бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела "Информационная деятельность человека" предмета "Информатика и ИКТ" (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) бесплатно рефераты


Введение балльных оценок позволяет определять как степень сформированности каждого критерия, так и уровень ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека». При определении уровня необходимо было установить интервалы группировки значений по методике, предложенной А.А. Кыверялгом (24). Согласно данной методике, средний уровень определяется 25% отклонением значения от среднего по диапазону балльных оценок. Тогда, оценка из интервала от R(min) до 0,25 R(max) позволяет констатировать о минимальном уровне готовности обучающегося, а об оптимальном уровне свидетельствуют оценки, превышающие 75% максимально возможных. Поскольку суммарный балл, оценивающий обобщенный результат, меняется в пределах от 0 до 12, то, в соответствии с изложенной выше методикой,  уровни определялись интервалами:

·                   Низкий: 0-3 балла;

·                   Средний: 4-8 баллов;

·                   Высокий: 9-12 баллов.

Баллы каждого учащегося контрольной и экспериментальной группы, полученные им и после проведения эксперимента, мы заносили в сводные таблицы (см. табл. 12) позволяющие отслеживать выделенные критерии, показатели и уровень ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека».


Таблица 12 - Сводная таблица оценок сформированности критериев

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

















Примечание: в таблице цифрами обозначены следующие показатели:

1 - коэффициент полноты усвоения содержания понятия;

2 - коэффициент прочности знаний;

3 - коэффициент полноты сформированности умений;

4 - коэффициент прочности овладения умением;

5 - осознанность выполнения действий;

6 - рефлексивный анализ своих действий по использованию знаний и умений на практике.

Рассмотрим задачи основного этапа. Экспериментально проверим эффективность разработанной методики преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)  с использованием технологии электронного обучения.

Рассмотрим вопрос о выборе экспериментальной базы исследования. В рамках решения поставленной проблемы по исследованию нам нужно было провести эксперимент на базе средней школы. Поэтому мы выбрали МОУ СОШ № 7. В эксперименте приняли участие 14 учащихся десятого класса. Работа с группами велась по представленной выше диагностической программе.

Мы провели диагностику (приложение А, Б, В) проверку ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» у двух групп - контрольной и экспериментальной. Результаты диагностики можно увидеть в таблицах 13 и 14.


Таблица 13 - Результаты первоначальной диагностики контрольной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

3

5

6

1

Андреев Валентин

1

0

0

1

низкий

2

Бобылева Дарья

0

1

0

0

низкий

3

Богаткина Ксения

0

1

1

1

низкий

4

Веденеева Яна

1

0

0

0

низкий

5

Волгина Анна

2

1

0

1

средний

6

Андреев Валентин

0

0

0

1

низкий

7

Павлов Антон

0

1

1

0

низкий


Таблица 14 - Результаты первоначальной диагностики экспериментальной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

3

5

6

1

Гараева Римма

0

0

0

0

низкий

2

Зуева Екатерина

1

1

1

1

средний

3

Киржацкий Владислав

0

1

0

0

низкий

4

Киселев Михаил

1

0

1

0

низкий

5

Коптякова Екатерина

0

0

1

1

низкий

6

Мамзикова Светлана

1

1

1

1

средний

7

Сурменева Евгения

0

0

0

1

низкий


Диагностика показала, что ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» у контрольной и экспериментальной группы были практически одинаковыми. Более наглядно это показано на рис. 11.













Рисунок 11 - Результаты проверки ЗУН контрольной и экспериментальной группы до начала эксперимента


Обобщенные результаты выявленных уровней ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» у контрольной и экспериментальной группы показывают, что у абсолютного большинства учащихся уровень ЗУН низкий, а учащиеся, которые бы показали отличные результаты, отсутствуют.

ЗУН учащиеся экспериментальной группы были подвержены диагностике (приложение В) на предмет того, могут ли учащиеся быть вовлечены в работу по нашей методике. Полученные результаты представлены в таблице 15.


Таблица 15 - Результаты экспериментальной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Сумма баллов

Результат

1

Гараева Римма

17

ЗУН каждого учащегося позволяет провести обучение с использованием СДО Moodle

2

Зуева Екатерина

19

3

Киржацкий Владислав

20

4

Киселев Михаил

17

5

Коптякова Екатерина

20

6

Мамзикова Светлана

18

7

Сурменева Евгения

19


На следующем этапе экспериментальной проверки эффективности разработанной методики контрольная и экспериментальная группы изучали раздел «Информационная деятельность человека»: экспериментальная группа обучалась дистанционно, с использованием СДО Moodle, а контрольная обучалась традиционным способом.

