Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела "Информационная деятельность человека" предмета "Информатика и ИКТ" (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)
Введение балльных оценок позволяет определять как степень сформированности
каждого критерия, так и уровень ЗУН учащихся по разделу «Информационная
деятельность человека». При определении уровня необходимо было установить
интервалы группировки значений по методике, предложенной А.А. Кыверялгом (24).
Согласно данной методике, средний уровень определяется 25% отклонением значения
от среднего по диапазону балльных оценок. Тогда, оценка из интервала от R(min)
до 0,25 R(max) позволяет констатировать о минимальном уровне готовности
обучающегося, а об оптимальном уровне свидетельствуют оценки, превышающие 75%
максимально возможных. Поскольку суммарный балл, оценивающий обобщенный
результат, меняется в пределах от 0 до 12, то, в соответствии с изложенной выше
методикой, уровни определялись интервалами:
·
Низкий: 0-3 балла;
·
Средний: 4-8 баллов;
·
Высокий: 9-12 баллов.
Баллы каждого учащегося контрольной и экспериментальной группы, полученные
им и после проведения эксперимента, мы заносили в сводные таблицы (см. табл.
12) позволяющие отслеживать выделенные критерии, показатели и уровень ЗУН
учащихся по разделу «Информационная деятельность человека».
Таблица 12 - Сводная таблица оценок сформированности критериев
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Уровень сформированности критериев
|
Уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: в таблице цифрами обозначены следующие
показатели:
1 - коэффициент полноты
усвоения содержания понятия;
2 - коэффициент прочности
знаний;
3 - коэффициент полноты
сформированности умений;
4 - коэффициент прочности
овладения умением;
5 - осознанность выполнения
действий;
6 - рефлексивный анализ своих
действий по использованию знаний и умений на практике.
Рассмотрим
задачи основного этапа. Экспериментально проверим эффективность
разработанной методики преподавания раздела «Информационная деятельность
человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов
информационно-технологического профиля) с использованием технологии
электронного обучения.
Рассмотрим
вопрос о выборе экспериментальной базы исследования. В рамках решения
поставленной проблемы по исследованию нам нужно было провести эксперимент на
базе средней школы. Поэтому мы выбрали МОУ СОШ № 7. В эксперименте приняли
участие 14 учащихся десятого класса. Работа с группами велась по представленной
выше диагностической программе.
Мы
провели диагностику (приложение А, Б, В) проверку ЗУН по разделу «Информационная
деятельность человека» у двух групп - контрольной и экспериментальной. Результаты
диагностики можно увидеть в таблицах 13 и 14.
Таблица 13 - Результаты первоначальной диагностики
контрольной группы
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Уровень сформированности критериев
|
Уровень
|
1
|
3
|
5
|
6
|
1
|
Андреев Валентин
|
1
|
0
|
0
|
1
|
низкий
|
2
|
Бобылева Дарья
|
0
|
1
|
0
|
0
|
низкий
|
3
|
Богаткина Ксения
|
0
|
1
|
1
|
1
|
низкий
|
4
|
Веденеева Яна
|
1
|
0
|
0
|
0
|
низкий
|
5
|
Волгина Анна
|
2
|
1
|
0
|
1
|
средний
|
6
|
Андреев Валентин
|
0
|
0
|
0
|
1
|
низкий
|
7
|
Павлов Антон
|
0
|
1
|
1
|
0
|
низкий
|
Таблица 14 - Результаты первоначальной диагностики
экспериментальной группы
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Уровень сформированности критериев
|
Уровень
|
1
|
3
|
5
|
6
|
1
|
Гараева Римма
|
0
|
0
|
0
|
0
|
низкий
|
2
|
Зуева Екатерина
|
1
|
1
|
1
|
1
|
средний
|
3
|
Киржацкий Владислав
|
0
|
1
|
0
|
0
|
низкий
|
4
|
Киселев Михаил
|
1
|
0
|
1
|
0
|
низкий
|
5
|
Коптякова Екатерина
|
0
|
0
|
1
|
1
|
низкий
|
6
|
Мамзикова Светлана
|
1
|
1
|
1
|
1
|
средний
|
7
|
Сурменева Евгения
|
0
|
0
|
0
|
1
|
низкий
|
Диагностика показала, что ЗУН учащихся по разделу «Информационная
деятельность человека» у контрольной и экспериментальной группы были практически
одинаковыми. Более наглядно это показано на рис. 11.
