Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста
Таблица 10 Сравнительные данные по
методикам Д. Голланда и ДДО Е.А. Климова по определению типов личности и
склонностей к определенному типу профессии у учащихся одиннадцатых классов
№№ учащихся п/п
|
Методика
Д. Голланда
(тип
личности)
|
ДДО Е.А.
Климова
(тип профессии)
|
1
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
2
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
3
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
4
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
5
|
Интеллектуальный
|
Человек –
Знаковая система
|
6
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
7
|
Артистический
|
Человек –
Природа
|
8
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
9
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
10
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
11
|
Предприимчивый
|
Человек –
Человек
|
12
|
Социальный
|
Человек –
Техника
|
13
|
Интеллектуальный
|
Человек –
Техника
|
14
|
Конвенциональный
|
Человек –
Знаковая система
|
15
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
16
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
17
|
Конвенциональный
|
Человек –
Человек
|
18
|
Интеллектуальный
|
Человек –
Знаковая система
|
19
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
20
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
21
|
Предприимчивый
|
Человек –
Техника
|
22
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
23
|
Конвенциональный
|
Человек –
Знаковая система
|
24
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
25
|
Артистический
|
Человек –
Художественный образ
|
26
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
27
|
Социальный
|
Человек –
Техника
|
28
|
Социальный
|
Человек –
Знаковая система
|
29
|
Конвенциональный
|
Человек –
Человек
|
30
|
Предприимчивый
|
Человек –
Человек
|
31
|
Конвенциональный
|
Человек –
Художественный образ
|
32
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
33
|
Предприимчивый
|
Человек –
Человек
|
34
|
Конвенциональный
|
Человек –
Знаковая система
|
35
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
36
|
Предприимчивый
|
Человек –
Человек
|
37
|
Предприимчивый
|
Человек –
Художественный образ
|
38
|
Социальный
|
Человек –
Знаковая система
|
39
|
Конвенциональный
|
Человек –
Знаковая система
|
40
|
Социальный
|
Человек –
Человек
|
На следующем этапе исследования нами
было проведено анкетирование учащихся девятых и одиннадцатых классов. Данный
метод сбора информации был проведен с целью определения того, насколько качественно
и систематично проводится работа по психолого-педагогическому сопровождению
профессионального самоопределения старшеклассников в школе.
Анализируя ответы девятиклассников,
мы получили следующие результаты.
На вопрос «Хотите ли Вы получить полное среднее
образование?» 94,4% учащихся ответили положительно, что говорит о высокой
заинтересованности молодежи в обучении. На вопрос «В какой профильный класс Вы
хотите пойти? (В какое образовательное учреждение?)» по 30% учащихся ответили,
что выбрали гуманитарный класс и информационно-технологический соответственно,
26% учащихся – общеобразовательный, и 14% учащихся решили пойти учиться в
училище либо в колледж по окончании девятого класса. Вопрос «Что повлияло на
Ваш выбор?» повлек за собой такие ответы, как высокая востребованность на рынке
труда – 44,8% учащихся, влияние родителей – 19,6% учащихся, плохие знания в
области математики у 16,8% учащихся, чтобы скорее закончить учебу – ответили
5,6% учащихся, и еще не определили причины своего выбора 13,2% учащихся. На
вопрос «Советовались ли Вы с родителями при выборе профиля обучения?» 86%
учащихся ответили положительно, что говорит о значимости для них мнения
взрослых. Вопрос «Проводилось ли изучение Ваших интересов, склонностей и способностей
при зачислении Вас в профильный класс?» позволил нам увидеть осуществление
работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального
самоопределения старшеклассников – 94,4% учащихся ответили положительно, что свидетельствует
о плановой работе со старшеклассниками. На вопрос «Как Вы оцениваете свой
выбор?» 88,8% учащихся ответили, что сделанный ими выбор профиля обучения
является актуальным на сегодняшний день, а остальные еще не определились с
оценкой своего выбора. Вопрос «По каким предметам Вы обучаетесь успешно?» дал
нам следующие результаты – по 30% учащихся ответили, что успешно обучаются по
естественным и гуманитарным предметам соответственно, и 40% учащихся имеют
успехи по разным предметам. Вопрос «Проводятся ли с Вами беседы, консультации
по профессиональному самоопределению? Как часто?» дает нам возможность увидеть
частоту и качество работы психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения старшеклассников – 44,2% учащихся ответили,
что эта работа проводится с ними один раз в неделю, 33,2% учащихся считают, что
один-два раза в месяц, 11,2% ответили, что очень часто и еще 11,2% учащихся
считают, что данная работа с ними не проводится вообще. На вопрос «Определились
ли Вы с выбором Вашей будущей профессии?» 44,8% учащихся ответили положительно,
33,6% - отрицательно и 21,6% учащихся ответили, что еще не до конца
определились выбором своей будущей профессии. Опираясь на ответы учащихся по
этому вопросу, мы будем анализировать ответы на последние два вопроса: «Какую
профессию Вы хотите получить в будущем?» и «Почему Вы хотите получить именно
эту профессию?». На эти вопросы мы получили следующие ответы: среди выбираемых
профессий девятиклассники отмечали профессии флориста, журналиста, повара,
следователя, психолога, врача, юриста. А причины выбора объясняли
привлекательностью профессии, любовью к цветам, к людям, интересом в общении с
людьми.
