бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела "Информационная деятельность человека" предмета "Информатика и ИКТ" (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) бесплатно рефераты

Принцип интерактивности учебного материала.

При электронном обучении компьютер становится основным дидактическим инструментом, и вместо разрозненных обучающих программ нужен цельный интерактивный курс, достаточно полно представляющий всю учебную информацию. Наш электронный курс разработан таким образом, что учащемуся достаточно четко следовать рекомендациям учителя, чтобы получить полную цельную информацию в рамках курса.

Принцип мультимедийного представления учебной информации.

Большой объем информации требует использования соответствующего носителя. Интерактивный электронный курс дает возможность интегрировать различные среды представления информации - текст, статическую и динамическую графику, видео- и аудиозаписи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, поскольку выдача информации происходит в ответ на соответствующие его действия (11).

Принцип адаптивности к личностным особенностям обучаемого.

Объем информации, предлагаемый обучающимся за определенный промежуток времени, сильно варьируется в зависимости от их индивидуальных особенностей (20).

Вторым педагогическим условием является организация урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся, основанная на базе деятельностного подхода.

Учащиеся активно включаются в деятельность посредством различных задач и заданий, форм и методов обучения, кроме того, ЭО требует развития самостоятельности у учащихся, т.к. требуется работать не только в классе, но и дома самостоятельно.

В классе учащийся может начать изучение темы, поскольку часто возникают вопросы, которые школьник может задать учителю лично. Безусловно, эти вопросы ученик может задать в виртуальной форме (посредством чата или видеоконференции), однако это не всегда своевременно – видеоконференции или занятия в чате запланированы на определенное время. Кроме того, в классе учащиеся должны выполнять тренировочные задания, чтобы в случае затруднения обратиться за помощью к учителю. Итоговый тест также рекомендуется выполнять в присутствии учителя, чтобы учитель имел возможность контролировать действия учащихся.

В домашних условиях ученик может повторить пройденный материал, заострить внимание на моментах, дающихся особенно трудно.  Также, учитель может дать задание для проведения дискуссии (семинара) в рамках видеоконференции. Кроме этого, учитель может открыть соответствующую тему на форуме, где каждый учащийся должен оставить свой комментарий на заданную тему (это также может быть формой домашнего задания). Также, дома ученик может выполнять задания в форме эссе, создавать презентации, решать тренировочные тесты.

Деятельностный подход к обучению предполагает использование следующих принципов:

1.                 Принцип активного включения учащегося в образовательную деятельность при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ».

При освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения (3).

При деятельностном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

2.                 Принцип субъект-субъектного типа взаимодействия между учителем и учащимся при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ».

Практика показывает продуктивность использования в электронном обучении следующих видов занятий:

·                   Вводное занятие проводится с целью обзора курса в целом. Его целесообразно оформлять в виде набора веб-страниц на образовательном сервере.

·                   Индивидуальное занятие-консультация проводится в различных формах с учетом особенностей каждого ученика.

·                   Дистанционная конференция по электронной почте требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки.

·                   Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписания и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем.

·                   Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), а также конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и др.

·                   Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями (См., например, www.eidos.ru/olymp/). Такое занятие проводится с помощью электронной почты или с использованием веб-форм (46).

В нашей дипломной работе мы реализуем мультимедийное ЭИ сетевого распространения (согласно классификации, представленной в таблице «Классификация электронных средств учебного назначения» § 1.2 Главы I).

Преимущества данного выбора неоспоримы. В мультимедийном электронном издании различная информация присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. Кроме того, наш курс будет доступен потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети.

3.                 Реализация дифференцированного подхода на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет.

Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

В основе дифференциации лежат индивидуально - психологические особенности учащихся, отличающие одного человека от другого, подразумевающие способности, которые имеют отношения к успешности выполнения какой либо деятельности (6).

В своей работе мы используем дифференцированный подход. Это объясняется рядом неоспоримых преимуществ: исключается неоправданное и нецелесообразное для общества усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании (56).