Рисунок 11 - Результаты проверки ЗУН контрольной и
экспериментальной группы до начала эксперимента
Обобщенные результаты выявленных уровней ЗУН учащихся по разделу
«Информационная деятельность человека» у контрольной и экспериментальной группы
показывают, что у абсолютного большинства учащихся уровень ЗУН низкий, а
учащиеся, которые бы показали отличные результаты, отсутствуют.
ЗУН учащиеся экспериментальной группы были подвержены диагностике
(приложение В) на предмет того, могут ли учащиеся быть вовлечены в работу по
нашей методике. Полученные результаты представлены в таблице 15.
Таблица 15 - Результаты экспериментальной группы
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Сумма баллов
|
Результат
|
1
|
Гараева Римма
|
17
|
ЗУН каждого учащегося позволяет провести обучение с
использованием СДО Moodle
|
2
|
Зуева Екатерина
|
19
|
3
|
Киржацкий Владислав
|
20
|
4
|
Киселев Михаил
|
17
|
5
|
Коптякова Екатерина
|
20
|
6
|
Мамзикова Светлана
|
18
|
7
|
Сурменева Евгения
|
19
|
На следующем этапе экспериментальной проверки эффективности разработанной
методики контрольная и экспериментальная группы изучали раздел «Информационная
деятельность человека»: экспериментальная группа обучалась дистанционно, с
использованием СДО Moodle, а контрольная обучалась традиционным
способом.
После изучения раздела «Информационная деятельность человека» учащиеся
были протестированы на уровень полученных ЗУН. Обобщенные результаты выявленных
уровней ЗУН учащихся по разделу «Информационная деятельность человека»
представлены в таблицах 16 и 17.
Таблица 16 - Результаты контрольной группы
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Уровень сформированности критериев
|
Уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Андреев Валентин
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
средний
|
2
|
Бобылева Дарья
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
низкий
|
3
|
Богаткина Ксения
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
средний
|
4
|
Веденеева Яна
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
низкий
|
5
|
Волгина Анна
|
2
|
1
|
1
|
2
|
0
|
1
|
высокий
|
6
|
Андреев Валентин
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
низкий
|
7
|
Павлов Антон
|
0
|
2
|
1
|
1
|
1
|
0
|
высокий
|
Таблица 17 - Результаты экспериментальной группы
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Уровень сформированности критериев
|
Уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Гараева Римма
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
средний
|
2
|
Зуева Екатерина
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
средний
|
3
|
Киржацкий Владислав
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
высокий
|
4
|
Киселев Михаил
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
средний
|
5
|
Коптякова Екатерина
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
средний
|
6
|
Мамзикова Светлана
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
высокий
|
7
|
Сурменева Евгения
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
высокий
|
Количественная оценка уровня ЗУН по разделу «Информационная деятельность
человека» осуществлялась нами по среднему показателю, определяемому по формуле:
(5)
где a, b, c – процентно выраженное количество учащихся,
находящихся на низком, среднем и высоком уровнях обученности.
Эффективность исследования определялась по коэффициенту эффективности
предлагаемой методики, который вычислялся по формуле:
КЭ = Ср(э)/Ср(к), (6)
где Ср(э) - значение среднего показателя у экспериментальной
группы;
Ср(к) - значение среднего показателя у контрольной группы.