Анализируя ответы учащихся
одиннадцатых классов, мы получили следующие результаты.
На вопрос «В каком профильном классе Вы
обучаетесь?» мы получили следующие данные: 55% учащихся обучаются в
информационно-технологическом классе, а 45% учащихся – в профильном классе на
базе ПУ-66. На вопрос «Что повлияло на Ваш выбор?» 77,5% учащихся ответили, что
этот профиль нужен им для будущей профессии, а 22,5% учащихся – что сделать
этот выбор их заставили родители. На вопрос «Советовались ли Вы с родителями
при выборе профиля обучения?» только 70% учащихся ответили положительно. На
вопрос «Проводилось ли изучение Ваших интересов, склонностей и способностей при
зачислении Вас в профильный класс?» 67,5% учащихся ответили положительно, что свидетельствует
о некой несистематичности профориентационной работы. Ответы на вопрос «Как Вы
оцениваете свой выбор?» такие же, как и во втором вопросе – 77,5% учащихся
оценивают свой выбор положительно, а те 22,5% учащихся, за которых сделали
выбор родители, оценивают свой выбор отрицательно. На вопрос «Если бы вернуться
на год назад, Вы повторили бы свой выбор?» 80% учащихся ответили, что обязательно
бы сделали такой же выбор, и 20% учащихся – не повторили бы. Вопрос «По каким
предметам Вы обучаетесь успешно?» дал нам следующие результаты –55% учащихся
ответили, что успешно обучаются по естественным предметам, и 45% учащихся имеют
успехи по разным предметам. Вопрос «Проводятся ли с Вами беседы, консультации
по профессиональному самоопределению? Как часто?» дает нам возможность увидеть
частоту и качество работы психолого-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения старшеклассников – 50% учащихся ответили, что эта работа
проводится, но с какой периодичностью, они затрудняются ответить, 35% учащихся
считают, что такая работа проводится с ними от случая к случаю, и 15% учащихся ответили,
что данная работа с ними вообще не проводится. На вопрос «Определились ли Вы с
выбором Вашей будущей профессии?» 85% учащихся ответили положительно, 10% - отрицательно
и 5% учащихся ответили, что еще не до конца определились выбором своей будущей
профессии. Опираясь на ответы учащихся по предыдущему вопросу, мы будем
анализировать последние два ответа: «Какую профессию Вы хотите получить в
будущем?» и «Почему Вы хотите получить эту профессию?». На эти вопросы мы
получили следующие ответы: среди выбираемых профессий одиннадцатиклассники отмечали
профессии энергетика, менеджера, программиста, врача, юриста, повара, швеи,
автомеханика. А причины выбора объясняли привлекательностью профессии, любовью
к компьютерам, к людям, интересом в общении с людьми.
Анализируя ответы учащихся девятых и
одиннадцатых классов, мы пришли к следующим выводам.
