятия учебного материала и
направление логического процесса. На основании этого он выделил три
группы методов: словесные, наглядные, моторные.. Словесные методы. В процессе
обучения естествознанию важным источником знаний является устное или
печатное слово. Слово — самый старый, а когда-то и единственный способ
воздействия на
учащихся. полных представлений о природных
объектах и явлениях, без чего процесс
осознанного усвоения теории невозможен. Лекция в процессе
преподавания начального природоведения не применяется, поэтому
не будем останавливаться на ее характеристике. Рассказ — это последовательное
описательное изложение учебного материала. Рассказ применяется в тех
случаях, когда нужно сообщить новую информацию, которая не опирается ни на
жизненный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдения. природоведения
не должен превышать 5—7 мин к концу обучения в начальной школе. Такая продолжительность
рассказа должна нарастать постепенно, Он слабо развивает творческое
мышление детей. Беседа — метод обучения, с
помощью которого учитель путем целенаправленной постановки вопросов
мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому
знанию. Основным структурным компонентом беседы
является вопрос. Вопросы должны опираться на имеющиеся знания и опыт
учащихся, помогать детям открывать новые знания Беседа может
строиться индуктивно и дедуктивно. учитель имеет возможность получать
обратную связь об уровне познавательном и уровне развития большой группы
учащихся за относительно короткое время. Однако этот метод дробит знания
учащихся, затрудняет их обобщение и возможность целостного восприятия учебного
материала, не приучает учащихся передавать научные знания в связной
форме. Объяснение — последовательное изложение учебного
материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием
вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж к выполнению
наблюдений, опытов, практических работ, к различного рода самостоятельным
работам, в том числе с тетрадью, учебником, наглядными пособиями. Метод
объяснения имеет свои достоинства, т. к. способствует формированию навыков
учебного труда, практических умений и навыков, развивает
мышление и внимание. В то же время он требует от ученика большого
напряжения внимания и мысли, поскольку в нем каждое последующее
положение вытекает из предыдущего, связано с ним. Поэтому даже
небольшой пропуск объяснения лишает ученика воспринять его в целом, а значит —
последовательно и качественно выполнить работу.
18.Характеристика практических методов
обучения.
Б. П. Есипов считает, что методы — это
способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение
знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются
их способности. По определению Ю. К. Бабанского,
метод — это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности
преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования,
воспитания, развития в процессе обучения. . Е. Райков составил
бинарную номенклатуру методов, положив в основу классификации два признака:
характер восприятия учебного материала и направление логического процесса.
На основании этого он выделил три группы методов: словесные, наглядные,
моторные. В истории становления и развития начального естествознания эти методы были
разработаны и стали применяться позднее
словесных и наглядных. Применение наглядных методов в преподавании было шагом вперед по сравнению с чисто словесным. Но проводимые исследования все
больше убеждали, что при применении
наглядных методов ребенок остается в значительной
степени пассивным созерцателем, в то время как для него свойственна активная
деятельность. Поэтому необходимы такие
методы, которые бы превратили учащихся в деятелей, исследователей, творцов, работников. Так возникли
практические методы. При их
применении объекты, явления, приборы передаются в руки самих учащихся для их самостоятельных
исследований. Метод, распознавания и определения признаков.
Действие этого метода основано на анализе внешних морфологических и частично анатомических особенностей предметов и явлений.
Применяется метод при работе с раздаточным материалом, когда возникает необходимость составить характеристику предметов,
явлений, выделить их признаки,
определить место данного предмета. Применение
метода распознавания и определения
признаков обычно сочетается с использованием инструктажа. Инструктаж может быть написан на доске, роздан написанным
на карточках или взят как инструкция к работе из учебника. Пр. распознавания и определения признаков может быть изучение внешнего строения
растения в ходе практической работы. Наиболее широко применяемым практическим методом
в процессе изучения природоведения
является метод наблюдений. Эксперимент, или опыт, как метод обучения применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в
обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное
создание специальных условий. Эксперимент
применяется и тогда, когда в естественный
процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, сколько
бы мы не рассматривали почву, мы не обнаружим
в ней воздух. Для обнаружения в почве последнего ее надо опустить в воду. Вода
будет вытеснять находящийся в почве воздух,
который пойдет через воду в виде пузырьков. Так учащиеся убеждаются в наличии в почве воздуха. Эксперимент может быть кратковременным и
длительным. Особое место занимают
опыты, проводимые на учебно-опытном участке.
