Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела "Информационная деятельность человека" предмета "Информатика и ИКТ" (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)
Стоит отметить, что большинство определений достаточно громоздкие,
т.к. авторы делают попытку «уместить» в одном
определении все черты, присущие дистанционному обучению и отличающие его
от традиционной системы.
На наш взгляд, наиболее удачным, лаконичным и отражающим суть ДО
является определение, разработанное коллективом авторов в рамках Объединенного
проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 «О
создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и
отраслевых стандартов дистанционного обучения». Дистанционное обучение (ДО)
— обучение, при котором все или большая часть учебных процедур
осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных
технологий при территориальной разобщенности преподавателя и учащегося.
Дистанционное образование определяется как образование, реализуемое посредством
дистанционного обучения.
Преимущества
дистанционной формы обучения неоспоримы:
·
обучение
в психологически комфортной, привычной для обучаемого обстановке за его
компьютером;
·
индивидуальные
сроки и темп обучения;
·
высокая
доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от
преподавателя;
·
преодоление
территориальных и временных ограничений.
Дистанционное обучение
тесно связанно с дистанционным образованием. Принято считать, что дистанционное
образование - это дистанционное обучение, воспитание, развитие (51).
В дистанционной форме
обучения существуют учебные системы, которые различают по способу получения
учебной информации: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном
времени) и асинхронные системы (системы off-line). Их описание представлено в
таблице 2. Также, существуют смешанные системы, которые используют элементы как
синхронных, так и асинхронных систем.
Таблица 2 - Учебные
системы
Название системы
|
Примечания
|
Примеры
|
синхронные
|
on-line
|
предполагают одновременное участие в
процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя
|
web-чат, ICQ, IRC (Internet Relay
Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet
|
асинхронные
|
off-line
|
не требуют одновременного участия
обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий
|
курсы на основе печатных материалов,
аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах,
FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах,
Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей)
|
|
|
|
|
|
|
По технической основе
передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:
·
рассылка
печатных материалов по почте (характерно для традиционного заочного обучения);
·
рассылка
аудио- и видеокассет, дискет, CD-ROM;
·
средства
аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);
·
через
интерактивное Web TV и видео конференции;
·
через
телеконференции Usenet, IRC;
·
через
электронную почту и листы (списки) рассылки;
·
через
web-страницы;
·
через
чат, web-форум и гостевую книгу (49).
В последнее время
Интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с
тремя обстоятельствами:
1) Техническое развитие
Интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами
имитировать любую учебную модель;
2) Простота подключения
к сети Интернет;
3) Относительно низкая
стоимость подключения.
Наиболее эффективно с
помощью дистанционного обучения можно решать следующие задачи: приобщение
учителей из регионов к опыту и разработкам ведущих специалистов страны в
области новых технологий в образовании. Затем учителя смогут передать
полученные знания, разработки и опыт своим ученикам. При этом не надо будет
выезжать за пределы своего города - разработки ведущих специалистов доступны
посредством связи через Интернет. Это позволит ускорить передачу передового
опыта и значительно расширит степень его распространения и внедрения в
образовательный процесс (47).
Для получения
оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и
условия, представленные в таблице 3 (48):
Таблица 3 - Факторы и условия ДО
Необходимо
|
Достаточно
|
наличие современной компьютерной
базы и хорошего доступа к Интернет у потенциальных дистанционных учеников
|
тщательно разработанный
высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его
локальная версия
|
наличие у дистанционных учителей
хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования
|
инструкция локальным координаторам
и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока
|
наличие хорошей подготовки
дистанционных уроков
|
локальный координатор добросовестно
выполняет свои функции, делает все возможное для помощи учителю, чей урок он
проводит
|
наличие подготовленных локальных
координаторов
|
учащиеся хорошо подготовлены и
владеют предложенным материалом
|
систематическое проведение
дистанционных занятий
|
связь учителя с локальным
координатором через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными
способами
|
моральное и материальное
стимулирование дистанционной деятельности
|
проведению урока не мешают внешние
отвлекающие факторы
|
Очень часто
дистанционные уроки применяются по отношению к тем учащимся, которые пропускают
занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов.
Однако, дистанционные
занятия нельзя применять для обучения некоторым особым видам творческой
деятельности (игре на музыкальных инструментах, танцам, пению, живописи, и
др.), там, где обязательно требуется непосредственный контакт ученика и
учителя.
Для проведения
дистанционных уроков в реальном времени (синхронно) удобно использовать чат
(для групповых занятий). Для индивидуальных занятий можно использовать ICQ. При
асинхронной форме проведения дистанционных уроков эффективно использованиеапп E-mail
(можно пересылать документы как от учителя к ученику, так и обратно) (48).
Техническая реализация
системы дистанционного обучения представляет собой достаточно сложный
программно-аппаратный комплекс. С программным обеспечением работает несколько
категорий пользователей: учителя, школьники, авторы учебных курсов (19).
Для каждой из категорий
пользователей системы должен быть реализован свой пользовательский интерфейс.
Основными компонентами
программного продукта для дистанционного обучения являются:
·
средство(а)
разработки учебного контента (Authoring tools);
·
система
управления
обучением
(LMS);
·
система
обмена информацией между участниками учебного процесса;
·
система
доставки учебного контента (как правило вэб-сайт).
Компоненты системы
могут взаимодействовать с внешними информационными системами школы. В качестве
объекта взаимодействия может выступать система учета школьников.
На схеме 1 описаны
механизмы взаимодействия компонентов системы, а также роли пользователей (18).
Схема 1 - Механизмы
взаимодействия компонентов системы
На схеме 2 показана
примерная схема взаимодействия компонентов системы на уровне программного
обеспечения (13). Для каждой конкретной системы схема может несколько
отличаться.