1) На выбор профильного класса среди
девятиклассников актуальность выбираемой будущей профессии повлияла только у
44,8% учащихся, что свидетельствует о неопределенности в профессиональном самоопределении
у большинства девятиклассников. При чем изучение интересов, склонностей и
способностей учащихся при зачислении их в профильные классы проводилось только с
94,4%, остальные 5,6% учащихся либо вообще не знают, что такая работа
проводится, либо сознательно не посещают данные мероприятия. Свой выбор
профильного класса определяют как актуальный 88,8% учащихся, что может говорить
о неосознанности выбора у остальных 11,2% девятиклассников. О том, что с
учащимися проводится работа по профессиональному самоопределению, знают всего
лишь 77,4% учащихся, а остальные отрицают проведение данного вида работы. И с
выбором будущей профессии определились на данный момент лишь 44,8% учащихся.
2) Среди учащихся одиннадцатых
классов на выбор будущей профессии актуальность играет важную роль у 77,5%
учащихся, и поэтому они оценивают свое решение только лишь положительно, на
выбор остальных 22,5%, которые оценивают это решение отрицательно, повлияли
родители, что говорит о неосознанном и неадекватном выборе профессии. О работе
по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения
известно только лишь 67,5% учащихся, причем периодичность этой работы
неизвестна ни одному из одиннадцатиклассников. Так, с выбором своей будущей
профессии уже окончательно определились 85% учащихся.
Данные выводы свидетельствуют о
несистематичности, о некоторой неэффективности работы по
психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения. На
это указывают полученные ответы учащихся девятых классов, поскольку многие из
них не определились с выбором профиля, будущей профессии, о проводимой работе
по профориентации многие учащиеся даже ничего не знают. Ответы
одиннадцатиклассников также заставляют усомниться в качестве проводимой работы,
поскольку о проводимой работе по профессиональному самоопределению знает лишь половина
учащихся, а остальные либо не знают, что эта работа проводится, либо
сознательно уклоняются от предлагаемой помощи.
Таким образом, мы увидели, что среди
учащихся девятых классов помощь в профессиональном самоопределении получили
44,8%, а среди учащихся одиннадцатых классов – 85%. Эти данные показывают нам,
что учащиеся не получают должной помощи в выборе будущей профессии, в следствие
чего дипломы об образовании по-прежнему остаются ненужными, молодежь работает
не по специальности, и, как правило, жалеет о потраченных годах во время учебы
в учебных заведениях.
На следующем этапе нашего
исследования нами было проведено интервьюирование психологов школ города
Усть-Илимска, которые занимаются вопросами психолого-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения учащихся. После анализа и
обобщения полученных результатов интервьюирования, можно сделать следующие
выводы.
1. В состав членов психолого-педагогической службы по
вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
учащихся входят психологи, социальный педагог, завуч, медработник, классные
руководители. После проведения работы каждым членом этой службы проводится
общее собрание, систематизируются все полученные результаты и передаются
психологам. Затем психологи обрабатывают, анализируют и синтезируют полученную
информацию о каждом учащемся.
2. В двух школах города работа по психолого-педагогическому
сопровождению профессионального самоопределения учащихся начинается уже с
начальной школы, с первого класса, поскольку учащиеся, по мнению респондентов,
должны уметь ориентироваться в мире профессий. Но четыре психолога ответили,
что данную работу нужно проводить, начиная только с восьмого класса, то есть в
то время, когда начинается предпрофильная подготовка.
3. В школах города Усть-Илимска в ходе работы по
профессиональному самоопределению проводится диагностика учащихся, начиная с
восьмого класса. Учащиеся оформляют свои портфолио, в которых отражаются: учебная
деятельность, достижения, научно-исследовательская деятельность, общественно-значимая
деятельность, результаты диагностики. В некоторых школах на каждого учащегося составляется
индивидуальный учебный план на будущий год обучения, в котором отмечается, куда
ребенок хочет поступать, какие у него склонности и способности, рекомендации
родителей, классных руководителей, психологов, и на основе данного плана
строится работа с каждым учеником. Также проводятся консультации (индивидуальные
и групповые) как с учащимися, так и с их родителями; информирование;
профпросвещение; элективные курсы; конференции; беседы; игры; экскурсии; тренинги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|