бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста бесплатно рефераты

2. анкетирование;

3. интервьюирование;

4. методы количественного и качественного анализа.

Для изучения избирательной направленности личности на определенную область познания или деятельности мы применили тест Д. Голланда по определению типа личности. Для выявления склонностей к определенному типу профессий был использован дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО). А для определения качества работы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников была предложена анкета и метод устного сбора информации – интервью.

1. Тест Д. Голланда состоит из 42 пар различных профессий (Приложение 1). Испытуемому предлагается выбрать из каждой пары ту, которой отдается предпочтение. Для этого нужно было поставить в бланке ответов напротив номера вопроса соответствующую букву.

Ответы подсчитываются по следующему ключу:


Реалистический тип

Интеллектуальный тип

Социальный тип

Конвенциональный тип

Предприимчивый тип

Артистический

тип

10а

10б

11б

12б

11а

13а

13б

14б

12а

14а

15а

15б

16а

16б

17б

18б

23б

19б

17а

20а

20б

22б

26б

21б

18а

22а

25а

25б

28б

24б

19а

23а

26а

29а

30а

27б

21а

24а

27а

32б

33б

29б

31а

31б

36б

38б

35б

30б

32а

35а

38а

40а

37б

37а

33а

36а

39а

28а

39б

41а

34а

37а

41б

42а

40б

42б


Интерпретация типов

1.                Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2.                Интеллектуальный тип – не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит задачи, требующие абстрактные решения, интеллектуален. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

3.                Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учитель, врач, психолог).

4.                Конвенциональный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характерны стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами.

5.                Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист.

6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Не зависим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей этого типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.

2. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) состоит из 20 пар видов деятельности (Приложение 2). Испытуемый должен из каждой пары выбрать один вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить выбранный вариант ответа.

Результаты подсчитываются по листу ответов:


Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художественный образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б


Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1.                 «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

2.                 «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»- все технические профессии.

3.                 «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

4.                 «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК» - все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

5.                 «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - все творческие специальности.

3. С целью выявления особенностей профессионального самоопределения на современном этапе учащимся была предложена анкета, которая была представлена в двух видах: один вариант для девятого класса, второй вариант – для одиннадцатого, и включала в себя по двенадцать вопросов в каждом варианте.

Анкета для учащихся девятого класса:

1. Хотите ли Вы получить высшее образование?

2. В какой профильный класс Вы хотите пойти? (В какое образовательное учреждение?)

3. Что повлияло на Ваш выбор?

4. Советовались ли Вы с родителями при выборе профиля обучения?

5. Проводилось ли изучение Ваших интересов, склонностей и способностей при зачислении Вас в профильный класс?

6. Как Вы оцениваете свой выбор?

7. По каким предметам Вы обучаетесь успешно?

8. При изучении каких предметов Вы испытываете сложности?

9. Проводятся ли с Вами беседы, консультации по профессиональному самоопределению? Как часто?

10. Определились ли Вы с выбором Вашей будущей профессии?

11. Какую профессию Вы хотите получить в будущем?

12. Почему Вы хотите получить именно эту профессию?

Анкета для учащихся одиннадцатого класса:

1. В каком профильном классе Вы обучаетесь?

2. Что повлияло на Ваш выбор?

3. Советовались ли Вы с родителями при выборе профиля обучения?

4. Проводилось ли изучение Ваших интересов, склонностей и способностей при зачислении Вас в профильный класс?

5. Как Вы оцениваете свой выбор?

6. Если бы вернуться на год назад, Вы повторили бы свой выбор?

7. По каким предметам Вы обучаетесь успешно?

8. При изучении каких предметов Вы испытываете сложности?

9. Проводятся ли с Вами беседы, консультации по профессиональному самоопределению? Как часто?

10. Определились ли Вы с выбором Вашей будущей профессии?

11. Какую профессию Вы хотите получить в будущем?

12. Почему Вы хотите получить именно эту профессию?

4. Для изучения опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников нами было проведено интервьюирование с работниками МОУ СОШ города Усть-Илимска. Интервью носило неформальный характер, то есть очередность, количество вопросов, их формулировки гибко варьировались в зависимости от специфики условий. В него входил ряд следующих вопросов:

1. Какой состав членов психолого-педагогической службы по вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся?

2. С какой параллели начинается данная работа?

3. Какие этапы и направления осуществляются в ходе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся?

4. Какие условия выполняются при сопровождении?

5. По каким принципам формируются профильные классы?

6. По каким критериям оценивается готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению?

7. Если учащийся не готов к профессиональному самоопределению, какая работа с ним проводится?

2.2 Анализ и обсуждение результатов


Констатирующий этап нашего исследования проводился в г. Усть-Илимске, в ходе которого были применены методики с целью изучения эффективности работы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в г. Усть-Илимске.

Проведя исследование типов личности учащихся девятых классов по методике Д. Голланда, мы получили результаты, которые представлены в таблицах 1 – 2.


Таблица 1 Результаты исследования типов личности учащихся девятых классов по методике Д. Голланда

№ п/п

Реалистический тип

Интеллектуальный тип

Социальный тип

Конвенциональный тип

Предприимчивый тип

Артистический тип

1

6

8

4

6

9

8

2

7

10

5

7

9

5

3

5

6

9

6

8

8

4

7

6

6

9

6

8

5

6

5

7

7

5

12

6

5

3

12

8

8

6

7

6

11

7

9

5

3

8

8

3

8

7

9

7

9

10

6

4

6

7

9

10

6

4

10

8

5

8

11

7

5

8

10

5

7

12

5

7

6

7

14

3

13

5

7

8

8

7

7

14

3

2

7

7

12

11

15

6

13

4

9

5

5

16

8

4

12

9

5

4

17

3

6

8

13

5

7

18

4

7

8

6

9

8

19

5

3

14

6

8

6

20

6

8

7

6

10

5

21

7

5

8

12

7

3

22

3

7

9

8

8

6

23

3

6

9

7

8

9

24

6

5

11

5

7

8

25

8

4

4

10

8

8

26

5

4

13

5

9

5

27

4

9

8

6

8

7

28

5

5

12

7

5

8

29

5

4

8

9

8

8

30

7

9

5

7

9

5

31

6

5

8

8

5

10

32

7

2

14

9

4

6

33

5

7

10

7

5

8

34

5

4

6

7

6

14

35

7

5

11

8

7

4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12