Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста
В отдельных школах города Усть-Илимска создаются авторские программы,
клубы по интересам и уроки психологии для учащихся и их родителей на следующие
темы: «Быть здоровым – престижно», «Твоя профессиональная карьера», «На пороге
выбора», «Ты выбираешь профессию», «Самосовершенствование личности», «Я
принимаю решения», «Профессиональный выбор. Секреты выбора профессии».
4. При психолого-педагогическом сопровождении выполняются
следующие условия: учет индивидуальных характеристик; знание возрастных особенностей;
учет потребностно-мотивационной сферы при выборе профессии; оказание
своевременной помощи и поддержки. Эти условия напрямую связаны с диагностикой направленности
личности учащихся, поскольку осуществление индивидуального подхода позволяет
работникам службы качественно проводить данную работу.
5. С восьмого класса начинается предпрофильная подготовка
учащихся. Проводится диагностика склонностей и способностей учащихся, на основе,
которой формируются, утверждаются и комплектуются профильные классы. При
зачислении учащихся в профильные классы родителям необходимо писать заявление,
по какому профилю будет продолжать обучение ребенок. Эта формальность
необходима для того, чтобы подтверждать осознанность выбора профиля учащимися.
На сегодня существуют следующие профильные классы:
гуманитарные, физико-математические, социально-экономические (самые
востребованные), естественно-научные, информационно-технологические. Также
школы города Усть-Илимска активно сотрудничают с Томским университетом систем
управления и радиоэлектроники (ТУСУР), профессиональным училищем (ПУ-66),
филиалом Иркутского государственного педагогического университета (ИГПУ), Восточно-Сибирским
государственным технологическим университетом (ВСГТУ), Иркутским государственным
университетом путей сообщения (ИГУПС).
6. Готовность личности учащегося к профессиональному
самоопределению оценивается на основе созданных портфолио. Каких-либо
конкретных критериев оценки готовности не существует.
7. Если случается так, что учащийся по каким-либо причинам не
определился с выбором профессии, у него не сформирована готовность к профессиональному
самоопределению, то с ним проводится психокоррекционная работа. Проводятся
индивидуальные консультации и повторная диагностика учащихся, консультации
родителей. Отслеживание всего пути психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения учащегося, поиск допущенных ошибок и их
дальнейшая коррекция.
На основе полученных и
проанализированных ответов мы пришли к следующим выводам.
В целом работа по
психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения
старшеклассников в школах города Усть-Илимска проводится систематически.
Существует множество программ, направлений и форм работы. Работа очень объемная
и довольно-таки сложная, требует много физических, психологических и
материальных затрат. Не может не радовать разнообразие уроков психологии и
клубов, что заметно облегчает учащимся ориентирование в сложном и многообразном
мире профессий, понимание актуальности выбираемой профессии, соотнесение своих
склонностей и способностей с желаемой профессией.
Но, несмотря на множество
положительных моментов, хотелось бы обратить внимание на некоторые недоработки,
пробелы работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального
самоопределения старшеклассников. Во-первых, это тот факт, что не во всех
школах города Усть-Илимска задействованы медработники. Это немаловажно,
поскольку медработник имеет информацию о состоянии здоровья каждого учащегося,
а это напрямую связано с профессиональным выбором, то есть если у учащегося
есть склонности, способности и желание к выбранной профессии, то у него могут
быть противопоказания в физическом плане, проблемы со здоровьем, на что просто
необходимо обращать внимание. Также немаловажно то, что в некоторых школах
психологи не владеют информацией о проводимой работе по профориентации
учащихся, объясняя тем, что данными вопросами занимается либо завуч, либо
профориентолог. И здесь возникает вопрос: а психолог разве не обязан заниматься
вопросами профессионального самоопределения учащихся? Это же не ограничивается
только диагностированием, психолог участвует также и в консилиумах, сотрудничает
с медработником, составляет на каждого ученика рекомендации.
Во-вторых, говоря об условиях психолого-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, упущены такие
важные моменты, как учет потребностей рынка труда, предоставление учащимся
свободы выбора и самостоятельности. На учете индивидуальных характеристик
эффективную работу не построишь, поскольку необходимо внутренние предпосылки
брать вкупе с внешними условиями, и затем уже на основе анализа внешних и внутренних
факторов строит дальнейшую работу по сопровождению.