Наш электронный курс состоит из ряда базовых (обязательных заданий): изучение лекции, ответы на вопросы в лекции и итоговый тест по разделу; и дополнительный заданий (либо заданий повышенной сложности): написание эссе, разработка презентаций, вопросы к размышлению.

Технология ЭО требует наличия следующего аппаратного и программного обеспечения:

·                   Персональный компьютер;

·                   Доступ в Интернет;

·                   Программы электронной почты;

·                   Мультимедийные энциклопедии;

·                   Текстовый редактор Microsoft Word;

·                   Программа для созданий презентаций MS Power Point

·                   Веб-браузер (MS Explorer, Opera, Fire Fox и др.) (41).

Мы выделили основные знания и умения, которые подлежат начальной диагностике. Рассмотрим их в таблице 9:


Таблица 9 - Знания и умения, подлежащие начальной диагностике


Описание

знания

Знать правила регистрации на сайтах

Знать правила общения в Интернет

Знать принципы работы сервисов Web 2.0

умения

Уметь работать с электронной почтой (запуск, вход, прочтение/отправка почты)

Уметь работать в Интернет (поиск информации, навигация по сайтам);

Уметь общаться в Интернет (чат, блог и т.п.)

Уметь размещать в Интернет какие-либо файлы (документы, фото, видео и т.п.)

Уметь работать в текстовом редакторе Microsoft Word, в программе для создания презентаций MS Power Point

Уметь работать с информацией: целенаправленный поиск, методы поиска и отбора информации; различные способы обработки информации

Уметь работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники информации


Чтобы получить положительный эффект от работы с СДО, необходимо выяснить, на каком уровне находятся знания и навыки учащихся в этой области.

Уточнить наличие программного и аппаратного обеспечения можно по средствам анкеты (приложение А).

Проверить уровень навыков работы учащихся в сети Интернет можно на вводном практическом задании (приложение Б).

Если уровень навыков работы учащихся в сети Интернет достаточен, то можно приступать к изучению курса посредством СДО Moodle. Если этот уровень низок, то прежде всего необходимо изучить (повторить) следующие темы предмета «Информатика и ИКТ»: «Основные принципы организации и функционирования  компьютерных сетей»; «Интернет»; « Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение»; «Назначение и возможности электронной почты»; «Поиск информации в Интернете». Затем необходимо снова провести практическое занятие, которое покажет, готовы ли учащиеся к работе с СДО Moodle. Только после этого можно реализовывать технологию ЭО.

 

§2.2 Электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ», разработанный на базе СДО «Moodle»

 

В соответствии с первым педагогическим условием, описанным нами в методике, был разработан электронный курс раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (#"1.files/image007.jpg" align=left hspace=12>В рамках нашей дипломной работы предлагается создать курс, содержащий наиболее часто используемые элементы и ресурсы курса. Для удобства в СДО Moodle курс предлагается разделить на темы. Чтобы добавить тему, следует нажать на значок  , расположенный под датами недели. Наш курс состоит из трех тем, названных соответственно «Тема 1. Информационное общество», «Тема 2. Информационная культура», «Тема 3. Правовая охрана программ и данных. Защита информации».

После создания темы следует добавить элемент курса «Лекция». В открывшейся странице «Добавление лекции» нужно указать название лекции и при необходимости изменить настройки, выставленные по умолчанию. В каждой теме мы создали лекции, дав им соответствующие названия.

Основной элемент лекции — это веб-страница. В ней дается объяснение фрагмента учебного материала (см. рис. 3).









Рисунок 3 – Веб-страница


После веб-страницы предлагаются вопросы для контроля усвоения пройденного фрагмента (см. рис. 4). В случае правильного ответа материал считается усвоенным и учащийся получает возможность перейти к следующей части лекции, если ответ неверный, то учащемуся предлагается вернуться к плохо усвоенному материалу и повторить его, а позже вновь попробовать ответить на вопросы. Эта возможность СДО Moodle позволяет обратить внимание учащегося на важные моменты лекции и подготовиться к контрольному тесту темы.


