Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста
Затем мы подсчитали общее количество учащихся, каждый из
которых относится к определенному типу личности, перевели полученные данные в
проценты и занесли их в таблицу 2.
Таблица 2 Обобщенные результаты исследования типов личности учащихся девятых классов по методике Д. Голланда
Типы
Учащиеся
|
Реалистический тип
|
Интеллектуальный тип
|
Социальный тип
|
Конвенциональный тип
|
Предприимчивый тип
|
Артистический тип
|
Количество
|
1
|
4
|
12
|
6
|
7
|
5
|
В процентах
|
2,8
|
11,2
|
33,6
|
16,8
|
20,6
|
15
|
Полученные результаты исследования типов личности учащихся
девятых классов по методике Д. Голланда мы представили в виде гистограммы на
рис.1.
Рис.1. Результаты исследования типов
личности по методике Д. Голланда
Среди учащихся девятого класса
преобладает социальный тип личности – 33,6% учащихся, которые обладают социальными умениями,
нуждаются в контактах. У них проявляются такие черты характера, как стремление
поучать и воспитывать. Учащиеся с данным типом стараются держаться в стороне от
интеллектуальных проблем; активны, но часто зависимы от мнения группы людей.
Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают
хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия для таких учащихся:
обучение и лечение (учитель, врач, психолог). К
предприимчивому типу относится 20,6% учащихся, для них свойственно избирание
цели, проявление энергии, импульсивности; им не нравится практический труд, а
также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости; хорошо решают
задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивны; таким людям
предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист. 16,8%
учащихся относится к конвенциональному типу, их определяют как людей, предпочитающих
четко структурированную деятельность, не проявляющих критичность,
оригинальность, консервативных, зависимых, ригидных (не любят смену
деятельности); у них слабо развиты организаторские способности, преобладают
математические способности; для таких личностей предпочтительны профессии,
связанные с канцелярией и расчетами. К артистическому типу относится
15% учащихся, которые опираются на эмоции, воображение, интуицию; имеют
сложный взгляд на жизнь; независимы в решениях, оригинальны; у них высоко
развиты моторные и вербальные способности; предпочитают творческие занятия:
музыку, рисование, литературное творчество и т.п. К
интеллектуальному относится 11,2% учащихся, такие личности несоциальны,
аналитичны, рациональны, независимы, оригинальны; у них преобладают
теоретические ценности, любят задачи, требующие абстрактные решения,
интеллектуальны; также гармонично развиты вербальные и невербальные
способности; личности; для них предпочтительные такие научные профессии, как
ботаник, астроном, математик, физик. К реалистическому типу
личности относится 2,8% учащихся, которые определяются как несоциальные,
ориентированные на настоящее, эмоционально стабильные, занимающиеся конкретными
объектами (вещами, инструментами, машинами); у них развиты математические,
невербальные способности; для таких людей рекомендуются профессии: механик,
электрик, инженер, агроном и т.д.
Результаты исследования типов
личности учащихся 11 классов по методике Д. Голланда мы представили в таблицах
3-4.
Таблица 3 Результаты исследования типов
личности учащихся одиннадцатых классов по методике Д. Голланда
№ п/п
|
Реалисти-ческий тип
|
Интелек-туальный тип
|
Соци-альный тип
|
Конвенцио-нальный тип
|
Предпри-имчивый тип
|
Артисти-ческий тип
|
1
|
9
|
4
|
11
|
6
|
5
|
7
|
2
|
4
|
5
|
13
|
5
|
8
|
5
|
3
|
6
|
4
|
14
|
6
|
4
|
8
|
4
|
5
|
3
|
7
|
7
|
9
|
10
|
5
|
6
|
13
|
4
|
4
|
5
|
10
|
6
|
5
|
7
|
8
|
4
|
7
|
10
|
7
|
5
|
6
|
3
|
7
|
10
|
11
|
8
|
7
|
7
|
3
|
9
|
7
|
9
|
9
|
7
|
4
|
8
|
4
|
8
|
11
|
10
|
4
|
9
|
9
|
5
|
5
|
10
|
11
|
3
|
5
|
7
|
8
|
11
|
7
|
12
|
8
|
2
|
9
|
9
|
7
|
7
|
13
|
5
|
10
|
8
|
5
|
5
|
9
|
14
|
6
|
8
|
7
|
12
|
6
|
3
|
15
|
7
|
8
|
9
|
6
|
8
|
4
|
16
|
3
|
6
|
11
|
8
|
6
|
8
|
17
|
6
|
5
|
8
|
10
|
5
|
8
|
18
|
5
|
13
|
4
|
8
|
7
|
5
|
19
|
6
|
6
|
14
|
7
|
5
|
4
|
20
|
4
|
7
|
8
|
6
|
5
|
12
|
21
|
6
|
7
|
9
|
5
|
12
|
3
|
22
|
7
|
8
|
9
|
7
|
8
|
3
|
23
|
5
|
6
|
6
|
11
|
9
|
5
|
24
|
6
|
9
|
8
|
7
|
8
|
4
|
25
|
7
|
8
|
5
|
5
|
4
|
13
|
26
|
4
|
6
|
12
|
8
|
5
|
7
|
27
|
8
|
3
|
10
|
9
|
8
|
4
|
28
|
7
|
6
|
10
|
5
|
9
|
5
|
29
|
8
|
5
|
8
|
9
|
6
|
6
|
30
|
7
|
5
|
7
|
7
|
10
|
6
|
31
|
3
|
8
|
6
|
11
|
5
|
9
|
32
|
3
|
4
|
13
|
6
|
7
|
9
|
33
|
7
|
5
|
8
|
5
|
9
|
8
|
34
|
6
|
7
|
9
|
12
|
5
|
3
|
35
|
7
|
8
|
9
|
6
|
8
|
4
|
36
|
5
|
7
|
9
|
4
|
11
|
6
|
37
|
7
|
6
|
7
|
6
|
9
|
7
|
38
|
4
|
5
|
14
|
4
|
7
|
8
|
39
|
6
|
7
|
7
|
12
|
6
|
4
|
40
|
5
|
6
|
11
|
8
|
7
|
5
|
Затем мы подсчитали общее количество учащихся одиннадцатых
классов, каждый из которых относится к определенному типу личности, перевели
полученные данные в проценты и занесли их в таблицу 4.