Количественная оценка уровня ЗУН по разделу «Информационная деятельность
человека» показана в таблице 18:
Таблица 18 - Уровень ЗУН учащихся по разделу
«Информационная деятельность человека» контрольной и экспериментальной группы
|
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
Разница результатов
|
Уровни
|
Кол-во чел.
|
%
|
Кол-во чел.
|
%
|
Низкий
|
3
|
42
|
0
|
0
|
- 42
|
Средний
|
2
|
29
|
4
|
58
|
+ 29
|
Высокий
|
2
|
29
|
3
|
42
|
+ 13
|
Ср.
|
1,87
|
2,42
|
|
КЭ
|
1,29411
|
|
Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в
таблице 18, показывают, что наблюдается заметная разница уровня обученности
учащихся в экспериментальной и контрольной группе. Так, в экспериментальной
группе число учащихся, обладающих высоким уровнем ЗУН по разделу
«Информационная деятельность человека» увеличилось на 13 %; кроме того, в
экспериментальной группе количество учащихся со средним уровнем ЗУН на 29% больше;
важно отметить и то, что в экспериментальной группе отсутствуют учащиеся,
обладающие низким уровнем обученности по разделу «Информационная деятельность
человека». Более наглядно полученные данные представлены на диаграмме (см. рис.
12).
Рисунок
12 - Результаты
Анализируя данные таблиц 16, 17 и 18 можно говорить о различии
уровня обученности контрольной и экспериментальной групп по разделу «Информационная
деятельность человека». Коэффициент эффективности разработанной методики,
равный 1,29411 говорит об эффективности методики преподавания раздела
«Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11
классов информационно-технологического профиля) с использованием технологии
электронного обучения.
В ходе выполненной экспериментальной работы были достигнуты представленные
ниже результаты.
1. Разработана методика использования технологии электронного
обучения при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета
«Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).
2. С помощью СДО Moodle разработан и
реализован электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» на
основе разработанной методики.
3. Экспериментально проверена эффективность разработанной методики
использования технологии электронного обучения при изучении предмета
«Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля).
Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной
проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том,
что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена: изучение
раздела «Информационная деятельность человека» с помощью технологии
электронного обучения позволило повысить уровень обученности учащихся 10-11
классов.
Дипломная работа посвящена теоретическому обоснованию, разработке и
экспериментальной проверке эффективности методики использования технологии
электронного обучения при изучении раздела «Информационная деятельность
человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического
профиля).
В ходе исследования был решен комплекс задач, а именно:
1.
Проанализировано
состояние проблемы использования дистанционного обучения в российских школах;
раскрыто понятие и описаны педагогические возможности технологии электронного
обучения;
2.
Проанализированы существующие системы разработки электронных курсов,
среди которых выбрана наиболее эффективная для использования в учебном процессе
школы.
Раскрыто понятие и описаны педагогические возможности электронных
курсов (на базе СДО Moodle);
3.
Разработана методика преподавания раздела «Информационная деятельность
человека» предмета «Информатика и ИКТ» с использованием технологии электронного
обучения;
Кроме того, раскрыто понятие и описаны педагогические возможности
технологии электронного обучения. Мы выяснили, что специально организованная
целенаправленная самостоятельная работа учащихся в сети дает высокий
педагогический результат. Такую самостоятельную работу удобно проводить в ходе
реализации телекоммуникационных учебных проектов. При этом было отмечено
удобство использования электронных курсов (на базе СДО Moodle)
в качестве средств обучения.
4.
Разработан и реализован электронный курс раздела «Информационная деятельность
человека» предмета «Информатика и ИКТ» на базе выбранной СДО;
5.
Экспериментально проверена эффективность применения методики
преподавания раздела «Информационная деятельность человека» предмета
«Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)
с использованием технологии электронного обучения на примере темы «Информационное
общество».
В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная
работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась в естественных условиях с
учащимися десятого класса МОУ СОШ №7.
Экспериментальная работа, проведенная с учащимися МОУ СОШ №7, обеспечила
переход из ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» на качественно
более высокий уровень. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования.
Это говорит о том, что изучение раздела «Информационная деятельность человека»
по нашей методике способствует более эффективному овладению учащимися ЗУН в
рамках данного раздела.
Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной
проверки эффективности разработанной методики, позволили сделать вывод о том,
что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена.
Мы считаем, что проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют
о решении всех поставленных задач.
Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении разработки методики
использования технологии электронного обучения при изучении других разделов
предмета «Информатика и ИКТ».
Список используемой литературы
технология электронный обучение
образование
1.
ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения;
введ. 01.07. 2002. - ИПК Издательство стандартов, 2002.
2.
Агафонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология,
инструментарий / С.В. Агафонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман. – СПб.:
«БХВ-Петербург», 2003, 336 с.
3.
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев //
Развитие личности. 2002, №2
4.
Антонова С.Г. Современная учебная книга / С.Г Антонова, Л.Г. Тюрина. -
М., 2001.
5.
Быков Ю.А. Мультимедийный компьютерный практикум Методы изучения
структуры материалов / Ю.А. Быков, С.Д. Карпухин, М.К. Бойченко и [др.] // Тез.
докл. 5-ая Всерос. конф. по проблемам науки и высшей школы «Фундаментальные
исследования в технических университетах». - СПб, 2001.
6.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход /
А.А. Вербицкий. – М.: 2001.
7.
Вербицкий А.А. Психологические особенности вкючения взрослых в
образовательную деятельность / А.А. Вербицкий, Н.П. Сахарова // Новые знания. –
1999. №2.
8.
Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Т. Воген. - Пер. с
англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997.
9.
Вымятнин В.М. Дистанционное образование и его технологии / В.М. Вымятин,
В. П. Демкин, В.Ф. Нявро. - Томск. 1998.
10.
Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П.
Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.
11.
Демкин В.П. Психолого-педагогические особенности ДО / В.П, Демкин, Т.В.
Руденко, Н.В. Серкова // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 124-128.
12.
Демкин В.П. Технологии дистанционного обучения / В.П. Демкин, Г.В.
Можаева. - Томск, 2002.
13.
Ермаков А.В. Электронная промышленность / А.В. Ермаков, В.К. Адамчук,
С.И. Федосеенко. - 1993. 10. С. 14-20.
14.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И.
Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
15.
Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования/
В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1982. – 64 с.
16.
Загвязинский, В.И. Методология и методика социально – педагогического
исследования / В. И. Загвязинский. – Тюмень, 1995. – 98 с.
17.
Загидуллин Р.Р. Концептуальные вопросы дистанционного образования / Р.Р.
Загидуллин, В.Ц. Зориктуев // Информационные технологии, № 5, 1997.
18.
Закер К. Microsoft Press. ASP.NET для профессионалов / К. Закер. – М.:
Питер, 2008.
19.
Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки / Г.Л. Ильин. –
М.: 2003.
20.
Информационные технологии в образовании и науке. Научно-технический
отчет (УДК 378, ГРНТИ 14.35.07, 14.01.85.Шифр П.И.516). - Томск, 1998.
21.
Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В. Кларин. –
М.: 2007.
22.
Князева М.Д. Система Дистанционного Обучения /М.Д. Князева, С.Н.
Трапезников. - ИОЦ Москва.
23.
Код М. Реляционные Базы Данных / М. Код. – М.: Питер 2004.
24.
Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике/
А. А. Кыверялг. – Таллин: Валгус, 1980. – 334с.
25.
Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации
дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды / Р.М.
Лемех - М, 2005.
26.
Можаева Г.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для
преподавателей). / Г.В. Можаева, И.В. Тубалова. - Томск: Том.ун-та, 2002.
27.
#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] УИ – учебное издание
[2] ЭИ – электронное издание
[3] Крите́рий (гр. kriterion -
признак для суждения) — признак, основание, мерило оценки чего-либо.
[4] целенаправленная,
личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность
педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и
приемов (12).
[5] описание
информационных технологий, используемых для реализации педагогического
сценария.
[6] объединение
нескольких средств представления информации в одной системе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|