После изучения раздела «Информационная деятельность человека» учащиеся были протестированы на уровень полученных ЗУН. Обобщенные результаты выявленных уровней ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» представлены в таблицах 16 и 17.


Таблица 16 - Результаты контрольной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

Андреев Валентин

1

1

0

1

0

1

средний

2

Бобылева Дарья

0

1

1

1

0

0

низкий

3

Богаткина Ксения

0

1

1

0

1

1

средний

4

Веденеева Яна

1

0

0

1

0

0

низкий

5

Волгина Анна

2

1

1

2

0

1

высокий

6

Андреев Валентин

0

0

0

0

0

1

низкий

7

Павлов Антон

0

2

1

1

1

0

высокий

Таблица 17 - Результаты экспериментальной группы

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень сформированности критериев

Уровень

1

2

3

4

5

6

1

Гараева Римма

1

1

2

1

1

2

средний

2

Зуева Екатерина

2

1

1

1

1

1

средний

3

Киржацкий Владислав

2

2

1

1

1

2

высокий

4

Киселев Михаил

1

1

1

1

2

2

средний

5

Коптякова Екатерина

1

1

1

1

0

1

средний

6

Мамзикова Светлана

2

1

2

2

1

2

высокий

7

Сурменева Евгения

1

1

2

2

1

2

высокий


Количественная оценка уровня ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» осуществлялась нами по среднему показателю, определяемому по формуле:


              (5)


где a, b, c – процентно выраженное количество учащихся, находящихся на низком,  среднем и высоком уровнях обученности.

Эффективность исследования определялась по коэффициенту эффективности предлагаемой методики, который вычислялся по формуле:


КЭ = Ср(э)/Ср(к),         (6)


где Ср(э) - значение среднего показателя у экспериментальной группы;

Ср(к) - значение среднего показателя у контрольной группы.

Количественная оценка уровня ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» показана в таблице 18:

Таблица 18 - Уровень ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека» контрольной и экспериментальной группы


Контрольная группа

Экспериментальная группа

Разница результатов

Уровни

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Низкий

3

42

0

0

- 42

Средний

2

29

4

58

+ 29

Высокий

2

29

3

42

+ 13

Ср.

1,87

2,42


КЭ

1,29411



Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в таблице 18, показывают, что наблюдается заметная разница уровня обученности учащихся в экспериментальной и контрольной группе. Так, в экспериментальной группе число учащихся, обладающих высоким уровнем ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» увеличилось на 13 %; кроме того, в экспериментальной группе количество учащихся со средним уровнем ЗУН на 29% больше; важно отметить и то, что в экспериментальной группе отсутствуют учащиеся, обладающие низким уровнем обученности по разделу «Информационная деятельность человека». Более наглядно полученные данные представлены на диаграмме (см. рис. 12).


Рисунок 12 - Результаты

Анализируя  данные таблиц 16, 17 и 18 можно говорить о различии уровня обученности  контрольной и экспериментальной групп по разделу «Информационная деятельность человека». Коэффициент эффективности  разработанной методики, равный 1,29411 говорит об эффективности методики преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)  с использованием технологии электронного обучения.


Выводы по Главе II

В ходе выполненной экспериментальной работы были достигнуты представленные ниже результаты.

1. Разработана методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).

2. С помощью СДО Moodle разработан и реализован электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» на основе разработанной методики.

3. Экспериментально проверена эффективность разработанной методики использования технологии электронного обучения при изучении предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).

Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена:  изучение раздела «Информационная деятельность человека» с помощью технологии электронного обучения позволило повысить уровень обученности учащихся 10-11 классов.

Заключение


Дипломная работа посвящена теоретическому обоснованию, разработке и экспериментальной проверке эффективности методики использования технологии электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).

В ходе исследования был решен комплекс задач, а именно:

1.                 Проанализировано состояние проблемы использования дистанционного обучения в российских школах; раскрыто понятие и описаны педагогические возможности технологии электронного обучения;

2.                 Проанализированы существующие системы разработки электронных курсов, среди которых выбрана наиболее эффективная для использования в учебном процессе школы.