Они, как правило, длительные и, нередко, занимают весь вегетационный
период. В учебном процессе по предметам естественнонаучного цикла широко
применяется метод моделирования. Модели бывают
материальные (вещественные) и идеальные (умозрительные, мысленно
построенные). К материальным моделям относятся глобус, модель термометра,
цветка, сердца и т. п. Среди идеальных моделей выделяют модели образные и
знаковые. Однако не следует путать модель как наглядное пособие и моделирование как
метод обучения. Если на урок принесена готовая модель, заранее начерченная
схема, то здесь мы имеем дело с моделью как наглядным пособием. Моделирование
выполняет функцию метода, когда ребенок на основе созданного в голове
образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом
предмете, явлении. . Так, совсем не обязательно наблюдать весь процесс развития
растения из семени, который может длиться в течение целого вегетационного
периода. Достаточно выбрать отдельные его этапы и, создав
модель-схему, получить соответствующее знание. Аналогичное можно сказать и о
круговороте воды в природе. Следующей существенной положительной стороной
моделирования является то, что этот метод, как равно и другие практические
методы, исключает формальную передачу знаний учащимся; изучение объекта, явления
протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка. развивает мышление и творческие способности ребенка.
моделирования работают разные анализаторы, что
способствует развитию сенсорной сферы. К недостаткам следует отнести и необходимость
иметь в наличии материалы, определенное оборудование, знать и
соблюдать правила гигиены. Сочетание методов обучения. В практике
преподавания разные методы редко применяются в чистом виде. Как правило, они
используются в различных сочетаниях. Трудно представить применение наглядных и
практических методов без слова.
19.Наблюдение как метод обучения.
Наблюдение — это непосредственное,
целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми
органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в
помещении.Дети
наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя. Важным требованием из
тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и
систематичность. Учитель определяет формы
наблюдений, организует их. Прежде всего, это экскурсии и практические работы по исследованию предметов окружающего
мира на уроках в классе. учащиеся ведут
наблюдения еще и во внеурочное
время, самостоятельно.Наблюдения — важнейший источник знаний об
окружающем мире. Они дают материал, основу,
на которой строятся мыслительные
операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей.
Велика роль наблюдений для развития устной
и письменной речи учащихся. наблюдательность. Это важнейшая
познавательная способность, необходимая не только для успешного учения. Она —
ценнейшее качество любого специалиста. Быть наблюдательным значит уметь
смотреть и видеть, слушать и слышать. Любые
наблюдения начинаются с постановки цепи, определения объекта и сообщения
задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые
простые. Например: больше узнать о природе, чтобы получить хорошую оценку
на следующем уроке и т. п. Задания для наблюдений учитель берет из учебников,
учебных пособий или формулирует сам, но в том и другом случае они должны направлять
внимание детей на то, что их непосредственно окружает, т. е.
содержание заданий должно строиться на краеведческом принципе.
Важным условием успешности ведения
наблюдений является разумный отбор объектов. Прежде всего, для постоянных
наблюдений следует отобрать объекты вблизи школы. Сам процесс наблюдения
начинается с того, что учитель предлагает детям осмотреть объект в целом,
чтобы у ребенка сложилось о нем целостное представление. Затем следует
организовать рассмотрение предмета по частям. Необходимо ограничить внимание,
сосредоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. При
таком подходе к наблюдениям ученик привыкает концентрировать внимание
только на том, что ему нужно для решения данной задачи. Однако посмотреть
на предмет пли его часть — не значит увидеть и запомнить его
образ. А именно это, последнее, и является важнейшим в
обучении. Здесь и помогут учителю специальные приемы, Можно
предложить ученику после однократного рассмотрения предмета или его части
закрыть глаза и мысленно представить только что увиденное. Другой прием — это имитация учеником движений и
звуков предметов, явлений природы. Например, повторить руками движения крыльев
птицы, падающих листьев и т. д.; голосом — звук грома, пение птицы, или
звуки других животных и т. д. Попытка таких имитаций заставляет
ученика внимательно всматриваться, вслушиваться в явления,
улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли
мимо внимания. Одним из важных путей поддержания интереса к
наблюдениям является использование их в учебном процессе, выполнение
на их основе разнообразных творческих работ не только на уроках по нашему курсу,
но и на уроках чтения, русского языка, изо, труда и т. п. Успеху ведения наблюдений способствует
создание у ребенка эмоционального настроя. Испытанным приемом продуктивных наблюдений является
их фиксирование. Способы фиксирования разнообразны. Это, прежде всего, зарисовки и раскрашивание контурных
рисунков. Делать это можно по памяти
или с натуры. Наблюдения за погодой
фиксируются с помощью условных знаков,
которые даны в рабочих тетрадях с учетом объема этих наблюдений в каждом классе.. Для наблюдений можно выбрать дни с резкими изменениями
в характере погоды. Эти наблюдения
фиксируются в специальных таблицах в
рабочих тетрадях. Для этого используются общеизвестные условные знаки..В третьем и четвертом классах наблюдения за
погодой в рабочих тетрадях можно
фиксировать лишь в дни экскурсий. Фиксирование
наблюдений ведется также в календарях природы и труда.Календари природы и труда, а также рабочие тетради
желательно хранить до четвертого
класса, где их данные будут нужны при формировании знаний о природе родного
края. Если нет возможности хранить все тетради, то можно сохранить хотя
бы по 2—3 лучших.