Таблица 4 Обобщенные результаты исследования типов личности учащихся одиннадцатых классов по методике Д. Голланда
Типы
Учащиеся
|
Реалисти-ческий тип
|
Интеллек-туальный тип
|
Соци-альный тип
|
Конвен-циональный тип
|
Предпри-имчивый тип
|
Артисти-ческий тип
|
Количество
|
0
|
3
|
15
|
7
|
6
|
9
|
В процентах
|
0
|
7,5
|
37,5
|
17,5
|
15
|
22,5
|
Полученные результаты исследования типов личности учащихся
одиннадцатых классов по методике Д. Голланда представлены в виде гистограммы на
рис.2.
Рис.2. Результаты исследования типов
личности учащихся одиннадцатых классов по методике Д. Голланда
Среди учащихся одиннадцатого класса
преобладает социальный тип личности – 37,5% учащихся, это означает, что эти
старшеклассники обладают
социальными умениями, нуждаются в контактах. У них проявляются такие черты
характера, как стремление поучать и воспитывать. Учащиеся с данным типом
стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активны, но часто
зависимы от мнения группы людей. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства,
умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые
занятия для таких учащихся: обучение и лечение (учитель, врач, психолог). К артистичному типу относится 22,5% учащихся, которые опираются
на эмоции, воображение, интуицию; имеют сложный взгляд на жизнь; независимы в
решениях, оригинальны; у них высоко развиты моторные и вербальные способности;
предпочитают творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и
т.п. К конвенциональному типу – 17,5% учащихся, те, которые предпочитают
четко структурированную деятельность; не проявляют критичность, оригинальность,
консервативны, зависимы, ригидны (не любят смену деятельности); у них слабо
развиты организаторские способности, преобладают математические способности;
для таких личностей предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами. К предприимчивому относится 15% учащихся, это те личности, которым
свойственно избирание цели, проявление энергии, импульсивности; им не
нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий,
усидчивости; хорошо решают задачи, связанные с руководством, статусом и
властью, агрессивны; таким людям предпочтительна следующая деятельность:
артист, журналист. К интеллектуальному типу личности относится
7,5% учащихся, они несоциальные, аналитичные, рациональные, независимые,
оригинальные личности; у них преобладают теоретические ценности, любят задачи,
требующие абстрактные решения, интеллектуальны; также гармонично развиты
вербальные и невербальные способности; личности; для них предпочтительные такие
научные профессии, как ботаник, астроном, математик, физик.
Проведя исследование с учащимися
девятых классов по методике ДДО Е.А. Климова, мы получили результаты, которые
представлены в таблицах 5 – 6.
Таблица 5 Результаты исследования склонностей
к определенному типу профессий у учащихся девятых классов по методике ДДО Е.А.
Климова
№ п/п
|
Человек
– Природа
|
Человек
–
Техника
|
Человек
–
Человек
|
Человек
–
Знаковая
система
|
Человек
–
Художеств.
образ
|
1
|
4
|
4
|
5
|
4
|
3
|
2
|
3
|
5
|
4
|
6
|
2
|
3
|
3
|
2
|
7
|
3
|
5
|
4
|
4
|
3
|
4
|
5
|
4
|
5
|
4
|
2
|
5
|
2
|
7
|
6
|
3
|
7
|
4
|
5
|
1
|
7
|
5
|
3
|
1
|
7
|
4
|
8
|
3
|
2
|
7
|
4
|
4
|
9
|
6
|
2
|
5
|
2
|
5
|
10
|
3
|
2
|
7
|
3
|
5
|
11
|
2
|
1
|
6
|
8
|
3
|
12
|
3
|
6
|
4
|
4
|
3
|
13
|
3
|
4
|
2
|
4
|
7
|
14
|
5
|
2
|
6
|
2
|
5
|
15
|
1
|
8
|
2
|
6
|
3
|
16
|
2
|
5
|
5
|
6
|
2
|
17
|
4
|
1
|
7
|
5
|
3
|
18
|
3
|
4
|
8
|
1
|
4
|
19
|
4
|
4
|
6
|
4
|
2
|
20
|
0
|
8
|
3
|
5
|
2
|
21
|
3
|
7
|
4
|
3
|
3
|
22
|
4
|
3
|
8
|
5
|
0
|
23
|
5
|
6
|
1
|
0
|
8
|
24
|
4
|
4
|
5
|
4
|
3
|
25
|
2
|
5
|
4
|
7
|
2
|
26
|
2
|
7
|
2
|
4
|
5
|
27
|
0
|
8
|
6
|
3
|
3
|
28
|
4
|
4
|
1
|
6
|
5
|
29
|
5
|
3
|
6
|
3
|
3
|
30
|
3
|
7
|
3
|
5
|
2
|
31
|
2
|
2
|
2
|
6
|
8
|
32
|
3
|
3
|
7
|
5
|
2
|
33
|
2
|
1
|
8
|
3
|
6
|
34
|
0
|
5
|
4
|
4
|
7
|
35
|
4
|
5
|
3
|
4
|
4
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|