Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста
Затем мы подсчитали общее количество учащихся девятых
классов, каждый из которых обладает некоторыми склонностями к определенному
типу профессий, перевели полученные данные в проценты и занесли их в таблицу 6.
Таблица 6 Обобщенные результаты исследования склонностей к определенному типу профессий у учащихся девятых
классов по методике ДДО Е.А. Климова
Учащиеся
|
Человек
– Природа
|
Человек
–
Техника
|
Человек
–
Человек
|
Человек
–
Знаковая
система
|
Человек
–
Художеств.
образ
|
Количество
|
1
|
9
|
13
|
7
|
5
|
В процентах
|
2,8
|
25,2
|
36,4
|
20,6
|
15
|
Результаты исследования учащихся девятых
классов по методике ДДО для выявления склонностей к определенному типу
профессий представлены в виде гистограммы на рис.3.
Рис.3. Результаты исследования склонностей
к определенному типу профессий учащихся девятых классов по методике ДДО Е.А.
Климова
Среди учащихся девятого класса преобладает
соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 36,4% учащихся, которые
предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с
общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу
«Человек-Техника» было выявлено 25,2% учащихся, которым присущи все технические
профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин
и т.п. По типу «Человек-Знаковая система» – 20,6% учащихся, которым характерны
профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и
музыкальные специальности (инженер, графолог). По типу «Человек-Художественный
образ» – 15% учащихся, для которых рекомендованы профессии, связанные с
творчеством (актеры, художники).По типу профессии «Человек-Природа» 2,8%
учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством,
животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий).
Проведя исследование с учащимися
одиннадцатых классов по методике ДДО Е.А. Климова, мы получили результаты, которые
представлены в таблицах 7 – 8.
Таблица 7 Результаты исследования склонностей
к определенному типу профессий учащихся девятых классов по методике ДДО Е.А.
Климова
№ п/п
|
Человек
– Природа
|
Человек
–
Техника
|
Человек
–
Человек
|
Человек
–
Знаковая
система
|
Человек
–
Художеств.
образ
|
1
|
4
|
5
|
6
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
8
|
5
|
2
|
3
|
5
|
3
|
6
|
3
|
3
|
4
|
1
|
1
|
5
|
5
|
8
|
5
|
4
|
3
|
3
|
6
|
4
|
6
|
2
|
3
|
6
|
1
|
8
|
7
|
7
|
1
|
5
|
1
|
6
|
8
|
3
|
2
|
6
|
2
|
7
|
9
|
5
|
3
|
5
|
1
|
6
|
10
|
4
|
3
|
3
|
4
|
6
|
11
|
2
|
2
|
7
|
5
|
4
|
12
|
0
|
7
|
5
|
5
|
3
|
13
|
2
|
6
|
1
|
6
|
5
|
14
|
3
|
3
|
2
|
6
|
6
|
15
|
2
|
4
|
8
|
5
|
1
|
16
|
5
|
3
|
6
|
3
|
3
|
17
|
3
|
4
|
6
|
5
|
2
|
18
|
5
|
0
|
5
|
8
|
2
|
19
|
2
|
4
|
7
|
3
|
4
|
20
|
3
|
3
|
5
|
1
|
8
|
21
|
4
|
6
|
3
|
3
|
4
|
22
|
4
|
4
|
8
|
2
|
2
|
23
|
3
|
3
|
6
|
7
|
1
|
24
|
0
|
2
|
4
|
6
|
8
|
25
|
2
|
5
|
4
|
3
|
6
|
26
|
3
|
3
|
6
|
4
|
4
|
27
|
5
|
8
|
4
|
3
|
0
|
28
|
1
|
2
|
5
|
8
|
4
|
29
|
3
|
5
|
7
|
3
|
2
|
30
|
2
|
4
|
7
|
3
|
4
|
31
|
4
|
5
|
2
|
1
|
8
|
32
|
3
|
5
|
6
|
3
|
3
|
33
|
3
|
5
|
7
|
4
|
1
|
34
|
0
|
3
|
7
|
7
|
3
|
35
|
1
|
3
|
8
|
5
|
3
|
36
|
2
|
6
|
8
|
4
|
0
|
37
|
3
|
4
|
4
|
3
|
6
|
38
|
2
|
2
|
6
|
8
|
2
|
39
|
4
|
3
|
3
|
7
|
3
|
40
|
4
|
5
|
6
|
3
|
2
|
Затем мы подсчитали общее количество учащихся одиннадцатых
классов, каждый из которых обладает некоторыми склонностями к определенному
типу профессий, перевели полученные данные в проценты и занесли их в таблицу 8.
Таблица 8 Обобщенные результаты исследования склонностей к определенному типу профессий учащихся одиннадцатых
классов по методике ДДО Е.А. Климова
Учащиеся
|
Человек
–
Природа
|
Человек
–
Техника
|
Человек
–
Человек
|
Человек
–
Знаковая
система
|
Человек
–
Художеств.