И, наконец, в-третьих, отсутствие
критериев оценки старшеклассников к профессиональному самоопределению. На
основе оценивания только лишь портфолио не возможно сделать какие-либо
качественные выводы о личности, здесь нужна углубленная диагностика, беседы с
учащимися. Необходимо знать уровень профессиональных, коммуникативных и
компетентностных характеристик личности учащегося. Если какой-либо уровень
западает, то нужно коррекционную деятельность направлять именно в это русло.
Для полноценной готовности учащегося к профессиональному самоопределению важно,
чтобы все параметры, характеристики и психологические, и личностные были на
должном для каждого возраста уровне. Если в развитии учащегося наблюдается
норма по всем критериям, то здесь идет речь о качественно проведенной работе по
психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения.
Характер обозначенных нам проблем и необходимость достижения
ожидаемых результатов определяет актуальность разработки модели психолого-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения старшеклассников, схемы направленности развития
профессиональной компетентности старшеклассника и модели выпускника каждой
ступени школьного образования.
2.3 Модель психолого-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и,
следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая
предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно
предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном
самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в
образовании, и в обществе.
Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают
основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную
в целом и как проблему особой значимости для старшеклассников. Сложившиеся
понимание профессионального самоопределения как составляющей общего процесса
развития личности предполагает взаимодействие двух систем. С одной стороны –
это, личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой – система
педагогических условий, способствующая профессиональному самоопределению
старшеклассника.
Профессиональное самоопределение в отечественной науке
понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста,
и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение можно рассматривать как
процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой
сфере и процессу самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных
потребностей.
Теоретический анализ научной литературы позволяет нам
уточнить понятие профессионального самоопределения старшеклассников как готовность
к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и
необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда в
условиях целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса.
В процессе профессионального самоопределения учащихся
встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач
выбора профессии. В основе их лежит несколько групп противоречий: противоречие
между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих
реализацию встающих перед старшеклассником целей; противоречия, связанные с
определением и оценкой своей жизненной перспективы: между возможностью проявить
себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения
потребностей, между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее
непрестижности или неперспективности, между осознанием уровня своего общего
развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой и другие
противоречия, связанные с оценкой своей пригодности для избираемого пути: между
интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой, между
уровнем притязаний и реальными возможностями, между особенностями здоровья,
характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.
Многолетняя практика разных исследований показывает, что
наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе
профессии оказываются: использование неадекватных и даже предвзятых источников
информации о профессии и выработка искаженных представлений о ней; переоценка
или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе
профессии; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии,
неадекватная самооценка; неправильное понимание способностей, подмена их
морально-нравственными качествами; неверные представления о возможности
развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии,
выработки индивидуального стиля деятельности; преобладание эмоциональных
компонентов в процессе принятия решения; подчинение «давлению» со стороны
окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным,
непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.
В ходе нашего исследования мы установили, что в образовательном
пространстве города Усть-Илимска работа по психолого-педагогическому
сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников носит
слабовыраженный характер, имеет размытые границы, не является полноценной
системой средств, направленной на развитие субъектности оптанта.
Таким образом, в процессе формирования готовности
старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходимо
психолого-педагогическое сопровождение как целостный и
непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания
условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на
всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного
процесса в ситуациях взаимодействия.
Так, исходя из вышеизложенного и на основе модели
педагогической поддержки учащихся в профессиональном самоопределении,
составленной Лесовик Ириной Васильевной, нами была разработана модель психолого-педагогического
сопровождения учащихся в профессиональном самоопределении (см. рис. 5).
Успешность формирования готовности старшеклассников к
профессиональному самоопределению предполагает совокупность педагогических и
психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на
принятие решения оптантом той или иной профессии, а также на выбор оптимального
для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования,
которая (совокупность) понимается как профориентация.
