бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела "Информационная деятельность человека" предмета "Информатика и ИКТ" (для 10-11 классов информационно-технологического профиля) бесплатно рефераты

Принято считать, что электронное обучение - синоним таких терминов, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий (63).

Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «электронное обучение - обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

Можно отметить, что определений ЭО широкое разнообразие. Однако, из их описания можно сделать вывод, что ЭО используется в первую очередь в высшем и профессиональном образовании. На наш взгляд, применение ЭО будет давать положительный эффект в рамках школьного образования среди учащихся старших классов. Исходя из этого, рассмотрим использование ЭО в учебном процессе школы подробнее (23).

Включение технологии ЭО в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе высшего образования. Как правило, учащиеся сконцентрированы в компактном районе проживания, вблизи образовательного учреждения, и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором, влияющим на эффективность образовательного процесса. На необходимость применения технологии ЭО в школе влияют следующие факторы:

1. Образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Такие элементы электронных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования.

2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

В рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным.

3. Организация дополнительных элективных курсов.

Данная система может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. Таким образом объединяются усилия педагогов всех образовательных учреждений, и расширяется спектр предлагаемых курсов, у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

4. Экстернат.

В некоторых учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия и пр.) Технологии электронного обучения позволят восполнить этот пробел.

5. Организация профильного обучения для удаленных муниципальных образовательных учреждений.

Проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Одним из решений вопроса может быть технология ЭО.

6. Электронные уроки для детей, пропускающих школьные занятия по причинам болезни.

Восполнить знания учащийся может только с помощью дополнительных занятий с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Технология ЭО могла бы возместить этот пробел в системе образования.

7. Организация школьных систем виртуального общения.

Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием электронных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ЭО в течение всей жизни (57).

Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий. Поэтому использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения.

В ходе исследования нами было найдено достаточно большое количество существующих в Интернете программ on-line обучения:

·               i-Школа (ГОУ Центр образования «Технологии обучения») (68).

·               Заочная школа «АБИТУРИЕНТА» (69).

·               Центр дистанционного образования «Эйдос» (70).

Таким образом, обучение по технологии ЭО становится популярным, кроме того, оно имеет перспективу в развитии, поскольку с каждым днем совершенствуются телекоммуникационые технологии, играющие большую роль в применении технологии ЭО.

Информационные технологии позволяют соединить различные образовательные технологии: коммуникационные, компьютерные, сетевые, мультимедийные в единую информационно-образовательную среду (ИОС), наличие которой становится перспективным компонентом в технологии ЭО. Рассмотрим данный компонент подробнее.

ИОС – понятие новое, устоявшегося определения не существует. На наш взгляд, определение, представленное ниже, отражает его суть:

ИОС – это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая (А.А. Андреев) (54).

Информационная составляющая ИОС - управление знаниями через информационные технологии. Образовательная составляющая ИОС - сообщество участников процесса обучения и педагогическая система. Схема взаимодействия компонентов ИОС показана на рисунке 2 (30):












Рисунок 2 - Информационно-образовательная среда


Организация учебного процесса в ИОС имеет ряд преимуществ как для учащегося, так и для преподавателя. Рассмотрим их в таблице 4.


Таблица 4 - Преимущества организации учебного процесса в ИОС

Для учащегося

Для учителя

Открытые информационные ресурсы.

Возможность наращивать образовательные ресурсы.

Анимационные, мультимедийные компоненты учебных материалов.

«Автоматический» мониторинг учебной деятельности студента.

Результаты обучения, определяемые самим учащимся.

Регулировка доставки учебных материалов.

Собственная скорость обучения.

Замена лекционных занятий коммуникативными формами.

Возможность ознакомиться с предыдущим опытом.

Возможность корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого учащегося.

Широкая и регулярная коммуникация с преподавателем и другими учащимися в предметном контексте.

Увеличение времени, отводимого на практические занятия, на общение с учащимися.

Таким образом, концептуальное единство новых образовательных технологий и подходов в обучении приведет к значительному расширению возможностей всех участников образовательного процесса и соответственно к повышению его результативности (31).