Схема 2 - Взаимодействие компонентов системы на уровне ПО
Существует определенный процент людей, для которых единственно
возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма
обучения. Однако как показывают исследования, минимум 80% учащихся могут
эффективно воспринимать учебные материалы в любой форме. Это означает, что
абсолютное большинство людей способны эффективно обучаться электронным
способом, естественно при условии наличия адекватного учебного контента
(содержания курсов) (59).
На сайте «Педсовет.org» рассматривалось место ДО в школьном
образовании (57). На рисунке 1 показано отношение учителей и родителей
школьников к ДО в школе.
Рисунок 1 - ДО в школе
Как видно, большинство респондентов дало положительный ответ на
вопрос «Нужно ли ДО в школе», кроме того, три четверти опрошенных видят
положительное влияние ДО на образовательный процесс школы.
В настоящее время существует несколько моделей дистанционного
обучения:
Первая
модель - обучение по типу экстерната.
Обучение, ориентированное на
школьные требования и предназначенное для учащихся, которые по каким-то
причинам не могут посещать очные учебные заведения.
Вторая
модель - обучение на базе одного учебного
заведения. Это
система
обучения для школьников, которые
обучаются заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых
информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.
Третья
модель - обучение, основанное на сотрудничестве
нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых
программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по
ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом).
Четвертая
модель - автономные образовательные учреждения,
специально
созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых школьники
могут получить образование
по различным направлениям. Они
специализируются в создании мультимедийных курсов.
Пятая модель
- обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем
ведется целиком посредством ТВ, видеозаписей или радиопрограмм, а также
дополнительных печатных пособий (28).
Наиболее
распространенными являются виды
дистанционного обучения, основанные на:
1.
Интерактивном
телевидении: основное достоинство данного вида в его возможности
непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных
расстояниях от преподавателя;
2.
Компьютерных
телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными
дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций
(текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций):
предполагает использование компьютерных
телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных
ресурсов региональных сетей и
сети
Интернет;
3.
Сочетание
технологий компакт-дисков и сети Интернет:
предполагает
использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника (32).
В дистанционном обучении, в силу иной мотивационной системы
учащегося, главное - показать, как полученные знания могут быть реализованы на
практике. Поэтому курсы разрабатываются таким образом, чтобы учащийся не
столько запомнил и воспроизвел информацию, сколько связал ее с реальными
жизненными ситуациями.
Дистанционное обучение делает упор на комбинацию видов учебной
деятельности прикладного характера, побуждающих учащегося творчески и активно
осваивать информацию. В самом общем виде изучение дистанционного курса
представляет собой интенсивную и регулярную комбинированную работу над
предлагаемыми текстами, решение задач, выполнение письменных работ, участие в
дискуссиях, а также прохождение серии контрольных мероприятий (21).
В ДО основной содержательно-организационной единицей является тема.
Если в традиционных формах организации обучения тема - это часть содержания, то
в ДО это и фрагмент содержания дисциплины, и аналог занятия. Причем это
занятие, объединяющее несколько разнородных видов учебной деятельности. По этой
причине учебным планом ДО регламентируется не количество аудиторных часов, а количество
тем (71).
Таким образом, в данном параграфе:
·
рассмотрено место дистанционного обучения в российской системе
образования, представлены различные трактовки этого понятия;
·
показаны механизмы взаимодействия компонентов системы ДО;
·
рассмотрены виды и модели ДО;
·
показаны четыре основных технологии ДО.
§ 1.2. Использование технологии электронного обучения в
российских школах
Понятие «электронное обучение» (ЭО) сегодня употребляется наряду со
старым термином «дистанционное обучение». ЭО - более узкое понятие, означающее
разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ).
ЭО радикально изменило индустрию обучения. В 2000 и 2001 произошли
два значимых сдвига: в качестве новой компьютерной платформы появился интернет,
и в США началась рецессия. Эти два фактора вместе создали мощный фокус на
процессе перевода обучающих программ и материалов из категории «под
руководством инструктора» в «онлайн» (25).
Сегодня ЭО находится на высокой ступени развития, поэтому на рынке
представлено множество форм онлайн обучения и образования. Существуют такие
формы как «Быстрое онлайн обучение» (с помощью PowerPoint и Flash технологий),
моделирование работы с приложениями, моделирование бизнес-процессов,
использовать анимированных персонажей, аудио, видео, и еще много других
интерактивных элементов учебного процесса (22).
Во многих средних школах Интернет активно используется для раздачи
материалов для занятий, общения между инструкторами и учениками, а также для
распространения ключевых тренинговых инструментов.
Первоначальные концепции электронного обучения претерпели некоторые
изменения. В первые несколько лет компании стремились как можно скорее
разместить в сети существующие слайды и учебные материалы. Сегодняшние
программы ЭО очень сильно разнятся с обучением под руководством инструктора:
они демонстрируются и работают как фильмы в режиме реального времени,
онлайновые видео игры, и виртуальные опыты с полным погружением (61).
Электронное обучение, по одному из определений, - это обучение с
использованием компьютеров и компьютерных сетей. В отличие от дистанционного
обучения (например, с отправкой материалов по почте), ЭО использует все
преимущества современных настольных ПК: графику, звук, трехмерные сцены и
анимации, виртуальные тренажеры и т.д. В отличие от компьютерного обучения
(CBT, computer-based training, когда пользователь работает один на один с ПК),
электронное обучение подразумевает использование сетевых возможностей: передачу
результатов обучения руководителю, возможности совместной работы, консультаций
и обсуждения, обмен опытом, поддержку преподавателя, и многое другое (53).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|