Рисунок 4 – Страница с вопросами

Контроль прохождения лекционного материала осуществляется с помощью страниц с вопросами (см. рис. 4), которые размещены непосредственно в лекции. В СДО Moodle используется несколько типов вопросов в тестовых заданиях:

·                     Множественный выбор (учащийся выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных ему вариантов, причем вопросы могут предполагать один или сразу несколько правильных ответов);

·                     Верно/Неверно (ответ на вопрос, учащийся выбирает между двумя вариантами «Верно» и «Неверно»);

·                     На соответствие (каждому элементу ответов первой группы нужно сопоставить элемент ответов второй группы);

·                     Короткие ответы (ответом на вопрос является слово или короткая фраза, допускается несколько правильных ответов с различными оценками);

·                     Числовой (то же, что и короткий ответ, только на выполнение вычислительных операций, числовой ответ может иметь заданный интервал предельно допустимой погрешности отклонения от правильного значения).

Каждый из этих типов вопросов был использован нами в качестве проверки усвоения знаниями учащегося. Для первой темы курса «Информационное общество» мы использовали вопросы на соответствие, вопросы в закрытой форме с множественным выбором ответа, вопросы с коротким ответом, а также вопросы, в которых необходимо было выбрать несколько вариантов ответов. Эти же типы вопросов были использованы нами для второй и третей тем курса – «Информационная культура» и «Правовая охрана программ и данных. Защита информации».

Чтобы реализовать переходы между разделами лекции и страницами с вопросами, в СДО Moodle создан элемент «Карточка-рубрикатор» (см. рис. 5). Он представляет собой страницу лекции, содержащую ссылки на другие страницы лекции.

Рисунок 5 – Карточка-рубрикатор

 

В рамках нашего электронного курса предлагаем во вторую тематическую секцию добавить форум (см. рис. 6), чтобы организовать дискуссию по теме: «Информационная культура».

Рисунок 6 – Создание тем форума

 

Здесь учитель может создавать темы для обсуждения, задавать вопросы, создавать дискуссии. На форуме «Информационная культура» мы задали вопрос: «Скажите пожалуйста, в чем, по-вашему, проявляется информационная культура? Обладаете ли вы информационной культурой?» (см. рис. 7). 

Рисунок 7 – Обсуждение темы на форуме

Элемент «Задание» позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от учащихся ответа в электронной форме (в любом формате) и дает им возможность загрузить его на сервер, после чего можно оценить полученные ответы. Задания поддерживают несколько способов ответа: в виде одного файла, в виде нескольких файлов, в виде текста, вне сайта. В рамках нашего электронного курса учащимся было предложено несколько типов заданий. Примером одного из них может послужить эссе на тему «Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Что вы думаете по этому поводу? Есть ли такая проблема в России? Что бы вы предложили, чтобы решить ее?». Свои мысли по этому поводу учащиеся оформляли в отдельный файл и загружали на сервер СДО Moodle. Учитель мог проверить выполнение заданий как в классе, так и дома. Кроме эссе учащимся предлагалось выполнить задание повышенной трудности – создать презентацию на любую из предложенных тем: «Способы хранения, передачи и обработки информации»; «Индустриальное общество»; «Информация как главный ресурс информационного общества»; «ЭВМ вчера, сегодня, завтра»; «Развитие глобальных компьютерных сетей». Данное задание предлагалось к обязательному выполнению для учащихся с высоким уровнем ЗУН по предмету «Информатика и ИКТ», однако также рекомендовалось учащимся со средним и низким уровнем ЗУН. Результаты выполнения можно увидеть в таблице (см. рис. 8), которую СДО Moodle создает автоматически. В таблице можно увидеть, когда учеником был загружен файл, какую оценку поставил учитель, а также отзыв учителя (который можно отправить ученику на электронный ящик).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8