В ходе исследования нами было выявлено, что в школах организационные и педагогические возможности ЭО реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции, доски объявлений и т.п (50).

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое. Эти формы могут работать как по отдельности, так и в комплексе (46). Основные средства ЭО представлены в таблице 5 (66):


Таблица 5 - Средства электронного обучения

Средства ЭО

Описание

Сервисные программные средства общего назначения

Применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Могут использоваться при проведении лабораторных, практических занятий

Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся

Автоматизируют рутинную работу учителя по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля.

Электронные тренажеры

Предназначены для отработки практических умений и навыков. Эффективны для обучения действиям в условиях сложных ситуаций при отработке противоаварийных действий. Используются для отработки умений и навыков решения задач. Обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности

Программные средства для математического и имитационного моделирования

Позволяют дополнить физический эксперимент вычислительным. К данным средствам относятся предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса

Информационно-поисковые справочные программные системы

Предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К ним относят различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам.

Автоматизированные обучающие системы (АОС)

Обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний

Электронные учебники (ЭУ)

Обеспечивают непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи

Экспертные обучающие системы (ЭОС)

Моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. Способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС)

Осуществляют управление на всех этапах решения учебной задачи, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Обеспечивают диалоговое взаимодействие. Совершенствуют стратегию обучения по мере накопления данных


В рамках нашей дипломной работы основным средством организации  ЭО является электронный курс.

Электронный курс в системе электронного обучения, является основным носителем знаний учащегося. Он представляет собой структурированный материал по той или иной теме, решающий заранее определенные задачи обучения. Известно, что эффективность электронного курса может во много раз превышать эффективность печатных документов. Анимации, виртуальные ролевые игры, интерактивные модели и тренажеры, имитаторы оборудования и целые трехмерные миры помогают наглядно и увлекательно донести до учащегося знания и умения (53). Понятие «электронный курс» имеет различные классификации, виды электронного обучения и средства ЭО.

Исходя из описанных в и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует различать, согласно таблице 6 (1):


Таблица 6 - Классификация электронных средств учебного назначения

Критерий

Тип  издания

Описание

По структуре

Однотомное электронное издание

Выпускается на одном машиночитаемом носителе

Многотомное электронное издание

Две или более части, представленные на самостоятельном носителе, являются единым целым по содержанию и оформлению

Электронная серия

Совокупность томов, имеющих общий замысел, тематику, целевое назначение

По организации текста

Моноиздание

Одно произведение учебной литературы (Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций)

Сборник

Несколько произведений учебной литературы (Практикум, хрестоматия, книга для чтения)

По форме изложения материала

Конвекционные УИ[1]

Реализует информационную функцию обучения

Программированные УИ1

представляют собой электронные издания

Проблемные УИ1

Базируются на теории проблемного обучения и направлены на развитие логического мышления

Комбинированные (универсальные) УИ1

Содержат отдельные элементы перечисленных моделей

По природе основной информации


Текстовое (символьное) ЭИ[2]

Преимущественно текстовая информация

Изобразительное электронное ЭИ2

Преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности

Продолжение таблицы 6

По природе основной информации


Звуковое ЭИ3

Цифровое представление звуковой информации

Программный продукт

Самостоятельное произведение (публикация текста программы или в виде исполняемого кода)

Мультимедийное ЭИ2

Различная информация присутствует равноправно и взаимосвязанно

По технологии распространения

Локальное электронное средство учебного назначения

Предназначено для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях

Сетевое ЭИ2

Доступно потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети

ЭИ2 комбинированного распространения

Может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого издания

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания

Детерминированное ЭИ

Параметры, содержание и способ взаимодействия с данным продуктом определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем

Недетерминированное ЭИ

Параметры, содержание и способ взаимодействия с данным продуктом прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем


Все представленные классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных средств учебного назначения. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области (10).

Помимо рассмотренных выше классификаций электронных курсов в нашем исследовании следует выделить виды электронных курсов, зависимые от характера организации ЭО: 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8