20.Приемы обучения.
Методы обучения являются существенным
инструментом в руках учителя по управлению учебным процессом. Любой из
методов в практике преподавания реализуется через приемы.
Методические приемы — это
элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и
учащихся в процессе преподавания и учения. Методические приемы значительно
более разнообразны и динамичны, чем методы. Поэтому арсенал их постоянно
увеличивается. Названные выше группы приемов применяются во всех
группах и видах методов.
Организационные
приемы. Их действие связано с различной организацией
применения тех или иных методов. Так, в словесных методах рассказывать
дети могут по заранее составленному индивидуальному плану или по плану,
составленному коллективно непосредственно на уроке. Отвечать дети могут либо с
места, либо у доски. Чтение текста может быть организовано вслух или
про себя.
Технические приемы, как правило, связаны
с применением различного
вспомогательного оборудования: приспособлений, устройств, подсветок, разного фона, приборов, в том числе и технических средств обучения. Так, в словесных методах
вопросы к беседе могут быть даны на
карточках или плакатах, проверка знаний проведена с помощью анкет, в которых дети делают необходимые записи. Особую роль технические приемы играют в
наглядных методах. Логические приемы играют особую и
довольно значительную роль в учебном процессе. Именно они способствуют
осознанию учебного материала, а, следовательно, оказывают особое влияние на развитие
мыслительной деятельности учащихся, И. П. Павлова анализа и синтеза — в
качестве основных, ведущих»2.. Значит, учебный процесс надо строить
таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую
деятельность мозга. Эта задача и решается прием сравнение.
Сравнение позволяет выявить общие и отличительные особенности разных
растений и их отдельных частей, разных групп животных, плана и карты,
различных форм поверхности суши, водоемов и т. д.Однако при помощи сравнения
нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение
другого дидактического приема — противопоставления. Противопоставление
тесно связано со сравнением. При помощи противопоставления сопоставляются
взаимоисключающие признаки предметов и явлений. В результате выявляется
истинная сущность предмета, явления и отбрасывается, исключается ложная. Так, при
формировании понятия плод путем сравнения дети выявляют ряд признаков
плодов, в том числе и такие общие признаки для всех плодов как
наличие в них семян и то, что они образуются на месте цветка. Значит,
такой признак, как съедобность, исключается как существенный признак для плода. обучении
начальному естествознанию широко применяется прием аналогии,
или перенос знаний в новую ситуацию. Важную роль в
процессе обучения выполняет прием классификации. Сущность
ее заключается в том, что с ее помощью предметы и явления объединяются в
группы по сходным признакам. Сначала ученик должен провести анализ
признаков предметов и явлений, затем среди них найти общие (выполнить синтез),
на
основании которых и объединить их в группы. Тесно связан с
приемом классификации прием систематизации. Она требует
расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе. Важным
условием приема установления причин и выяснения взаимосвязей является
наличие у детей определенного запаса фактических знаний,
получаемых в результате непосредственных восприятий. Важным условием
приема установления причин и выяснения взаимосвязей является
наличие у детей определенного запаса фактических знаний,
получаемых в результате непосредственных восприятий. и т. п., а конечным
результатом — формулировка правил, понятий, выводов. Характеризуя приемы
нельзя не отметить их сочетание. В практике преподавания начального
естествознания приемы не всегда применяются в чистом виде. Так логические
приемы требуют и определенной организации учащихся, и, нередко, применения
технических средств. Сочетание приемов происходит и внутри групп. Например,
трудно представить действие приемов классификации, систематизации,
аналогии и др. без приема сравнения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|