Профориентация осуществляется через реализацию следующих подходов:
·
деятельностный
подход означает, что деятельность – основа, условие и средство
профессионального самоопределения и развития старшеклассников;
·
активизирующий
подход предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных
воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и
развития;
·
развивающий
подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном
выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем
самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;
·
психологический
подход предполагает построение профориентационной работы на основе
психологических знаний о закономерностях процесса профессионального
самоопределения и развития, о методах исследования личности, о методах
коррекции личности;
·
возрастной подход
означает реализацию профориентационных воздействий с учетом специфики различных
возрастных периодов развития человека;
Рис.5. Модель психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения старшеклассников
личностный подход в профориентации предполагает ориентацию на
личностные особенности старшеклассника, прежде всего в индивидуальных формах
работы;
·
опережающий
подход означает, что в процессе формирования готовности старшеклассников к
профессиональному самоопределению необходимо учитывать не только существующую
ситуацию на рынке труда и в мире профессий, но и прогнозируемые изменения мира
профессий и рынка труда, что связано с направленностью профориентационной
работы на будущее.
Также профориентация включает в себя необходимые компоненты,
по которым осуществляется работа с учащимися и их родителями, с педагогическим
коллективом и партнерами, занимающимися вопросами профориентации:
профпросвещение, развивающая профдиагностика, профконсультация, профвоспитание,
профотбор (подбор), профадаптация.
Прежде чем помочь старшекласснику в профессиональном
самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи, чётко
представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от
выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно дать
рекомендации учащемуся, какая профессия подходит; необходимо обеспечить
условия, стимулирующие рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы
взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Одним из таких условий должен стать учет потребностей
народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном
историческом этапе развития общества, поскольку проблема противоречия между потребностями
общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися
субъективными профессиональными устремлениями молодежи стоит сегодня очень
остро. Для решения этого противоречия необходимо выполнение следующих условий:
помощь в становлении полноценного субъекта своей профессиональной жизни;
оказание своевременной помощи и поддержки; научение самостоятельно преодолевать
трудности; предоставление свободного выбора. При этом также нужно не забывать,
что учет индивидуальных характеристик, знание возрастных особенностей и учет
потребностно-мотивационной сферы при выборе профессии также являются
неотъемлемой частью психолого-педагогической поддержки профессионального
самоопределения старшеклассников.
Выполнение ряда перечисленных выше условий позволит разрешить
многие вопросы, связанные с трудоустройством и запросами современного рынка
труда.
Система психолого-педагогической деятельности в рамках психолого-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников предполагает
прохождение следующих этапов:
1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности,
проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление
контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с
учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.
2. Целеполагания – определение, построение цели, обдумывание
образа желаемого будущего.
3. Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин
возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
4. Договорно-установочный – проектирование действий педагога
и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы),
налаживание договорных отношений, заключение договора в любой форме и
готовность оптанта, обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер
протекания действий по отношению к проблеме.
5. Содержательно-деятельностный – когда действует либо сам
учащийся: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование,
обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
либо когда действует сам педагог: координация действий специалистов, прямая
безотлагательная помощь учащемуся.
6. Рефлексивно-коррекционный – совместное с ребенком
обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта
разрешимости проблемы, переформулирование затруднения и, при необходимости,
исправление хода совместной деятельности.
Психолого-педагогическая служба в школе должна осуществлять
следующие виды деятельности, благодаря которым должно улучшиться качество подготовки
оптантов к профессиональному самоопределению. Во-первых, это психодиагностический
минимум, который служит источником информации об учащемся. Он носит
дифференциальный характер, что позволяет условно разделить всю обследованную
группу детей на две подгруппы – «психологически благополучных» детей,
обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не
приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и
самочувствия в школьной среде, и детей «с проблемами обучения и развития». Данный
факт принципиально важен с точки зрения последовательности дальнейших профессиональных
действий психолога в отношении определенного учащегося. В этом случае
сопровождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла
работы с данной параллелью. Этот цикл состоит из нескольких основных этапов –
постановки и уточнения проблемы, а также ее решения. Постановка и решение
проблемы в значительной степени – это диагностическая работа, решение проблемы
закладывается на психолого-педагогическом консилиуме и осуществляется в целой
системе конкретных мероприятий. Таким образом, на этапе подготовки к психолого-педагогическому
консилиуму активную сопровождающую работу осуществляют психолог и классный
руководитель, собирая информацию о школьниках, завуч и школьная администрация
оказывают организационную поддержку, педагоги-предметники и родители выступают
основными «поставщиками» информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|