Раскрыто понятие и описаны педагогические возможности электронных курсов (на базе СДО Moodle);

3.                 Разработана методика преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием технологии электронного обучения;

Кроме того, раскрыто понятие и описаны педагогические возможности технологии электронного обучения. Мы выяснили, что специально организованная целенаправленная самостоятельная работа учащихся в сети дает высокий педагогический результат. Такую самостоятельную работу удобно проводить в ходе реализации телекоммуникационных учебных проектов. При этом было отмечено удобство использования электронных курсов (на базе СДО Moodle) в качестве средств обучения.

4.                 Разработан и реализован электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» на базе выбранной СДО;

5.                 Экспериментально проверена эффективность применения методики преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)  с использованием технологии электронного обучения на примере темы «Информационное общество».

В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась в естественных условиях с учащимися десятого класса МОУ СОШ №7.

Экспериментальная работа, проведенная с учащимися МОУ СОШ №7, обеспечила переход из ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» на качественно более высокий уровень. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования. Это говорит о том, что изучение раздела «Информационная деятельность человека» по нашей методике способствует более эффективному овладению учащимися ЗУН в рамках данного раздела.

Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена.

Мы считаем, что проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о решении всех поставленных задач.

Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении разработки методики использования технологии электронного обучения при изучении других разделов предмета «Информатика и ИКТ».

Список используемой литературы

технология электронный обучение образование

1.                      ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения; введ. 01.07. 2002. - ИПК Издательство стандартов, 2002.

2.                 Агафонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агафонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2003, 336 с.

3.                 Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. 2002, №2

4.                 Антонова С.Г. Современная учебная книга / С.Г Антонова, Л.Г. Тюрина. - М., 2001.

5.                 Быков Ю.А. Мультимедийный компьютерный практикум Методы изучения структуры материалов / Ю.А. Быков, С.Д. Карпухин, М.К. Бойченко и [др.] // Тез. докл. 5-ая Всерос. конф. по проблемам науки и высшей школы «Фундаментальные исследования в технических университетах». - СПб, 2001.

6.                      Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: 2001.

7.                      Вербицкий А.А. Психологические особенности вкючения взрослых в образовательную деятельность / А.А. Вербицкий, Н.П. Сахарова // Новые знания. – 1999. №2.

8.                 Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Т. Воген. - Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997.

9.                 Вымятнин В.М. Дистанционное образование и его технологии / В.М. Вымятин, В. П. Демкин, В.Ф. Нявро. - Томск. 1998.

10.            Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.

11.            Демкин В.П. Психолого-педагогические особенности ДО / В.П, Демкин, Т.В. Руденко, Н.В. Серкова // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 124-128.

12.            Демкин В.П. Технологии дистанционного обучения / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. - Томск, 2002.

13.            Ермаков А.В. Электронная промышленность / А.В. Ермаков, В.К. Адамчук, С.И. Федосеенко. - 1993. 10. С. 14-20.

14.            Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский.  – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

15.            Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования/ В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 64 с.

16.            Загвязинский, В.И. Методология и методика социально – педагогического исследования / В. И. Загвязинский.  – Тюмень, 1995. – 98 с.

17.            Загидуллин Р.Р. Концептуальные вопросы дистанционного образования / Р.Р. Загидуллин, В.Ц. Зориктуев // Информационные технологии, № 5, 1997.

18.            Закер К. Microsoft Press. ASP.NET для профессионалов / К. Закер. – М.: Питер, 2008.

19.                 Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки / Г.Л. Ильин. – М.: 2003.

20.            Информационные технологии в образовании и науке. Научно-технический отчет (УДК 378, ГРНТИ 14.35.07, 14.01.85.Шифр П.И.516). - Томск, 1998.

21.                 Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В. Кларин. – М.: 2007.

22.            Князева М.Д. Система Дистанционного Обучения /М.Д. Князева, С.Н. Трапезников. - ИОЦ Москва.

23.            Код М. Реляционные Базы Данных / М. Код. – М.: Питер 2004.

24.            Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике/ А. А. Кыверялг.  – Таллин: Валгус, 1980. – 334с.

25.            Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды / Р.М. Лемех - М, 2005.

26.            Можаева Г.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). / Г.В. Можаева, И.В. Тубалова. - Томск: Том.ун-та, 2002.

27.            #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] УИ – учебное издание

[2] ЭИ – электронное издание

[3] Крите́рий (гр. kriterion - признак для суждения) — признак, основание, мерило оценки чего-либо.

[4] целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов (12).

[5] описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария.

[6] объединение нескольких средств представления информации в одной системе.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8