образ
|
Количество
|
1
|
4
|
17
|
8
|
10
|
В процентах
|
2,5
|
10
|
42,5
|
20
|
25
|
Результаты исследования склонностей к
определенному типу профессий учащихся девятых классов по методике ДДО Е.А.
Климова представлены в виде гистограммы на рис.4.
Рис.4. Результаты исследования склонностей
к определенному типу профессий учащихся одиннадцатых классов по методике ДДО Е.А.
Климова
Среди учащихся одиннадцатого класса
преобладает соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 42,5% учащихся,
которые предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с
общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу «Человек-Художественный
образ» было выявлено 25% учащихся предпочитающих профессии, связанные с
творчеством (актеры, художники). По типу «Человек-Знаковая система» – 20%
учащихся, которым рекомендуются профессии, связанные с расчетами, цифрами и
буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер,
графолог). По типу «Человек-Техника» – 10% учащихся, которым присущи все
технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и
обслуживанию машин и т.п. По типу профессии «Человек-Природа» относится 2,5%
учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством,
животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий).
Соотнеся каждый тип личности и тип
профессии по методике Д. Голланда и ДДО Е.А. Климова, мы установили
соответствие между ними. Так, реалистическому типу личности соответствуют такие
типы профессии, как «Человек – Техника» и «Человек – Природа».
Интеллектуальному и конвенциональному типам соответствует тип «Человек –
Знаковая система». Социальному и предприимчивому типам личности соответствует
тип профессии «Человек – Человек». Артистическому типу личности –
«Художественный образ».
Для сравнения типов личности и
склонностей к определенному типу профессии у девятиклассников и одиннадцатиклассников
нами были составлены таблицы 9 – 10. Это позволило нам выявить соответствие
между предпочитаемыми профессиями и склонностями, которыми обладают учащиеся
старших классов, и тем самым мы сможем определить, правильный ли выбор будущей
профессии делают старшеклассники сегодня.
Из сравнительных таблиц 9 и 10 видно,
что соответствие типов личности типам профессий присуще 61,6% учащихся девятых
классов и 72,5 % учащихся одиннадцатых классов, что свидетельствует о достаточно
серьезной работе психологической службы школы по психолого-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения старшеклассников. Учащиеся при выборе профиля
обучения и будущей специальности учитывают свои склонности, ориентируются в
мире профессий.
У 38,4% учащихся девятых классов и
27,5% одиннадцатиклассников еще не до конца сформировалось представление о мире
профессий, и они, говоря о выборе профиля обучения и о своей будущей
специальности, не учитывают своих склонностей и способностей. Для этих старшеклассников
необходима более эффективная и целенаправленная работа по психолого-педагогическому
сопровождению профессионального самоопределения во избежание неверно выбранного
жизненного пути.
Таблица 9 Сравнительные данные по
методикам Д. Голланда и ДДО Е.А. Климова по определению типов личности и
склонностей к определенному типу профессии у учащихся девятых классов
№ п/п
|
Методика
Д. Голланда
(тип
личности)
|
ДДО
Е.А. Климова
(тип профессии)
|
1
|
Предприимчивый
|
Человек –
Человек
|
2
|
Интеллектуальный
|
Человек –
Знаковая система
|
3
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
4
|
Конвенциональный
|
Человек –
Знаковая система
|
5
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
6
|
Социальный
|
Человек –
Техника
|
7
|
Интеллектуальный
|
Человек –
Знаковая система
|
8
|
Предприимчивый
|
Человек –
Человек
|
9
|
Реалистический
|
Человек –
Природа
|
10
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
11
|
Конвенциональный
|
Человек –
Знаковая система
|
12
|
Предприимчивый
|
Человек –
Техника
|
13
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
14
|
Предприимчивый
|
Человек –
Человек
|
15
|
Интеллектуальный
|
Человек –
Техника
|
16
|
Социальный
|
Человек –
Знаковая система
|
17
|
Конвенциональный
|
Человек –
Человек
|
18
|
Предприимчивый
|
Человек –
Человек
|
19
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
20
|
Предприимчивый
|
Человек –
Техника
|
21
|
Конвенциональный
|
Человек –
Техника
|
22
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
23
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
24
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
25
|
Конвенциональный
|
Человек –
Знаковая система
|
26
|
Социальный
|
Человек –
Техника
|
27
|
Интеллектуальный
|
Человек –
Техника
|
28
|
Социальный
|
Человек –
Знаковая система
|
29
|
Конвенциональный
|
Человек –
Человек
|
30
|
Предприимчивый
|
Человек –
Техника
|
31
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
32
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
33
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
34
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
35
|
Социальный
|
Человек –
Техника
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|